Произведения для фортепиано каприччио

Валерий Гаврилин — Каприччио («Анюта»)

Эффектная несложная пьеса для фортепиано, производящая впечатление виртуозной, если сыграть с движением и выразительно. Музыка хорошо знакома русским любителям балета : эта красота — из балета В.Гаврилина «Анюта» .

В пьесе отлично можно проработать технические навыки левой руки на арпеджиевую технику, артикуляцию и координацию шестнадцатых в левой с мелодией в правой руке. Эти технические задачи обычно встречаются и нарабатываются в «учебной» крупной форме — классических сонатах, рондо, вариациях (Диабелли, Клементи, Кулау).

Радостная солнечная музыка сонат вполне интересна многим детям. Но не всегда, и ещё реже — взрослым. И самое главное: пьесы крупной формы, как и указывает их название, обычно крупные, занимают несколько страниц — если сольфеджио и чтение с листа не очень, займут время.

Каприччио же на одной страничке содержит похожую технику в сжатом виде.

Поэтому следующим категориям учащихся:
  • маленьким перспективным детям в 6-7-8 лет можно дать пьесу на вырост, а разбор при необходимости просто вложить в руки. В пьесе частая повторность, с рук запоминается легко детками с хорошей памятью. Резвого темпа в данном случае не ждём, хотя кто знает.
  • старшим детям и взрослым с 4-5 года обучения на быстрое разучивание и игру в живом темпе.
  • поздно начавшим взрослым с 3 года. Быстрый темп опять таки не ждём, но над его достижением до пределов возможного работаем.
Технические задачи в правой руке:

— фразировка, сочетание стаккато и легато, акцентуация.

Читайте также:  Все менуэты баха для гитары
Задачи в левой руке:

— беглость и ровность альбертиевых басов; координация с правой рукой; частичную работу над беглостью и «попаданием» можно провести с помощью изменения ритма в басах.

— Отдельная трудность для моих учащихся: ровный звук аккомпанемента. В начале у всех играющих первый палец ворочается во все стороны и страшно стучит. Наработать правильный навык у первого пальца очень трудно на одной пьесе, это делается постепенно. Поэтому если первый раз сталкиваемся здесь с альбертиевыми басами — скорее всего от стука первым пальцем не избавимся.

Играет моя ученица на втором году обучения —

Оркестровый оригинал —

Источник

Произведения для фортепиано каприччио

Каприччио для фортепиано с оркестром сочинялось Игорем Стравинским в Ницце, в 1926-29 годы, вторая редакция — 1949 год. Первое исполнение ― 6 декабря 1929, Париж, автор и оркестр под управлением Эрнеста Ансерме.

«В концертах, написанных мною, я придерживался старой трактовки этого жанра, – сообщал Стравинский читателям одного парижского журнала в 1935 году, – главному концертирующему инструменту я противопоставил в оркестровом ансамбле или несколько инструментов, или целые группы также концертирующих инструментов. Таким образом был сохранен принцип конкуренции».

В Каприччио для фортепиано с оркестром этот принцип воплощен наиболее ярко. Но Стравинский, даже став на путь неоклассицизма (пионером которого он выступил в конце 20-х годов), всегда придерживался своего любимого девиза: con tempo – вместе со временем. «Современная музыка, – говорил он, – это самая интересная из когда-либо написанной музыки, и настоящий момент – самый волнующий в истории музыки. Так было всегда».

Не случаен и точный выбор названия – каприччио: прихотливое, «капризное» сочетание барочного концертирования и регтайма с его синкопированным ритмом отличает первую часть этого лаконичного фортепианного концерта.

Вторая часть – неторопливая инструментальная ария с оживленными эпизодами, оттеняющими медленное движение. Солист своими орнаментальными узорами «расшивает» оркестровую ткань.

Финал – род токкаты, не слишком быстрого perpetuum mobile; в веселой, ритмически упругой музыке торжествует мажор, неомраченная радость бытия.

Источник

Итальянское Каприччио (op.45)

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.

Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.

Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.

Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.

Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.

Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».

Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!

Источник

Каприччио (музыка)

Капри́ччо (итал. Capriccio , также каприс, фр. caprice ) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.

Несмотря на то, что это жанровое обозначение в ходу по меньшей мере с XVI века, твёрдого его определения не существует. Антуан Фюретьер в своём «Всеобщем словаре…» (опубл. 1690) определял каприс (в любом виде искусства) как «произведение, в котором сила воображения имеет больший вес, чем следование правилам искусства». Применительно к музыке подразумевалась при этом возможность нарушения строгих правил контрапункта — на это указывают, в частности, замечания Джироламо Фрескобальди в предуведомлении к cборнику своих каприччос (1624). В эпоху классицизма жанр каприччио принадлежал обыкновенно к инструментальной музыке, хотя к середине XVIII века название стало использоваться и для каденций, особенно сочиняемых самими композиторами, — в этом отношении важными прецедентом стали каденции-каприччио Пьетро Локателли к его 12 скрипичным концертам (1732). Поскольку такие каденции носили виртуозный характер, на некоторое время акцент в жанровом обозначении «каприччо» сместился в сторону технической трудности сочинения, — в этом смысле наиболее показательным образцом являются знаменитые 24 каприса для скрипки соло Николо Паганини.

