- Прокимени, апостоли и аллилуиаре общи святым, имже егда творим службу
- СЛУЖБА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.
- СЛУЖБА СВЯТЫМ НЕБЕСНЫМ БЕЗПЛОТНЫМ СИЛАМ.
- СЛУЖБА СВЯТЫМ ПРОРОКОМ ОБЩА.
- СЛУЖБА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ ОБЩА.
- СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЮ ЕДИНОМУ.
- СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЕЙ ОБЩА.
- СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ, И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫХ ОБЩА.
- СЛУЖБА МУЧЕНИКА.
- СЛУЖБА МУЧЕНИКОВ ОБЩА.
- СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.
- СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
- СЛУЖБА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
- СЛУЖБА СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ОБЩА.
- СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ ЖЕН ОБЩА.
- СЛУЖБА ИСПОВЕДНИКОВ.
- СЛУЖБА БЕЗМЕЗДНИКОВ.
- СЛУЖБА ЗА МЕРТВЫЯ.
- Прокимен глас 3 песнь богородицы ноты
- Прокимен глас 3 песнь богородицы ноты
- Октоих воскресный. Глас 3
- ГЛАС 3
- В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.
- В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
- Стихиры воскресны, глас 3.
- Стихиры воскресные
- Ины стихиры, Анатолиевы, глас тойже:
- Стихиры восточные
- На стиховне стихиры воскресны, глас 3:
- Стихиры на стиховне
- Тропарь воскресен, глас 3:
- Тропарь
- ГЛАС 3
- В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.
- В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ
- Тропарь воскресен, глас 3:
- Тропарь
- По 1‑м стихословии, седальны воскресны, глас 3:
- По 1 стихословии седален
- По 2‑м стихословии седальны воскресны, глас 3 Подобен: Красоте девства:
- По 2 стихословии седален
- По непорочнах ипакои, глас 3:
- Ипакои
- Степенна, глас 3. Антифон 1‑й, повторяюще поем:
- Степенны. Антифон 1
- Антифон 2:
- Антифон 2
- Антифон 3:
- Антифон 3
- Прокимен, глас 3:
- Прокимен
- Канон воскресен. Глас 3 Песнь 1
- Каноны
- Песнь 1
- Другий канон крестовоскресен. Глас 3. Песнь 1
- Ин канон Пресвятей Богородице, егоже краестрочие: Пою третие пение Тебе Богородице. Глас 3 Песнь 1. Ирмос тойже
- Песнь 3
- Песнь 3
- Песнь 4
- Песнь 4
- Песнь 5
- Песнь 5
- Песнь 6
- Песнь 6
- Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:
- Кондак
- Песнь 7
- Песнь 7
- Песнь 8
- Песнь 8
- Песнь 9
- Песнь 9
- На хвалитех стихиры воскресны, глас 3:
- На “хвалите” стихиры воскресные, на 8
- Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже
- Иные стихиры, восточные
- По славословии тропарь:
- Тропарь воскресный
- ГЛАС 3
- НА ЛИТУРГИИ.
- Блаженна, глас 3:
- НА ЛИТУРГИИ
- Блаженны, на 8
- Тропарь воскресен, глас 3:
- Тропарь
- Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:
- Кондак
- Прокимен, глас 3:
- Прокимен
- Аллилуиа:
- Аллилуиа
Прокимени, апостоли и аллилуиаре общи святым, имже егда творим службу
СЛУЖБА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.
Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Другий прокимен, глас 6: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.
Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.
Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
СЛУЖБА СВЯТЫМ НЕБЕСНЫМ БЕЗПЛОТНЫМ СИЛАМ.
Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, / и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Апостол ко евреем, зачало 305.
Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.
СЛУЖБА СВЯТЫМ ПРОРОКОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Ты иерей во век / по чину Мелхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314. Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.
Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыващих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
СЛУЖБА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Апостол к коринфяном, зачало 131.
Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЮ ЕДИНОМУ.
Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.
Апостол ко евреем, зачало 318.
Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЕЙ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Апостол ко евреем, зачало 335.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ, И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫХ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Апостол к галатом, зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА МУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.
Апостол к Тимофею, зачало 292.
Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
СЛУЖБА МУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Апостол к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.
Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол ко евреем, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол преподобномученика единаго, к Тимофею, зачало 291. Преподобномучеником апостол к римляном, зачало 99.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.
Апостол к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.
Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ ЖЕН ОБЩА.
Прокимен и аллилуиа писан мученицам.
Апостол к галатом, зачало 208.
СЛУЖБА ИСПОВЕДНИКОВ.
Прокимен и аллилуиа писан преподобномучеником.
Апостол ко ефесеем, зачало 233.
СЛУЖБА БЕЗМЕЗДНИКОВ.
Прокимен писан мучеником.
Апостол к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа, глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?
СЛУЖБА ЗА МЕРТВЫЯ.
Прокимен, глас 6: Душы их / во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век.
В понедельник апостол к римляном, зачало 113.
Во вторник апостол к коринфяном, зачало 162.
В среду апостол к коринфяном, зачало 178.
В четверток апостол к коринфяном, зачало 160.
В пяток апостол к коринфяном, зачало 163.
В субботу апостол к солуняном, зачало 270.
Аллилуиа, глас 8: Блажени яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.
Источник
Прокимен глас 3 песнь богородицы ноты
Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Источник
Прокимен глас 3 песнь богородицы ноты
ОСМОГЛАСНИК. ГЛАС 3. Текст на церковно-славянском языке
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Господи воззвах и Да исправится молитва моя, киевский распев (стр.1)
2. Господи воззвах Стихиры первая, вторая и все припевы (стр.2)
3. Господи воззвах. Догматик (стр.4)
4. Стихиры на стиховне первая и вторая, и все припевы (стр.6)
5. Богородичен на стиховне (стр.7)
6. Бог Господь (стр.8)
7. Тропарь воскресный (стр.9)
8. Богородичен тропарный (стр.9)
9. Кондак воскресный (стр.10)
10. Прокимен утрени (стр.11)
11. Ирмосы воскресного канона (стихирный напев) (стр.12)
12. Свят Господь Бог наш (стр.16)
13. Всякое дыхание (стр.16)
14. Хвалитные стихиры первая, вторая и все припевы
ТРОПА́РЬ ВОСКРЕ́СНЫЙ, ГЛАС 3:
Хор: Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость. (Дважды)
Перевод
Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада из-бавил нас / и даровал миру великую милость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
БОГОРО́ДИЧЕН ВОСКРЕ́СНЫЙ (ПО ГЛА́СУ «СЛА́ВЫ»), ГЛАС 3:
Тя хода́тайствовавшую Спасе́ние ро́да на́шего,/ воспева́ем, Богоро́дице Де́во;/ пло́тию бо от Тебе́ восприя́тою Сын Твой и Бог наш,/ Кресто́м вос-прии́м страсть,// изба́ви нас от тли, я́ко Человеколю́бец.
