Прокофьев 7 симфония анализ с нотами

Прокофьев 7 симфония анализ с нотами

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

История создания

Седьмая симфония — последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Она, вместе с Симфонией-концертом для виолончели, Концертино для виолончели с оркестром и Сонатой для виолончели соло, вдохновленны­ми исключительно талантливым исполнителем Л. Ростроповичем, сбли­зившимся с композитором в последние годы его жизни, завершает творческий путь Прокофьева.

Седьмая симфония задумывалась первоначально как произведение для детей. В конце 1951 года Прокофьев сообщил в печати о том, что собирается написать несложную симфонию для радиовещания, рассчитанную на детскую аудиторию. Замысел постепенно приобретал реальные чер­ты, и в начале весны уже был закончен клавир. Весна и начало лета были посвящены оркестровке, а 2 июля в одном из писем композитор сооб­щал, что заканчивает симфонию.

В процессе работы концепция сочинения изменилась, расширилась. Вместо симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь в какой-то мере оказался отраженным мир юности.

Симфония отличается выдержанностью стиля, стройностью формы. Она напоена поэзией, ее лирика отличается широчайшим охватом нюан­сов от напряженно-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному. Лишь в самом конце ее разлита светлая печаль — как прощание компо­зитора с жизнью, которая не всегда была для него жестокой и которая, несмотря на всю трагичность советской действительности, все же оставалась прекрасной.

Читайте также:  Гитара шумеев ноты хит парад

Премьера Седьмой симфонии состоялась незадолго до смерти компо­зитора, 11 октября 1952 года в Москве под управлением С. Самосуда.

Музыка

Первая часть написана в сонатной форме, но это не аллегро, как привыч­но для симфонических циклов, а модерато — более спокойно и медлен­но. Тема главной партии, широкая, распевная в нежном звучании скри­пок производит впечатление выразительной и проникновенной элегии. Ее интонации близки русской народной песне. Побочная партия тоже лирична, но это — лирика другого плана: романтически-приподнятая, гимническая. Она отличается широкими смелыми интервальными хода­ми, строгим ритмом, подчеркивающим твердость поступи. Особую полнокровность придает ей оркестровка — звучание в октаву фаготов, вал­торн, альтов и виолончелей, а далее, с переходом мелодии в более высокий регистр — струнных и высоких деревянных духовых инстру­ментов. Заключительная партия привносит еще один образ — причуд­ливо-сказочный, завораживающий, расцвеченный арфой, треугольником, колокольчиками. В музыке нет конфликта, поэтому разработка сравни­тельно невелика и основана не на столкновении тем, а их еще большем раскрытии, выявлении их возможностей. Так, например, в побочной теме подчеркиваются романтические черты, заключительная приобретает сумрачную, несколько тревожную окраску. Но реприза возвращает прежние настроения, а миниатюрная кода — еще одно напоминание о пленитель­ном грустно-задумчивом облике главной партии.

Вторая часть, вальс, отличается концертным блеском и яркостью кра­сок. Продолжающий традицию симфонических вальсов Чайковского и Глазунова, он напоминает и о прокофьевских вальсах из «Золушки», из «Войны и мира». В основе второй части две темы. Первая, интониру­емая струнными, — своего рода «приглашение к танцу». Она носит вступительный характер и отличается ясностью мелодического рисун­ка, простотой гармонических средств. Вторая тема сначала тоже звучит у струнных, но затем переходит к гобою, кларнету, флейте, образуя как бы несколько вариаций. Ее отличают тонкость и изящество мелодиче­ского рисунка, пластика обаятельного в своей женственности танца, то лукавого, то застенчивого. Завершает вальс стремительная празднич­ная кода.

Третья часть — анданте — задумчивое, полное строгого просветлен­ного чувства. На всем его протяжении безраздельно царит широкая, эле­гически-возвышенная мелодия. Основная тема части проводится четыре раза и является, по существу, темой с тремя вариациями, в которых она утверждается с исчерпывающей полнотой. Средний раздел анданте напоминает непритязательную детскую песенку-марш. Он не нарушает безмятежно спокойного течения музыки, хотя интонации песенки чем-то напоминают хрупкую «сказочную» тему первой части. Реприза трехчастной формы возвращает первоначальные образы части в сокращен­ном виде — теперь звучат только две вариации. (Таким образом, форма анданте достаточно оригинальна — сложная трехчастная, в которой край­ние разделы — тема с вариациями.)

