Произведения для электро гитары

Ноты для электрогитары

Электрогита́ра — разновидность гитары с электромагнитными звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и усилен — для воспроизведения через акустическую систему. Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара».

Электрогитары изготавливаются, как правило, из дерева. Самые распространённые материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара — электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, MusicMan (англ.), Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Ноты для электрогитары

Об инструменте

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson[2]. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).

Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. Звукоснимателей может быть установлено как два, так и три.

О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Согласно архивному каталогу компании RCA Victor, 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками: эту дату журнал Guitar Player считает официальным днём рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чём свидетельствуют записи, произведённые им в Лос-Анджелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевёл в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих. В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешёл в «электричество» не один, а на пару со стил-гитаристом. Впоследствии и Боб Уиллс стал устраивать аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Применения

В джазе и блюзе
В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря Эдди Дарэму, техасскому джазмену, игравшему, в числе прочих, с Каунтом Бэйси, который, правда, предпочитал использовать его в качестве тромбониста. Считается, что именно Дарэм первым исполнил гитарное соло (на электрическом National, в «Time Out», запись от 9 августа 1937 года). Первым «электрическим» блюзменом стал Джордж Барнс, 1 марта 1938 года сыгравший в студии — сначала с Большим Биллом Брунзи, затем с Кертисом Джонсом. В 1939 году электрогитару взяли на вооружение чикагские блюзмены Биг Билл Брунзи и Тампа Ред. Затем Мемфис Минни записала «электрическую» версию песни «Me And My Cauffer», принесшую ей первый большой успех. Звездой ранней электрогитары был и Чарли Кристиан, который приобрёл широкую известность в 1939—1942 годах, но славы достичь не успел (в 25 лет он умер от туберкулёза). Историки джаза утверждают, что именно Кристиан стал ключевой фигурой в истории современной электрогитары, оказав влияние на творчество таких мастеров, как Элдон Шэмблин, Мерл Трэвис, Хэнк Томпсон, Чет Аткинс, Билл Блэк, Джимми Брайант, Барни Кессел, Тэл Фарлоу, Уэс Монтгомери.

В рок-музыке
Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов — Элвиса Пресли, Билла Хейли, однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли. Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Знаменитый гитарист Джими Хендрикс в корне изменил взгляды на звучание гитары, всяческим образом извлекая из неё новые звуки, используя широкий спектр эффектов. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз, использовавшиеся поначалу группами гаражного рока (Линк Рей, The Sonics, The Kinks), а чуть позже — и более популярными исполнителями (The Beatles, The Rolling Stones). К концу десятилетия начинаются эксперименты с использованием в песнях гитарного фидбэка (The Velvet Underground), а также с более агрессивным и грязным звуком. Последнее привело к появлению в 1970-х годах жанра хард-рока, наиболее выдающимися гитаристами которого стали Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж.

В 1980-х годах, с развитием панк-рока и появлением альтернативного рока, начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электрогитары. Важную роль сыграли в этом некоторые группы конца 70-х, например, Joy Division, чей гитарист Бернард Самнер создавал с помощью гитары не столько ритм- или соло-партии в традиционном понимании, сколько атмосферные звуковые ландшафты, воспринимавшиеся при прослушивании песен на подсознательном уровне. Революционную роль в развитии рок-гитары 1980-х годов сыграли Sonic Youth, чьи гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо, пользуясь нетрадиционными настройками и техниками игры, фидбэками, всевозможными странными гитарными эффектами, смогли создать уникальное звучание, ставшее основой для всей последующей эволюции рока.