Перевод
Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо пло-тию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец.
Источник
Октоих воскресный. Глас 3
ГЛАС 3
В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.
На Господи воззвах поставим стихов 10, и поем:
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.
Стихиры воскресны, глас 3.
Изведи из темницы душу мою, / исповедатися Имене Твоему.
Стихиры воскресные
Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё.
Ины стихиры, Анатолиевы, глас тойже:
Стихиры восточные
На стиховне стихиры воскресны, глас 3:Стихиры на стиховне | |
Страстию Твоею, Христе, / омрачивый солнце / и светом Твоего Воскресения, / просветивый всяческая, / приими нашу вечернюю песнь, Человеколюбче. Ины стихиры, по алфавиту: | Страданиями Своими, Христе, / омрачивший солнце, / и светом Своего воскресения / осветивший все! / Прими нашу вечернюю песнь, Человеколюбец. |
Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. | Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся. |
Живоприемное Твое востание, Господи, / вселенную всю просвети, / и Твое создание истлевшее призва. / Темже клятвы Адамовы изменшеся, вопием: / Всесильне Господи, слава Тебе. | Животворное воскресение Твое, Господи, / всю вселенную просветило / и Твое погибшее создание воззвало к жизни. / Потому мы, от проклятия Адамова избавившись, взываем: / “Всесильный Господи, слава Тебе!” |
Стих: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется. | Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется. |
Бог сый неизменен, / плотию стражда изменился еси, / Егоже тварь не терпящи висяща зрети, / страхом прекланяшеся, / и стенящи поет Твое долготерпение: / сошед же во ад, тридневен воскресл еси, / жизнь даруя мiрови, и велию милость. | Пребывая Богом неизменяемым, / Ты, страдая по плоти изменился; / и творение, не в силах видеть Тебя висящим на Кресте, / от страха колебалось, / и, стеная, воспевало Твое долготерпение. / Но, сойдя во ад, Ты в третий день воскрес, / даруя миру жизнь и великую милость. |
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний. | Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни. |
Да род наш от смерти, Христе, избавиши, / смерть претепел еси: / и тридневен из мертвых воскрес, / с Собою воскресил еси, / иже Тя Бога познавших: / и мiр просветил еси. / Господи, слава Тебе. | Чтобы род наш от смерти избавить, / Ты, Христе, смерть претерпел / и, воскреснув в третий день из мертвых, / воскресил с Собою признавших Тебя Богом и мир просветил. / Господи, слава Тебе! Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет: |
Слава, и ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща: / нас же ради, из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси, / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити, / избавитися от бед душам нашым. | Слава, и ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших. |
Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш: | Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш: |
Слава, и ныне, Богородичен: Тя ходатайствовавшую Спасение рода нашего, / воспеваем, Богородице Дево; / плотию бо от Тебе восприятою Сын Твой и Бог наш, / Крестом восприим страсть, / избави нас от тли, яко Человеколюбец. | Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец. Тот же тропарь и на Бог – Господь: ГЛАС 3В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.По шестопсалмии: Бог Господь, и явися нам: на глас 3. В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИПоем Бог – Господь: на 3 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Тропарь воскресен, глас 3:Д а веселятся небесная, / да радуются земная; / яко сотвори державу мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость. [дважды] ТропарьД а веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость. (2) |
Слава, и ныне, Богородичен: Тя ходатайствовавшую Спасение рода нашего, / воспеваем, Богородице Дево; / плотию бо от Тебе восприятою Сын Твой и Бог наш, / Крестом восприим страсть, / избави нас от тли, яко Человеколюбец. | Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец. |
Таже обычное стихословие. | Затем обычное стихословие Псалтири. |
Христос от мертвых воста, начаток усопших: / перворожден твари, и Содетель всех бывших, / истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови. / Не ктому смерте обладаеши: / ибо всех Владыка державу твою разруши. | Христос из мертвых воскрес, Начаток из умерших. / Он, Рожденный прежде всех творений / и Создатель всего существующего / поврежденное естество рода нашего / обновил в Себе Самом. / Смерть! Ты больше не имеешь власти, / ибо Владыка всего сокрушил твое могущество. |
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 |
Плотию смерти вкусив, Господи, / горесть смерти пресекл еси востанием Твоим, / и человека на ню укрепил еси, / первыя клятвы одоление призывая: / Защитниче жизни нашея, Господи, слава Тебе. | Плотию вкусив смерти, Господи, / Ты горечь смерти уничтожил воскресением Своим, / и человека ныне укрепил против нее, / провозглашая об упразднении древнего проклятия. / Защитник жизни нашей – Господи, слава Тебе! |
Слава, и ныне, Богородичен: Красоте девства Твоего, и пресветлой чистоте Твоей, / Гавриил удивився, вопияше Ти, Богородице: / кую Ти похвалу принесу достойную; / что же возименую Тя; недоумеваю и ужасаюся. / Темже яко повелен бых, вопию Ти: / радуйся, Благодатная. | Слава, и ныне, Богородичен: Красоте девства Твоего / и пресветлой чистоте Твоей поражаясь, / Гавриил взывал к Тебе, Богородица: / “Какую принесу Тебе похвалу достойную? / Как же назову Тебя? / Недоумеваю и изумляюсь; / Потому, как мне велено, взываю Тебе: / “Радуйся, Благодатная!” |
По 2‑м стихословии седальны воскресны, глас 3 | |
Неизменнаго Божества, и вольныя страсти Твоея, Господи, / ужасся ад, в себе рыдаше: / трепещу плоти нетленныя ипостаси, / вижду Невидимаго, тайно борюща мя. / Темже и ихже держу, зовут: / слава, Христе, воскресению Твоему. | Пораженный неизменяемым Божеством / и добровольными страданиями Твоими, Господи, / ад сам в себе так сокрушался: / “Трепещу пред Его тела нетленной сущностью, / вижу Невидимого, таинственно идущего войною на меня. / Потому и те, кого держу я, восклицают: / “Слава воскресению Твоему, Христе!” |
