Произведения для солирующего инструмента фортепиано

Музыка для солирующих инструментов

Флейта

Концертная пьеса для флейты и фортепиано

Minuet in D minor

Гобой

Концертная пьеса для гобоя и эстрадно-симфонического оркестра

Валторна

Концертино для валторны и фортепиано

Александр Гилев «Частушка»

концертная пьеса для квартета валторн

Александр Гилев «Частушка»

концертная пьеса для тубы с оркестром

Домра

Концертная пьеса для домры, фортепиано и виолончели

Фортепиано

Обработка для двух фортепиано

Понравилась страница? Поделись с друзьями:

Александр Гилев

Подписаться на рассылку ДоМиФа

ДоМиФа

Все права защищены.

Запрещено копировать материалы сайта без прямой ссылки на источник.

Источник

Семь классических шедевров с самыми эффектными вступлениями

Искусство эффектно начать музыкальное произведение — это важная вещь для композитора. История музыкальных шедевров показывает, что выигрывает тот, кто сразу захватывает внимание слушателя.

Собственно, любой великий композитор умел пользоваться этим приёмом.

Вот для примера шесть популярных классических произведений, которые вы всегда узнаете с первых же нот.

1. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор для органа

Самое известное сочинение Баха, возможно, известно именно благодаря своему незабываемому началу. Элементарный мотив повторяется трижды во всех регистрах органа как символ веры.

Всё, что сразу же возникает в нашем сознании при слове «орган», «собор», «Бах», воплощено в этих незабываемых начальных звуках.

2. Л.Бетховен. Симфония №5

Самая известная мелодия Бетховена — это начало его Пятой симфонии. Это и не тема, строго говоря, а просто дважды повторённый мотив, давно вошедший в наш обиход как всем понятный мем.

Всего лишь четыре звука, исполненных в унисон всем оркестром, но мощь в них такая, что сразу ясно: это момент «Х» в жизни человека, когда сама Судьба становится на его пути.

Это главный импульс, закручивающий интригу всей симфонии.

3. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор

Григ придумал такое начало, которое врезается в память навсегда: сначала раскаты литавр, а потом ослепительно яркие аккорды солиста.

Это такая эмоциональная патриотическая клятва. Григ был страстным патриотом родной Норвегии, и свой единственный фортепианный концерт посвятил именно ей.

4. П.И.Чайковский. Концерт для фортепиано №1

Тональность этого концерта мрачнейшая: си-бемоль минор (в ней Шопен написал свой Похоронный марш). Но начинается он торжествующей темой в мажоре, которая, возможно, больше подошла бы для заключительного апофеоза.

Она известна всему миру как музыкальный автограф Чайковского.

Сначала героические призывы валторн, а потом великолепная в своём беспредельном размахе тема у скрипок на фоне титанических аккордов пианиста.

Кстати, «титанически» они звучат не по воле автора, такими их сделал после смерти Чайковского его ученик и пианист Александр Зилоти. А в оригинале они звучали как всплески арфы.

Источник

10 самых сложных произведений для фортепиано

Вам дали пожизненный срок и в камере есть только фортепиано? Тогда у нас для вас кое-что есть… От Листа до Скрябина — 10 самых технически сложных произведений, когда-либо написанных для фортепиано.

1.Франц Лист — La Companella

Произведение La Campanella, что в переводе с итальянского означает «колокольчик», является фортепианной транскрипцией одноимённой скрипичной пьесы Никколо Паганини. Этюд считается одним из самых сложных сочинений, когда либо написанных для фортепиано. Фактура «Кампанеллы» включает в себя огромные скачки в левой руке, а правой достаются сложные пассажи в очень быстром темпе.

В этом видео пианист-виртуоз Лан Лан играет это произведение так легко, словно оно не сильно сложнее «Танца маленьких утят».

  1. Морис Равель — «Ночной Гаспар» («Ночные видения»)

Когда Равель работал над сюитой Gaspard de la Nuit, он намеренно хотел сделать ее самым технически трудным произведением фортепианного репертуара. Он говорил, что при написании ориентировался на «Исламей» Балакирева, желая превзойти его в сложности. Один из ведущих пианистов сказал, что играть эту пьесу «все равно что решать бесконечные квадратные уравнения в моей голове».

