Произведения хачатуряна для фортепиано

Арам Хачатурян — Ноты для фортепиано

Нотные издания, сборники с нотами для фортепиано


Библиотека юного пианиста
А. Хачатурян

Детский альбом
тетради I и II
для фортепиано
«Советский композитор», 1968г.
номер 763

  • Тетрадь I
    • 1. Андантино
    • 2. Сегодня запрещено гулять
    • 3. Лядо серьезно заболел
    • 4. В день рождения
    • 5. Этюд
    • 6. Музыкальная картина
    • 7. Конница
    • 8. Инвенция. (Адажио из балета «Гаянэ»)
    • 9. Подражание народному
    • 10. Фуга
  • Тетрадь II
    • 1. Скакалка
    • 2. Вечерняя сказка
    • 3. Восточный танец
    • 4. Барсик на качелях
    • 5. Игра на бубне
    • 6. Две смешные тетеньки поссорились
    • 7. Траурное шествие
    • 8. Ритмическая гимнастика
    • 9. Токката
    • 10. Фуга

Скачать ноты

Говорят мастера – АРАМ ХАЧАТУРЯН

Национальное начало в музыке может проявляться отнюдь не только непосредственно через чисто музыкальные элементы — вот, скажем, характерная интонация, вот знакомый оборот, мелодия, специфический ритм. Это ясно. Но помимо этого национальное может прбявляться в характере, в темпераменте, в самой манере композитора разговаривать музыкальным языком. Простой пример: сочиняя танец, горец? скорее всего напишет горячую, острую лезгинку, а житель русских равнин —музыку более плавную, спокойную, певучую. И там и здесь может отсутствовать народная мелодия, но характер, мышление, темперамент — эти черты, свойственные народу, так или иначе должны реализоваться. То же самое сохраняет свое значение и для более сложных, крупных форм. Должны ли быть нивелированы национальные черты в музыке будущего? По-моему, нет. Все может проявляться по-разному. Даже на протяжении моей жизни многое меняется. В проявлениях национального в музыке три-четыре десятилетия назад и сейчас большая разница — по приемам, по манере, по дозе, если так можно выразиться. Но, повторяю, безусловно, национальное начало сохраняется. И это прелестное качество, богатейшее! Да разве в какие-нибудь времена, в какие-нибудь эпохи было искусство вненациональное? Другое дело, что великие художники национальное раскрывали с таким мастерством, с таким гениальным талантом, с такой страстностью и стремлением донести свою мысль до всех, что их произведения прорывали национальные рамки, и эти композиторы обращались на своем языке ко всем людям. Они и говорили о том, что было важно для всего человечества, что волновало каждого человека. Сейчас происходит то же самое: настоящее произведение все поймут. Практика подтверждает это.

Нередко приходится слышать выражение — художник опережает свою эпоху. Это верно лишь наполовину. Если принять такую формулу безусловно, то любой из нас может сказать: современники меня не понимают, но это неважно, грядущие поколения поймут. И есть композиторы, которые уповают на подобный ошибочный тезис. Но, вместе с тем, в талантливом художнике всегда есть какой-то сгусток качеств своего времени, эпохи, хотя он действительно обладает способностью заглядывать в будущее. Весь облик прогрессивного художника, весь склад его ума и таланта должен быть устремленным вперед. Я думаю, что когда такая устремленность есть, тогда и возникают произведения, которые воспринимаются не только нынешним поколением, но и следующим, и дальнейшим. Вместе с тем сама эпоха производит естественный отбор, отбрасывает многое, оставляет то, что содержит конденсацию времени, то, что может жить долго, если не вечно. Это происходит помимо нашей воли; только примитивный человек, по-моему, может сказать про себя: вот эти произведения я пишу для будущих поколений.

Видимо, сама интуиция ведет настоящего художника к таким средствам выразительности, которые остаются свежими многие десятилетия, века. И тот же талант позволяет обращаться к «вечным темам», создавать непроходящие ценности.

Краткие сведения

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич — крупнейший советский композитор, дирижер и общественный деятель — родился 6. VI. 1903 года в Тифлисе. Окончил Московскую консерваторию у Н. Мясковского. Профессор Московской консерватории. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Среди его произведений: балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак»; две симфонии; симфония-поэма с органом и 11 трубами; симфонические сюиты; концерты с оркестром—для фортепиано, скрипки, виолончели; музыка к спектаклям и кинофильмам; инструментальная и фортепианная музыка; песни; обработки народных песен.
Пьесы «Андантино», «Вечерняя сказка» и «Восточный танец» взяты из Детского альбома для фортепиано.

Источник

🔴Шесть мелодий Арама Хачатуряна, которые сделали его звездой мирового масштаба

Как говорил о себе сам Хачатурян, » я скорее печальный человек, чем весёлый». Но музыка его — это вечный праздник жизни. О чём бы он не писал, всё у него получалось феерично, ярко, щедро и жизнеутверждающе. Поэтому он так любим во всём мире — нашему прагматичному времени не хватает этой свободной роскоши красок и эмоций.

Когда Арам Хачатурян приехал из родного Тифлиса (Тбилиси), ему было 18 лет, он умел подбирать песни на слух и вообще не знал нотной грамоты. Только в Москве он впервые услышал музыку Бетховена, Шопена и Рахманинова.

Своё музыкальное образование он начал с нуля в Гнесинском музыкальном техникуме (на отделении виолончели как раз был недобор).

Чтобы свести концы с концами, он подрабатывал грузчиком на заводе «Армянвино» и певчим в хоре армянской церкви.