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2 |
Непостижимое распятия, и несказанное востания / богословствуем вернии, таинство неизреченное: / днесь бо смерть и ад пленися, / род же человеческий в нетление облечеся. / Тем благодаряще вопием Ти: / слава, Христе, востанию Твоему. | Непостижимое распятие и неизъяснимое воскресение / мы, верные, исповедуем неизреченным таинством: / ибо в сей день смерть и ад побеждены, / род же человеческий облечен в нетление. / Потому мы и восклицаем благодарно: / “Слава воскресению Твоему, Христе!” |
Слава, и ныне, Богородичен: Непостижимаго и Неописаннаго, / Единосущнаго Отцу и Духови, / во утробу Твою тайно вместила еси, Богородице, / едино и несмесно от Троицы Божество: / познахом рождество Твое в мире славити. / Темже и благодарственно вопием Ти: / радуйся, Благодатная. | Слава, и ныне, Богородичен: Непостижимого и беспредельного, / единосущного с Отцом и Духом / Ты во чреве Своем таинственно вместила, Богоматерь. / Единое и неслиянное действие Троицы / мы чрез рождение от Тебя Христа / научились славить в этом мире. / Потому мы Тебе и взываем благодарно: / “Радуйся, Благодатная!” Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. По непорочнах ипакои, глас 3:Удивляя видением, / орошая глаголании, / блистаяйся Ангел мироносицам глаголаше: / что живаго ищете во гробе; / воста истощивый гробы. / Тли Пременителя разумейте Непременнаго. / Рцыте Богови: коль страшна дела Твоя, / яко род спасл еси человеческий! ИпакоиПоражая обликом, но орошая речами, / возглашал блистающий Ангел мироносицам: / “Что Живого ищете в гробнице? / Он восстал, опустошив гробницы; / познайте Неизменного, изменившего тление. / Воскликните Богу: Как страшны дела Твои, / ибо спас Ты род человеческий!” Степенна, глас 3. |
Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона: / и мене от страстей к животу привлецы, Слове. | Пленников Сионских / Ты освободил из Вавилона, / и меня от страстей к жизни / привлеки Слово! |
В юг сеющии слезами Божественными, / жнут класы радостию присноживотия. | При южном ветре сеющие / слезами боговдохновенными, / с радостию пожнут / колосья вечной жизни. |
Слава: Святому Духу всякое благодарие, / якоже Отцу и Сыну сооблистает, / в Немже вся живут и движутся. | Слава: От Святого Духа всякий благой дар, / как от Отца и Сына блистает: / Им все живет и движется. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Антифон 2:Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся: / душу же покрывающу, никтоже наш разорит град. Антифон 2Если Господь не построит дома добродетелей, / то мы трудимся тщетно; / если душа под Его покровом, / то никто не разорит града нашего. | |
Плода чревна Духом сынотвореное / Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть. | Святые – всегда как чрева плод, / по усыновлению Духом, / Тебе Христу, как и Отцу. |
Слава: Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость: / осуществует бо всякую тварь: Тому послужим: / Бог бо, яко Отцу же и Слову. | Слава: Во Святом Духе созерцается / всякая святость и премудрость, / ибо всему творению дает Он бытие. / Ему послужим, ведь Он – Бог, / как и Отцу, и Слову. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Окрест трапезы Твоея возвеселися, / зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания. | Возрадуйся, пастыреначальник, / видя вокруг трапезы своей своих преемников, / носящих ветви добрых дел. |
Слава: Святым Духом всякое богатство славы, / от Негоже благодать, и живот всякой твари: / со Отцем бо воспеваемь есть, и с Словом. | Слава: Во Святом Духе – все богатство славы; / от Него – благодать и жизнь всему творению. / Потому Он воспевается / вместе со Отцом и Словом. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50. | Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: |
Ирмос: Воды древле / манием Божественным / во едино сонмище совокупивый / и разделивый море Израильтеским людем, / Сей Бог наш / препрославлен есть. / Тому Единому поим, яко прославися. | Канон 1. Ирмос: Некогда воды мановением Божественным / в одно вместилище собравший / и разделивший море Израильскому народу, / Он – препрославленный Бог наш. / Ему единому воспоем, / ибо Он прославился. |
Припев: Слава Господи святому Воскресению Твоему. | Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. |
Иже землю осудив, / преступльшему потом изнести плода терние, / от терния венец из руки законопреступныя, / Сей Бог наш, плотски приемый, / клятву разрушил есть, яко прославися. | Осудивший землю для человека согрешившего / как плод труда приносить терние, / Он, Бог наш, принял плотию / от рук беззаконников венец терновый / и проклятие уничтожил, ибо прославился. |
Победитель и Одолетель смерти, / иже смерти убоявся, явися: / страстную бо плоть одушевленную прием, / Сей Бог наш, и брався с мучителем, / вся совоскреси, яко прославися. | Торжествующим победителем над смертью / оказалась страшная Христова смерть; / ибо Он, Бог наш, плоть приняв / одушевленную, способную страдать / и вступив в борьбу с мучителем, / всех воскресил с Собою, ибо прославился. |
Богородичен: Истинную Богородицу вси языцы славят Тя, без семене рождшую: / сошед бо во утробу освященную Твою, / Сей Бог наш, Еже по нам осуществовася, / Бог же и Человек из Тебе родися. | Богородичен: Истинною Богородицей все племена считают / Тебя, без семени родившую; / ибо в освященное чрево Твое войдя, / Он, Бог наш, принял наше естество / и родился от Тебя Богом и человеком. |
Другий канон крестовоскресен. Глас 3. Песнь 1Ирмос: Песнь новую поим людие: | Канон 2 |
Род человечь порабощен мучителем грехолюбным, / кровию Божественною Христос искупи, / и обоготворив обновил есть, яко прославися. | Род человеческий, порабощенный мучителем грехолюбивым, / Своею Божественною кровью искупил Христос / и, обожив, обновил его, / ибо прославился. |
