Произведения листа для фортепиано с оркестром

Содержание
  1. Произведения листа для фортепиано с оркестром
  2. Фортепианные произведения
  3. Транскрипции и обработки для фортепиано произведений
  4. Произведения для фортепиано с оркестром
  5. Симфонические произведения
  6. Оратории и мессы
  7. Песни и романсы (около 90)
  8. Литературные сочинения
  9. СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
  10. Читайте также
  11. Музыка Листа
  12. Список основных книг С. М. Голицына
  13. СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ
  14. Список основных источников, использованных в работе над брошюрой
  15. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА
  16. СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:
  17. СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА
  18. Список основных произведений Баха
  19. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67] .
  20. СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
  21. Список важнейших сочинений Роберта Шумана
  22. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69]
  23. Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского
  24. Произведения листа для фортепиано с оркестром

Произведения листа для фортепиано с оркестром

  • Поддержите наш сайт →

Музыкальное наследие Листа огромно — оно насчитывает свыше тысячи двухсот произведений, из них примерно половина (шестьсот сорок девять) оригинальных, остальные — переложения и транскрипции сочинений других авторов. Своему любимому инструменту — фортепиано — Лист посвятил более пятисот произведений. Его литературное наследие также значительно (было опубликовано в начале 1880-х годов в шести томах).

Фортепианные произведения

Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция — около 1826, 2-я — 1838, 3-я — 1851)
Большие этюды по Паганини (1-я редакция — 1838, 2-я — 1851)
3 концертных этюда (около 1848)
2 концертных этюда (около 1862)
«Альбом путешественника» (1835—1836)
«Годы странствий» (1-й год: 1835—1854, 2-й: 1838—1859, 3-й: 1867—1877)
Фантазия-соната «По прочтении Данте» (1849)
«Поэтические и религиозные гармонии» (1845—1852)
«Утешения» (1849)
«Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
2 легенды (1863)
2 баллады (1848—1853)
Соната си минор (1852—1853)
«Мефисто-вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
Венгерские рапсодии (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885)
Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие

Читайте также:  Стойка под цифровое пианино своими руками чертежи

Транскрипции и обработки для фортепиано произведений

Шуберта (72)
Бетховена (31)
Вебера (15)
Верди (8)
Баха (7)
Шопена (6)
Мейербера (6)
Доницетти (6)
Беллини (5)
Гуно (4)
Шумана (14)
Вагнера (12)
Берлиоза (9)
Мендельсона (9)

Произведения для фортепиано с оркестром

Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
«Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)

Симфонические произведения

Симфонические поэмы

«Что слышно на горе» (1847—1856)
«Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка — 1850—1854)
«Прелюды» (1848, переработка — 1850—1854)
«Орфей» (1854)
«Прометей» (1850, переработка — 1855)
«Мазепа» (1851)
«Праздничные звоны» (1858)
«Плач о героях» (1850—1854)
«Венгрия» (1854)
«Гамлет» (1858)
«Битва гуннов» (1857)
«Идеалы» (1857)
«От колыбели до могилы» (1881—1882)

Симфонии

Оратории и мессы

«Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
«Христос» (1862—1866)
Гранская месса (1855)
Венгерская коронационная месса (1866—1867)

Песни и романсы (около 90)

Литературные сочинения

«Письма бакалавра музыки» (1837—1839)
«Паганини. По поводу его смерти» (1840)
«Шопен» (1851, новая редакция — 1879)
«Тангейзер» (1849)
«Лоэнгрин» (1850)
«Письмо о дирижировании» (1853)
«Летучий голландец» (1854)
«Об „Орфее» Глюка» (1854)
«О „Фиделио» Бетховена» (1854)
«Об „Эврианте» Вебера» (1854)
«Золото Рейна» (1855)
«Берлиоз и его симфония „Гарольд»» (1855)
«Роберт Шуман» (1855)
«Клара Шуман» (1855)
«Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
«Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
«Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
«О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция — 1881)

Источник

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

Для симфонического оркестра:

12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла — в 1958 г.); симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882); симфонии — «Фауст» (1854), «Данте» (1856); два симфонических эпизода из «Фауста» Лепау: «Ночное шествие», «Мефисто-вальс» (последний завоевал мировую популярность в фортепианной версии).

