- Прокимен среда вечер ноты
- Прокимен
- Ежедневные прокимны Вечерни
- Великие прокимны Вечерни
- Прокимны Утрени
- Прокимны Часов
- Прокимны литургии
- КЛИРОС (Последования, песнопения)
- Все записи Записи сообщества Поиск КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪ КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪ #двухголосие@biblioteka_regenta_xor Доброго дня, мои певчие птички! Новые ноты на нашей страничке! А сегодня в этом посте Вас ждут Степенны 4 гласа! Показать полностью. Известное «От юности моея» Византийское в исполнении хора сестёр Свято-Елизаветинского монастыря. «От юности» Валаамское в исполнении иеродиакона Германа (Рябцева). «От юности» Знаменное в исполнении мужского хора «Оптина пустынь». И ещё одно византийское «От юности» в исполнении нашего дорогого протодиакона Алексия Алексеева и его друга Андрея Сивцова. Слава Тебе, Милосердный наш Боже! Мира в душе! И на клиросе тоже;) КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители) КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена Воскресная онлайн-школа «Светоч» ПРИЧАСТНЫЙ СТИХ (КИНОНИК) (κοινωνακόν) Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, а центральная ее часть – Таинство Причащения. В этом Таинстве происходит непосредственное, физическое общение Бога и человека. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.» (Ин, 6:56) Господь ежедневно предлагает Себя нам «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Мф. Показать полностью. 26, 26-28) «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Лук. 22, 19) И не следует уклоняться от Причастия подобно званым на брачный пир, но не избранным. В Таинстве Причащения – вся суть христианства. Но лишь те, кто с верой и страхом приступают к Святым Тайнам получают благодать, исцеляющую и очищающую от грехов и страстей. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров). Во время приобщения священнослужителей в алтаре, совершаемого в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, и составляющего святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности, поется Киноник, или Причастен (κοινωνακόν) – стих, большей частью псалмический. Таким образом, он является неотъемлемой частью любой литургии. По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября). Вся высота и красота литургического богословия раскрывается на Пасху. И именно в этот день и во весь пасхальный период мы слышим в конце Евхаристического канона не стих из псалма или строку из Нового Завета, а прямой призыв «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков. В нашей Церкви Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии. В XVIII-XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для нее время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер». Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа XIX-XX веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А.Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А.Касторского. В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес», а также будничные причастны в гармонизации М.Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имело сколько-нибудь систематического направления, было не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов. И лишь к началу XXI века была проведена систематизация причастного стиха как музыкального жанра. Первую попытку возрождения и систематизации этого жанра предпринял в 1998 году Е. Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стих». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Источник
Прокимен среда вечер ноты
ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ
В субботу вечером
Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
В воскресенье вечером
Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.
В понедельник вечером
Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.
Во вторник вечером
Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.
В среду вечером
Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
В четверг вечером
Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.
В пятницу вечером
Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.
Источник
Прокимен
Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
- Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
- Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» ( Пс. 133 )
- Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» ( Пс. 4 )
- Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» ( Пс. 22 )
- Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» ( Пс. 53 )
- Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» ( Пс. 120 )
- Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» ( Пс. 58 )
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
- Великие прокимны — см. ниже.
- В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
Великие прокимны Вечерни
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
- Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
- Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
- Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
- Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» ( Пс. 11 ).
- Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
- Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» ( Пс. 95 ).
- Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» ( Пс. 43 ).
- Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» ( Пс. 9 ).
- Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
- Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
- Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Прокимны Часов
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
- Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
- Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
- Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
- Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
- Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» ( Пс. 46 ),
- Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» ( Пс. 103 ),
- Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» ( Пс. 11 ),
- Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» ( Пс. 27 ),
- Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» ( Пс. 28 ),
- Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» ( Пс. 75 ).
«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:
«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1‑го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1‑го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8‑го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Источник
КЛИРОС (Последования, песнопения)
Данная группа создана в помощь для руководителей простых сельских хоров, не имеющих специального образования. Здесь будут выкладываться чинопоследования служб, написанных церковно-славянским и гражданским шрифтом, песнопения в нотном и аудио форматах. А также ссылки на сайты, где есть вся необходимая информация для ведения служб на приходах.
Группа создана 14 сентября 2017 года.
