Прокофьев ахматовский цикл ноты

Ноты для фортепиано — Анна Ахматова — песни и романсы

Ноты в pdf для голоса, фортепиано


Нотное издание
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ на стихи Анны АХМАТОВОЙ
для голоса и фортепиано
Составитель Евгения Павловна Томашевская
„Советский композитор», 1989г.
номер с8581к
(pdf, 9.18 Мб)

  • С. ПРОКОФЬЕВ. Три стихотворения
  • Д. СМИРНОВ. Слушая пение
  • В. ДОВГАНЬ. Ты всегда таинственный и новый
  • Е. ГОХМАН. Романс
  • А. БЛОК. Рисунок на книге стихов
  • A. КОЗАКЕВИЧ. Твой белый дом
    • Потускнел на небе синий лак
  • Н. ПИКУЛЬ. Сероглазый король
  • М. ПИКУЛЬ. Причитание
  • И. ЕГИКОВ. Комарово. Закат. Вокальный цикл
  • М. БРОННЕР. Широк и желт вечерний свет
    • Песня последней встречи
  • B. ГЕНИН. Как сияло там и пело
  • Л. БОБЫЛЕВ. Шесть монологов. Вокальный цикл
  • Т. СМИРНОВА. Шиповник цветет. Вокальный цикл.

Скачать ноты


Романсы на стихи А. Ахматовой
для голоса и фортепиано
Составитель Евгения Павловна Томашевская
„Советский композитор», 1989г.
номер с1524к

Еще ссылки по теме:

С. Слонимский. Романсы на стихи Анны Ахматовой. Для сопрано и фортепиано
Белой ночью
О том. что сон мне пел
Лучше б мне частушки задорно выкликать
Я недаром печальной слыву
Я с тобой не стану пить вино
Твой белый дом и тихий сад оставлю
Душный хмель

Ю. Фалик. Пять стихотворений Анны Ахматовой. Для сопрано и фортепиано
Перед весной
Бежецк
Последняя песня
Голос молящего
Между грозами

В. Баснер. Восемь стихотворений Анны Ахматовой. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано или гитары
De profundis
Третий Зачатьевский
Все расхищено, предано, продано
Не будем пить из одного стакана
Песенка
Не бывать тебе в живых
Хорони, хорони меня, ветер!
Летний сад

Читайте также:  Lady gaga million reasons ноты для гитары

Скачать ноты


А. Богатырев
Пять романсов на стихи А.Ахматовой
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
„Музыка», 1989г.
номер 2248

  • Любовь
  • Я на солнечном восходе
  • Как невеста получаю
  • Мужество
  • Я окошко не завесила

Скачать ноты

Источник

Прокофьев ахматовский цикл ноты

История создания

В разгар Первой мировой войны Прокофьев, успевший дважды окончить консерваторию — как композитор и как пианист, — и завоевавший славу музыкального хулигана, уже известен и за рубежом. Он связан с труппой Дягилева, созданы две оперы — романтически экспрессивная «Маддалена» и лирико-психологическая «Игрок» по Достоевскому. Прокофьева знают и как пианиста-виртуоза. Годы Первой мировой войны отрезали Прокофьева от Европы, но он много концертирует по городам России, продолжает творческие поиски. Особенно интересны они в области лирики, в которой, как не без обиды писал сам композитор, ему долго отказывали. К наиболее ярким лирическим страницам этого, раннего периода его творчества, относится и цикл романсов на стихи Анны Ахматовой (1889—1966).

Обращение к творчеству Ахматовой — свидетельство чуткости композитора к новому поэтическому имени. Это самое начало ее известности. Еще не вышел из печати третий сборник стихов Ахматовой — «Лебединая стая», он появится в 1917 году. Публике известны ее ранние стихи, опубликованные в марте 1912 года в сборнике «Вечер», обратившие на себя внимание свежестью поэтического голоса, искренностью высказывания. Следующий сборник, «Четки», вышел весной 1914 года и принес автору всероссийскую известность и место в первых рядах современной русской поэзии. Прокофьев отобрал пять стихотворений из этих сборников: «Солнце комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года») и «Настоящую нежность» — из «Четок» (1913), «Память о солнце» — из «Вечера» (1911), «Здравствуй!» — из «Четок» (1913) и «Сероглазый король» — из «Вечера» (декабрь 1910 года).