Такие группы, как The Jesus and Mary Chain, Big Black, The Jesus Lizard, Pixies, Nirvana, пользовались наработками Sonic Youth, создавая жанр нойз-рока. Из него вышел и поджанр шугейзинга, в котором звучание электрогитары стало максимально отдалённым от привычных стандартов. В песнях шугейз-групп накладывалось огромное количество партий, которые иногда звучали как синтезаторы, традиционные гитарные риффы отходили на задний план, и всё вместе это создавало очень странный, революционный эффект. Брайан Ино назвал это звучание «поп-музыкой будущего». Ведущие группы жанра — My Bloody Valentine (гитаристы Кевин Шилдз и Дебби Гудж), Slowdive, Ride, Pale Saints.

Параллельно с этим в 80-е годы на базе фолк-рока 60-х создавалось более мягкое гитарное звучание, дававшее при наложении множества партий «симфонический» эффект. Огромную роль в развитии такого звука сыграл Джонни Марр из The Smiths.

В академической музыке
В 1950-х-1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений — Gruppen Карлхайнца Штокхаузена (1955-1957), String Trio Дональда Эрба (1966), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода — MASS Леонарда Бернстайна (1971), Electric Counterpoint Стива Рейха (1987), Miserere Арво Пярта (1989-1992), Симфония № 4 Лепо Сумеры (1992) с соло электрогитары в третьей части.

В 1980—1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них — Стивен Мэки, Ник Дидковски, Скотт Джонсон, Тим Брэди. Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук, ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато». Часто используется в рок-музыке для извлечения форшлагов.

Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.

Слайд (англ.)русск. (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счёт плавного движения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке — «глиссандо». В блюзе (иногда также и в роке) вместо пальца используется слайд — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.

Bend — один из основных приёмов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше. Для исполнения бэнда на открытых струнах может использоваться нажатие на струну за нулевым порожком гитары.

Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.

Тэппинг — звук извлекается приёмами Hammer-on, Pull-off и Slide на грифе гитары как одной, так и двумя руками

Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.

Флажолет — одновременно с извлечением звука к струне прикасаются в области, делящей её на две части в определённом соотношении (пополам, на треть и т. д.). В результате гасится основной тон и ряд обертонов, остаются лишь те из них, чьи стоячие волны на струне имеют узел в точке прикосновения (например, при делении пополам гасятся все нечётные гармоники), звук становится выше и меняет тембр. Также часто называется «натуральным флажолетом». Звук извлекаемой ноты становится выше на октаву и более, в зависимости от места касания струны правой рукой.

Искусственный флажолет — в основном используется в рок-музыке, в сочетании с эффектом distortion. При исполнении этого приёма, одновременно со звукоизвлечением медиатором, правая рука касается струны в области удара (как правило, большим пальцем, после проскакивания медиатора). Чтобы не заглушить звук струны, касание правой рукой делается очень коротким. При этом, как и в случае натурального флажолета, гасится основной тон и часть обертонов, звук повышается на октаву и более.
Переменный штрих — гитарная техника, в которой удары медиатором вниз чередуются с ударами вверх. Более скоростной его вид называется тремоло.
Даунстрок — гитарная техника, в которой удары медиатором совершаются только вниз. С техникой Palm mute и эффектом дисторшн получается агрессивный, сухой, пробивной звук.

Свип — это один из скоростных приёмов игры, в котором используются метущие движения медиатором.

Оборудование

Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).

Педаль эффектов (примочка) — устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже — два и более. Наиболее известные эффекты:

Drive — «Мягкое» (живое) усиление в музыке — используется в блюзе.

Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.

Distortion — эффект «жёсткого» искажения, используется в рок-музыке и во всех её направлениях.

Chorus — звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20—30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.

Гитарный процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.

Гитарный медиатор — тонкая пластинка с заострённым концом, предназначенная для приведения в состояние колебания струн гитары. В отличие от классической и акустической гитары, в технике игры на электрогитаре преобладает использование медиатора.

Источник

Изучаем риффы для электрогитары – для начинающих

Гитарный рифф – это мелодическая фраза, или последовательность нот, аккордов, которая может повторяться в песне снова и снова (во вступлении, после куплетов и припевов) или прозвучать только один раз, например, между частями музыкального произведения. Эти фразы особые – яркие, запоминающиеся. По ним можно узнать тему на слух – фишка, изюминка в структуре музыкального произведения.