  1. Кайхосру Сорабджи — Opus Сlavicembalisticum

Сыграть это произведение еще сложнее, чем произнести его название. Opus Clavicembalisticum состоит из 12 действий общей продолжительностью более 4-х часов. Сам композитор следующим образом охарактеризовал свое сочинение: «Последние 4 страницы так же катастрофичны, как и все, что я когда-либо делал — гармония жалит, как азотная кислота, а контрапункт размалывает, словно мельницы Бога».

  1. Конлон Нанкарроу — «Этюды для механического пианино»

Произведения американского композитора Конлона Нанкарроу для механического пианино являются одними из самых преднамеренно сложных, безумных музыкальных произведений в фортепианном репертуаре. Они созданы для воспроизведения на механическом инструменте, а не исполнения живыми пианистами. Но это не значит, что никто не пытался…

  1. Фридерик Шопен — Этюд Op. 10 No. 4

В отличие от нежных ноктюрнов Шопена, этот этюд не оставляет пианисту возможности передохнуть. Отмеченный presto con fuoco (быстро, с жаром), он требует чрезвычайно быстрого темпа и постоянной подвижности в обеих руках.

Дарья, педагог Jam`s cool по фортепиано:

«Самым сложным в исполнении этого произведения для меня была кода, после которой идет безумный пассаж по всей клавиатуре вверх, а затем вниз. К концу произведения обычно ты уже выдохся, а здесь кульминация приходится на последнюю страницу. Ну и, конечно, как и любой этюд, №4 потребовал много времени для нарабатывания необходимых технических навыков».

  1. Шарль Валентин Алкан — Концерт для соло фортепиано

Концерт Алкана крайне редко звучит вживую, и на то есть веские причины. Эпическая 50-минутная работа требует беспрецедентной техники и физической выносливости. Мелодии Алкана не такие приятные и запоминающиеся, как у Шопена или Листа, но он, несомненно, знает, как наилучшим образом продемонстрировать виртуозную технику.

  1. Александр Николаевич Скрябин — Соната для фортепиано №5

Пятая соната Александра Скрябина максимально задействует технические возможности обеих рук, однако основная нагрузка приходится на мозг пианиста. Многими современниками соната была воспринята с недоумением. Для некоторых из них она стала той гранью, начиная с которой они отказывались принимать творчество композитора.

  1. Игорь Федорович Стравинский — 3 фрагмента из «Петрушки» для фортепиано

3 фрагмента из «Петрушки» называют одним из самых сложных фортепианных сочинений. Все части включают в себя многочисленные глиссандо, тремоло и быстрые переносы через 2 октавы. Как говорится, произведение не для слабонервных.

  1. Сергей Сергеевич Прокофьев — Концерт №2 для фортепиано

Второй фортепианный концерт — это самое драматичное произведение Прокофьева. Особую сложность представляет каденция первой части, которая состоит из трех станов и требует от пианиста частых и широких скачков обеими руками. И да, это длится целых 5 минут, за которыми следуют еще 2 напряженных части.

  1. Дьердь Лигети — «Лестница дьявола»

Ну и какой же список самых сложных произведения для фортепиано без Лигети. Этюдами этого венгерского композитора пугают начинающих пианистов. Особый ужас вызывает «Лестница дьявола», и вовсе не из-за названия. Произведение представляет собой шедевр динамики, который развивается от пианиссимо к 8(!) forte.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Солирующие музыкальные инструменты оркестра

«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь» — Эдуард Артемьев.

Пройден долгий путь по истории музыки начиная с доисторических и античных времён, эпохи Ренессанса и Барокко и заканчивая эпохами классицизма и романтизма, которые подарили человечеству великих композиторов и музыкантов.

В XX столетии в музыке наступил период диссонанса, в котором господствовали фашизм и коммунизм. Одно направление в музыке сменялось другим в быстрых темпах. В начале века господствовал романтизм, который к концу 20-х годов был вытеснен экспрессионизмом, который в 1945 году был отодвинут на задний план неоклассицизмом.

Источник: google.com

В столь бурное время композиторы активно обращались к народной музыке, изучали старинные инструменты и их звучание, совершенствовали музыкальные инструменты и организации оркестров. Такова история становления классической музыки, но не хватает завершающего штриха в рассказе — истории развития основных музыкальных инструментов. Все инструменты не удастся упомянуть, расскажем лишь о трёх.