Живой, остроумный, блещущий весельем финал полон блестящей скерцозности, сверкающего остроумия. Его начало — трель струнных, комические скачки в мелодии и стремительный разбег — создают напря­женную атмосферу ожидания. И вот появляется основная тема — зажи­гательная, огненная. У струнных с глиссандо арф она сверкает, искрится и устремляется вперед в поистине головокружительном движении. Вне­запно действие переключается: вступает ритмически упругая, задорная мелодия, напоминающая пионерский марш. Поначалу имеющая харак­тер сольного высказывания, она сменяется «припевом», в котором от­четливы интонации советских массовых песен. Возвращается основная тема финала, а с ней — искрящееся веселье и блеск. Постепенно она перерастает в уже знакомую мелодию — побочную тему первой части, которая звучит здесь как величественный апофеоз. А вслед за ней, завер­шая симфонию, заключительная партия первой части, рассыпаясь своеобразными красками арф, фортепиано, ксилофона и колокольчиков, по­степенно истаивает, оставляя ощущение еле уловимой печали.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Сергей Сергеевич Прокофьев. Симфония № 7.

Четверг, 13 Декабря 2012 г. 11:20 + в цитатник

Конец 40-х, начало 50-х годов прошлого века были омрачены шумными компаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на его лучших представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 году ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провёл на даче в посёлке Николина гора среди любимой им русской природы. Он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей.

В один из октябрьских вечеров 1952 года в Колонном зале Дома союзов впервые исполнялась Седьмая симфония Прокофьева. Играл оркестр Всесоюзного радио. На премьере присутствовал автор. В последний раз Прокофьев слушал свою музыку в концертном зале.

Седьмая симфония — его последнее законченное крупное произведение. Оркестровая партитура была завершена 5 июля 1952 года, за восемь месяцев до смерти композитора.

Симфония для детей — таков был первоначльный замысел. Но в процессе работы он изменился. Получилась симфония «и для детей, и для взрослых» — глубокое сочинение, в котором соединились некоторые черты, характерные для творчества Прокофьева позднего периода. Мечтательная лирика сочетается здесь с активным, целеустремлённым движением, а детская ясность и живость с возвышенной мудростью.

Надо сказать, относительно детей замысел удался полностью. Первое, запомнившееся мне в детстве произведение Сергея Сергеевича — именно Седьмая симфония. Я слушала её словно заворожённая. Первая часть начинается прекрасной мелодией скрипок. Мелодия развёртывается широко и плавно в духе неторопливого повествования. Повествования о большой, как мне казалось, заснеженной стране. Очевидно, я услышала эту музыку накануне Нового года. До сих пор я воспринимаю её как Зимнюю Сказку.

В среднем разделе главной партии характер музыки меняется. Начинается встревоженная «беготня» пассажей. Тема скрипок возвращается, но на их фоне звучит более напряжённой. Повествование становится драматическим, но не надолго.

Тема побочной партии — торжественная, лирическая. Это вдохновенная тема радости и красоты. По существу, она является главной, самой важной темой всей симфонии. Именно её Прокофьев повторяет потом, в конце четвёртой части.

Валерий Гергиев — Лондонский симфонический оркестр

Тема побочной партии — одна из лучших мелодий Прокофьева — композитора, обладавшего редким мелодическим даром. В ХХ веке он сумел создать оригинальные мелодии, которые узнаются по характерным интонациям, необычным поворотам мелодической линии.

В первой части симфонии есть ещё одна, несколько неожиданная тема — заключительная. Вдруг раздаётся хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяются фортепиано и арфа. Звучит причудливый мотив. Словно приоткрылся сказочный мир, полный чудес. Я, например, слышала как в сказочном новогоднем лесу поскрипывает снег под шагами Деда Мороза. Вдруг он дотрагивается посохом до заснеженной ёлки и она начинает искриться под лунным светом, будто зажглись крошечные фонарики.

Вторая часть симфонии написана в характере порывистого романтического вальса. Третья часть — певучая, лирическая. В её музыке, как и в главной партии первой части, слышны задумчивые, рассказывающие интонации.

И, наконец, четвёртая часть, финал, полна молодости и энергии. Главная тема финала — рефрен, повторяющийся в этой части. Тема похожа на быстрый и весёлый танец.

Всамом конце финала звучит побочная партия из первой части — тема радости и красоты жизни. И снова вслед за ней сказочная, заключительная.

А потом Прокофьев словно прощается со слушателями. Музыка финала растворяется, замирает в задумчивых, светло — печальных мотивах.

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Симфония
Композиторы

Метки: композиторы Прокофьев

Процитировано 14 раз
Понравилось: 14 пользователям

Источник

Конспект по музыкальной литературе Прокофьев 7симфония

специалист в области арт-терапии

Работа студентки 4 курса

Медведевой Ирины Валерьевны

С.С.Прокофьев Седьмая симфония

В творчестве Прокофьева жанр симфонии занимает важное место, хотя и не является основным, определяющим как, пример, у Д. Шостаковича. Среди всех прокофьевских симфоний Седьмая выделяется своим лирическим характером во многом близким» Золушке». По сути дела, это «прощальная» симфония (последнее законченное произведение), «Золушка», представляет собой мудрую лирическую сказку и о жизни. Поводом к ее написанию был заказ детской музыкальной редакции радио.

