Произведения глиэра для фортепиано

Р.Глиэр — Ноты для фортепиано

Пьесы, этюды (композиторы)

Монографические «Альбомы фортепьянных пьес» Библиотеки юного пианиста посвящены творчеству виднейших советских композиторов, пишущих для детей.
Кроме отредактированного нотного материала, все «Альбомы» содержат биографию композитора и методические замечания для педагогов, помещаемые в конце сборника.
Настоящий сборник включает в себя избранные фортепьянные сочинении Р. М. Глиэра для детей и юношества.
В конце «Альбома» помешены отрывки из опер и балетов композитора в четырехручном переложении для одного фортепьяно и в восьмиручном переложении для двух фортепьяно.
Все переложения публикуются впервые.
Л. Ройзман, В. Натансон


Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес

“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к

P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр — студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.

Читайте также:  Императорский марш ноты пианино

Быстро проходят годы напряженной творческой работы.
После окончания Консерватории (1900 год) Глиэр начинает свою разнообразную плодотворную деятельность композитора, педагога, дирижера, музыканта-общественника.
В начале XX столетия Р. М. Глиэр был уже зрелым композитором, автором ряда камерно-инструментальных и симфонических произведений. Его квартеты, секстеты, симфонии, особенно третья симфония — былина «Илья-Муромец» (1911 год) проникнуты интонациями русской народной песни, наделены ярко выраженным национальным колоритом. Личное знакомство с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым обогатило творческую жизнь молодого Глиэра и дало твердое направление развитию его композиторского таланта.

Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.

Читайте также:  Двухструнная гитара как называется

С 1920 года композитор переезжает в Москву, где становится профессором Московской Консерватории по классу композиции. Здесь же в Москве в начале двадцатых годов начинается и музыкально-общественная деятельность Р. М. Глиэра. Он часто дирижирует концертами в рабочих клубах, много гастролирует по стране. Это постоянное общение с простыми людьми нашей страны было насущной потребностью Глиэра: вплоть до последних месяцев жизни (умер он в 1956 году) маститый композитор выступал в разных городах страны, в Домах культуры фабрик, заводов и колхозов, в учебных заведениях, в частях Советской Армии.
Р. М. Глиэр живо интересовался народным искусством национальных республик; плодом изучения музыкального творчества народов Азербайджана и Средней Азии явились оперы «Шах-Сенэм», «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара» (две последние написаны совместно с Т. Салыковым).
Большое место в творчестве Р. М. Глиэра занимают балеты. Им написано шесть балетов, из которых наибольшей известностью заслуженно пользуются «Красный цветок» и «Медный всадник».
Р. М. Глиэр является учителем целого ряда значительных композиторов советской страны. Среди его учеников мы встречаем имена классиков советской музыки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, учившихся у Ренгольда Морицовича в ранние годы; из его класса вышли украинские композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Я. Лятошинский, композиторы Н. П. Иванов-Радкевич, А. А. Давиденко, Б. А. Александров, Н. П. Раков и многие другие.

Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон

  • 1. Мазурка, соч. 43, № 3
  • 2. Ариэтта, соч. 43,№ 7
  • 3. Колыбельная, соч. 31,№ 3.
  • 4. Русская песня, соч. 34,№ 15
  • 5. Вечер, соч. 43,№ 5.
  • 6. Утро, соч. 43,№ 4
  • 7. Арлекин, соч. 34, Л» 8
  • 8. Листок из альбома, соч. 31
  • 9. Прелюдия, соч. 43, № I.
  • 10. Романс, соч. 31, № 7.
  • 11. Маленькая поэма, соч. 34,№ 1
  • 12. Пастораль, соч. 34, № 22.
  • 13. Кроле менуэта, соч. 34, № 20
  • 14. Этюд, соч. 31,№ 8
  • 15. Колокольчики, соч. 34,N? 6
  • 16. Прелюдия, соч. 26,№ I
  • 17. Эскиз, соч. 47, № I
  • 18. Эскиз, соч. 47. № 2
  • 19. Мелодия, соч. 34, № 13. 21). Прелюдия, соч. 16, № 1
  • 21. Экспромт для одной левой руки, соч. 99, № I
  • Ансамбли
    • Для одного фортепьяно и 4 руки
      • 1. Вариации Хай-Хоа из балета «Красный цветок». Переложение С. Стемпневского
      • 2. Танец на площади из балета ««Медный всадник». Переложение С. Стемпневского
    • Для двух фортепьяно в 8 рук
      • 3. Танец мальчиков из оперы «Шах-Сенэм». Переложение М. Ройтерштейна.
  • Методические примечания.
Читайте также:  Все для гитары зажим струн