К XIX веку в использовании термина исчезли всякие остатки обязательности, и произведения с жанровым обозначением «каприччио» могут носить любой характер в отношении объёма и инструментального состава: в частности, появились Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона (1832), Блестящее каприччио на тему арагонской хоты (позднее просто «Арагонская хота») Глинки (1845), Итальянское каприччио Чайковского (1880), Испанское каприччио Римского-Корсакова (1887), Каприччио для фортепиано с оркестром (1929, собственно полноценный трёхчастный концерт) Стравинского и т. д.

См. также

Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Каприччио (музыка)» в других словарях:

Каприччио — (живопись) жанр изобразительного искусства Каприччио (музыка) инструментальная пьеса свободного строения Каприччио (опера) опера Рихарда Штрауса … Википедия

Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

Украинская музыка — Начальная стадия формирования У. м. неотделима от развития муз. культуры Киевской Руси. Найденные на территории Украины археологич. памятники позднепалеолитич. времени флейты (стоянка Молодове Черновицкой обл.), резонаторные и… … Музыкальная энциклопедия

Азербайджанская музыка — Отдельные сведения о развитии А. м. дают наскальные рисунки, датируемые 5 3 м тысячелетиями до н. э., муз. инструменты, найденные при раскопках (духовой из кости, типа балабана, 1 в.до н. э., и др.), изображения на керамич. изделиях,… … Музыкальная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (музыка) — XIII. Музыка = Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племён. Следы древних языческих верований сохранились в обрядовых песнях, многие из которых продолжали жить до недавнего времени, утратив магически культовое… … Большая советская энциклопедия

Немецкая музыка — Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Симфоническая музыка — Concertkoor Haarlem performing in the Philharmonie Haarlem Симфоническая музыка понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими… … Википедия

Таджикская музыка — Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, иск во вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника… … Музыкальная энциклопедия

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

Удмуртская музыка — В течение длительного историч. периода У. м. развивалась в рамках устного нар. творчества. Песенное иск во ранней традиции восходит к древней финно угорской музыке, многие родственные черты в интонационно ладовом строе, метроритмич.… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов — ноты для фортепиано

Ноты для фортепиано к пьесам в pdf


Педагогический репертуар
Пьесы зарубежных классиков
для фортепиано
составитель Ф.А. Розенблюм
“Музыка”, 1971г.
номер 1162

  • Г. Гендель. Каприччио
  • В. Моцарт. Романс
  • Д. Скарлатти. Пьеса
  • И. К. Бах. Ригодон
  • И. Гайдн. Вариации на тему «Рокселана»
  • Л. Бетховен. Шесть легких вариаций на тему швейцарской песни
  • М. Регер. Листок из альбома
  • Ф. Шопен. Прелюдия
  • Ф. Лист. Мыслитель
  • Ф. Лист. Этюд
  • Э. Мак-Доуэлл. Песня
  • К. Шимановский. Мазурка
  • Д. Гершвин. Прелюдия

Скачать ноты


Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов
для фортепиано
для ДМШ Выпуск 1
“Музыка”, 1986г.
номер 3244

От составителей.
Настоящий сборник открывает новую серию учебных пособий из пяти выпусков, адресованную не только учащимся детских музыкальных школ, но и всем юным пианистам, занимающимся в различных музыкальных кружках и студиях.

Данная серия отличается от подобного рода изданий фортепианного репертуара дифференциацией материала в соответствии с профессиональными возможностями учащихся. За исключением 1-го и 2-го выпусков, предназначенных для начального (1—3-й год) обучения, все последующие выпуски будут издаваться в двух частях. Первые части каждого выпуска ориентированы преимущественно на традиционную программу ДМШ и по своим задачам аналогичны распространенным сборникам типа хрестоматии с четко выраженной методической направленностью. Вторые части включают популярные пьесы и переложения песен, фрагментов из опер, балетов, симфонической, камерной музыки русских, советских и зарубежных композиторов. Все эти переложения отличаются легкостью, доступностью изложения, не теряя при этом высоких художественных достоинств оригинала. Они предназначены в первую очередь для использования в работе различных фортепианных кружков и студий, а также для домашнего музицирования. Кроме того, они могут найти применение в классах общего и специального фортепиано ДМШ в качестве материала для самостоятельной работы, чтения с листа и расширения музыкального кругозора.