Основу любого оркестра составляют ключевые музыкальные инструменты, которые необходимы для верного звучания. Раскроем секрет — именно для ключевых инструментов великие композиторы и создавали свои произведения. Однако за долгие годы и века инструменты претерпели кардинальные изменения.

Источник: google.com

Сегодня любой желающий может насладиться звучанием сочинений эпохи барокко или классицизма в исполнении аутентичных инструментов, однако звучание это будет отличаться. Начиная с середины XX столетия классическая музыка исполняется на современных музыкальных инструментах, а это уже совсем иное звучание, не то, которое создавал композитор. Рассмотрим кратко три музыкальных инструмента оркестра.

Скрипка

В середине XVI века скрипка приобрела характерную форму с четырьмя струнами, а в конце XVII — начале XVIII веков была доведена до совершенства итальянскими мастерами Антонио Страдивари и Никколо Амати.

Мелодичная скрипка превосходит многие другие инструменты и позволяет музыканту исполнять сложные и виртуозные пассажи благодаря чему она занимает лидирующую роль в оркестре начиная с эпохи Барокко. Именно поэтому скрипки составляют большую часть оркестра, а ведущий музыкант-скрипач в отсутствие дирижёра проводит репетиции.

Источник: google.com

Кларнет

Предполагается, что в начале XVIII века Иоганн Кристоф Деннер работал над усовершенствованием старинного французского духового инструмента шалмея и результатом работы стал кларнет. Однако исторические сведения данного события сомнительны, но, так или иначе, группу деревянных духовых инструментов пополнил новый, без которого не обходится ни один оркестр.

Кларнетами называются несколько инструментов разного размера и звучания. В классическом оркестре присутствует два кларнета, однако, начиная с конца XIX века, создаются произведения, в которых требуется три и более кларнета. Нередко кларнет выступает солирующим инструментом.

Источник: google.com

Рояль

Первые попытки создания клавишного инструмента человечество предпринимало и раньше, так, в средние века появилась колёсная лира. В позднем Средневековье появился клавесин, который широко использовался в музыке Ренессанса и барокко. Правда в конце XVII начале XVIII века итальянцем Бартоломео Кристоферо инструмент был усовершенствован и мир увидел новый музыкальный инструмент — рояль, который стал одним из самых популярных в классической музыке.

На рояле играли многие великие композиторы — Шопен, Мендельсон, Дебюсси, Бетховен, Моцарт и другие. Если рояль участвует в концерте, то его располагают впереди, перед дирижёром. К слову о клавесине, в XX столетии произошло его возрождение и связано оно с новой модой на исполнение средневековой и барочной музыки на аутентичных музыкальных инструментах.

Источник

Произведения для солирующего инструмента фортепиано

Гринева Светлана Владимировна
учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №20,
«Почетный работник общего образования РФ»

Предмет: музыка.

Рубрика: Хороший урок.

Дата публикации: 05.04.2016

Урок музыки, 3 класс

(программа «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

Тема: «Музыкальное состязание»

Цель: Знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра.

Ход урока

Организационный момент. Вход в класс под песню «Необычный концерт». Ритмическое приветствие (ритм на каждом уроке разный, дети повторяют заданный учителем ритмический рисунок, но со своим текстом):

Учитель

— Добрый день, 3 класс,

Очень рада видеть вас!

Ученики

— Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

Актуализация знаний

Учитель

– Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал.

— Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает?

Ученики

-Да, знакомо.Концерт – это выступление певцов, танцоров, артистов, музыкантов.

Учитель

Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе.

— Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали?

Ученики

-Посмотреть программу, афишу концерта.

Учитель

— Давайте взглянем на афишу.Какие произведения прозвучат сегодня в нашем концерте?

Ученики

-Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.

Проблематизация

Учитель

-Ребята, обратите внимание –«Концерт в концерте»?

-Слова одинаковые, а значение этих слов тоже одинаковое?

Ученики

— Скорее всего, разное значение.

Учитель

— Можете ли вы объяснить еще одно значение слова «Концерт». Концерт, как музыкальный жанр – это…

Ученики

— Нет. Мы не знаем, как объяснить.

Целеполагание

Учитель

-В таком случае, какую цель мы можем поставить сегодня на уроке?