Яко убо смертен, смерти хотяй, / Иже животу сокровищник, Христос вкуси, / а яко безсмертен сый естеством, / мертвыя оживотворил есть, яко прославися. | Как смертный добровольно смерть вкусил / Владыка жизни – Христос; / но как бессмертный по Божественному естеству, / Он мертвых оживотворил; / ибо прославился. |
Канон 3 | |
Колено приклоняет всяко естество небесных, Дево, / воплощшемуся из Тебе, / со земными же достолепно преисподняя, яко прославися. | Достойно колена преклоняют / все существа небесные / пред Воплотившимся от Тебя, Дева, / и с земными вместе – преисподние; / ибо Он прославился. |
О примирений Яже в Тебе! / Благих бо независтно Податель, / яко Бог Духа Божественнаго подавый нам, / плоть от Тебе, Отроковице, прият, яко прославися. | О каков совершившийся в Тебе обмен! / Ибо Бог, щедрый благ податель, / даровавший нам Духа Божественного, / от Тебя, Отроковица, принял плоть; / ибо прославился. |
Катавасиа: Отверзу уста моя: | Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу. |
Песнь 3Ирмос: Иже от несущих вся Приведый, / Словом созидаемая, / совершаемая Духом, / Вседержителю Вышний, / в любви Твоей утверди мене. Песнь 3Канон 1. Ирмос: Из небытия приведший все, / Словом созидаемое, завершаемое Духом! / Вседержитель-Владыка, / в любви Твоей утверди меня. | |
Крестом Твоим постыдеся нечестивый, / содела бо яму, юже ископа, впаде: / смиренных же вознесеся, Христе, рог, / во Твоем воскресении. | Крестом Твоим был нечестивец посрамлен: / ибо, выкопав, он приготовил яму, – и сам в нее упал; / смиренных же достоинство возвысилось / Твоим, Христе, воскресением. |
Благочестия проповедание языком, / яко вода покры моря, Человеколюбче: / воскрес бо от гроба, Троический открыл еси свет. | Проповедь народам о благочестии / как вода – моря наполнила их, Человеколюбец; / ибо Ты, воскреснув из гроба, / открыл Троицы сияние. |
Богородичен: Преславная глаголана быша о Тебе, / Граде Одушевленный присно Царствующаго: / Тобою бо, Владычице, сущим на земли Бог спожил есть. | Богородичен: Славное сказано о Тебе, / град одушевленный вечно Царствующего; / ибо благодаря Тебе, Владычица, / Бог обитал среди тех, кто на земле. |
Ин, ирмос: Лук сокрушил еси вражий: Очищение, Пречистый Кресте, идольских явился еси Ты нечистот: / яко Иисус Пребожественный на Тебе руце распростерл есть. Очищением идольских нечистот / ты, пречистый Крест, явился; / ибо на Тебе Иисус пребожественный / руки Свои распростер. | |
Да вси вернии, / живоприемный Гробе, тебе покланяемся: / погребеся бо в тебе / и воста Христос воистинну Бог наш. | Чтобы все мы, верные, преклонялись / пред тобою, гроб, вместивший Жизнь, / был погребен в тебе и из тебя воскрес Христос – / истинный Бог наш. |
Ин, ирмос тойже Жезл из корене Иессеова, пророчески прозябши Дева, / цвет Тя, Христе, возсия нам: / Свят еси, Господи. Отрасль от корня Иессеева, / произросшая по пророчеству, – Дева, / произвела нам цвет – Тебя, Христе. / Свят Ты, Господи. | |
Да Божественному причастию земнородныя соделаеши, / от Девы плоть нашу Ты, обнищал еси, прием: / Свят еси, Господи. | Чтобы общниками Божества / соделать на земле рожденных, / Ты обнищал, приняв от Девы нашу плоть. / Свят Ты, Господи. |
Язвы, Христе, и раны милостивно подъял еси, / досаду по ланитома ударений терпя, и долготерпеливне оплевания нося, / имиже соделал еси мне Спасение: / слава силе Твоей, Господи. | Язвы Ты, Христе, и раны / перенес по милосердию, / оскорбляемый ударами – терпя, / с долготерпением оплевания перенося: / ими Ты совершил мое спасение. / Слава силе Твоей, Господи! |
Телом смертным, Животе, смерти причастился еси, / страсти ради нищих, и воздыхания убогих Твоих, / и растлив тлеющаго, Препрославленне, / всех совоскресил еси, яко прославися. | Телом Своим смертным / Ты, Жизнь, смерти приобщился, / ради бедствия нищих и стенания бедных Твоих; / и, погубив губителя, Ты, препрославленный, / всех с Собою воскресил, единый Человеколюбец. |
Богородичен: Помяни, Христе, еже стяжал еси стадо страстию Твоею: / Препрославленныя Твоея Матере милостивныя мольбы прием, / и посетив озлобленное, / избави силою Твоею, Господи. | Богородичен: Помяни, Христе, стадо Твое, / которое Ты приобрел Своим страданием, / милостивые прошения Твоей прославленной Матери приняв; / и, посетив его в угнетении, избавь / силою Твоею, Господи. |
Ин, ирмос: Странна и неизреченна: Создавый по образу Твоему, Человеколюбче, человека, / и умерщвлена грехом преступления ради, / распенся на лобнем, спасл еси. Ты, по образу Своему создавший человека, / и распятый на Лобном месте, Человеколюбец, / спас его, умерщвленного грехом / чрез преступление. | |
Мертвыя убо, ихже пожре смерть, отдаде, / разорися же и адово тлетворное царство, / воскресшу Ти из гроба, Господи. | Мертвых, ею поглощенных, возвратила смерть, / и пагубное царство ада уничтожено / когда воскрес Ты из гроба, Господи. |
Богородичен: Марие Чистая, Златая Кадильнице, / неслиянно яко Един от Троицы в Тя сошед, / воплощься Бог Слово, мир облагоухал есть. | Богородичен: Мария Непорочная, златая кадильница! / Бог Слово, Один из Троицы, / в Тебя вселившись, неслиянно воплотился / и наполнил мир благоуханием. |
Ин, ирмос тойже Иже поставивый горы, Владыко, мерилом Божественнаго разума, / отсечен еси от Девы Камень, кроме рук: / силе Твоей слава, Человеколюбче. Ты, поставивший горы, Владыка, / весами Божественного ведения, / отсечен от Девы, как камень, без помощи рук. / Слава силе Твоей, Человеколюбец! | |
Недугующее исцелил еси наше естество, Владыко, / скорейшую из Девы сию соединив цельбу, / Твое Пречистое, Слове, Божество. | Ты излечил больное наше естество, Владыка, / соединив с ним во чреве Девы сильнейшее лекарство – / Свое, Слово, пречистое Божество. |
Часть моя еси, Господи, и наследие желанное, / соединивый мя из Девы, Слове, Ипостаси Твоей, / плотию быв ипостась. | Доля моя и наследие желанное – / Ты, Господи, чрез Деву меня соединивший / с Ипостасью Своею, Слово, / Ипостась, приобщившаяся плоти. |
Судии неправедному, / еврейскою завистию предан быв, Всевидче, / и всей праведне судяй земли, / Адама древняго избавил еси осуждения. | Судье неправедному по зависти Евреев преданный, / Ты, Всевидец и Судящий праведно всю землю, / избавил Адама от древнего осуждения. |
