Прокимен среда вечер ноты

Содержание
  1. Прокимен среда вечер ноты
  2. Прокимен
  3. Еже­днев­ные про­кимны Вечерни
  4. Вели­кие про­кимны Вечерни
  5. Про­кимны Утрени
  6. Про­кимны Часов
  7. Про­кимны литур­гии
  8. КЛИРОС (Последования, песнопения)
  9. Все записи Записи сообщества Поиск КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪ КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪ #двухголосие@biblioteka_regenta_xor Доброго дня, мои певчие птички! Новые ноты на нашей страничке! А сегодня в этом посте Вас ждут Степенны 4 гласа! Показать полностью. Известное «От юности моея» Византийское в исполнении хора сестёр Свято-Елизаветинского монастыря. «От юности» Валаамское в исполнении иеродиакона Германа (Рябцева). «От юности» Знаменное в исполнении мужского хора «Оптина пустынь». И ещё одно византийское «От юности» в исполнении нашего дорогого протодиакона Алексия Алексеева и его друга Андрея Сивцова. Слава Тебе, Милосердный наш Боже! Мира в душе! И на клиросе тоже;) КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена ♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители) КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена Воскресная онлайн-школа «Светоч» ПРИЧАСТНЫЙ СТИХ (КИНОНИК) (κοινωνακόν) Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, а центральная ее часть – Таинство Причащения. В этом Таинстве происходит непосредственное, физическое общение Бога и человека. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.» (Ин, 6:56) Господь ежедневно предлагает Себя нам «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Мф. Показать полностью. 26, 26-28) «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Лук. 22, 19) И не следует уклоняться от Причастия подобно званым на брачный пир, но не избранным. В Таинстве Причащения – вся суть христианства. Но лишь те, кто с верой и страхом приступают к Святым Тайнам получают благодать, исцеляющую и очищающую от грехов и страстей. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров). Во время приобщения священнослужителей в алтаре, совершаемого в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, и составляющего святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности, поется Киноник, или Причастен (κοινωνακόν) – стих, большей частью псалмический. Таким образом, он является неотъемлемой частью любой литургии. По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября). Вся высота и красота литургического богословия раскрывается на Пасху. И именно в этот день и во весь пасхальный период мы слышим в конце Евхаристического канона не стих из псалма или строку из Нового Завета, а прямой призыв «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков. В нашей Церкви Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии. В XVIII-XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для нее время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер». Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа XIX-XX веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А.Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А.Касторского. В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес», а также будничные причастны в гармонизации М.Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имело сколько-нибудь систематического направления, было не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов. И лишь к началу XXI века была проведена систематизация причастного стиха как музыкального жанра. Первую попытку возрождения и систематизации этого жанра предпринял в 1998 году Е. Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стих». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Источник

Прокимен среда вечер ноты

ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ

В субботу вечером

Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

В воскресенье вечером

Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечером

Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник вечером

Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечером

Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг вечером

Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу вечером

Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.

Источник

Прокимен

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд постав­ля­е­мый, пред­ла­га­е­мый, впе­реди лежа­щий) – стих из псал­мов, соот­вет­ству­ю­щий зна­че­нию дня или празд­ника, воз­гла­ша­е­мый чтецом или диа­ко­ном перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния – Апо­стола, Еван­ге­лия или пари­мий, – а хор вторит ему.

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» ( Пс. 133 )
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» ( Пс. 4 )
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» ( Пс. 22 )
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» ( Пс. 53 )
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» ( Пс. 120 )
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» ( Пс. 58 )

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

Вели­кие про­кимны Вечерни

В вели­кие Гос­под­ские празд­ники и в вос­кре­се­нья Вели­кого поста испол­ня­ются про­кимны, состо­я­щие не из одного, а из трех стихов, назы­ва­е­мые вели­кими.

Вели­ких про­ким­нов в совре­мен­ном бого­слу­же­нии четыре:

  • Вече­ром празд­ни­ков Свет­лого Вос­кре­се­ния, Фомина Вос­кре­се­ния, Пяти­де­сят­ницы и Рож­де­ства Хри­стова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
  • Вече­ром празд­ни­ков Бого­яв­ле­ния, Пре­об­ра­же­ния, Воз­не­се­ния и Воз­дви­же­ния Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка вос­хоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
  • Вече­ром в Про­щё­ное вос­кре­се­нье, второе и чет­вёр­тое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
  • Вече­ром в первое, третье и пятое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).

Про­кимны Утрени

Един­ствен­ным чте­нием на Утрене бывает чтение Еван­ге­лия в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, а также в дни памяти неко­то­рых святых. Это чтение и пред­ва­ря­ется про­ким­ном.