Рифф может быть лишь только дополнением в аранжировке песни или являться её основой. Многие стилевые направления рока являются риффовой музыкой (хард-рок, трэш-метал, дэт-метал и др.).

Прообраз риффа – остинато (многократное повторение мелодической фразы, ритмической фигуры) – используется в классической музыке со времён средневековья. С 30-х гг. XX века риффная техника используется джазменами в оркестровых аранжировках и джаз-бандах.

Ну а началом эволюции рок-риффов можно считать блюзовые темы 1950-х гг. Например, в песнях «Hoochie Coochie Man» Muddy Waters и «Smokestack Lightnin’ » Howlin’ Wolf’s можно услышать во вступлении риффы, щедро вздобренные блюзовыми интонациями.

Эти и другие блюзовые композиции 50-х гг. как зёрна музыкальной идеи дадут буйные всходы на почве рока в последующие психоделические, громыхающие, кричащие 60-е и 70-е, 80-е и 90-е гг. И не блёкнут, не теряют своей эмоциональности, оригинальности и в наши времена – в XXI веке – в эру сумасшедших музыкальных изысков альтернативного рока и тяжёлой гитарной музыки.

В этой статье мы разберём риффы для электрогитары для начинающих. Список составлен не по степени популярности песен. Но есть в нём определённая концепция от простого к сложному: то есть первые темы сравнительно лёгкие для исполнения и далее уже посложней… придётся позаниматься больше, чтобы научиться играть. В подборке музыкальный материал различных периодов рок-музыки прошлого века: начиная The Rolling Stones, The Beatles и заканчивая Nirvana, Metallica (времён «Чёрного альбома»). Риффы для электрогитары новичкам представлены в виде нот и табов с фрагментами из оригинальных аудиозаписей исполнителей (можно послушать онлайн и скачать). Так что всё необходимое для занятий у вас будет.

Ну что ж берите гитару в руки! Мы начинаем!

1. In My Life – The Beatles
Простейшая, но красивая, задушевная мелодия на первых двух струнах в пределах первых пяти ладов грифа. Отличный вариант попрактиковаться для начинающих обучение на гитаре с нуля.

2. The Man Who Sold The World – David Bowie
Эту песню вы могли слышать и в исполнении Курта Кобэйна. Простейшая, но интересная фраза из трёх нот. Также вам придётся сделать бенд на третьей струне (подтянуть её на полтона – как играть указано в табах).

3. Satisfaction (I Can’t Get No) –The Rolling Stones
Тема не нуждается в особенном представлении. Классика есть классика. Но для новичков – то, что нужно. Рифф играется на пятой струне в трёхпальцевой аппликатуре. Не забудьте про глиссандо (скольжение по струне) и залигованные ноты (пул). Что ещё примечательного, вторая нота риффа при повторе за вторым и третьим разом по длительности меньше (не четвертная, а восьмая), то есть снимайте её раньше, чтобы прозвучала более отрывисто.

4. Politician – Cream
Очень и очень интересная гамма в риффе. По крайней мере, для блюз-рока. Звучит немного необычно. Но ходы лёгкие, освоите быстро.

5. Day Tripper – The Beatles
И да здравствует рок-н-ролл! Всё в лучших традициях этого стиля. Не без присутствия блюзовой магии. Фраза играется на электрогитаре во второй позиции с использованием открытых струн.

6. Hey Bulldog – The Beatles
И снова Битлз! Акцент на пониженной квинте (с Си на Фа) придаёт немного агрессивное звучание. Что, впрочем, Джоном Ленноном, автором песни, наверняка и задумывалось.

7. Oh, Pretty Woman – Roy Orbison
Познакомьтесь с историей! Рифф от пионера рок-н-ролла. Его первая часть повторяется несколько раз, и потом играется полностью. Что создаёт развитие. Имеет определённую схожесть с фразой из Day Tripper (The Beatles). И кстати, песни были написаны практически в одно и то же время.

