Прокофьев 12 детских пьес ноты

Прокофьев 12 детских пьес ноты

Автор: С. Прокофьев
Год: 1987
Издательство: Советский композитор
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», op. 65″, — так в «Автобиографии» Прокофьев отметил рождение фортепианного цикла, ставшего со временем неотъемлемой частью репертуара начинающих пианистов.

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 bis, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впечатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских переживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще — с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что достиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 — важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • 1. Утро
  • 2. Прогулка
  • 3. Сказочка
  • 4. Тарантелла
  • 5. Раскаяние
  • 6. Вальс
  • 7. Шествие кузнечиков
  • 8. Дождь и радуга
  • 9. Пятнашки
  • 10. Марш
  • 11. Вечер
  • 12. Ходит месяц над лугами

Источник

С.Прокофьев — Ноты для фортепиано

детские пьесы композитора


Библиотека юного пианиста
старшие классы детской музыкальной школы
Сергей Прокофьев
Детские рукописи

для фортепиано
составление М.Рейтиха
«Советский композитор», 1977г.
номер с4279к

Публикуемые фортепианные пьесы, сочиненные в самом начале нашего столетия юным Сергеем Прокофьевым, принадлежат к уникальным документам русского музыкального прошлого. Перед нами первые композиторские опыты гениально одаренного ребенка, в котором трудно было еще разгадать будущего корифея русской музыки. Сережа Прокофьев, сын агронома из деревни Сонцовка, был веселым, любознательным подростком, которого интересовало все на свете: от весеннего цветения деревьев й устройства паровозов до шахмат, крокета и домашних любительских спектаклей. Но главное место в его детских увлечениях принадлежало музыке. С пяти лет талантливый мальчик, сперва обучавшийся у своей матери, Марии Григорьевны, пробовал сочинять простенькие пьески для фортепиано. Когда ему было одиннадцать лет, в Сонцовку был приглашен на летнее время молодой московский композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр, который стал серьезно заниматься с ним основами композиции. Однажды педагог объяснил ему сущность так называемой трехчастной песенной формы, и Сережа сразу увлекся сочинением этих несложных миниатюр, запросто назвав их «песенками». «К концу недели у меня уже накопилось шесть пьес», — вспоминает Прокофьев. Эти шесть пьес положили начало длинной серии фортепианных сочинений детства и юности. В конце концов за шесть лет «песенок» оказалось чуть ли не семьдесят. Некоторые из них были маршами или романсами, но все-таки именовались «песенками».

Явившись в 1904 году на экзамен в Петербургскую консерваторию, тринадцатилетний Сережа Прокофьев предъявил экзаменаторам большую кипу своих нотных рукописей, среди которых было (наряду с операми, увертюрами и сонатами) и несколько «песенок», сочиненных на уроках у Глиэра. «Это мне нравится…», — сказал Н. А. Римский-Корсаков, познакомившись с произведениями белокурого подростка в аккуратном костюмчике. Сережа был тогда же принят на композиторское отделение консерватории, в класс А. К. Лядова. Здесь он продолжал по сложившейся традиции сочинять несложные фортепианные «песенки», постоянно обогащая и совершенствуя их музыкальный стиль. Некоторые из них сочинялись вне учебных заданий, для собственного удовольствия или ко всякого рода домашним торжествам — именинам и дням рождения, отмечавшимся в любимой Сонцовке.
«Песенки» консерваторских лет стали более сложными по музыкальному языку, порой даже гармонически дерзкими. И старший друг Прокофьева, композитор Н.Я. Мясковский, шутя называл их «собачками».

Проигрывая сегодня наивные сочинения двенадцати-, тринадцатилетнего Сережи Прокофьева, мы можем проследить за тем, какими музыкальными впечатлениями питалась фантазия талантливого мальчика, как развивался его эстетический вкус. В самых ранних песенках еще слышатся отголоски жизнерадостных тем венских классиков или плавное очертание итальянского оперного bel canto. Вот чуть сентиментальный Вальс, далекий предвестник знаменитых русских вальсов Прокофьева, позднее украсивших партитуры «Золушки» и «Войны и мира». Вот излюбленные композитором ритмы стремительной Тарантеллы или театрального стилизованного, несколько игрушечного Марша. Уже в этих незрелых опусах заметны и некоторые другие приемы, впоследствии ставшие столь типичными для Прокофьева. Здесь и энергично отстукиваемые басы, и подвижные формулы пассажей, и красочно заостренные созвучия, уснащенные форшлагами и тиратами (см., например, беззаботно игривую «песенку» Vivo, написанную в 1904 году ко дню рождения отца, Сергея Алексеевича). Как далеко ушел юноша Прокофьев уже на втором году консерваторской учебы, показывают более поздние «песенки», например гармонически свежий Менуэт и особенно Скерцо C-dur с его дразнящей токкатностью, остроумными модуляциями и веселыми кадансовыми «обманами». Отсюда один шаг до жизнерадостной атмосферы Этюдов (ор. 2) или динамичных токкатных разделов Второй фортепианной сонаты.