Оригинальные: Соната си минор (1853); «Годы странствий» — цикл программных пьес в 3-х тетрадях (I. «Швейцария»: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадтском озере», «У родника», «Долина Обермана», «Гроза», «Женевские колокола» и др.; II. «Италия»: «Мыслитель», «Обручение», соната-фантазия «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки» — № 47, 104, 123 и др.; III. «Ангелус», «У кипарисов виллы д’Эсге», «Фонтаны виллы д’Эсте» и др.; в качестве Приложения ко II тетради — 3 пьесы под общим заглавием «Венеция и Неаполь»: «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла»); «Этюды трансцендентного исполнения» (в том числе «Мазепа», «Героика», «Блуждающие огни», «Метель» — всего 12 этюдов); «Грёзы любви» — 3 ноктюрна; «Утешения» — цикл из 6 пьес; «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес, навеянных поэзией Ламартина, за исключением «Погребального шествия», посвящённого памяти героев венгерской революции); «Рождественская ёлка» — цикл пьес, посвящённых внучке — Даниеле Бюлов; «Большой хроматический галоп»; 2 концертных этюда — «Шум леса» и «Хоровод гномов» и др.

Пьесы на народные темы: 19 «Венгерских рапсодий», «Румынская рапсодия», «Испанская рапсодия», «Гуситская песня», «На прощание. Русская народная песня» (посв. А. И. Зилоти) и др.

Фантазии на оперные темы: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» (Моцарт), «Гугеноты», «Роберт-Дьявол» (Мейербер), «Норма», «Пуритане» (Беллини), «Эрнани», «Риголетто», «Дон Карлос» (Верди), «Фауст» (Гуно), «Ниобея» (Пачини) и другие.

Переложения (транскрипции): Симфонии Бетховена (№ 1—9); «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии» (Берлиоз); увертюра «Вильгельм Телль» Россини, увертюра «Тангейзер», «Хор прях» из «Летучего голландца», «Смерть Изольды» (Вагнер); Песни Шуберта (в том числе «Лесной царь», «Маргарита за прялкой», «Приют», «Весенние упования», «Мельник и ручей»); «Этюды по каприсам Паганини» (цикл из 6 пьес содержит также «Кампанеллу» — свободную транскрипцию финала 2-го скрипичного концерта Паганини); «Марш Черномора» (Глинка), «Соловей» (Алябьев), Полонез из «Евгения Онегина» (Чайковский) и другие[68].

Для фортепиано с оркестром:

1-й концерт (ми-бемоль мажор), 2-й концерт (ля мажор), «Пляска смерти», «Фантазия на венгерские народные темы», «Большая фантазия на испанские темы» и другие.

Вокальные сочинения:

Оперы: «Дон Санчо, или Замок любви» (ноет. 1825 г.), «Сарданапал» (наброски).

Кантатно-ораториальные жанры и церковные произведения: оратория «Легенда о святой Елизавете» (окончена в 1862 г.); оратория «Христос» (окончена в 1866 г.); «Эстергомская месса» (1856); «Венгерская коронационная месса» (окончена в 1867 г.); «Крестный путь» — для хора с органом (1879); оратория «Легенда о святом Станиславе» (не окончена).

Песни: «Лорелея» (Гейне), «Как дух Лауры» (Гюго), «Горы все объемлет покой» (Гёте), «Три цыгана» (Ленау) и многие другие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Музыка Листа

Музыка Листа Вот и первые листья Падают с веток лип. В парке музыка Листа — Лета последний всхлип. Робко сквозь тучи брезжит Снопик лучей косых, Словно прощаясь, нежит Крылышки стрекозы. Музыка воскрешает Призрак любовных грёз, Манит и обольщает Тем, что не удалось, Что

Список основных книг С. М. Голицына

Список основных книг С. М. Голицына 1. Хочу быть топографом. Издания 1936, 1953 и 1954 годов. Издана также на китайском и чешском языках.2. Сорок изыскателей. 1959 г. и еще 4 издания, последнее в 1989 г. Переведена на польский (3 издания), чешский, болгарский, румынский, словацкий,