8. Dazed And Confused – Led Zeppelin
Мрачная, тянущаяся по хроматике (движение по полутонам) мелодия в блюзовом ритме 12/8. Наверное, это один из секретов гитарного мастерства Джимми Пейджа – получать вот такой экзотический сплав блюза и рока. Полутоновые бенды чередуются с «чистыми» нотами сначала на четвёртой струне, а потом и на пятой, что и создаёт хроматизм. Но на самом деле это лёгкие риффы для электрогитары. Нотной записи не пугайтесь. Главное –научиться точно делать бенды.

9. Californication – Red Hot Chili Peppers
Если вы только начинаете штудировать баррэ на гитаре под названием F, Californication отличная тема попрактиковаться. В теме играется в I позиции фа мажор с мелодическими добавками в неполной аппликатуре (только на басовых струнах). А точнее – в гармонической связке Am – F. Да и вообще, это классный рифф для электрогитары 🙂

10. Come As You Are – Nirvana
Как захотите сыграть этот гранжевый психоделизм, первым делом перестройте все струны гитары на тон ниже. Иначе с оригиналом сыграть не получиться: если строй стандартный – будет жуткое нестроение с разницей в тон; выдаст вашим ушам не ту психоделику, которая требуется. А в остальном просто – табы для новичков. И всё-таки музыкальный минимализм Курта Кобейна гениален!

11. Hells Bells – AC/DC
Мрачная баллада «Колокола ада», написанная группой спустя некоторое время после смерти первого вокалиста Бона Скотта. Перебор с овердрайвом. Ноты при игре арпеджио не приглушаются, а сливаются. В конце каждого четырёхтактового квадрата мелодический ход пауэр-аккордами: квинта от C, и секста от B (мизинец остаётся на том же ладу, а указательный перемещается на II лад).

12. Black Sabbath – Black Sabbath
Протяжные, мистические звуки. Какие могут быть сомнения в том, что это чёрная суббота? Штрихи, указанные в завершении фраз приближены к оригинальной записи. Но если вам совсем будет сложно совладать со всеми этими скольжениями по струне вверх и вниз, просто выдерживайте длительность ноты или трели и потом делайте восходящее глиссандо, где это необходимо. В помощь видео песни с концертных выступлений Black Sabbath. И кстати, о трелях (в этом риффе они точно дьявольские!): смотрите в табы – где над нотой C# (до-диез) есть надпись «tr» нужно быстро посредством техники «хаммер он + пул оф» чередовать её с нотой D (ре).

13. Crazy Train – Ozzy Osbourne
Сумасшедший поезд вот-вот отправится в путь! Классный ход в фа-диез миноре. Что-то наподобие педального тона: постоянно повторяющийся тонический звук (F#). За четвёртым разом фраза заканчивается пауэр-аккордами. И играются они с отрытыми струнами на первых ладах. В E5 третья струна приглушается, не звучит (схемы аккордов изображены в табулатуре).

14. Into The Fire – Deep Purple
Рекомендуется для начинающих, осваивающих хроматические ходы, и просто для поклонников классического хард-рока. Да-да, вы ничего не перепутали. Как пошли во втором такте с первого лада шестой струны – и аж до шестого (до ля-диез значит). И в заключительном такте ещё одна «хроматическая прогулка» – до 11 лада.

15. Heathens from the North – Yngwie Malmsteen
Преоригинальные «длинные» риффы от великого неоклассического маэстро. Строй гитары опустите на полтона. В третьем такте трель (7 и 8 лад на четвёртой струне). Не пропустите это мелодическое украшение!

16. Stargazer – Rainbow
Не песня, а целая рок-поэма. Рифф определённо эпический. Ричи Блэкмор умело использовал «проходящие» полутона в мелодии. Кульминация разворачивается аж на пять четвертей.