Ахматова относилась к своему первому поэтическому сборнику весьма критически. «В зиму 1910-1911 годов я написала стихи, которые составили книгу «Вечер», — вспоминает она в автобиографических заметках. — Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются тринадцатый раз (запись относится к 1957 году. — Л. М.). Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они должны были появиться, «чтобы не расстраиваться». От огорчения, что «Вечер» появился, она даже уехала в Италию (1912 год, весна)». Особенно раздражал Ахматову успех «Сероглазого короля». Существует легенда, что в разговоре с Фаиной Раневской, великолепной актрисой и очень остроумной женщиной, которая пожаловалась Ахматовой, что публика знает ее, собственно, по одной фразе из популярного кинофильма: «Муля, не нервируй меня!», Ахматова со вздохом ответила: «Что поделать, у каждого из нас есть свой Муля», подразумевая именно «Сероглазого короля» (по вышедшим позднее воспоминаниям Раневской, речь шла о другом стихотворении). Однако в данном случае великая поэтесса была не права, что довольно часто случается с взыскательными художниками, слишком строго оценивающими свои произведения. Успех «Сероглазого короля» и выбор его Прокофьевым вовсе не случайны.

Романсы под опусом 27 были написаны композитором в течение 1916 года и быстро завоевали признание.

Музыка

«Пять стихотворений А. Ахматовой» — это подлинный лирический шедевр, покоряющий чистотой и силой чувства. Они составляют сборник, объединенный общим лирическим настроением в его разных оттенках — от светлой, незамутненной радости до глубокой, прячущейся за сдержанностью скорби. Средства музыкальной выразительности тщательно отобраны. Это несущая основную смысловую нагрузку мелодия и скупой, прозрачный по фактуре фортепианный аккомпанемент, лишь поддерживающий ее, создающий гармоническую «оболочку», но не несущий функции «договаривания», завершения мелодической линии.

«Солнце комнату наполнило» открывается мерным колыханием прозрачных хрупких двузвучий рояля, на фоне которых разворачивается спокойная, свободно льющаяся мелодия. Постепенно движение аккомпанемента становится более взволнованным, захватывает большой диапазон и приводит к кульминации на словах «Милый, нынче праздник твой», которую голос утверждает повторением одного и того же звука. Заключение романса сходит на пианиссимо, еле слышно звучат высокие пустые октавы рояля. «Сероглазый король» начинается скупой, словно скованной страданием мелодией, которую поддерживает долбящий одну и ту же ноту рояль. Далее декламационная вокальная линия становится изломанной, прерывается, словно ей не хватает дыхания, гармонии сопровождения — острые диссонансы. Во второй части романса — взрыв ранее скрываемого чувства в тихой кульминации. На пианиссимо разливается широкая мелодия («Дочку мою я сейчас разбужу, в серые глазки ее погляжу. »), которая в заключении вновь сменяется скорбной однотонной речитацией.

Источник

Сергей Сергеевич Прокофьев. Вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой»

В годы Первой мировой войны Сергей Сергеевич Прокофьев немало гастролировал по России, но был лишен возможности посещать Европу. Между тем, его там уже знали и в качестве виртуоза-исполнителя, и как автора музыки балетов, поставленных труппой Сергея Дягилева. Он уже создал две разноплановые оперы – романтически-экспрессивную «Маддалену» и лирико-психологического «Игрока». Смелые эксперименты в области музыкального языка прославили Прокофьева как «музыкального хулигана», и какая область музыки ассоциируется с именем молодого композитора в последнюю очередь – так это лирика. Такое положение дел уязвляет его – ведь к лирике он способен, и блестящим тому доказательством становится вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой».

Подобно самому Сергею Прокофьеву, Анна Ахматова находилась в те годы в начале своего творческого пути. Она успела издать два сборника – «Вечер» в 1912 г. и «Четки» в 1914. Десятилетия спустя поэтесса назовет эти произведения «бедными стихами пустейшей девочки» и будет возмущаться тем, что они многократно переиздаются, а популярность стихотворения «Сероглазый король» она даже будет сравнивать с цитатой «Муля, не нервируй меня!», которая «приклеилась» к образу актрисы Фаины Раневской… Что ж, самокритичность всегда была спутницей гениальности! Так или иначе, любителям поэзии эти стихи не показались (и не кажутся до сих пор) ни «бедными», ни «пустейшими». Оценил их свежую красоту, их искренность и Сергей Прокофьев. Для своего вокального цикла он выбрал пять произведений: четыре из сборника «Четки» и одно – из «Вечера».

Работая с поэтическим текстом, Сергей Прокофьев стремился к предельной психологической детализации, к учету всех особенностей стихотворного слова. Большое значение имело для него чтение вслух – и в актерской манере, выявляющей смысловые и логические акценты, и в поэтической, выявляющей метроритмическую структуру стиха.