Скачать ноты

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Композиторы — Список произведений Р.М. Глиэра

Список произведений Р.М. Глиэра

Сочинения Рейнгольда Морицевича Глиэра по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  • Опера-оратория «Земля и небо» (по Дж. Байрону, 1900)
  • Шахсенем (1923-25, поставлена в 1927 на русском языке, Баку; 2-я редакция в 1934 на азербайджанском языке, Азербайджанский театр оперы и балета, Баку)
  • Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент)
  • Гюльсара (соавтор Т. Садыков, поставлена 1949, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент)
  • Рашель (по Г. Мопассану, концертное исполнение в 1947 артистами Оперно-драматического театра им. К. Станиславского, Москва)

Музыкальные драмы

  • Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Глиэром, поставлена в 1936, Ташкент)

Балеты

  • Хризис (1912, Интернациональный театр, Москва)
  • Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Музыкальная студия Художественного театра, Москва)
  • Красный мак (с 1957 — Красный цветок, поставлен в 1927, Большой театр, Москва; 2-я редакция, поставлен в 1949, Ленинградский театр оперы и балета)
  • Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я редакция под названием «Дочь Кастилии», 1955, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва)
  • Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленинградский театр оперы и балета; Государственная премия СССР, 1950)
  • Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-1952)

Кантаты

Для оркестра

  • 3 симфонии (1899-1900; 2-я — 1907; 3-я «Илья Муромец», 1909-1911)

Симфонические поэмы

  • Сирены (1908; Глинкинская премия, 1908)
  • Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41)

Увертюры

  • Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937)
  • Ферганский праздник (1940)
  • Увертюра на славянские народные темы (1941)
  • Дружба народов (1941)
  • Победа (1944-1945)

Симфонические картины

Концерты с оркестром

  • для арфы (1938)
  • для голоса (1943; Государственная премия СССР, 1946)
  • для виолончели (1947)
  • для валторны (1951)

Для духового оркестра

  • На праздник Коминтерна (фантазия, 1924)
  • Марш Красной Армии (1924)
  • 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943)

Для оркестра народных инструментов

Камерно-инструментальные произведения

  • 3 секстета (1898, 1904, 1905 — Глинкинская премия, 1905)
  • 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 — № 4, Государственная премия СССР, 1948)

Для фортепиано

  • 150 пьес, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907)
  • 24 характерные пьесы для юношества (4 тетради, 1908)
  • 8 лёгких пьес (1909) и др.

Для скрипки

  • В том числе 12 дуэтов для 2-х скрипок (1909)

Для виолончели

Свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910)

Источник

Р. Глиэр — Биография, жизнь, творчество

Глиэр (пьесы для фортепиано ноты)

Книги о жизни и творчестве советского композитора Р. Глиэра


Н. Петрова
Рейнгольд Морицевич ГЛИЭР
краткий очерк жизни и творчества
книжка для юношества
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
(pdf, 5.71 Mb)

Глава I. Детство
Глава II. Годы учения в консерватории
Глава III. Начало большого пути
Глава IV. Годы безвременья
Глава V. Киевский период
Глава VI. Двадцатые годы
Глава VII. «Красный цветок»
Глава VIII. Расцвет творчества
Глава IX. Суровые годы
Г лава X. Творческий итог

Основные произведения Р.М. Глиэра
Оперы
«Земля и небо», опера-оратория по Д. Байрону (1900 г.).
«Шах-Сенем», либретто М. Гальперина (1923— 1925 гг., 2-я редакция — 1934 г.).
«Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949 г.).
«Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940г.).
«Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943 г.).

Балеты
«Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912 г. ).
«Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко
(1926—1927 гг., 2-я редакция— 1949 и 1957 гг.).
«Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега
(1922— 1930 гг. ); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955 г.).
«Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1948— 1945 гг.).
«Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951 — 1952 гг.)

