Прокимен вторника вечера ноты

Прокимен вторника вечера ноты

ПРОКИМНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ (ВЕЧЕРНЯ) со стихами +видеопримеры

Прокимны дневные (вечерни) со стихами
✅В субботу, глас 6:
Госпо́дь воцари́ся / в ле́поту облече́ся .
Хор повторяет: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
Стих 1. Облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася .
Хор: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся. ( На каждый стих .)
Стих 2. И́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Стих 3. Дому Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний .
Диакон: Госпо́дь воцари́ся.
Хор: В ле́поту облече́ся.

✅В воскресенье, глас 8:
Се ны́не благослови́те Го́спода/ вси раби́ Госпо́дни.
Стих: Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех дому Бо́га на́шего.

✅В понедельник, глас 4:
Госпо́дь услы́шит мя,/ внегда́ воззва́ти ми к Нему́.
Стих: Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́.

✅Во вторник, глас 1:
Ми́лость Твоя́, Го́споди,/ пожене́т мя вся дни живота́ моего́.
Стих: Госпо́дь пасе́т мя , и ничто́же мя лиши́т ; на ме́сте зла́чне , та́мо всели́ мя.

✅В среду, глас 5:
Бо́же, во И́мя Твое́ спаси́ мя,/ и в си́ле Твое́й суди́ ми.
Стих: Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х.

✅В четверг, глас 6:
По́мощь моя́ от Го́спода,/ сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
Стих: Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.

✅В пятницу, глас 7:
Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты,/ и ми́лость Твоя́ предвари́т мя .
Стих: Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.

Источник

Прокимен вторника вечера ноты

ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ

В субботу вечером

Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

В воскресенье вечером

Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечером

Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник вечером

Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечером

Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг вечером

Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу вечером

Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.

Источник

Прокимен

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд постав­ля­е­мый, пред­ла­га­е­мый, впе­реди лежа­щий) – стих из псал­мов, соот­вет­ству­ю­щий зна­че­нию дня или празд­ника, воз­гла­ша­е­мый чтецом или диа­ко­ном перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния – Апо­стола, Еван­ге­лия или пари­мий, – а хор вторит ему.

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» ( Пс. 133 )
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» ( Пс. 4 )
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» ( Пс. 22 )
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» ( Пс. 53 )
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» ( Пс. 120 )
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» ( Пс. 58 )

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

Вели­кие про­кимны Вечерни

В вели­кие Гос­под­ские празд­ники и в вос­кре­се­нья Вели­кого поста испол­ня­ются про­кимны, состо­я­щие не из одного, а из трех стихов, назы­ва­е­мые вели­кими.

Вели­ких про­ким­нов в совре­мен­ном бого­слу­же­нии четыре:

  • Вече­ром празд­ни­ков Свет­лого Вос­кре­се­ния, Фомина Вос­кре­се­ния, Пяти­де­сят­ницы и Рож­де­ства Хри­стова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
  • Вече­ром празд­ни­ков Бого­яв­ле­ния, Пре­об­ра­же­ния, Воз­не­се­ния и Воз­дви­же­ния Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка вос­хоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
  • Вече­ром в Про­щё­ное вос­кре­се­нье, второе и чет­вёр­тое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
  • Вече­ром в первое, третье и пятое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).

Про­кимны Утрени

Един­ствен­ным чте­нием на Утрене бывает чтение Еван­ге­лия в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, а также в дни памяти неко­то­рых святых. Это чтение и пред­ва­ря­ется про­ким­ном.

В дву­на­де­ся­тые и хра­мо­вые празд­ники, даже при их сов­па­де­нии с вос­кре­се­ньем, поётся про­ки­мен празд­ника (из Минеи или Триоди). В вос­кре­се­нья, не сов­па­да­ю­щие с дву­на­де­ся­тыми и хра­мо­выми празд­ни­ками, поётся вос­крес­ный про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Ны́не вос­стану, гово­рит Гос­подь, поставлю в без­опас­ность того, кого уло­вить хотят» ( Пс. 11 ).
  • Глас 2: «Про­бу­дись для меня на суд, кото­рый Ты запо­ве­дал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
  • Глас 3: «Ска­жите наро­дам: Гос­подь цар­ствует! потому тверда все­лен­ная, не поко­леб­лется» ( Пс. 95 ).
  • Глас 4: «Вос­стань на помощь нам и избавь нас ради мило­сти Твоей» ( Пс. 43 ).
  • Глас 5: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, ибо Ты цар­ству­ешь во веки» ( Пс. 9 ).
  • Глас 6: «Гос­поди, воз­двигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
  • Глас 7: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, не забудь угне­тен­ных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
  • Глас 8: «Гос­подь будет цар­ство­вать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).