17. July morning – Uriah Heep
Любите красивые мелодии? Тогда бросьте всё и сыграйте этот фрагмент песни «Июльское утро». Впечатление гарантируется. Тут есть и мистицизм (в какой-то момент кажется, что присутствуют интонации из произведения «В пещере горного короля» Эдварда Грига), и лирика, какую может дать только рок. Добавляйте к звукам глиссандо, где указано в табах.

18. Breaking the Law – Judas Priest
Быстро, мощно. Ну что ещё сказать. Judas Priest – и этим всё сказано. По технике исполнения довольно всё просто – а-ля табы для начинающих. Ход с открытой пятой струной. Но сначала, конечно, играйте в медленном темпе. Желательно поупражняться.

19. Bohemian Rhapsody – Queen
Фрагмент легендарного произведения Queen. В табах выписан вариант фразировки с P.M. (Palm muting – глушение струн ладонью).

20. Black Night – Deep Purple
Тема играется в триольном ритме шаффл. Две восьмые в нотной записи приравниваются к триоли (четвертная + восьмая в ребре «3»).

21. Susie Q – Creedence Clearwater Revival
Утончённого музыкального вкуса гитаристам из Creedence Clearwater Revival не занимать. Шикарные в мелодическом и ритмическом разумении фигуры в боксе ми минорной пентатоники на первых трёх ладах с открытыми струнами. Ноты, над которыми стоят «точки», играйте отрывисто. Соль на шестой струне чуть-чуть оттягивайте вниз. Не перестарайтесь – требуется всего примерно четверть тона. Поиграйте вместе с аудиозаписью – и быстро научитесь.

22. One For The Road – Judas Priest
Очень даже оригинальный рифф для электрогитары на пять четвертей (заметьте!). Где указан «x», струну нужно полностью заглушить (пальцами левой руки) и сделать удар медиатором.

23. Outside Woman Blues – Cream
Тут есть заковыристый аккорд – E7 #9. Если ещё не знакомы с ним – знакомьтесь обязательно. Попадётся в роковых темах вам ещё не раз и не два. Вот, например – Gary Moore «Power of the Blues». Там тоже он есть только в другой аппликатуре.

24. Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival
Ну очень красиво и мелодично – рифф на аккорды D – D – A – D в виде ломанных арпеджио. Отдельно поработайте над форшлагами (маленькие нотки возле основных) – быстрые глиссандо по 3-ей струне.

25. Heartbreaker – Led Zeppelin
Не пугайтесь большого количества нот. Фактически ход повторяется: сначала по ля минорной потом по си минорной блюзовой гамме + бенды на полтона и тон на шестой струне.

26. Manic Depression – Jimi Hendrix
Рифф на ¾ да и ещё в триольной пульсации. Где в нотах по две восьмых на самом деле нужно играть фигуру – четвертная + восьмая в триоли. Но чтобы сильно не заморачиваться, попытайтесь словить ритмические рисунки на слух (слушая аудиозапись). Почувствуйте пульсацию. Но риффы для электрогитары от Джимми Хендрикса – это определённо уровень, источник вдохновения. Так что наберитесь терпения и освойте тему. Окупится сторицей.

27. Moby Dick – Led Zeppelin
Гитарный строй нужно немного изменить. Шестая с E (ми) в D (ре). То есть на тон ниже. Рифф имеет структуру похожую на блюзовый квадрат. Ноты, обозначенные точками, играйте отрывисто. Также выдерживайте шестнадцатые паузы («не растягивайте» звуки).

28. Purple Haze – Jimi Hendrix
Во фразах есть довольно много заморочек со звукоизвлечением (отрывистый штрих, мелизмы, глиссандо, бэнды на четверть тона). Но как уже выше и говорилось о творчестве Хендрикса – не жалейте времени и хорошо изучите рифф. Повысите свой исполнительский уровень. Почерпнёте много интересного.