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ Все фрагменты древних римских ораторов даются по кн.: Oratorum romanonim fragmenta liberae rei publicae. Coll. E. Malcovatti. Sec. Ed., Torino, 1955 (в тексте Malcovatti). Все фрагменты римских анналистов даются по кн.: Historicorum romanorum reliquae. Ed. H. Peter. Leipzig, 1870 (в тексте Peter). Фрагменты

Список основных источников, использованных в работе над брошюрой

Список основных источников, использованных в работе над брошюрой Архив Артиллерийского исторического музея Академии артиллерийских наук (Ленинград): оп 46 д. 542; оп. 48/1 д.д. 26, 29, 34, 37, 40, 53, 108.Центральный Государственный Военно-исторический архив (Москва): ф. 310 д.д. 764, 2863; ф. 516

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА 1. Инструмент Адкинса для определения девиации в море. Журнал «Морской Сборник», 1867, № 10.2. «Броненосная лодка «Русалка». Исследование пловучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества. «Морской

СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:

СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА: Скрябин. М., 1916; 2-е изд.: М., 1923Клод Дебюсси. М., 1922Музыка речи. Эстетическое исследование. М., 1923Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА Литературные произведенияОригинальные:1. Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских. Ч. 1–6. М., 1787–1788.2. Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени. М., 1773.3. Новейшее путешествие, сочиненное в г.

Список основных произведений Баха

Список основных произведений Баха А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):I. 198 церковных кантатII. 12 светских кантатIII. 6 мотетовIV. Рождественская и пасхальная ораторииV. Большая месса h-mollVI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-durVIII. Страсти по Матфею и

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67] .

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67]. 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Для симфонического оркестра:12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла

Список важнейших сочинений Роберта Шумана

Список важнейших сочинений Роберта Шумана Сочинения для фортепьяно в 2 рукиВариации Abegg, опус 1, 1830.«Бабочки», опус 2. 1830 – 1831.«Танцы давидсгондлеров», опус 6. 1837.«Карнавал», опус 9, 1834-1835.Соната № 1 фа диез минор, опус 11, 1833 – 1835.«Фантастические пьесы», опус 12, 1837.«Симфонические

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69]

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69] 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.

Источник

Произведения листа для фортепиано с оркестром

Разные стороны творчества Ференца Листа как гениального реформатора пианизма и замечательного мастера оркестрового письма, обновившего содержание и средства выразительности симфонической музыки, предстают в органичном единстве в его двух фортепианных концертах.

Это наиболее популярные произведения Листа, по праву снискавшие широчайшую любовь и признание исполнителей и слушателей. Музыкальные образы данных произведений ярки, они рельефно сопоставлены: конфликты броско очерчены, развитие стремительно, увлекает своей порывистостью, форма ясна, выписана «крупным штрихом». Партии солиста и оркестра предельно виртуозны и красочны — они выступают на равных основаниях, словно соревнуясь, оспаривая друг у друга проведение музыкальной мысли. Контрастная смена эпизодов подчеркивает драматический замысел произведения. (Для фортепиано с оркестром, помимо двух концертов, Лист написал ряд сочинений. Таковы «Пляска смерти», представляющая собой парафразу на тему средневекового напева «Dies irae» с шестью вариациями (кучкисты высоко ценили это произведение; Н. Г. Рубинштейн был его лучшим исполнителем), «Фантазия на народные венгерские темы» (авторская транскрипция Четырнадцатой рапсодии), переложение фортепианной фантазии «Скиталец» Шуберта и другие.)