Через двенадцать лет он с отличием закончил Московскую консерваторию и начал свою блестящую карьеру, увенчанную всевозможными советскими и международными наградами, звездой Героя Соц.Труда, Сталинскими, Ленинскими и Государственными премиями.

Вот шесть (из многих) популярных мелодий Хачатуряна, которые стали классикой ещё при его жизни.

1.Танец с саблями из балета «Гаяне» (1942)

Сейчас кажется странным, что в 1942 году кому-то было дело до балетов, опер и симфоний. Но балет «Гаяне» был поставлен именно тогда, в Перми, где был в эвакуации Кировский театр.

Дикая пляска курдов на празднике в армянском колхозе, завоевавшая весь мир, была написана Хачатуряном в срочном порядке (не без досады) по просьбе балетмейстера-постановщика (Нины Анисимовой), которой не хватило танца для финала.

После войны началась лавинообразная мировая популярность этой музыки уже отдельно от балета в качестве концертной пьесы, и Хачатурян стал «Тем, кто написал «Танец с саблями».

Источник

Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки»

А рам Хачатурян начал учиться музыке поздно — лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже — и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».

«Старый Тифлис — звучащий город»

Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис — звучащий город, — писал Хачатурян впоследствии, — музыкальный город. …Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше — наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».

Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры — это люди без серьезного образования.

Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву — поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «…Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», — вспоминал Хачатурян.

Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже — репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

«Одно непокорное и шумливое дитя»

Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.

После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».

«Токката для фортепиано»

Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».

В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».

Свой последний балет, «Спартак», композитор создал в послевоенные годы. Сценарий к постановке написал драматург Николай Волков. Впервые балет поставил хореограф Леонид Якобсон в Ленинградском театре оперы и балета (сегодня Мариинский театр) 27 декабря 1956 года. Критики отметили, что Хачатурян был очень внимателен к деталям своего произведения и продемонстрировал виртуозное владение средствами музыкальной драматургии. Балет стал неотъемлемой частью репертуара множества балетных трупп, его ставили по всему миру.

«Я едва ли не бредил вальсом»

Арам Хачатурян написал множество композиций для кино: «Пепо» (1934), «Зангезур (1937), «Сад» (1939), «Сталинградская битва» (1949), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Отелло» (1955) — всего в послужном списке композитора около 20 кинолент.

Музыка Хачатуряна, созданная для кинофильмов, была популярна, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам. Он говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером». Самыми известными спектаклями, к которым Хачатурян написал музыку, можно считать «Макбета», «Валенсианскую вдову», «Короля Лира» и «Маскарад».

В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», — писал Арам Хачатурян.

«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.

Вальс к драме «Маскарад»

Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.

Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев, Алексей Рыбников, Эдгар Оганесян и другие известные авторы.

Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.

Источник

А. Хачатурян. ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

«Детский альбом» — сборник фортепианных пьес, написанный для юных пианистов композитором Арамом Хачатуряном.

«Альбом» Хачатуряна состоит из двух тетрадей: первая тетрадь (10 пьес) сочинялась в послевоенные годы и была издана в 1947 г., вторая (также 10 пьес) — увидела свет в 1965 г. Пьесы, вошедшие в «Детский альбом», посвящены детям и племянникам композитора. Одна из племянниц Хачатуряна вспоминает: «Что творилось в маленькой дядиной квартире на Миуссах! В старом теперь композиторском доме на улице Готвальда, когда по всем комнатам, кухне, коридорам впереди бежал дядя, за ним Лядо, а мы – все дети – гуртом, кувырком, с криком и визгом неслись следом, переполненные какой-то фантасмагорической радостью от сознания, что наш любимый дядя – такой веселый, шумный, неистощимый на выдумки и проказы. Тетя, тоже композитор, Нина Владимировна Макарова, хохотала до слез, глядя на нас, называла мужа «взрослым ребенком»… Кто-то прекрасно сказал, что художник – человек, который носит детство в кармане. Применительно к Араму Ильичу очень точное определение».

Лядо, принимавший участие в играх детей и племянников композитора, — белый пудель Хачатуряна. Имя собаке придумал сам композитор из двух нот: Ля и До. Любимцу детей посвящена отдельная пьеса «Детского альбома» («Лядо серьезно заболел»). Образная сфера детского альбома разнообразна: тут и картины детских игр и занятий («Скакалка», «Барсик на качелях», «Игра на бубне»), сказочные образы («Вечерняя сказка»), детские праздники («В день рождения») и веселые жанровые сценки («Две смешные тетеньки поссорились»).

В своей музыке Хачатурян правдиво отразил яркие события из жизни детей, окружавших его. Например, веселую, наполненную мальчишеским задором и энергией пьесу «Конница» композитор посвятил своему племяннику Володе, у которого была большая коллекция солдатиков. А вот созерцательная и поэтичная «Музыкальная картина» — портрет юной девушки, старшей племянницы композитора, которая, потеряв родителей, воспитывалась в семье Хачатуряна. Название пьесы («картина») выбрано не случайно: племянница композитора серьезно увлекалась живописью и впоследствии стала художницей. Своей старшей дочери Нуне композитор посвящает довольно сложную в пианистическом плане фугу (девушка связала жизнь с музыкой и училась в училище при Московской консерватории) и пьесу «Подражание народному», в которой ярко и отчетливо отразился колорит и интонации, характерные для музыкальной культуры родной для композитора Армении.

В музыке «Детского альбома» проявились черты стиля композитора: пьесы отличаются тембральной красочностью и «сочными» гармониями, необычайным по красоте мелодизмом, ритмической остротой и яркой энергетикой.

Источник

Оцените статью