21 марта 2021 г. Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия. Глас 8‑й.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_8662
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Базковский приход
6 июня 2021 г. Неделя 6‑я по Пасхе, о слепом. Глас 5‑й. Блж. Ксении Петербургской.
Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Прп. Никиты, столпника Переяславского.
Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду.
Показать полностью.
Служба совершается по Триоди (А).
При совершении службы Триоди в соединении с полиелейной службой блж. Ксении Петербургской следует руководствоваться 2‑й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б).
ТЕКСТЫ, НОТЫ, ПЕСНОПЕНИЯ 5 ГЛАСА
https://vk.com/topic-133187436_39292354
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин. 20:11–18 (зач. 64).
Лит. – Деян. 16:16–34 (зач. 38). Ин. 9:1–38¹, (зач. 34).
¹ — Если совершается служба блж. Ксении, то на литургии – чтения дня и блаженной: Гал. 5:22 – 6:2. Лк. 6:17–23.
ТРОПАРИ и КОНДАКИ»
Недели о слепом
Тропарь Недели о слепом, глас 5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом, глас 4
Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый
Блаженной Ксении Петербургской
Тропарь блаженной Ксении Петербургской, глас 7 0:46
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,/ безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися,/ безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши,/ смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́./ Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая,/ Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га// изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.
Перевод: Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние.
Кондак блаженной Ксении Петербургской, глас 3
Днесь све́тло лику́ет град свята́го Петра́,/ я́ко мно́жество скорбя́щих обрета́ют утеше́ние,/ на твоя́ моли́твы наде́ющеся,/ Ксе́ние всеблаже́нная,// ты бо еси́ гра́ду сему́ похвало́ и утвержде́ние.
Перевод: Сегодня светло радуется город святого Петра, так как множество скорбящих получают утешение, надеясь на молитвы твои, Ксения всеблаженная, ибо ты городу этому честь и сила.
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪
#двухголосие@biblioteka_regenta_xor
Доброго дня, мои певчие птички!
Новые ноты на нашей страничке!
А сегодня в этом посте Вас ждут Степенны 4 гласа!
Показать полностью.
Известное «От юности моея» Византийское в исполнении хора сестёр Свято-Елизаветинского монастыря.
«От юности» Валаамское в исполнении иеродиакона Германа (Рябцева).
«От юности» Знаменное в исполнении мужского хора «Оптина пустынь».
И ещё одно византийское «От юности» в исполнении нашего дорогого протодиакона Алексия Алексеева и его друга Андрея Сивцова.
Слава Тебе, Милосердный наш Боже!
Мира в душе! И на клиросе тоже;)
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители)
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Воскресная онлайн-школа «Светоч»
ПРИЧАСТНЫЙ СТИХ (КИНОНИК) (κοινωνακόν)
Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, а центральная ее часть – Таинство Причащения. В этом Таинстве происходит непосредственное, физическое общение Бога и человека. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.» (Ин, 6:56) Господь ежедневно предлагает Себя нам «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Мф.
Показать полностью. 26, 26-28) «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Лук. 22, 19) И не следует уклоняться от Причастия подобно званым на брачный пир, но не избранным. В Таинстве Причащения – вся суть христианства. Но лишь те, кто с верой и страхом приступают к Святым Тайнам получают благодать, исцеляющую и очищающую от грехов и страстей.
Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).
Во время приобщения священнослужителей в алтаре, совершаемого в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, и составляющего святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности, поется Киноник, или Причастен (κοινωνακόν) – стих, большей частью псалмический. Таким образом, он является неотъемлемой частью любой литургии.
По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября).
Вся высота и красота литургического богословия раскрывается на Пасху. И именно в этот день и во весь пасхальный период мы слышим в конце Евхаристического канона не стих из псалма или строку из Нового Завета, а прямой призыв «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков.
В нашей Церкви Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.
В XVIII-XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для нее время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».
Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа XIX-XX веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А.Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А.Касторского.
В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес», а также будничные причастны в гармонизации М.Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имело сколько-нибудь систематического направления, было не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.
И лишь к началу XXI века была проведена систематизация причастного стиха как музыкального жанра. Первую попытку возрождения и систематизации этого жанра предпринял в 1998 году Е. Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стих». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников.
Источник