Стихотворения Анны Ахматовой не связаны какой-либо сюжетной линией, тем не менее, произведение Прокофьева – это не сборник романсов, а именно вокальный цикл. Первые четыре номера складываются в историю любви, которая поначалу представляется счастливой, но в конечном итоге приходит к печальному финалу. Последний номер – «Сероглазый король» – вновь излагает историю трагической любви, но выглядит более умиротворенно и потому воспринимается как своеобразный эпилог. Драматургия цикла находит выражение даже в темпах романсов: от быстрого к медленному, от счастья к печали. Первый из них, повествующий о пробуждении ото сна, имеет быстрый темп (Allegro giocoso), второй – о зарождении любви – Andantino, два последующих – о сомнениях и предчувствии трагической развязки – Andante, и наконец, заключительный номер, в котором гибель возлюбленного героини символизирует смерть любви – Adagio.

Первый романс – «Солнце комнату наполнило» – пронизан светом и ощущением счастья. Прозрачная и подвижная фактура инструментальной партии напоминает игру солнечных бликов. На этом фоне широко разливается вокальная мелодия, большую роль в которой играют кварты и квинты с их кристальной чистотой. В кульминации это упоение радостью жизни достигает предела.

Лаконичен, но предельно выразителен второй романс – «Настоящую нежность…». Он слагается из двух контрастных разделов. Первый из них безмятежен и светел, второй отличается большей возбужденностью: в душу героини впервые закрадываются сомнения. Этот контраст подчеркнут изменением темпа (Poco piu mosso). Примечательно, что центральные в смысловом отношении слова в обоих романсах – «праздник твой» в первом и «первой любви» во втором – приходятся на один и тот же тон: фа-диез. Это одно из проявлений цельности вокального цикла.

Поэтической основой третьего номера – «Память о солнце…» – стало одно из наиболее ранних произведений Анны Ахматовой. Здесь получает развитие мотив, намеченный в предыдущем романсе – терзающие героиню сомнения в искренности чувств любимого. Здесь передана целая гамма чувств: надежда, разочарование, стон женской души. Печально-созерцательным и кантиленным крайним разделам романса контрастирует средний – декламационный, с диссонирующими созвучиями и синкопами в фортепианной партии.

Кульминацией цикла становится номер четвертый – «Здравствуй!», его высшей точкой вновь становится фа-диез, а самый трагедийный момент передается обыгрыванием повышенной шестой ступени.

Для заключительного номера – «Сероглазый король» – композитор тоже выбрал один из ранних поэтических опытов поэтессы. В его сквозном развитии выделяется ряд эпизодов, каждый из которых обрамляется вступлением и заключением. Особенность этого романса – кульминация лирическая, тихая (dolcissimo), приходящаяся на слова «В серые глазки ее погляжу». Широкая мелодия этого эпизода сменяется безнадежным в своей монотонности речитативом.

Цикл «Пять стихотворений Ахматовой» стал высшим достижением Сергея Прокофьева в области вокальной лирики в ранний период.

Источник

Прокофьев вокальный цикл на стихи ахматовой ноты

Five Poems after Akhmatova, Op. 27

История создания

В разгар Первой мировой войны Прокофьев, успевший дважды окончить
консерваторию — как композитор и как пианист, — и завоевавший славу
музыкального хулигана, уже известен и за рубежом. Он связан с
труппой Дягилева, созданы две оперы — романтически экспрессивная
«Маддалена» и лирико-психологическая «Игрок» по Достоевскому.
Прокофьева знают и как пианиста-виртуоза. Годы Первой мировой войны
отрезали Прокофьева от Европы, но он много концертирует по городам
России, продолжает творческие поиски. Особенно интересны они в
области лирики, в которой, как не без обиды писал сам композитор,
ему долго отказывали. К наиболее ярким лирическим страницам этого,
раннего периода его творчества, относится и цикл романсов на стихи
Анны Ахматовой (1889—1966).

Обращение к творчеству Ахматовой — свидетельство чуткости
композитора к новому поэтическому имени. Это самое начало ее
известности. Еще не вышел из печати третий сборник стихов Ахматовой
— «Лебединая стая», он появится в 1917 году. Публике известны ее
ранние стихи, опубликованные в марте 1912 года в сборнике «Вечер»,
обратившие на себя внимание свежестью поэтического голоса,
искренностью высказывания. Следующий сборник, «Четки», вышел весной
1914 года и принес автору всероссийскую известность и место в
первых рядах современной русской поэзии. Прокофьев отобрал пять
стихотворений из этих сборников: «Солнце комнату наполнило»
(авторское название «8 ноября 1913 года») и «Настоящую нежность» —
из «Четок» (1913), «Память о солнце» — из «Вечера» (1911),
«Здравствуй!» — из «Четок» (1913) и «Сероглазый король» — из
«Вечера» (декабрь 1910 года).