Симфонические произведения
Первая симфония (1899 г )
Вторая симфония (1907 г. ).
Третья симфония «Илья Муромец» (1909— 1911 гг. ).
«Сирены», поэма (1908 г. )
«Запорожцы», картина (1921 г. ).
Торжественная увертюра (1937 г. ).
«Заповит», поэма (1939 г. ).
«Ферганский праздник», увертюра (1940 г. ).
«Дружба народов», увертюра (1941 г. ).
Увертюра на славянские темы (1941 г. ).
«Победа», увертюра (1944— 1945 гг. ).
Концерт для арфы с оркестром (1938 г. ).
Концерт для голоса с оркестром (1943 г. ).
Концерт для виолончели с оркестром (1947 г. ).
Концерт для валторны с оркестром (1951 г. ).
Кантата
«Слава Советской Армии», слова А. Белинского (1953 г. ).

Инструментальные произведения
Первый квартет (1899 г.)
Второй квартет (1905 г.)
Третий квартет (1928 г.)
Четвертый квартет (1946 г.)
Первый секстет (1898 г.)
Второй секстет (1904 г.)
Третий секстет (1905 г.)
Октет (1901 г. ).
Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара
Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
Свыше 100 романсов для голоса с фортепиано.

Скачать биографию


З.К. Гулинская
Рейнгольд Морицевич ГЛИЭР
«Музыка», 1986г.
(pdf, 28.6 Mb)

К читателю
Когда речь заходит о Глиэре, его вершинным достижением одни называют Концерт для голоса с оркестром, другие — симфонию «Илья Муромец», третьи—балет «Медный всадник» с финальным Гимном великому городу», воплотившим образы государственной мощи и национальной гордости нашего непобедимого народа, но вряд ли кто станет отрицать, что и одного из названных произведений было бы достаточно, чтобы имя композитора навеки осталось в истории отечественной музыки. А наследие Глиэра очень обширно. Это оперы и балеты, три симфонии, симфонические поэмы и увертюры, концерты, камерно-инструментальные ансамбли, с которых началась известность композитора еще на заре века, лиричнейшие романсы и песни, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, фортепианные пьесы, сочинения для скрипки и других инструментов, обработки украинских, тюркских, узбекских народных мелодий, наконец, статьи, в которых композитор рассказывает о своем учителе С. И. Танееве, о членах Беляевского кружка— Н. А, Римском-Корсакове, А. К, Лядове, А. К. Глазунове, соратниках и учениках, дает советы и наставления молодым поколениям.

Огромен вклад Глиэра в развитие профессионального искусства Украины, Азербайджана, Узбекистана. Велики заслуги его как музыкальнообщественного деятеля и педагога, сумевшего передать не одному поколению музыкантов основы мастерства и традиции отечественной классики. Недаром С. Прокофьев писал: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра—или прямым, или внучагым, то есть згчеником ученика».
Однако до сих пор мы не располагаем обстоятельной монографией о его жизни и творчестве. Предлагаемая книга —попытка воссоздать возможно правдивее и полнее обаятельный облик Рейнгольда Морицевича Глиэра — человека и художника, так щедро обогатившего музыкальную культуру нашей Родины.

Впечатления от личных встреч с Рейнгольдом Морицевичем и членами его семьи, произведения его, слышанные в авторской интерпретации, воспоминания современников композитора и многочисленные архивные материалы послужили основой для этой книги. Круг знакомых Глиэра был очень широк. И это отражено в сотнях писем, сохранившихся в архиве композитора. («Писать письма — это мое любимое занятие, и я своим друзьям пишу постоянно длинные послания») Среди адресатов много выдающихся деятелей отечественной и зарубежной художественной культуры. Изучение этого богатейшего эпистолярного наследия и записных книжек композитора дало особенно много ценных сведений. В частности, свыше тысячи писем к М. Р. Ренквист (будущей жене и другу), писавшихся композитором на протяжении довольно долгого времени ежедневно и представляющих собой своеобразный дневник (в какой-то степени использованный им при написании статей), помогли проследить
процесс становления Глиэра как художника, эволюцию его взглядов, а также дали возможность внести существенные уточнения и исправления хронологии в ранее публиковавшиеся материалы. Большая часть иллюстраций, помещенных в книге, воспроизводится впервые.