Может возникнуть вопрос: каков смысл публикации этих архивных рукописей, составляющих далекую «предысторию» становления крупного таланта? Думается, что такая публикация полезна в плане историко-биографическом, научно-познавательном как материал для изучения интереснейших творческих «прозрений» юного композитора-новатора. Но не исключена и возможность практического использования публикуемых пьес в репертуаре детских музыкальных школ. Они достаточно насыщены по фактуре и увлекательны по музыке. То, что представляется чуть наивным и незрелым музыкантам старшего поколения, может по-настоящему увлечь самых юных пианистов, нынешних ровесников удивительного мальчика-гения из украинской деревни Сонцовка.
И. Нестьев

  • Тарантелла (d-moll)
  • Мелодия (Es-dur)
  • Vivo (g-moll)
  • Allegretto (a-moll)
  • Allegretto (c-moll)
  • Allegro (As-dur)
  • Менуэт (f-moll)
  • Скерцо (C-dur)
  • Allegro (d-moll)
  • Вальс (g-moll)
  • Этюд-скерцо (G-dur)
  • Фуга (D-dur)
  • Скерцо (D-dur)

Скачать ноты

Источник

С. Прокофьев. «Вальс из “Детской музыки”»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты пьесы Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка» под названием «Вальс» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Вальс из “Детской музыки”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Сергея Прокофьева для фортепиано и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Сергей Прокофьев — русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 7 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

Источник

Прокофьев 12 детских пьес ноты

В течение своей полуторовековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр «Детского альбома» — как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы — это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. И одним из основных проводников, помогающих ребенку ориентироваться в мире звуков, стала программность. Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов — события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы — полифонические, этюды итп, но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр. Асафьев в статье «Русская музыка о детях и для детей» пишет: «. Детский альбом. в самом деле домашний альбом. загляните в таковые — в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и карандашные зарисовки с маленькими акварельками. нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего». Дебюсси писал: «Детский уголок» – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли». Д.Б. Кабалевский: «Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них».

В программе русские образчики жанра:

П.И.Чайковский — Детский альбом, соч.39 (1878), Майкапар — «Бирюльки», соч.28 (1900), Ляпунов — Шесть дивертисментов, соч.35 (1911), Гречанинов — Детский альбом, соч.98 (1923), Сергей Прокофьев — Детская музыка, соч.65 (1935), Н.Я.Мясковский — Пьесы для детей, op.43 (1938), Кабалевский — Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38), А.Хачатурян — Детский альбом, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967), Свиридов — Детский альбом (1948), Д.Шостакович — Танцы кукол (1952), Сергей Слонимский — Альбом для детей и юношества (1970-74), Родион Щедрин — Тетрадь для юношества (1983).

Исполняет Елена Филонова — русская пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица Эмиля Гилельса и Евгения Малинина, живёт во Франции

Детские фортепианные альбомы

П.И.Чайковский (1840-1893)
1-24. Детский альбом, 24 лёгкие пьесы для фортепиано, соч.39 (1878)
1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро
3. Игра в лошадки
4. Мама
5. Марш деревянных солдатиков
6. Болезнь куклы
7. Похороны куклы
8. Вальс
9. Новая кукла
10. Мазурка
11. Русская песня
12. Мужик на гармонике играет
13. Камаринская
14. Полька
15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка
20. Баба-яга
21. Сладкие грезы
22. Песня жаворонка
23. Шарманщик поет
24. В церкви

Дмитрий Кабалевский (1904-1987)
25-54. Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38)
Тетрадь первая. №№ 1-10
1. Вроде вальса
2. Песенка
3. Этюд a-moll
4. Ночью на реке
5. Игра в мяч
6. Печальная история
7. Старинный танец
8. Колыбельная
9. Сказочка
10. Шуточная
Тетрадь вторая. №№ 11-20
11. Рондо
12. Токкатина
13. Шуточка
14. Скерцо
15. Марш
16. Лирическая пьеса
17. Пляска на лужайке
18. Сонатина a-минор
19. Воинственный танец
20. Сказка
Тетрадь третья. №№ 21-30
21. Погоня
22. Рассказ
23. Метелица
24. Этюд F-мажор
25. Новелла
26. Этюд A-мажор
27. Танец
28. Причуда
29. Кавалерийская
30. Драматический фрагмент