Твой мир церквам Твоим, Христе, / непобедимою силою Креста Твоего, / из мертвых воскресый, подаждь, и спаси души наша. | Твой мир церквам Твоим, Христе, / непобедимою силою Креста Твоего даруй, / Воскресший из мертвых, / и спаси души наши. |
Богородичен: Скиния Святая, и пространнейши небес, / яко Иже во всей твари Невместимаго Слова Божия приемши, / Едина явилася еси, Приснодево. | Богородичен: Скинией святою и обширнейшей небес, / как принявшая не вмещаемое всем творением Слово Божие, / Ты одна явилась, Приснодева. |
Ин, ирмос: На земли Невидимый явился еси, / и человеком волею сожил еси, Непостижимый, / и к Тебе утренююще, / воспеваем Тя, Человеколюбче. | Канон 2 |
Копием в ребро Твое, о Христе мой, прободен быв, / от ребра человеча созданную, / губительства всем человеком бывшую ходатаицу, / клятвы свободил еси. | Копьем пронзенный в ребра, о Христе мой, / Ты, из ребра человека сотворенную / и ставшую виновницей погибели для всех людей / от проклятия освободил. |
Равен Отцу по Существу сый, / священный храм Пречистаго Твоего и Всечестнаго телесе, / из мертвых воскресил еси, Христе Спасе наш. | Будучи равен Отцу по естеству, / Ты из мертвых воскресил священный храм / пречистого и досточтимого Тела Твоего, / Христе Спаситель наш. |
Ин, ирмос тойже Слово Божие Сын Твой, Дево, / Содетель Адама первозданнаго, / не создание, аще и плоть одушевлену / Себе из Тебе создал есть. Сын Твой, Дева, – Слово Божие, / Творец Адама первозданного, а не творение, / хотя и плоть одушевленную / Он Себе создал через Тебя. | |
Равен Отцу Сын Твой, Дево, / Слово Божие, Ипостась совершенна во двою естеству, / Иисус Господь, Бог совершен и Человек. | Равен Отцу Сын Девы, Слово Божие, / Ипостась совершенная в двух естествах, / Иисус Господь, совершенный Бог и человек. |
Бездна милости и щедрот обыде мя, / благоутробным снитием Твоим: / воплощься бо, Владыко, / и быв в рабии зраце, обожил еси, с Собою сопрославив. | Бездна милости и сострадания объяла меня / по милосердному Твоему снисхождению; / ибо Ты, Владыка, воплотившись и родившись в образе раба, / обоготворил меня и с Собою прославил. |
Умерщвление подъят умертвитель, / умерщвленаго оживленно видя: / Твоего воскресения сии суть, Христе, образы, / и страсти Твоея пречистыя победительная. | Умерщвлению подвергся человекоубийца, / увидев умерщвленного ожившим. / Это – знак воскресения Твоего, Христе, / и награда за Твои пречистые страдания. |
Богородичен: Пречистая, яже Едина Создателю и человеком, паче ума исходатаившая, / Сына Твоего милостива прегрешшым рабом Твоим, и поборника быти, помолися. | Богородичен: Пречистая, одна непостижимо ставшая / между Создателем и людьми посредницей! / Умоли Сына Твоего милостивым быть / к преткнувшимся рабам Твоим и их защитником. |
Ин, ирмос: Селения Иона, еже в преисподнем аде, / естественный образ быв, вопияше / : возведи от тли живот мой, Человеколюбче. | Канон 2 |
Ранами Ты искусився, от ада ураненых, / страстию Креста совоскресил еси. / Темже Ти зову: / возведи от тли живот мой, Человеколюбче. | Язвы претерпев, страдая на Кресте, / Ты уязвленных из ада воздвиг с Собою. / Потому восклицаю Тебе: / “Возведи от гибели жизнь мою, Человеколюбец!” |
Отверзаются Ти Христе страхом врата адова, / сосуды же вражия восхищаются: / темже Тя жены сретоша, / вместо печали радость приимша. | Пред Тобою отверзаются, Христе, / в страхе врата ада, / и имущество врага расхищается. / Потому жены встретили Тебя, / вместо печали радость получив. |
Ин, ирмос тойже Воображается еже по нам, от Нетленныя Девы, / Иже образом неразлучный, образом быв и вещию, / не преложся Божеством Человек. Принимает облик, подобный нам, / от непорочной Отроковицы / Тот, Кто не имеет видимого образа, / внешне и на деле человеком став, / неизменный по Божеству. | |
Бездны грехов, и бури страстей, Пречистая, избави мя: / еси бо пристанище, и бездна чудес, / верою притекающим к Тебе. | От бездны грехов избавь меня / и от бури страстей, Пречистая; / ибо стала Ты пристанищем и бездною чудес / для прибегающих к Тебе с верою. |
В оскресл еси днесь из гроба, Щедре, / и нас возвел еси от врат смертных; / днесь Адам ликует, и радуется Ева, / вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно / Божественную державу власти Твоея. | В оскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей. |
Икос: Небо и земля днесь да ликовствуют, / и Христа Бога единомудренно да воспевают, / яко узники от гробов воскреси. / Срадуется вся тварь, / приносящи достойныя песни Создателю всех, / и Избавителю нашему: / яко человеки из ада днесь, яко Жизнодатель, совозвед, / на небеса совозвышает, / и низлагает вражия возношения, / и врата адова сокрушает / Божественною державою власти Своея. | Икос: Небо и земля сегодня да ликуют / и Христа Бога единодушно да воспевают, / ибо узников воскресил Он из гробниц. / Радуется вместе все творение, / принося подобающие песни / всех Творцу и Искупителю нашему; / ибо смертных выведя в сей день из ада, / Он, как Податель жизни, на небеса их возвышает, / низвергает высокомерие врага и врата ада сокрушает / божественною мощью власти Своей. |
Песнь 7Ирмос: Якоже древле / благочестивыя три отроки оросил еси / в пламени халдейстем, / светлым Божества огнем / и нас озари, / благословен еси, взывающия, / Боже отец наших. Песнь 7Канон 1. Ирмос: Как в древности Ты оросил / трех благочестивых отроков в пламени Халдейском / светоносным Божества огнем, / озари и нас, восклицающих: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” | |