  • Гольдик
  • Консерваторские годы
  • Взлет
  • К новым высотам
  • В центре музыкальной жизни Киева
  • «В сплошной лихорадке буден»
  • «Шахсенем»
  • Рождение советского балета
  • Народный артист
  • По пути творческого синтеза
  • Годы Великой битвы
  • «Медный всадник»
  • Последняя одиссея
  • Что читать о Р. М. Глиэре

Скачать биографию


Р. Глиэр
Статьи Воспоминания Материалы
Том 1
«Музыка», 1965г.
(pdf, 20.7 Mb)

Глиэр и советская музыкальная культура
Развитие культуры является результатом совокупных усилий множества людей. Чем больше лиц одаренных, энергичных, одержимых пафосом своей профессии являются участниками этого процесса, чем теснее связь поколений в смысле преемственности, направленности и форм деятельности, осознанной как единое, общее дело, тем шире «наступательный фронт» развития культуры, тем обильнее приносимые ею плоды. Однако интенсивность и стремительность развития культуры, а также качественный его итог не могут измеряться одними арифметическими показателями. Во всех отраслях интеллектуальной деятельности — будь то та или иная научная дисциплина, тот или иной вид искусства — основным двигателем является динамика общественной мысли, насыщенность ее столкновением различных и даже противоположных точек зрения, пафосом полемики по основным принципиальным вопросам, в ходе которой непрерывно расширяется «поле познания», достигается все большее приближение к научной или эстетической истине.
В особенности относится это к нашей советской культуре, культуре страны, положившей начало совсем новой эры в истории человечества, культуре первого в мире социалистического государства, в котором любая сфера деятельности строится на освоении и приложении к своему делу основных положений и принципов «науки наук» — марксистско-ленинского учения о законах развития человеческого общества. Можно сказать без преувеличения, что за все время многовекового развития мировое искусство не знало периода, более насыщенного обильными, разнообразными, самыми контрастными творческими исканиями и пробами, ожесточенными дискуссиями, не раз сопровождавшимися радикальной «переоценкой ценностей», чем сорок с лишним лет становления и развития советского искусства.

Разумеется, это прямое следствие и темпа и характера общественно-политической жизни нашей эпохи — крайнего обострения борьбы идеологий между лагерем стран социализма, растущим и крепнущим год от года, и стран капитала —лагерем империализма, теряющим свои позиции одну за другой. Естественно, что в период решающего перелома истории человечества стрелка «эстетического манометра эпохи» находится в постоянном возбужденном движении. В советском художественном творчестве эта идеологическая борьба нашла свое специфическое и очень яркое выражение и в виде деятельности противостоявших друг другу творческих группировок и объединений в первые годы советской власти, и в многообразии направлений и течений в рамках единых творческих союзов, возникших после исторического апрельского постановления ЦК ВКП(б) 1932 года, и даже в острых противоречиях, пронизывающих подчас творческий путь отдельных художников» В этих условиях особенно целесообразны и плодотворны объединенные усилия деятелей самого разного склада и типа на базе общей широкой программы реалистического народного искусства, что приводило и приводит к взаимосвязи и взаимооплодотворяющему сочетанию революционных и эволюционных методов.
Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян, Дунаевский и Соловьев-Седой, Лятошинский и Мшвелидзе, Жиганов и Капп, Мирзоян и Кужамья-ров — можно было бы привести множество имен известнейших советских композиторов, из которых каждый отличается своеобразием творчества и ни в чем не похож на другого. В богатстве и разнообразии творческих явлений—-одно из коренных свойств нашей социалистической музыкальной культуры, отличающейся, как и все советское искусство, по крылатому слову поэта — обилием художников «многих и разных». Здесь дело те только в силе и яркости художественных индивидуальностей и артистических темпераментов, но и в различии творческих методов и «типов профессионализма». Координация деятельности композиторов — открывателей и испытателей, осваивающих новые темы и формы, «гибридизирующих» элементы стиля и элементы жанра, не устанно расширяющих арсенал выразительных средств своего искусства, а с другой стороны—упорной работы «возделывателей» взрыхленного поля, закрепляющих находки других, обращающих новые открытия в предмет широкого эстетического обихода,— это-то и обеспечивает неуклонность и широту развития советского музыкального искусства.

