Прокимен вторника вечера ноты
ПРОКИМНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ (ВЕЧЕРНЯ) со стихами +видеопримеры
Прокимны дневные (вечерни) со стихами
✅В субботу, глас 6:
Госпо́дь воцари́ся / в ле́поту облече́ся .
Хор повторяет: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
Стих 1. Облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася .
Хор: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся. ( На каждый стих .)
Стих 2. И́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Стих 3. Дому Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний .
Диакон: Госпо́дь воцари́ся.
Хор: В ле́поту облече́ся.
✅В воскресенье, глас 8:
Се ны́не благослови́те Го́спода/ вси раби́ Госпо́дни.
Стих: Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех дому Бо́га на́шего.
✅В понедельник, глас 4:
Госпо́дь услы́шит мя,/ внегда́ воззва́ти ми к Нему́.
Стих: Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́.
✅Во вторник, глас 1:
Ми́лость Твоя́, Го́споди,/ пожене́т мя вся дни живота́ моего́.
Стих: Госпо́дь пасе́т мя , и ничто́же мя лиши́т ; на ме́сте зла́чне , та́мо всели́ мя.
✅В среду, глас 5:
Бо́же, во И́мя Твое́ спаси́ мя,/ и в си́ле Твое́й суди́ ми.
Стих: Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х.
✅В четверг, глас 6:
По́мощь моя́ от Го́спода,/ сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
Стих: Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
✅В пятницу, глас 7:
Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты,/ и ми́лость Твоя́ предвари́т мя .
Стих: Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.
Источник
Прокимен вторника вечера ноты
ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ
В субботу вечером
Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
В воскресенье вечером
Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.
В понедельник вечером
Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.
Во вторник вечером
Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.
В среду вечером
Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
В четверг вечером
Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.
В пятницу вечером
Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.
Источник
Прокимен
Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
- Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
- Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» ( Пс. 133 )
- Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» ( Пс. 4 )
- Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» ( Пс. 22 )
- Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» ( Пс. 53 )
- Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» ( Пс. 120 )
- Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» ( Пс. 58 )
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
- Великие прокимны — см. ниже.
- В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
Великие прокимны Вечерни
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
- Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
- Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
- Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
- Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» ( Пс. 11 ).
- Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
- Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» ( Пс. 95 ).
- Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» ( Пс. 43 ).
- Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» ( Пс. 9 ).
- Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
- Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
- Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Прокимны Часов
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
- Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
- Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
- Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
- Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
- Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» ( Пс. 46 ),
- Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» ( Пс. 103 ),
- Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» ( Пс. 11 ),
- Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» ( Пс. 27 ),
- Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» ( Пс. 28 ),
- Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» ( Пс. 75 ).
«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:
«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1‑го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1‑го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8‑го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Источник
Прокимен вторника вечера ноты
Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.
После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.
Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.
Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.
В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.
Источник