Раздрася церковная светлая катапетасма, в распятии Содетеля, / сокровенную в Писании являющи верным истину, / благословен еси, зовущим, Боже отец наших. | Разорвалась блестящая завеса храма / во время распятия Творца, / истину, сокрытую в Писании, / открывая верным, восклицающим: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Прободенным Твоим ребром, / каплями Боготочныя Животворящия Крове, Христе, / смотрительно каплющия на землю, / сущих от земли возсоздал еси, / благословен еси, зовущих, Боже отец наших. | Когда пронзены были Твои ребра, / божественные капли животворной крови Твоей, Христе, / промыслительно падавшие на землю, / воссоздали тех, кто от земли, восклицавших: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Троичен: Духа Благаго со Отцем прославим, и с Сыном Единородным, / Едино в Триех вернии чтуще Начало, и Едино Божество: / благословен еси, зовуще, Боже отец наших. | Троичен: Духа благого прославим, верные, / вместе со Отцом и единородным Сыном, / почитая единое в Трех Начало / и единое Божество, и восклицая: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Ин, ирмос: Гордый мучитель, / но детей бысть игралище: / якоже бо персть поправше / седмеричный пламень, пояху: / благословен еси, Господи, / Боже отец наших. | Канон 2 |
Не проста солнце на кресте висяща человека, / но Бога воплощенна зря помрачается. Емуже и поем: / благословен еси, Господи, Боже отец наших. | Не простого человека видя на Кресте висящим, / Солнце помрачается, / но Бога воплотившегося, / Которому мы и воспеваем: / “Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!” |
Крепкаго Божеством прием ад страшливый, нетления Подателя, / души праведных вопиющия изблева: / благословен еси, Господи, Боже отец наших. | Сильного Божеством Подателя бессмертия приняв, / жалкий ад изверг с воплем души праведников. / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших! |
Богородичен: Сокровище многоценное благословения явилася еси, Пречистая, / чистым сердцем Тебе исповедающим Богородительницу: / ибо из Тебе воплотися Бог отец наших. | Богородичен: Многоценным сокровищем благословения / Ты соделалась, Всечистая, / для исповедующих Тебя / чистым сердцем Божией Родительницей; / ибо воплотился от Тебя / Бог отцов наших. |
Ин, ирмос тойже Иже славы Господь, и держай горния силы, / Иже со Отцем седяй, девственныма рукама носимь: / благословен еси, Господи, Боже отец наших. Господь славы и властвующий вышними Силами, / со Отцом сидящий и носимый девственными руками! / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших. | |
Яра смерть, но сию Тебе беседовавшую погубил еси, / от Девы Богоипостасная плоть быв: / благословен еси, Господи, Боже отец наших. | Неукротима смерть, но ее, к Тебе приблизившуюся, / Ты погубил, от Девы сделавшись плотью Богоипостасной. / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших! |
Богородицу вси Тя Бога рождшую, уведехом, / Единаго бо от Троицы воплотившагося из Тебе родила еси: / благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. | Все мы Богородицею признаем / Тебя, во чреве Бога носившую; / ибо Ты, Чистая, родила одного из Троицы воплотившимся. / Благословен, Пречистая, плод Твоего чрева! |
Раздрася церковная светлость, / егда крест Твой водрузися на лобнем, / и тварь преклоняшеся страхом, воспевающи: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки. | Разорвалась светлая завеса храма, / когда на Лобном месте водружен был Крест Твой, / и творение пришло в смущение, в страхе воспевая: / “Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!” |
Воскресл еси Христе из гроба, / и падшаго прельщением, древом исправил еси Божественною силою, зовуща и глаголюща: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки. | Воскрес Ты, Христе, из гроба / и чрез древо Крестное восстановил Божественною силой / Адама, падшего по обольщению, / восклицавшего и взывавшего: / “Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!” |
Богородичен: Храм Божий явилася еси Вместилище одушевленное, и Ковчег: / Творца бо человеком, Богородительнице Пречистая, примирила еси, / и достойно вся дела поем Тя, / и превозносим во вся веки. | Богородичен: Храмом Божиим Ты явилась, / одушевленным селением и ковчегом, / ведь Творца со смертными Ты примирила, / Божия Родительница Пречистая; / и потому мы и все творения достойно воспеваем / и превозносим Тебя во все века. |
Ин, ирмос: Вещественнаго огня пламень невещественным увядиша, / богозримии отроцы, и пояху: / благословите вся дела Господня, Господа. | Канон 2 |
Слово нестрастное, безстрастно убо Божеством, / страждет же плотию Бог, Емуже и поем: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки. | Слово не подвержено страданиям, / ведь бесстрастно Оно по Божеству, / но по плоти страдает Бог, / Которому мы и воспеваем: / “Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!” |
Уснувый убо, яко смертен, / воскресл еси, яко Безсмертен, Спасе, / и спасаеши от смерти поющих: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки. | Уснув как смертный, / Ты восстал, Спаситель, как бессмертный, / и спасаешь от смерти поющих: / “Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!” |
Троичен: Служим благочестно Триипостасному Божеству, соединяему неизреченно, / и поем: благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки. | Троичен: Мы служим благоговейно / единому в трех Лицах Божеству / и непрестанно воспеваем: / “Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!” |
Ин, ирмос тойже Чины умныя, яко Мати, превозшла еси, / и близ Бога бывши: / благословим, Благословенная Дево, рождество Твое, / и превозносим во вся веки. Полки разумные как Матерь превзошедшая / и близко к Богу приобщившаяся! / Благословляем, Дева благословенная, / рождение от Тебя Христа / и превозносим во все века. | |
Доброту естественную, краснейшу показала еси, облиставающую плоть Божества. Благословим, Благословенная Дево, рождество Твое, и превозносим во вся веки. | Красоту естественную Ты явила еще прекраснейшей / в блистающей плоти Божества. / Благословляем, Дева благословенная, / рождение от Тебя Христа, / и превозносим во все века. |
Таже, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: с припевом: Честнейшую херувим: | Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа: |
Страшно есть зрети Тебе, Творца / на древе воздвижена, Слове Божий, / плотски же страждуща Бога за рабы, / и во гробе бездыханна лежаща, / мертвыя же из ада разрешивша: / темже Тя, Христе, яко Всесильна, величаем. | Страшно видеть Тебя, Творца, / повешенным на древе, Слово Божие, / и Бога – страдающим плотию за рабов, / и в гробнице бездыханно лежащим, / но из ада мертвых освободившим. / Потому мы Тебя, Христе, / как всемогущего, величаем. |