Внутри каждой части и раздела сохранен единый принцип «от простого к сложному». В сборники серии не включаются этюды, так как они хорошо систематизированы и достаточно полно представлены в различных специальных изданиях.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Ой, звоны звонят. Украинская народная песня.
Я. Степовой. Сорока-ворона
М. Раухвергер. Корова
М. Красев. Топ-топ
Н. Потоловский. Охотник и зайка
Ладушки. Детская песня
Вставала ранешенько. Русская народная песня. Обработка Ю. Шуровского
На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка Т. Салютринской
Латышская народная песня
Ю. Волков. Первые шаги
Ю. Вейсберг. Выйди, Маша. Хороводная песня из детской оперы «Гуси-лебеди». Переложение Е. Белорусовой
О. Бер. Темный лес
В. Волков. Ласковая песенка
К. Лонгшамп-Друшкевичова. На коньках

ИГРАЕМ СТАККАТО
К. Лонгшамп-Друшкевичова. Полька
Б. Берлин. Пони «Звездочка»
О. Бер. Шалун
Кукушка. Французская народная песня
Ю. Слонов. Разговор
Н. Владыкина-Бачинская. Волынка
А. Жилинскис. Старинный танец
А. Балтин. Дождь танцует
Л. Кершнер. Веселый паренек
С. Слонимский. Лягушки

УЧИМСЯ ИГРАТЬ КАНТИЛЕНУ
Что же мне не петь? Белорусская народная песня. Обработка Т. Салютринской
Ах, поморю. Русская народная песня. Обработка Ю. Щуровского
Л. Шульгин. Грустный рассказ
Д. Тюрк. Ариозо
Б. Барток. Беседа
Ю. Литовко. Канон
В. Кессельман. Маленький вальс
В. Курочкин. Вальс
И. Гуммель. Пьеса
Ю. Литовко. Пьеса
В. Жубинская. Колыбельная
Г. Гладков. Колыбельная

БЫСТРО И СМЕЛО
В. Волков. Шуточка
Л. Роули. Акробаты
К. Лонгшамп-Друшкевичова. Марш дошкольников
Ю. Левитин. Марш
Ю. Литовко. Веселая прогулка
М. Грачей. Веселые мастера
Ю. Виноградом. Танец медвежат
Т. Шаверзашвили. А ну-ка, отгадай!.
Е. Лауменскиене. Скерцетто

ТАНЦЫ СТАРИННЫХ МАСТЕРОВ
И. Виттгауэр. Гавот
Й. Гайдн. Менуэт
И. Уде. Менуэт
Г. Гендель. Менуэт
X. Хаслер. Менуэт
Г. Лёхлейн. Гавот
Й. Гайдн. Менуэт
Й. Гайдн. Менуэт
Ф. Госсек. Гавот. Переложение М. Мейчика
Г. Телеман. Ригодон
Д. Тюрк. Детская кадриль

ПЬЕСЫ СТАРИННЫХ МАСТЕРОВ
Д. Тюрк. Песенка
К. Нефе. Андантино
Г. Телеман. Пьеса
Г. Телеман. Пьеса
Д. Скарлатти, Ария
И. Кунау. Прелюдия
Г. Гендель. Чакона
Г. Гендель. Ария

ИНТЕРЕСНЫЕ НАЗВАНИЯ
М. Степаненко. Обидели
К. Орф. Жалоба
Г. Фрид. Грустно
В. Баркаускас. Тихие слезки
В. Волков. Незабудка
В. Кузнецов. За окном дождь
Д. Тюрк. Охотничьи рога и эхо
Г. Толкачев. В лесу
Ж. Металлиди. Воробьишкам холодно
Ж. Металлиди. Маленький путешественник
А. Роули. В стране гномов.
Н. Шишов. Загадка
Г. Гендель. Шалость
В. Россин. Сказочка
Н. Ган. Раздумье
Д. Тюрк. Прилежными упражнениями добьемся мастерства

ПЕРЕХОДИМ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС
В. России. Песня пастушка
В. Волков. Вальс
И. Беркович. Чешская песня
Э. Денисов. Кукольный вальс
Д. Льнов-Компанеец, Бульба
Ой, под горою, под перевозом. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко
А. Гедике. Вальс
В. Косенко. Танец
И. Беркович. Танец куклы
А. Гречанинов. Мой первый бал

Скачать ноты

Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов
для фортепиано
для ДМШ Выпуск 2
“Музыка”, 1987г.
номер 3317

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Настоящий сборник, являющийся 2-м выпуском серии «Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано», адресован учащимся 3-го класса фортепианных отделов детских музыкальных школ, а также юным пианистам, занимающимся в различных музыкальных кружках и студиях и уже в достаточной степени владеющим начальными навыками фортепианной игры.
Сборник может быть использован и в старших классах специального фортепиано ДМШ в качестве учебного пособия для развития навыков чтения с листа и самостоятельной работы, а также в классах общего курса фортепиано. Кроме того, многие пьесы, вошедшие в сборник, могут найти применение и в домашнем музицировании.
В настоящее издание включены разнохарактерные пьесы русских, советских и зарубежных композиторов — как старинных, так и современных, — отвечающих необходимым художественным и методическим требованиям, и, преимущественно, не входящих в наиболее распространенные хрестоматии и другие учебно-методические пособия.