Рейнгольд Морицевич Глиэр как творческая личность, как деятель музыкальной культуры совмещал в себе черты обеих только что охарактеризованных категорий художников, не примыкая в полной мере ни к той, ни к другой.
Разумеется, преобладающими в нем являлись черты эволюциониста. Он знал цену высоким традициям предшественников, придерживался и развивал их. В атом заключается большая историческая заслуга Глиэра, ибо эти тенденции его деятельности в периоды бурных шатаний и наиболее сильных разногласий в композиторской среде служили надежным, прочным противовесом и безоглядному самоцельному экспериментаторству и космополитическим устремлениям, и прямым проявлениям формализма. Позитивность этой стороны творческой натуры и всей деятельности Глиэра заключалась в том, что, в отличие от схоластических традиционалистов эпигонского типа, он признавал только живые традиции и только живое и современное их истолкование.

Будучи безупречным мастером своего ремесла, отличным знатоком составляющих его законов и правил, он никогда слепо, догматически не придерживался буквы того и другого, а умел проникаться самой сущностью, духом традиции. Обращение к традиции приобретало для него реальный художественный смысл и творческое оправдание лишь в том случае, когда он ощущал возможность конкретного ее применения в целях удовлетворения эстетических нужд современности. Он всегда шел навстречу запросам современников, понимая под этими двумя словами эстетические потребности широкого круга людей, любящих музыку, не видящих возможности обходиться без нее в жизни, круга, состоящего как из музыкантов-профессионалов всех специальностей-от композиторов и дирижеров до безвестных, оркестровых музыкантов и хористов, так и из бесчисленных любителей-полудилетантов, тянущихся к музыкальной культуре. Он всегда был очень чуток к этим потребностям и запросам, отличаясь редкой способностью распознавать и определять преобладающие, наиболее острые и жгучие из них и быстро творчески на них откликаться. Так складывалось у него свойство улавливать, схватывать и выражать «равнодействующую» вкуса, не скажу — эпохи (едва ли и возможна конкретизация такой широкой меры эстетических критериев), но каждого отдельного переживаемого ею этапа. Именно «равнодействующая вкуса» своего времени и определяла основные признаки и приметы стиля музыки Глиэра во все, и притом самые различные, периоды его творческого пути — и. в романсах, по преимуществу в девятисотых и десятых годах; и в сольных инструментальных пьесах — на всем протяжении композиторской деятельности; и в симфоническом творчестве, в котором от жанра симфонии в ее чистом виде (дореволюционная эпоха) он обратился к программной поэме, картине» сюите, увертюре и инструментальному концерту в советские годы; и в музыкально-сценических произведениях — опере и балете.

Этот «живой» подход к постановке и решению проблемы наследия и привел к тому, что в музыке Глиэра исподволь, подчас неприметно,—в самых различных дозах и пропорциях и в отдельных компонентах — стали выступать новаторские черты: умение обновить прием, придать неожиданный поворот жанровой специфике; обогатить интонацию свежими интервальными и ритмическими оборотами, новыми ладовыми элементами; перегруппировать привычные аккордовые последовательности и тем придать гармонии своеобразие. Все эти, подчас очень скромные, новшества в совокупности приводили к определенному сдвигу в «творческом состоянии» каждого из жанров, к которым он обращался.

Это можно сказать о романсах Глиэра, в свое время не уступавших в смысле популярности романсам Чайковского, Аренского и Рахманинова и, при всей общности с последними по стилевым признакам, отличавшихся заметным отпечатком авторской личности. Это можно сказать и о симфоническом жанре, имея в виду Третью симфонию композитора («Илья Муромец»), написанную в 1909—1911 годах и удостоенную Глинкинской премии,— произведение, представляющее собою монументальное, пронизанное патриотическим пафосом оркестровое полотно, в котором индивидуально-своеобразное обобщение симфонических традиций Глинки, Бородина и Глазунова приводит к качественно новому жанрово-стилевому сплаву. То же можно отнести и к жанру балета, где Глиэр еще в 1927 году выступил пионером в деле создания реалистического хореографического спектакля на современную тему — говорю о «Красном маке» («Красном цветке»), обретшем- долгую и славную сценическую жизнь. В особенности же приложимо такое определение к вокально-сценическим произведениям Глиэра — таким, как «Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», где обновление оперного жанра обусловливается органическим внедрением в него интонационных, гармонических, ритмических, структурно-конструктивных закономерностей народного искусства, любовно и пристально изученных композитором и свободно слитых со всеми приемами письма, присущими его собственной, индивидуальной «музыкальной речи».