В дву­на­де­ся­тые и хра­мо­вые празд­ники, даже при их сов­па­де­нии с вос­кре­се­ньем, поётся про­ки­мен празд­ника (из Минеи или Триоди). В вос­кре­се­нья, не сов­па­да­ю­щие с дву­на­де­ся­тыми и хра­мо­выми празд­ни­ками, поётся вос­крес­ный про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Ны́не вос­стану, гово­рит Гос­подь, поставлю в без­опас­ность того, кого уло­вить хотят» ( Пс. 11 ).
  • Глас 2: «Про­бу­дись для меня на суд, кото­рый Ты запо­ве­дал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
  • Глас 3: «Ска­жите наро­дам: Гос­подь цар­ствует! потому тверда все­лен­ная, не поко­леб­лется» ( Пс. 95 ).
  • Глас 4: «Вос­стань на помощь нам и избавь нас ради мило­сти Твоей» ( Пс. 43 ).
  • Глас 5: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, ибо Ты цар­ству­ешь во веки» ( Пс. 9 ).
  • Глас 6: «Гос­поди, воз­двигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
  • Глас 7: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, не забудь угне­тен­ных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
  • Глас 8: «Гос­подь будет цар­ство­вать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).

На утре­нях Вели­ких Поне­дель­ника, Втор­ника, Среды, Чет­верга и Пят­ницы про­кимна перед Еван­ге­лием не пола­га­ется.

На утрене Вели­кой Суб­боты — пола­га­ется два про­кимна (перед паре­мией и апо­столь­ским чте­нием).

Про­кимны Часов

Обычно после­до­ва­ние Часов не вклю­чает в себя чтений из Св. Писа­ния, поэтому про­кимны на часах обычно отсут­ствуют. Исклю­че­ния:

  • Вели­кие часы (наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния; Вели­кая Пят­ница) — чтения и, соот­вет­ственно, про­кимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Вели­кого поста (перед чте­нием из про­рока Исайи), в Вели­кие Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду (перед чте­нием из про­рока Иезе­ки­иля),
  • Первый час в Вели­кий чет­верг (чита­ется паре­мия).

Про­кимны литур­гии

На литур­гиях Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого всегда чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лие. Чтение Апо­стола пред­ва­ря­ется про­ким­ном. При сов­па­де­нии вос­кре­се­нья с неко­то­рыми празд­ни­ками поются два про­кимна. В вос­крес­ные дни, если они не сов­па­дают с дву­на­де­ся­тыми Гос­под­скими празд­ни­ками, поётся про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» ( Пс. 46 ),
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» ( Пс. 103 ),
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» ( Пс. 11 ),
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и бла­го­слови́ достоя́ние Твое́» ( Пс. 27 ),
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» ( Пс. 28 ),
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» ( Пс. 75 ).

«Про­ки­мен – προκείμενος, пред­ле­жа­щий, т. е, стих псалма, пред­ше­ству­ю­щий чтению из Свящ. Писа­ния Вет­хого или Нового Заве­тов и подо­бран­ный для этой цели с соот­вет­ству­ю­щим к чтению содер­жа­нием, напри­мер, в память апо­сто­лов:

«Во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; в день Пре­об­ра­же­ния: «Фавор и Ермон о имени Твоем воз­ра­ду­ется»; вос­крес­ный 1‑го гласа: «Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем» и т. д. Про­ки­мен сопро­вож­да­ется и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого про­кимна и одного стиха, или же к нему при­со­еди­ня­ется три стиха, про­кимны раз­ли­ча­ются на малые (обыч­ные) и вели­кие. Послед­ние поло­жены в суб­боту вечера, на вечер­нях дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, в недели вечера Четы­ре­де­сят­ницы.

Исто­рия про­кимна такова. Это оста­ток пения псалма с при­пе­вом к каж­дому стиху его какого-либо наи­бо­лее под­хо­дя­щего или зна­ко­мого народу стиха, гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Еще в IV—V вв. пелись таким обра­зом целые псалмы респон­сор­ным спо­со­бом, в отли­чие от анти­фон­ного. Сирий­ская литур­гия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апо­столь­ским чте­нием. Зла­то­уст гово­рит: «Отцы уста­но­вили, чтобы народ под­пе­вал из псалма стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение». Про­кимны рас­про­стра­ня­лись по всему хри­сти­ан­скому миру; их знает синай­ская утреня; в запад­ной литур­гике им соот­вет­ствует «респон­со­рий». Иногда Про­ки­мен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из после­ду­ю­щих стихов того же псалма, напри­мер, вос­крес­ный (в суб­боту вечера)

«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся. Обле­чеся Гос­подь в силу и пре­по­я­сася. Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится» – все это первый стих 92 псалма, и, нако­нец, послед­ний стих про­кимна – послед­ний же стих псалма: «Дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний» (стих 5). Иногда, наобо­рот, какой-либо стих из сере­дины псалма взят за про­ки­мен – по-види­мому, то, что Зла­то­уст назвал «стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что под­твер­ждает древ­ний обычай испол­нять весь псалом, с тече­нием вре­мени сокра­тив­шийся до раз­ме­ров только одного 1‑го стиха. Напри­мер, про­ки­мен на Бого­ро­дич­ные празд­ники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и при­к­лони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, гла­голю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще напри­мер: про­ки­мен вос­крес­ный 8‑го гласа: «Воца­рится Гос­подь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Гос­пода, вос­хвалю Гос­пода в животе моем».