Ахматова относилась к своему первому поэтическому сборнику весьма
критически. «В зиму 1910-1911 годов я написала стихи, которые
составили книгу «Вечер», — вспоминает она в автобиографических
заметках. — Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то
перепечатываются тринадцатый раз (запись относится к 1957 году. —
Л. М.)… Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой
судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они
должны были появиться, «чтобы не расстраиваться». От огорчения, что
«Вечер» появился, она даже уехала в Италию (1912 год, весна)».
Особенно раздражал Ахматову успех «Сероглазого короля». Существует
легенда, что в разговоре с Фаиной Раневской, великолепной актрисой
и очень остроумной женщиной, которая пожаловалась Ахматовой, что
публика знает ее, собственно, по одной фразе из популярного
кинофильма: «Муля, не нервируй меня!», Ахматова со вздохом
ответила: «Что поделать, у каждого из нас есть свой Муля»,
подразумевая именно «Сероглазого короля» (по вышедшим позднее
воспоминаниям Раневской, речь шла о другом стихотворении). Однако в
данном случае великая поэтесса была не права, что довольно часто
случается с взыскательными художниками, слишком строго оценивающими
свои произведения. Успех «Сероглазого короля» и выбор его
Прокофьевым вовсе не случайны.

Романсы под опусом 27 были написаны композитором в течение 1916
года и быстро завоевали признание.

Музыка

«Пять стихотворений А. Ахматовой» — это подлинный лирический
шедевр, покоряющий чистотой и силой чувства. Они составляют
сборник, объединенный общим лирическим настроением в его разных
оттенках — от светлой, незамутненной радости до глубокой,
прячущейся за сдержанностью скорби. Средства музыкальной
выразительности тщательно отобраны. Это несущая основную смысловую
нагрузку мелодия и скупой, прозрачный по фактуре фортепианный
аккомпанемент, лишь поддерживающий ее, создающий гармоническую
«оболочку», но не несущий функции «договаривания», завершения
мелодической линии.

«Солнце комнату наполнило» открывается мерным колыханием прозрачных
хрупких двузвучий рояля, на фоне которых разворачивается спокойная,
свободно льющаяся мелодия. Постепенно движение аккомпанемента
становится более взволнованным, захватывает большой диапазон и
приводит к кульминации на словах «Милый, нынче праздник твой»,
которую голос утверждает повторением одного и того же звука.
Заключение романса сходит на пианиссимо, еле слышно звучат высокие
пустые октавы рояля. «Сероглазый король» начинается скупой, словно
скованной страданием мелодией, которую поддерживает долбящий одну и
ту же ноту рояль. Далее декламационная вокальная линия становится
изломанной, прерывается, словно ей не хватает дыхания, гармонии
сопровождения — острые диссонансы. Во второй части романса — взрыв
ранее скрываемого чувства в тихой кульминации. На пианиссимо
разливается широкая мелодия («Дочку мою я сейчас разбужу, в серые
глазки ее погляжу…»), которая в заключении вновь сменяется
скорбной однотонной речитацией.