Ученики

-Узнать, что такое Концерт, выявить особенности этого музыкального жанра.

Учитель

-Как мы поймем, что мы достигли своей цели?

Ученики

-Мы сможем объяснить, что такое «Концерт», привести примеры этого жанра.

Критерии оценивания

Учитель

-Верно. Это мы и оценим с вами в конце нашего урока.

В конце урока мы с вами проверим,

  • знаете ли вы отличительные признаки жанра «концерт»,
  • сможете ли вы определить, является ли услышанное музыкальное произведение концертом,
  • что вы знаете о первом Концерте П.И. Чайковского.

Планирование

Учитель

— Чтобы мы достигли цели и пришли к хорошим результатам,мы с вами…

  1. Послушаем Концерты.
  2. Проанализируем музыку.
  3. Найдем признаки, которые отличают Концерт от других музыкальных жанров.
  4. Дадим определение слова «Концерт».
  5. Познакомимся с особенностями Концерта №1 П.И. Чайковского.

Основная часть урока

Учитель

-Итак, приступаем. Попробуем определить главные черты этого жанра. Сейчас мы услышим два отрывка — отрывок «Концерта №1» П.И.Чайковского и отрывок «Концерта №3» Ф.Мендельсона. Слушая музыку, постарайтесь понять, почему они называются «концертом», что в них есть общего?

Слушание фрагмента 1 части«Концерта №1» П.И.Чайковского и фрагмента 1 части «Концерта №3» Ф.Мендельсона.

Учитель

-Чем эти произведения схожи?

Ученики

-В них звучит симфонический оркестр.

Учитель

Ученики

-В «Концерте» П.И.Чайковского мы слышим,как играет фортепиано, а в «Концерте» Ф.Мендельсона играет скрипка.

Учитель

-Как можно назвать эти инструменты?

Ученики

-Солисты, солирующие инструменты.

Учитель

-Эти инструменты подыгрывают оркестру или ведут самостоятельную партию?

Ученики

-Они будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат.

Учитель

-Действительно, слово «концерт» в переводе с итальянского — гармония, согласие. А с латинского — состязание. В чем здесь секрет?

Ученики

-Оркестр и солирующие инструменты то соревнуются с оркестром, то играют в согласии, в гармонии.

Учитель

— Попробуем теперь объяснить слово «концерт» как музыкальный жанр.

Ученики

-Концерт (как музыкальный жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента (фортепиано, скрипки, и т д).

Учитель

-Откроем музыкальные словарики и прочитаем определение «концерта» как музыкального жанра. Правильно ли мы вывели понятие?

Ученики

-Да, понятие вывели правильно.

Учитель

-А теперь рассмотрим репродукцию с картины К. Сомова «Концерт». Какой концерт он изобразил?

Ученики

-Это концерт для голоса, так как выступает девушка-певица в сопровождении виолончели.

Учитель

-Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы?

Ученики

-Наверное, музыка концерта красива, чудесна, она словно ангелы легка и чиста.

Учитель

-Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса.

Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев. Но один из самых известных и любимых во всем мире концертов — это «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского.

Давайте послушаем первую часть «Концерта №1» П.И.Чайковского (Слушание музыки)

Учитель

-С помощью «Словаря эмоциональных состояний» (В.Ражникова) найдите слова, которые соответствуют характеру музыки этого произведения (дети называют характер музыки)

-Как вы думаете, почему он называется Первым?

Ученики

-Потому что этот концерт был написан первым в творчестве композитора.

-Потому что он самый известный, самый признанный из его концертов.

Учитель

-Правильно, а еще это первый русский фортепианный концерт. П.И.Чайковский написал его в 1875 году и с тех пор это одно из самых известных произведений композитора.

Музыка концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины. Почему?

Ученики

-Музыка передает красоту и богатство русской природы, несгибаемый дух русского человека, широту и доброту русской души.

Учитель

-П.И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях.

В третьей части — финале «Концерта№1»П.И. Чайковский использовал украинские народные темы — напевы лирников. Композитор писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию…» (Показ репродукции картины «Старый кобзарь» О.Омельченко)

— Как вы думаете по названию чего оно так называется.

Ученики (ответы детей)

Учитель

«…Оно называется лирным по названию…аккомпанирующего инструмента – лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом…

…Это украинская народная песня-закличка «Веснянка».