На утре­нях Вели­ких Поне­дель­ника, Втор­ника, Среды, Чет­верга и Пят­ницы про­кимна перед Еван­ге­лием не пола­га­ется.

На утрене Вели­кой Суб­боты — пола­га­ется два про­кимна (перед паре­мией и апо­столь­ским чте­нием).

Про­кимны Часов

Обычно после­до­ва­ние Часов не вклю­чает в себя чтений из Св. Писа­ния, поэтому про­кимны на часах обычно отсут­ствуют. Исклю­че­ния:

  • Вели­кие часы (наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния; Вели­кая Пят­ница) — чтения и, соот­вет­ственно, про­кимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Вели­кого поста (перед чте­нием из про­рока Исайи), в Вели­кие Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду (перед чте­нием из про­рока Иезе­ки­иля),
  • Первый час в Вели­кий чет­верг (чита­ется паре­мия).

Про­кимны литур­гии

На литур­гиях Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого всегда чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лие. Чтение Апо­стола пред­ва­ря­ется про­ким­ном. При сов­па­де­нии вос­кре­се­нья с неко­то­рыми празд­ни­ками поются два про­кимна. В вос­крес­ные дни, если они не сов­па­дают с дву­на­де­ся­тыми Гос­под­скими празд­ни­ками, поётся про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» ( Пс. 46 ),
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» ( Пс. 103 ),
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» ( Пс. 11 ),
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и бла­го­слови́ достоя́ние Твое́» ( Пс. 27 ),
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» ( Пс. 28 ),
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» ( Пс. 75 ).

«Про­ки­мен – προκείμενος, пред­ле­жа­щий, т. е, стих псалма, пред­ше­ству­ю­щий чтению из Свящ. Писа­ния Вет­хого или Нового Заве­тов и подо­бран­ный для этой цели с соот­вет­ству­ю­щим к чтению содер­жа­нием, напри­мер, в память апо­сто­лов:

«Во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; в день Пре­об­ра­же­ния: «Фавор и Ермон о имени Твоем воз­ра­ду­ется»; вос­крес­ный 1‑го гласа: «Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем» и т. д. Про­ки­мен сопро­вож­да­ется и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого про­кимна и одного стиха, или же к нему при­со­еди­ня­ется три стиха, про­кимны раз­ли­ча­ются на малые (обыч­ные) и вели­кие. Послед­ние поло­жены в суб­боту вечера, на вечер­нях дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, в недели вечера Четы­ре­де­сят­ницы.

Исто­рия про­кимна такова. Это оста­ток пения псалма с при­пе­вом к каж­дому стиху его какого-либо наи­бо­лее под­хо­дя­щего или зна­ко­мого народу стиха, гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Еще в IV—V вв. пелись таким обра­зом целые псалмы респон­сор­ным спо­со­бом, в отли­чие от анти­фон­ного. Сирий­ская литур­гия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апо­столь­ским чте­нием. Зла­то­уст гово­рит: «Отцы уста­но­вили, чтобы народ под­пе­вал из псалма стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение». Про­кимны рас­про­стра­ня­лись по всему хри­сти­ан­скому миру; их знает синай­ская утреня; в запад­ной литур­гике им соот­вет­ствует «респон­со­рий». Иногда Про­ки­мен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из после­ду­ю­щих стихов того же псалма, напри­мер, вос­крес­ный (в суб­боту вечера)

«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся. Обле­чеся Гос­подь в силу и пре­по­я­сася. Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится» – все это первый стих 92 псалма, и, нако­нец, послед­ний стих про­кимна – послед­ний же стих псалма: «Дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний» (стих 5). Иногда, наобо­рот, какой-либо стих из сере­дины псалма взят за про­ки­мен – по-види­мому, то, что Зла­то­уст назвал «стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что под­твер­ждает древ­ний обычай испол­нять весь псалом, с тече­нием вре­мени сокра­тив­шийся до раз­ме­ров только одного 1‑го стиха. Напри­мер, про­ки­мен на Бого­ро­дич­ные празд­ники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и при­к­лони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, гла­голю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще напри­мер: про­ки­мен вос­крес­ный 8‑го гласа: «Воца­рится Гос­подь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Гос­пода, вос­хвалю Гос­пода в животе моем».

Источник

Прокимен вторника вечера ноты

Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.

После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.

Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.

Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.

В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.

Источник

Оцените статью