В истории фортепианного концерта Лист открыл новую главу. Предшествующие этапы связаны с именами Моцарта (венский классический концерт) и Бетховена, героизировавшего содержание концерта, усилившего в нем черты драматизма, контрасты сопоставления соло и tutti. Опираясь на Бетховена, композиторы-романтики разрабатывали дальнейшие возможности симфонизации концерта. В этом направлении шли Мендельсон (см. его скрипичный концерт), Шуман. Последний писал: «Мы должны терпеливо дожидаться гения, который в новой блестящей манере укажет, каким образом должно связывать партии фортепиано и оркестра, дабы пианист мог полностью раскрыть богатство инструмента и своего мастерства, в то время как оркестр не оставался бы только зрителем, но наоборот, разнообразием своего колорита способствовал еще большему обогащению их совместной игры». Лист сделал это. (Творческим исканиям Листа хронологически предшествовали пять «симфонических концертов» французского композитора Анри Литольфа (1818—1891). Лист посвятил ему свой Первый фортепианный концерт.)

Созданный им тип концерта утвердился в творческой практике позднейших композиторов, хотя наряду с ним во второй половине XIX века существовали и другие типы концертов (например, Чайковского или Брамса).

Концерты Листа непрограммны, но их тесная связь с симфоническими поэмами очевидна. Как и последние, концерты одночастны, однако имеют определенные разделы, соответствующие четырем частям обычного симфонического цикла. В основе концертов также лежит принцип монотематизма; главенствующий образ в различных освещениях скрепляет все развитие произведения. Но этим не исчерпывается его содержание — появляется и ряд новых, предельно контрастных тем, различия которых сглаживаются при утверждении конечного вывода: эти темы, преображенные героическим тонусом звучания, повторяются в финале. «Мне свойственна такая манера связывания и закругления отдельных отрывков путем повторения предшествующих тем»,— указывал композитор.

Оба концерта задуманы примерно в одно и то же время — еще в 30-х годах, но по многу раз перерабатывались. В окончательной редакции Первый, Es-dur, закончен в 1856 году, а Второй, A-dur,— в 1861.

Героические образы Пятого фортепианного концерта Бетховена (также в Es-dur!) несомненно вдохновили Листа на создание главного музыкального образа его Первого концерта:

Виртуозные пассажи солиста еще более подчеркивают темпераментную, волевую активность начальной воинственной фанфары. Она оттеняется группой взаимосвязанных лирических тем — то мечтательных, то экстатичных. Лирическое начало преобладает и во второй части, где дана импровизационная смена вариаций, основная тема которых подвергается разительным изменениям, а под конец служит материалом для драматичного диалога фортепиано с оркестром.

Третья часть — фантастическое скерцо — образует, по словам Листа, «связующий контраст» к финалу, где в один узел стягивается тематизм всего концерта: начальный марш воспроизводит основную тему второй части (ср. примеры 127 и 128), возникают и реминисценции речитативного диалога из той же части (но сейчас вместо виолончелей — тромбоны!), и фантастические видения скерцо (высокий регистр фортепиано в сочетании с деревянными духовыми придает этим эпизодам праздничное звучание), а в заключении утверждается могучая поступь главной темы.

Во Втором концерте грани между частями еще менее ощутимы, чем в Первом. Это объясняется более пестрой сменой эпизодов, выражающих контрастные состояния раздумья, волевого порыва, нервного возбуждения, элегической мечтательности, героики.

Концерт открывается «темой томления», в которой предвосхищены «тристановские» гармонии:

В исполнении деревянных духовых эта тема звучит пасторально-задумчиво, но при своем повторном, варьированном проведении у солиста она приобретает более мужественный, энергичный характер. Внезапно врывается новый, сурово-маршевый образ; мощные аккорды солиста поддерживаются все более нарастающим «шквалом» оркестрового сопровождения. Движение ускоряется: от начального adagio через allegro к еще более стремительному темпу. В соревновании с оркестром низвергаются октавные пассажи солиста. Неожиданный срыв, и музыка вновь переводится в элегический план — начинается вторая часть, пленяющая своим тонким импрессионистским колоритом. Столь же неожидан переход к третьей части, волевой склад которой подготавливает финал. И здесь сохраняется контрастная смена эпизодов (среди них четыре основных), но преобладают энергично-танцевальные и маршевые образы, возникающие путем варьированного проведения ранее звучавших тем. Музыка делается все более оживленной, радостной, и финал завершается торжественным победным маршем:

Источник

Оцените статью