29. Smoke on the water – Deep Purple
Классика рока. Играется в соль миноре квартами. Делайте удары по приглушенным струнам, где в табах указан символ «x».

30. Rocka Rolla – Judas Priest
Этот рифф тоже с квартами. Имеет интересное развитие. К первой фразе при каждом повторе добавляются ещё ноты.

31. Working Man – Rush
К ритмическом рисунку на аккорде E5 добавляются различные мелодические ходы. Переход к следующей части через открытую шестую струну.

32. Bird of prey – Uriah Heep
Вот они такие были «первые ласточки» хеви-метала. Готовьтесь поупражняться на переменный штрих. В последнем такте красивая мелодичная фраза. С ней определённо можно поэкспериментировать на досуге. В смысле того, что это отличный материал для создания импровизационных линий и для написания собственных тем.

33. I Was Made For Lovin’ You – KISS
Даже те, кто не увлекается рок-музыкой, хотя бы раз, но слышали эту песню. А именно рифф с неё может и больше. Он стал жертвой всяких-разных электронных ремиксов. Но мы, конечно, представляем вам его в формате оригинальной записи от группы KISS. В последнем такте небольшая заморочка с аккордом: удерживайте на Em дополнительно указательный палец как на баррэ, чтобы сделать пул к седьмому ладу (четвёртая струна не звучит).

34. Ain’t Talking’ ‘Bout Love – Van Halen
Несмотря на гармоническую простоту Ain’t Talking’ ‘Bout Love – Am, F, G и т.д. – она звучит шикарно. Хочется играть снова и снова. Гитарист-виртуоз Ван Хален знает толк в концепции «всё гениальное просто». Однако! Над звукоизвлечением арпеджио с приёмом P.M. всё-таки нужно будет поработать. Добивайтесь чёткого звучания каждой ноты.

35. Message In A Bottle – The Police
Рифф в аккордах. Да и ещё в каких. Квинта с 9-ой ступенью. Мизинец нужно будет раскорячить как следует. Аппликатуры аж на пять ладов. Но только ля будет попроще, так как там с открытой струной. Так что прежде чем рваться в бой – осваивать эту тему – хорошенько разогрейте левую руку и, особенно, мизинец. Упражнениями, конечно, а не камином, отопительной батареей или паяльной лампой 🙂

36. Antonin Artaud – Bauhaus
Множество музыкальных критиков считают группу Bauhaus основателями готик-рока. И рифф из этой песни – прямое доказательство состоятельности этой версии. Повторяющиеся арпеджио, интервалы в аккордовой последовательности F – B создают мистическое и даже в каком-то смысле зловещее настроение.

37. Iron Man – Black Sabbath
Не знаете, как играть квинты на гитаре? Спросите Тони Айомми. У гитариста группы, оказавшей влияние на развитие хеви-метала, создавшей фундамент для дум-метала, определённо можно почерпнуть множество полезного, и по квинт-аккордам в том числе.

38. Man On The Silver Mountain – Rainbow
Первая песня из первого альбома Rainbow – ещё один шедевр Блэкмора. Перегруз на гитаре накручивайте в меру. Обязательно играйте отрывисто (без «хвостов») указанные отдельные ноты и интервалы.

39. Sunshine Of Your Love – Cream
Средний темп, без каких-то технических наворотов – но попотеть придётся, чтобы сыграть. Двухтактовая фраза повторяется с различными вариациями. За третьим и четвёртым разом добавляются аккорды – D и С. Это немного видоизменённые аппликатуры септаккордов на баррэ. Указательный палец приподымайте, чтобы нота на шестой струне звучала, а остальные струны были приглушены (то есть палец лежит на остальных струнах, но не прижимает их).

40. T.N.T – AC/DC
Горячий рок-н-ролльный ритм. Простые аккорды, но нужно чётко выдерживать длительности и добавлять удары по приглушенным струнам (в табах «x»). Соль на шестой струне (3 лад) слегка оттягивается.