Из тли смертныя спасл еси, Христе, праотцы, / положен быв во гробе мертв, / и живот процвел еси, мертвыя воскресив, / руководив естество человеческое ко свету, / и в Божественное облек нетление. / Темже источника Тя света присно живаго величаем. | От тления смертного спас Ты прародителей, Христе, / будучи положен во гробе мертвым, / и жизнь произрастил, мертвых воскресив, / естество смертное направив к свету / и облачив его в Божественное нетление. / Потому мы Тебя, / источник вечного света, величаем. |
Богородичен: Храм и Престол явилася еси Божий, / воньже вселися Иже в вышних сый, / рождейся неискусомужно, Всечистая, / плоти Твоея не отверз всячески врата. / Темже непрестанными, Чистая, молитвами Твоими, / языки варварския скоро до конца покори. | Богородичен: Храмом и престолом Божиим явилась Ты, / куда вселился Пребывающий в вышних, / рожденный без мужа Всечистая, / и совсем не отверзший плоти Твоей врат. / Потому непрестанными мольбами, Чистая, / скоро варварские племена / царю нашему покори совершенно. |
Ин, ирмос: Сладкою Пречистаго Твоего рождества стрелою / уязвлени, Чистая, / Твоей достожеланней доброте дивящеся, / песньми ангельскими достойно Тя, / яко Матерь Божию, величаем. | Канон 2 |
Честь человеком от безчестныя смерти всем источил еси: / еяже распятием Твоим, Спасе, вкусив, / существом смертным нетление мне даровал еси, Христе, яко Человеколюбец. | Честь для всех людей / Ты из позорной смерти источил: / смертным естеством чрез распятие вкусив ее, Спаситель, / Ты даровал мне бессмертие, Христе, / как Человеколюбец. |
Спасл мя еси воскрес из гроба, Христе: / воскресл же еси, и Отцу привел еси Твоему Родителю: / одесную же Его спосадил еси / за благоутробие милости Твоея, Господи. | Ты спас меня, Христе, / воскреснув из гроба, и возвысил, / и к Отцу привел, Своему Родителю, / и справа от Него с Собою посадил / по сострадательному милосердию Своему, Господи. |
Ин, ирмос тойже Сытость Твоих похвал, Дево, / благочестивым верным отнюд не бывает: / желанием бо желание присно Божественное, и Духовное приемлюще, / яко Матерь Божию, величаем. Насыщения похвалами Тебе, Дева, / у благочестивых верующих не наступает никогда; / ибо они к любви любовь Божественную / и духовную прибавляя постоянно, / Тебя, как Матерь Божию, величают. | |
Положил еси нам непостыдную Молитвенницу, / Тебе рождшую, Христе. / Тоя мольбами Милостива подаеши нам Духа, Подателя благости, / от Отца Тобою происходяща. | Дал Ты нам Ходатаицу надежную, – / Тебя Родившую, Христе; / по Ее прошениям даруй нам милостивого Духа, / благости Подателя, от Отца чрез Тебя исходящего. |
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний. | После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный. |
Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его. | Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его. |
Приидите вси языцы, / уразумейте страшныя тайны силу: / Христос бо Спас наш, Еже в начале Слово, / распятся нас ради, и волею погребеся, / и воскресе из мертвых, еже спасти всяческая: / Тому поклонимся. | Придите все народы, / познайте повергающей в трепет тайны силу: / ибо Христос, Спаситель наш, бывшее в начале Слово, / был распят ради нас и добровольно погребен, / и воскрес из мертвых, чтобы спасти все. / Ему поклонимся! |
Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его в утвержении силы Его. | Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его на тверди силы Его. |
Поведаша вся чудеса / стражие Твои, Господи, / но собор суеты исполни мздою десницу их, / скрыти мняше воскресение Твое, / еже мир славит: помилуй нас. | Рассказали о всех чудесах / охранявшие Тебя, Господи; / но безрассудный синедрион, наполнив дарами руки их, / думал скрыть воскресение Твое, / которое мир прославляет. Помилуй нас! |
Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. | Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его. |
Радости вся исполнишася / воскресения искус приимша: / Мария бо Магдалина ко гробу прииде, / обрете ангела на камени седяща, / ризами блистающася и глаголюща: / что ищете живаго с мертвыми? / Несть зде, но воста, якоже рече, / предваряя вы в Галилеи. | Радости всё исполнилось, / получив удостоверение в воскресении. / Ибо Мария Магдалина пришла к гробнице / и нашла Ангела в одеждах блистающих, / сидевшего на камне и возглашавшего: / “Что вы ищите Живого между мертвыми? / Его нет здесь, но воскрес Он, как сказал, / и предваряет вас в Галилее!” |
Хвалите Его во гласе трубнем: / хвалите Его во псалтири и гуслех. | Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях. |
Во свете Твоем, Владыко, / узрим свет, Человеколюбче: / воскресл бо еси из мертвых, / Спасение роду человеческому даруя: / да Тя вся тварь славословит Единаго Безгрешнаго, / помилуй нас. | Во свете Твоем, Владыка Человеколюбец, / мы увидим свет: / ибо Ты воскрес из мертвых, / спасение роду человеческому даруя, / чтобы все творение прославляло Тебя – / единого Безгрешного. Помилуй нас. |
Ины стихиры Анатолиевы, глас тойжеИные стихиры, восточные | |
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. | Хвалите Его на тимпане и в хороводе, / хвалите Его на струнах и органе. |
Песнь утреннюю мироносицы жены / со слезами приношаху Тебе, Господи, / благоухания бо ароматы имуща, / гроба Твоего достигоша, / пречистое тело Твое помазати тщащася. / Ангел седяй на камени тем благовести: / что ищете живаго с мертвыми; / смерть бо поправ воскресе яко Бог, / подая всем велию милость. | Как песнь утреннюю жены-мироносицы / слезы приносили, Господи: / ибо с благовонными ароматами в руках / они гроба Твоего достигли, / пречистое Твое тело помазать миром спеша. / Сидевший же на камне Ангел им благовествовал: / “Что ищете Живого между мертвыми? / Ибо смерть поправ, Он воскрес, как Бог, / даруя всем великую милость!” |
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа. | Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. / Всё что дышит, да восхвалит Господа! |