Весь материал предлагаемого сборника сгруппирован в пяти примерно равных разделах: «Танцы старинных композиторов», «Пьесы старинных композиторов», «Пьесы русских композиторов», «Пьесы советских композиторов» и «Пьесы современных зарубежных композиторов».
Как и в предыдущем выпуске данной серии, музыкальный материал внутри каждого раздела расположен в порядке возрастания сложности. Этот же принцип — от простого к сложному — сохранен и в плане чередования разделов. Подобное расположение материала дает педагогу возможность использовать включенные в сборник пьесы в работе с детьми различной одаренности, находящимися на разных ступенях музыкального и пианистического развития.

Предложенная педагогическая редакция не является абсолютно обязательной и может быть изменена в соответствии с индивидуальными особенностями учеников. Наибольшую трудность для учащихся, по-видимому, представит исполнение мелизмов, встречающихся в пьесах 1-го и 2-го разделов сборника. Расшифровка мелизмов дана в соответствии с наиболее распространенной практикой, однако не исключает применения иных вариантов или даже полного снятия украшений.
Составители также сочли нецелесообразным излишне детализировать педализацию, оставив решение этого вопроса на усмотрение педагога. Во многих произведениях приведено лишь указание на то, что данную пьесу необходимо исполнять с педалью. Каждый же конкретный случай должен решаться индивидуально, в зависимости от уровня развития музыкального слуха ученика и его владения инструментом.
Амплитуда трудностей, встречающихся в пьесах одного и того же раздела, достаточно широка. Поэтому, исходя из физических данных и подвинутости ученика, ряд пьес (Менуэттино» Ф. А. Хофмейстера, «Ноктюрн» А. Гречанинова, «Песня без слов» С. Прокофьева и др.) может быть использован и в работе с учащимися 4-го класса.
Составители:Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая

ТАНЦЫ СТАРИННЫХ КОМПЗИТОРОВ
Г. Ф. Гендель. Менуэт
И. Г. Зейфарт. Гавот
И. Плейель. Менуэт
А. Корелли. Сарабанда
X. Ф. Шале. Менуэт
Ж. Ф. Рамо. Ригодон
И. Ф. Кирнбергер. Менуэт
Г. Штельцель. Бурр€
Д. Циполи. Сарабанда
Ф. А. Хофмейстер. Менуэтгино

ПЬЕСЫ СТАРИННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Д. Скарлатти. Ляргетто
Б. Пасквини. Ария
X. Г. Неефе. Ариозо
И. Г. Витггауэр. Пьеса
Д. Тюрк. Мужественный характер
Г. Ф. Телеман. Ариозо
Л. Моцарт. Пьеса
Л. Моцарт. Ария
В. А. Моцарт. Андантино
В. Ф. Бах. Аллегро
Л. Шитте. Кукушка
й. Бенда. Аллегретто
Й. Гайдн. Анданте

ПЬЕСЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
М. Глинка. Чувство
М. Глинка. Простодушие
М. Глинка. Мазурка
М. Титов. Вальс
А. Даргомыжский. Табакерочный вальс
Ц. Кюи. Простодушная откровенность
Ц. Кюи. Испанские марионетки
В, Ребиков. Вальс
Г. Пахульский. Мечты
А. Гречанинов. Ноктюрн

ПЬЕСЫ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В. Косенко. Старинный танец
А. Гедике. Прелюдия
С. Майкапар. Меланхолический вальс
Ж. Металлиди. На лесной полянке
И. Беркович. Мазурка
К. Хачатурян. Старый вальс
Р. Бойко. Осенний пейзаж
Ф. Амиров. Баллада
А. Эшпай. Перепелочка. Белорусская народная песня
С. Прокофьев. Песня без слов

ПЬЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Иокода Ёсино. Старый виолончелист
Канэда Бин. Давным-давно
Э. Сигмейстер. Солнечный день
Э. Сигмейстер. Новый Лондон
Н. Делло-Джойо. Безделушка
Ф. Рыбицкий. Итальянская серенада
Ф. Рыбицкий. Фокстрот

Скачать ноты

Источник

Оцените статью