41. Since You Been Gone – Rainbow
Рифф полностью на квинтах, кроме G. К нему подход особый. Аппликатура немного замудрённая, но зато классно звучит. Если совсем застопоритесь на этом соль мажоре, то сыграйте его в стандартном варианте с открытыми струнами, но с приглушенной пятой струной. Примерно так, как Brian May (найдите эту тему на Ютубе в его исполнении).

42. Enter Sandman – Metallica
Тяжёлые риффы от Metallica. Пусть и не такие тяжёлые, как в первых альбомах группы. Но метальная энергетика в них присутствует. Стиль и мелодика музыкантов тоже узнаваемы.

43. Back In Black – AC/DC
Смесь мощных пауэр-аккордов в позиции с отрытыми струнами (на первых двух ладах) за первым разом завершаются фразой по блюзовому ми минору, а за вторым – хроматическим ходом через ноту B.

44. Whole Lotta Love – Led Zeppelin
Стремительный темп, акцентированные ритмические фигуры на аккорде E5. Ещё одна примечательная особенность – хитрый бенд на пятой струне. Подтяжка всего на четверть тона (от унисона с четвёртой открытой струной) создаёт эффект слегка расстроенной струны или, если хотите, порядком накрученного хоруса. Звучит оригинально.

45. Fire – Jimi Hendrix
Огонь Хендрикса никогда не угаснет. С фуззом – врывающиеся как языки пламени октавы сменяются пентатоническими ликами.

46. Walk This Way – Aerosmith
Можно предположить, что заглавный рифф и сделал песню успешным синглом группы в 70-х. Добивайтесь предельной чёткости звучания – P.M., отрывистые штрихи. Начинайте разучивание с медленного темпа, разберитесь во всех нюансах звукоизвлечения.

47. Song 2 – Blur
Гранжевая забойная альтернатива. Рифф построенный на квинтах служит раскачкой для предстоящего взрывного проигрыша. В стандартном строе (1 струна – E) играется от F5.

48. Smells Like Teen Spirit – Nirvana
Как бы в продолжение музыкальной волны предыдущего риффа. Колоссальный выброс электрогитарной энергии. Одним словом – гранж. Педальку с дисторшн держите под ступнёй наготове. И помните, что её нужно включить из-за такта на последнем аккорде квадрата (это место указано в табах). Ноты в скобках – удары по открытым струнам при переходе с одного аккорда на другой.

49. Sweet Child O’ Mine – Guns N’ Roses
Мелодичный ход с межструнными скачками в ми минорном боксе в XII позиции. Гитара настроена на полтона ниже. Не смотрите на объём табов. На самом деле разучивать много не придётся. Так как одна и та же фраза повторяется, только начинается с другой ноты. Сначала два раза от D, потом от E и от G. В кульминации (последних двух тактах) ход меняется.

50. The Sails Of Charon – Uli Jon Roth
Эпический рифф от Ульриха Рота, непревзойдённого мастера классического хард-рока. Причём на одной струне – пятой (в последних тактах аккорды – это переход к следующей части песни). Ми минор гармонический, или фригийский мажор от B (си). Глиссандо от 2 к 14 ладу можно играть так: указательный палец левой руки перемещается практически к 12 ладу, а на 14 ладу ставится мизинец (без удара медиатора), ноту нужно сыграть отрывисто.

В дополнение к табам посмотрите это видео (Uli Jon Roth лично показывает, как играть рифф в оригинальном и замедленном темпе).

Всё! Статья на этом заканчивается, а риффы для электрогитары – нет! Это к тому, что можно ещё 50 раз по 50 создать подобных подборок всяких-разных роковых риффов. Исследуйте пласты музыки – играйте разнообразный музыкальный материал! Интересных и плодотворных занятий на гитаре! Не забудьте поделиться своими впечатлениями в комментариях. С удовольствием ответим на все ваши вопросы.

Источник

Оцените статью