Если говорить о каждом отдельно взятом компоненте музыкального искусства — о форме, фактуре, приемах развития, мелодико-иитонационном составе, гармоний,: ритме, тембровой специфике — в каждом из них новаторство Глиэра выглядит умеренным. Оно никогда не отрывается ни от национальной почвы, ни от корней школы. Фантазия композитора никогда не обращается к выдумке отвлеченного склада, к самодовлеющему изобретательству новых приемов, не вытекающих из общего художественного замысла, призванных лишь поразить воображение слушателя своей необычностью, отсутствием каких-либо связен с уже знакомым и общепризнанным. Как раз наоборот. Она направлена на наиболее полное и наиболее внятное раскрытие содержания задуманного или создаваемого произведения для понимания самого широкого круга слушателей и на поиски выразительных средств, соответствующих подобной задаче,— знакомых, понятных, доступных и в то же время освеженных и обостренных «веянием современности»- и тем самым отличающихся от лексики музыкального языка его предшественников.
Такова природа новаторских сторон творчества Глиэра, прямо противоположная новаторской сущности творчества, скажем, Прокофьева или Шостаковича — «первооткрывателей», энергичных «прокладчиков нового», и в известной мере близкая «художественной конституции» Мясковского» Шапорина или Шебалина. Она наглядно выступает не в каких-либо отдельных его произведениях или же на отдельно взятых чертах его стиля, а лишь при суммарном охвате всего его творчества в целом» позволяющем уловить процесс очень постепенного перехода небольших «количественных изменений» в коренные, качественные. Далее читайте в книге.

ВОСПОМИНАНИЯ О ГЛИЭРЕ
Ел, Гнесина. Человек, победивший старость
С.С. Прокофьев, Мой первый педагог
М. Прокофьева. Музыкальный воспитатель Сережи.
К.Н. Михайлов. Глиэр в Киеве
Л.Н. Ревуикий. Великое спасибо.
Б.Н. Лятошинский. Музыкант, учитель, друг
М.М. Каннерштейн, Воспитатель и друг молодежи
Л.В. Никулин. Композитор-гражданин
Арам Хачатурян. Человек кристальной чистоты
Г.И. Латинский. Глиэр-педагог (Памяти дорогого учителя).
Б.Э. Хайкин, Красивая жизнь.
М.И, Курилко. Рождение балета
Е.В. Гелъцер. Немеркнущий образ.
Ю.А. Завадский. Задорный талант
А В. Гаук. Встречи с Глиэром
Е.М. Люком. На ленинградской сцене.
Г.Г. Тигранов, В работе над оперой
К.А. Эрдели. Концерт для арфы
Надежда Казанцева. Только хорошее.
Мстислав Рострапович, Дорогое имя
Я.Ф. Аболимов. «Медный всадник» (О творческой дружбе композитора и либреттиста)
Валерий Полех. Концерт для валторны
Игорь Смирнов. Балет и его автор
Ольга Лепешинская. Глиэр умел мечтать
Леонид Лавровский. Пионер советского балета
Элеонора Власова. Автор балета «Дочь Кастилии». Вацлав Добиаш (Чехословакия). Красивый человек.
Анил Бишвас (Индия). Друг индийского народа
Эван Синиор (Англия). За сорок лет
Сар Артур Блисс (Англия). Одна встреча
Ма Сы-цун (Китай). Служение народу
Д. М. Персон. Концерты, поездки, встречи

СТАТЬИ ГЛИЭРА
Александр Давиденко
Музыка в колхозе
Мысли по поводу декады
Сокровищница музыкального творчества
Великий русский композитор
За творческую дружбу с театром.
Великий мастер музыкального спектакля.
Поиски мелодии
Замечательный юбилей
Пушкин и музыка
Встречи с беляевскнм кружком (Из воспоминаний)
Мои встречи с А. В. Неждановой
Ученый, музыкант и патриот
Бетховен. (К 125-летию со дня смерти).
Народ — великий учитель
О профессии композитора и воспитании молодежи
Оркестр замечательных музыкантов
Воспоминания о С. И. Танееве
Ответственность перед народом
Воспоминания о С. С. Прокофьеве
Встречи с Рахманиновым

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примечания.

Скачать биографию

Источник

Оцените статью