В Седьмой симфонии выражен светлый взгляд на мир зрелого писателя, сохранившего до конца своих дней юношескую свежеть восприятия жизни.

Симфония отличается высокой простотой, изобилием широко льющихся мелодий. Это характерно для позднего Прокофьева. Не прибегая к стилизации, он создал по истине классическую, ясную и стройную, по-русски певучую симфонию.

Неторопливая первая часть ( Moderato ) написана в сонатной форме и основана на трех ярко индивидуальных темах.

Тема главной партии ( до диез минор) – задумчивая, медлительно развивающаяся. Тема принадлежит к группе прокофьевских песенно- повествовательных мелодий в духе вступления к Третьему концерту четвертой пьесы из «Сказок старой бабушки», начальной теме «Золушка». С последней она особенно близка по типу изложения- сольная словно запев.

В развитии главной партии (имеет трехчастное строение) тема сменяется контрастными эпизодами – встревоженными колючими пассажами у деревянных духовых и струнных. Затем динамическая реприза темы, в соль диез миноре и ля миноре.

Вдохновленная, гимническая вторая тема (фа мажор) счастья из «золушки» или выражающая радость творчества темы Хозяйки медной горы из «Каменного цветка».

Классическая русская тема сочетается в теме побочной партии. Мелодия начинается в низком регистре и затем развертывается более чем на две октавы вверх.

Развитие Побочной партии заключительной темы : темп замедляется, звучат причудливые «капающие» мотивы, тихие волшебные тембры «колокольчики», высокие деревянные тремоло струнных.

Образ не является случайным и появляется в первой и третьей частях симфонии и в финале музыки «вдруг» становятся маняще сказочной.

Разработка : представляет собой новый вариант экспозиции, более динамичный. Прокофьев применяет свой излюбленный метод динамического варьирования целых тем или больших их отрезков. Так, в начале разработки дается новое решительное маршеобразная тема, образованная из интонации заключительной и побочной темы. В симфоническом повествовании это новый более энергичный эпизод.

Затем варьируются мелодические отрывки из первых двух тем экспозиции. Мелодическое развитие приводит к кульминации- более активному, утверждающему варианту побочной партии (в финале симфонии эта тема оказывается главной мыслью всего сочинения). Вслед затем звучит заключительная партия в новом облике. Отметим и небольшую краску в оркестре фортепиано.

В репризе главная и побочная партии излагаются сокращенно. Побочная партия дается в тональности ре-бемоль мажор. В маленькой шесть-тактной коде последний раз звучит повествовательная тема главной партии. Необычной «мерцающей» тоникой в конце 1 части оказывается последовательностью одноименных аккордов до-диез минор.

Во второй части Прокофьев впервые вводит в своих симфониях вальс. В вальсах «Золушки» и «Война и мир» Прокофьев возродил традицию поэтического вальса-фантазии , идущую от Глинки и Чайковского. Он сумел вдохнуть в старую форму новую жизнь.

Вальс седьмой симфонии — воплощение молодости. Передаёт образ мечтательности и стремительности, насмешливости и нежности. Своеобразные тембровые диалоги . Задорное скерцозное вступление предшествует появлению лёгкой, полётной главной темы.

Тема связующей партии – острая и тревожная.

Побочная – мечтательная и нежная, написана в элегических мелодиях, обладает чертами широтой звукового «пространства». Тема заканчивается на пианиссимо постепенно уходя у флейт. Блестящяя и праздничная музыка заканчивает 2часть симфонии.

Небольшая по размерам 3 часть симфонии – задумчивое певучее ( As — dur ), подчёркивается оркестровым приёмом где каждая фраза поручается новому инструменту – сначала виолончель, затем скрипка, кларнет, гобой, английский рожок, фагот, флейта. Тема проводится несколько раз, варьируясь интонационно подобно сказочному образу. В репризе тема продолжает развиваться вариационно.

Музыка 4 части : Яркая и контрастная, выражает жизнерадостность и остроумие. Финал написан в форме, близкой рондо — сонате.

Тема рефрена : (ре-бемоль мажор) проносится в быстром темпе. Тема изложено в простой 3х частной форме, с контрастной маршеобразной серединой.

Небольшая певучая тема ( Poco meno mosso ) приводит ко второму эпизоду ( Moderato marcato , цифра 91). Здесь как и в середине звучит марш – на этот раз мальчишеский и задорный. В коде финала вновь возникает прекрасная тема побочной партии из 1-ой части. Эта широкая мелодия, как бы опоясывает всю симфонию, является её главной темой – темой жизни-утверждения. И снова за ней идёт таинственно – звенящая сказочная мелодия, она растворяется, замирает в грустных прощальных интонациях.

Источник

Оцените статью