Источник

КЛИРОС (Последования, песнопения)

Данная группа создана в помощь для руководителей простых сельских хоров, не имеющих специального образования. Здесь будут выкладываться чинопоследования служб, написанных церковно-славянским и гражданским шрифтом, песнопения в нотном и аудио форматах. А также ссылки на сайты, где есть вся необходимая информация для ведения служб на приходах.

Группа создана 14 сентября 2017 года.

21 марта 2021 г. Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия. Глас 8‑й.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_8662

КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Базковский приход

6 июня 2021 г. Неделя 6‑я по Пасхе, о слепом. Глас 5‑й. Блж. Ксении Петербургской.

Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Прп. Никиты, столпника Переяславского.

Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду.
Показать полностью.

Служба совершается по Триоди (А).

При совершении службы Триоди в соединении с полиелейной службой блж. Ксении Петербургской следует руководствоваться 2‑й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б).

ТЕКСТЫ, НОТЫ, ПЕСНОПЕНИЯ 5 ГЛАСА
https://vk.com/topic-133187436_39292354

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин. 20:11–18 (зач. 64).
Лит. – Деян. 16:16–34 (зач. 38). Ин. 9:1–38¹, (зач. 34).

¹ — Если совершается служба блж. Ксении, то на литургии – чтения дня и блаженной: Гал. 5:22 – 6:2. Лк. 6:17–23.

ТРОПАРИ и КОНДАКИ»

Недели о слепом

Тропарь Недели о слепом, глас 5

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.

Кондак Недели о слепом, глас 4

Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый

Блаженной Ксении Петербургской

Тропарь блаженной Ксении Петербургской, глас 7 0:46

Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,/ безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися,/ безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши,/ смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́./ Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая,/ Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га// изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.

Перевод: Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние.

Кондак блаженной Ксении Петербургской, глас 3

Днесь све́тло лику́ет град свята́го Петра́,/ я́ко мно́жество скорбя́щих обрета́ют утеше́ние,/ на твоя́ моли́твы наде́ющеся,/ Ксе́ние всеблаже́нная,// ты бо еси́ гра́ду сему́ похвало́ и утвержде́ние.

Перевод: Сегодня светло радуется город святого Петра, так как множество скорбящих получают утешение, надеясь на молитвы твои, Ксения всеблаженная, ибо ты городу этому честь и сила.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪

#двухголосие@biblioteka_regenta_xor
Доброго дня, мои певчие птички!
Новые ноты на нашей страничке!

А сегодня в этом посте Вас ждут Степенны 4 гласа!
Показать полностью.

Известное «От юности моея» Византийское в исполнении хора сестёр Свято-Елизаветинского монастыря.

«От юности» Валаамское в исполнении иеродиакона Германа (Рябцева).

«От юности» Знаменное в исполнении мужского хора «Оптина пустынь».

И ещё одно византийское «От юности» в исполнении нашего дорогого протодиакона Алексия Алексеева и его друга Андрея Сивцова.

Слава Тебе, Милосердный наш Боже!
Мира в душе! И на клиросе тоже;)

КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители)
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Воскресная онлайн-школа «Светоч»

ПРИЧАСТНЫЙ СТИХ (КИНОНИК) (κοινωνακόν)

Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, а центральная ее часть – Таинство Причащения. В этом Таинстве происходит непосредственное, физическое общение Бога и человека. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.» (Ин, 6:56) Господь ежедневно предлагает Себя нам «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Мф.
Показать полностью. 26, 26-28) «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Лук. 22, 19) И не следует уклоняться от Причастия подобно званым на брачный пир, но не избранным. В Таинстве Причащения – вся суть христианства. Но лишь те, кто с верой и страхом приступают к Святым Тайнам получают благодать, исцеляющую и очищающую от грехов и страстей.
Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).
Во время приобщения священнослужителей в алтаре, совершаемого в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, и составляющего святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности, поется Киноник, или Причастен (κοινωνακόν) – стих, большей частью псалмический. Таким образом, он является неотъемлемой частью любой литургии.

По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября).
Вся высота и красота литургического богословия раскрывается на Пасху. И именно в этот день и во весь пасхальный период мы слышим в конце Евхаристического канона не стих из псалма или строку из Нового Завета, а прямой призыв «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков.

В нашей Церкви Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.
В XVIII-XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для нее время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».
Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа XIX-XX веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А.Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А.Касторского.
В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес», а также будничные причастны в гармонизации М.Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имело сколько-нибудь систематического направления, было не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.
И лишь к началу XXI века была проведена систематизация причастного стиха как музыкального жанра. Первую попытку возрождения и систематизации этого жанра предпринял в 1998 году Е. Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стих». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников.

Источник

Оцените статью