Блистаяся ангел на гробе Твоем животворнем, / мироносицам глаголаше: / истощив гробы Избавитель, плени ада, / и воскресе тридневен, / яко Един Бог и Всесилен. | Блистающий Ангел при животворном гробе Твоем / мироносицам возглашал: / “Пустыми соделал гробницы Искупитель, / победил ад и воскрес на третий день, / как Бог единый и всесильный!” |
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца. |
Во гробе Тя искаше, / пришедши во едину от суббот Мария Магдалина, / не обретши же рыдаше с плачем вопиющи: / увы мне, Спасе мой! / Украден был еси, всех Царю. / Супруг же живоносных ангел внутрь гроба вопияше: / что плачеши о жено; / плачу, глаголет, яко взяша Господа моего от гроба, / и не вем, где положиша Его. / Сия же обращшися вспять, / яко виде Тя, абие возопи: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе. | В гробнице Твоей Тебя стала искать, / придя в первый день недели, Мария Магдалина, / но не найдя, скорбела, взывая с плачем: / “Увы мне! Как украли, Спаситель мой, Тебя, всех Царя?” / А двое живоносных Ангелов / изнутри гробницы возглашали: / “Что ты плачешь, о женщина?” – / “Плачу, сказала та, / потому что взяли Господа моего из гроба, / и не знаю где положили Его”. / Но, обернувшись назад и увидев Тебя, / она тотчас воскликнула: / “Господь мой и Бог мой! Слава Тебе!” |
Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. |
Евреи затвориша во гробе Живот, / разбойник же отверзе языком наслаждение, / зовый и глаголя: / Иже со мною мене ради распныйся: / сообеси ми ся на древе, / и явися мне на престоле со Отцем седя: / Той бо есть Христос Бог наш, / имеяй велию милость. | Евреи заключили во гробе Жизнь, / а разбойник отверз место наслаждения, / устами восклицая и возглашая: / “Со мною вместе ради меня Распятый висел на Древе / и явился мне сидящим на престоле со Отцом; / ибо Он – Христос, Бог наш, / имеющий великую милость!” |
Слава, стихира евангельская. | Слава: Стихира Евангельская. |
И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. | И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / “Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! |
Славословие великое. | Славословие великое. |
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. | Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. |
Согрешших нас смертною осудил еси клятвою, Живодавче и Господи, / телом же Твоим, безгрешне Владыко, пострадав, / смертныя оживил еси зовущия: / помяни и нас во царствии Твоем. | Нас, согрешивших, Ты, Податель жизни и Господь, / осудил проклятием на смерть, / но плотию Своею неповинно пострадав, Владыка, / Ты оживил смертных, восклицающих: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. | Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. |
Воскрес из мертвых, совоскресил еси нас от страстей / воскресением Твоим, Господи: / смертную же всю силу погубил еси, Спасе. / Сего ради верою Ти зовем: / помяни и нас во царствии Твоем. | Восстав из мертвых, Ты воздвиг нас от страстей / Своим воскресением, Господи, / и все могущество смерти уничтожил. / Потому мы восклицаем с верою Тебе, Спаситель: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. | Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. |
Тридневным Твоим погребением, / иже во аде умерщвленныя, яко Бог, оживотворивый, совоздвигл еси, / и нетление всем, яко Благ, источил еси нам, верою зовущим всегда: / помяни и нас во царствии Твоем. | Трехдневным погребением Своим / пребывавших умерщвленными во аде, / Ты, оживотворив как Бог, воздвиг с Собою / и, как Благой, всем нам источил бессмертие, / с верою восклицающим всегда: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. | Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. |
Мvроносицам женам первее явился еси, / воскрес из мертвых, Спасе, / возопив: еже радуйтеся, / и теми другом Твоим возвещаеши востание Твое, Христе. / Сего ради верою Ти зовем: / помяни и нас во царствии Твоем. | Женам мироносицам первым Ты явился, / по восстании из мертвых “Радуйтесь” им, Спаситель, возгласив; / и чрез них друзьям Своим Ты возвещаешь / о воскресении Твоем, Христе. / Потому мы с верою восклицаем Тебе: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. | Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. |
На горе Моисей руце распростер, / прообразоваше крест, Амалика победивый: / мы же верою того на бесы оружие крепкое приемше, вси зовем: / помяни и нас во царствии Твоем. | Моисей, на горе распростерши руки, / прообразовал Крест, в бегство Амалика обратив. / Мы же, с верою его имея / против демонов сильным оружием, восклицаем все: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
Слава: Отца и Сына, и Духа Святаго воспоим, вернии, / Единаго Бога, Единаго Господа, / яко от Единаго бо Солнца Трисияннаго есть Троица, / и просвещает вся зовущия: / помяни и нас во царствии Твоем. | Слава, Троичен: Отца, и Сына, и Святого Духа / воспоем, верные, единого Бога, единого Господа, / как свет от единого Солнца; / ибо трисиятельна Троица и просвещает всех, восклицающих: / “Помяни и нас во Царствии Твоём!” |
И ныне, Богородичен: Радуйся, двере Божия, / Еюже пройде воплощься, Создатель, запечатану сохранив Тя. / Радуйся, облаче легкий, Божественный дождь носяй Христа, / радуйся, Лествице и Престоле Небесный. / Радуйся, Горо Божия Честная, Тучная, Несекомая. | И ныне, Богородичен: Радуйся, дверь Божия, / чрез которую прошел воплотившийся Создатель, / запечатанною сохранив Тебя! / Радуйся, легкое облако, / носящее дождь Божественный – Христа! / Радуйся, лестница и престол небесный! / Радуйся, гора священная, плодородная, не рассекаемая! |
В оскресл еси днесь из гроба, Щедре, / и нас возвел еси от врат смертных; / днесь Адам ликует, и радуется Ева, / вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно / Божественную державу власти Твоея. | В оскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей. |
Прокимен, глас 3:Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. ПрокименПойте Богу нашему, пойте, / пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Аллилуиа:Стих: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век. АллилуиаСтих: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек. Источник |