-Как вы думаете, что означает песня-закличка «Веснянка»?

Ученики

-Песня, с помощью которой в старину зазывали Весну.

Учитель

-Давайте разучим и исполним украинскую народную песню «Веснянка». (Исполнение песни)

Учитель

-Песня «Веснянка» в «Концерте №1» П.И.Чайковского приобрела свою вторую жизнь.

Давайте послушаем финал«Концерта №1 для фортепиано с оркестром»(слушание финала «Концерта №1»П.И.Чайковского)

Учитель

— Подумайте и ответьте, как прозвучала «Веснянка» в концерте Чайковского? Изменяется ли ее характер при повторениях? Как она звучит в партии фортепиано и в партии симфонического оркестра?

Ученики

-Каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах, изменяется ее сила звучания (динамика), тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие.

Учитель

— Верно. Какие части «Концерте №1» мы с вами послушали?

Ученики

-Первую и третью, финальную.

Учитель

-Так сколько частей в концерте? Какую информацию вы можете добавить о жанре «концерт»?

Ученики

-Концерт состоит из трех частей.

Учитель

-Давайте дополним определение «концерта»

Концерт (как муз.жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, состоящее из трех частей.

Подведение итогов

-Мы с вами многое узнали о концерте. Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое «концерт» и чем он отличается от других музыкальных жанров. За каждый правильный ответ – «веселая нотка». Максимальное количество ноток – 11.

Бланк для проверочной работы (индивидуально или в паре):

Задание №1

Выберите и подчеркните нужные слова, характеризующие концерт:

Задание №2

Послушайте музыку, запишите номер вашего ответа.

Возможные варианты ответов:

  1. Это концерт, потому что играет симфонический оркестр и солирующий инструмент.
  2. Это не концерт, потому что играет только симфонический оркестр.
  3. Это не концерт, потому что играет только солирующий инструмент.
Фрагмент 1 Ответ №… (звучит отрывок Симфонии №6 П.И.Чайковского)
Фрагмент 2 Ответ №… (звучит отрывок «Апрель» «Времена года» П.И.Чайковского)
Фрагмент 3 Ответ №… (звучит отрывок из 2 часть «Концерта №1» П.И.Чайковского)

Задание №3.

Дополните краткую характеристику Концерта №1

Учитель

Обменяйтесь работами. Я назову правильные ответы, а вы проверьте работу друг – друга . Нарисуйте нотку, за каждый правильный ответ.

Задание 1

три части, оркестр симфонический, солирующий инструмент

Задание 2

Фрагмент 1 Ответ № 2
Фрагмент 2 Ответ № 3
Фрагмент 3 Ответ № 1

Задание 3

Концерт №1 – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и фортепиано, состоящее из трех частей.

Композитор Петр Ильич Чайковский

Солирующий инструмент фортепиано

Народные мелодии украинская народная песня «Веснянка»

Поставьте отметку за урок. Если вы набрали

  • 10-11«ноток», то ваша отметка «5»,
  • 7-9 «ноток»,то ваша отметка «4»
  • 4-6 «ноток»,то ваша отметка «3»

Рефлексия

Учитель

Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, чтобы понять, что такое «концерт»?

Ученики

-Мы слушали музыку, исполняли сами, размышляли о том, что такое концерт, познакомились с первым концерт П.И. Чайковского.

— Какие музыкальные произведения сегодня звучали на уроке?

Учитель

Ваше домашнее задание будет связано с тем, что мы сегодня с вами услышали и узнали.

Выберите одно из заданий.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Нарисовать иллюстрацию к одному музыкальномупроизведению (назвать это произведение и его автора).

2.Подобрать стихи к одному из музыкальных фрагментов (назвать это произведение и его автора)

  1. Создать афишу (коллаж или рисунок), приглашающую на концерт.

Учитель(педагог раздает каждому стикер)

Прошу вас, уходя из класса, обратить внимание на доску – на ней афиша, репродукция картины и чистый лист.

  • Если вам захотелось послушать «Концерт №1» П.И. Чайковского полностью,

Приклейте свой стикер рядом с афишей.

  • Если вам захотелось послушать народные песни, приклейте свой стикер рядом с картиной.
  • Если у вас не возникло такого желания, приклейте стикер на чистый лист.

Источник

Оцените статью