Н.Я.Мясковский (1881-1950)
55-68. Пьесы для детей, op.43 (1938)
10 очень легких пьес для ф-но, соч.43 № 1
1. Весеннее настроение
2. Наперегонки
3. Тревожная колыбельная
4. Грустный напев
5. Танец
6. Беззаботная песенка
7. Вроде вальса
8. Полевая песня
9. Древняя повесть
10. Марш
Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но, соч.43 № 2
1. Элегическое настроение (Фуга)
2. Охотничья перекличка (Фуга)
3. Маленький дуэт (Канон)
4. В старинном стиле (Фуга)

Дмитрий Шостакович (1906-1975)
69-75. Танцы кукол, 7 пьес для фортепиано (1952)
1. Лирический вальс
2. Гавот
3. Романс
4. Полька
5. Вальс-шутка
6. Шарманка
7. Танец

Сергей Ляпунов (1859-1924)
1-6. Шесть дивертисментов, соч.35 (1911)
1. Серый волк
2. Игра в коршуны

Александр Гречанинов (1864-1956)
7-21. Детский альбом, соч.98 (1923)
1. Маленькая сказка
2. В летнем лагере
3. Марш
4. В разлуке
5. Верхом на лошадке
6. На лужайке
7. Недовольство
8. Скучный рассказ
9. Колыбельная
10. Танец
11. Необычное происшествие
12. Этюд
13. Мазурка
14. Протяжная песня
15. Вальс

Сергей Прокофьев (1891-1953)
22-33. Детская музыка, 12 лёгких пьес, соч.65 (1935)
1. Утро
2. Прогулка
3. Сказочка
4. Тарантелла
5. Раскаяние
6. Вальс
7. Шествие кузнечиков
8. Дождь и радуга
9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит вечер над лугами

Самуил Майкапар (1867-1938)
34-45. Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)
1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осень
5. Вальс
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк

Родион Щедрин (р.1932)
46-60. Тетрадь для юношества — 15 пьес для фортепиано (1983)
1. Арпеджио
2. Знаменный распев
3. Играем оперу Россини
4. Хор
5. Терции
6. Величальная
7. Обращения аккорда
8. Деревенская плакальшица
9. Фанфары
10. Разговоры
11. Русские трезвоны
12. Петровский кант
13. Погоня
14. Двенадцать нот
15. Этюд в ля

Арам Хачатурян (1903-1978)
1-20. Детский альбом для фортепиано, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967)
Тетрадь первая. №№ 1-10
1. Андатино
2. Сегодня запрещено гулять
3. Лядо серьёзно заболел
4. В день рождения
5. Этюд
6. Музыкальная картина
7. Конница
8. Инвенция (Адажио из балета «Гаянэ»)
9. Подражание народному
10. Фуга
Тетрадь вторая. №№ 11-20
1. Скакалка
2. Вечерняя сказка
3. Восточный танец
4. Барсик на качелях
5. Игра на бубне
6. Две смешные тётеньки посорились
7. Траурное шествие
8. Ритмическая гимнастика
9. Токката
10. Фуга
21-23. Сонатина (1958)
I. Allegro giocoso
II. Andante con anima, rubato
III. Allegro mosso

Георгий Свиридов (1915-1998)
24-40. Детский альбом (1948)
1. Колыбельная
2. Скачущая Девочка
3. Тихий вопрос
4. Упрямый мальчик
5. Колокольный звон
6. Музыкальная шкатулка
7. Старинный танец
8. Перед сном
9. Парень с гармошкой
10. Весёлый марш
11. Колдун
12. Жалобная песня
13. Маленькая токката
14. Зима
15. Дождик
16. Марш на тему Глинки
17. Музыкальный момент

Сергей Слонимский (р.1932)
41-53. Альбом для детей и юношества (1974)
1. Кошачья колыбельная
2. Чарли Чаплин свистит
3. Хоровод
4. Веселая румба
5. Мюзик-хольная серенада
6. Уличная песня
Семь детских пьес для фортепиано (1970)
1. Пасмурный вечер
2. Ябедник
3. Мультфильмы с приключениями
4. Северная песня
5. Марш Бармалея
6. Дюймовочка
7. Колокола

Елена Филонова, фортепиано
Москва, 2009

Источник

Оцените статью