Публикации

В разгар Первой мировой войны Прокофьев, успевший дважды окончить консерваторию — как композитор и как пианист, — и завоевавший славу музыкального хулигана, уже известен и за рубежом. Он связан с труппой Дягилева, созданы две оперы — романтически экспрессивная «Маддалена» и лирико-психологическая «Игрок» по Достоевскому. Прокофьева знают и как пианиста-виртуоза. Годы Первой мировой войны отрезали Прокофьева от Европы, но он много концертирует по городам России, продолжает творческие поиски. Особенно интересны они в области лирики, в которой, как не без обиды писал сам композитор, ему долго отказывали. К наиболее ярким лирическим страницам этого, раннего периода его творчества, относится и цикл романсов на стихи Анны Ахматовой (1889—1966).
Обращение к творчеству Ахматовой — свидетельство чуткости композитора к новому поэтическому имени. Это самое начало ее известности. Еще не вышел из печати третий сборник стихов Ахматовой — «Лебединая стая», он появится в 1917 году. Публике известны ее ранние стихи, опубликованные в марте 1912 года в сборнике «Вечер», обратившие на себя внимание свежестью поэтического голоса, искренностью высказывания. Следующий сборник, «Четки», вышел весной 1914 года и принес автору всероссийскую известность и место в первых рядах современной русской поэзии. Прокофьев отобрал пять стихотворений из этих сборников: «Солнце комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года») и «Настоящую нежность» — из «Четок» (1913), «Память о солнце» — из «Вечера» (1911), «Здравствуй!» — из «Четок» (1913) и «Сероглазый король» — из «Вечера» (декабрь 1910 года).
Ахматова относилась к своему первому поэтическому сборнику весьма критически. «В зиму 1910-1911 годов я написала стихи, которые составили книгу «Вечер», — вспоминает она в автобиографических заметках. — Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются тринадцатый раз (запись относится к 1957 году. — Л. М.)… Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они должны были появиться, «чтобы не расстраиваться». От огорчения, что «Вечер» появился, она даже уехала в Италию (1912 год, весна)». Особенно раздражал Ахматову успех «Сероглазого короля». Существует легенда, что в разговоре с Фаиной Раневской, великолепной актрисой и очень остроумной женщиной, которая пожаловалась Ахматовой, что публика знает ее, собственно, по одной фразе из популярного кинофильма: «Муля, не нервируй меня!», Ахматова со вздохом ответила: «Что поделать, у каждого из нас есть свой Муля», подразумевая именно «Сероглазого короля» (по вышедшим позднее воспоминаниям Раневской, речь шла о другом стихотворении). Однако в данном случае великая поэтесса была не права, что довольно часто случается с взыскательными художниками, слишком строго оценивающими свои произведения. Успех «Сероглазого короля» и выбор его Прокофьевым вовсе не случайны.

«Пять стихотворений А. Ахматовой» — это подлинный лирический шедевр, покоряющий чистотой и силой чувства. Они составляют сборник, объединенный общим лирическим настроением в его разных оттенках — от светлой, незамутненной радости до глубокой, прячущейся за сдержанностью скорби. Средства музыкальной выразительности тщательно отобраны. Это несущая основную смысловую нагрузку мелодия и скупой, прозрачный по фактуре фортепианный аккомпанемент, лишь поддерживающий ее, создающий гармоническую «оболочку», но не несущий функции «договаривания», завершения мелодической линии.
Цикл песен в исполнении изумительной Тамары Синявской…. «Солнце комнату наполнило» открывается мерным колыханием прозрачных хрупких двузвучий рояля, на фоне которых разворачивается спокойная, свободно льющаяся мелодия. Постепенно движение аккомпанемента становится более взволнованным, захватывает большой диапазон и приводит к кульминации на словах «Милый, нынче праздник твой», которую голос утверждает повторением одного и того же звука. Заключение романса сходит на пианиссимо, еле слышно звучат высокие пустые октавы рояля. «Сероглазый король» начинается скупой, словно скованной страданием мелодией, которую поддерживает долбящий одну и ту же ноту рояль. Далее декламационная вокальная линия становится изломанной, прерывается, словно ей не хватает дыхания, гармонии сопровождения — острые диссонансы. Во второй части романса — взрыв ранее скрываемого чувства в тихой кульминации. На пианиссимо разливается широкая мелодия («Дочку мою я сейчас разбужу, в серые глазки ее погляжу…»), которая в заключении вновь сменяется скорбной однотонной речитацией. (Л. Михеева)

В годы Первой мировой войны Сергей Сергеевич Прокофьев немало гастролировал по России, но был лишен возможности посещать Европу. Между тем, его там уже знали и в качестве виртуоза-исполнителя, и как автора музыки балетов, поставленных труппой Сергея Дягилева. Он уже создал две разноплановые оперы – романтически-экспрессивную «Маддалену» и лирико-психологического «Игрока». Смелые эксперименты в области музыкального языка прославили Прокофьева как «музыкального хулигана», и какая область музыки ассоциируется с именем молодого композитора в последнюю очередь – так это лирика. Такое положение дел уязвляет его – ведь к лирике он способен, и блестящим тому доказательством становится вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой».

Подобно самому Сергею Прокофьеву, Анна Ахматова находилась в те годы в начале своего творческого пути. Она успела издать два сборника – «Вечер» в 1912 г. и «Четки» в 1914. Десятилетия спустя поэтесса назовет эти произведения «бедными стихами пустейшей девочки» и будет возмущаться тем, что они многократно переиздаются, а популярность стихотворения «Сероглазый король» она даже будет сравнивать с цитатой «Муля, не нервируй меня!», которая «приклеилась» к образу актрисы Фаины Раневской… Что ж, самокритичность всегда была спутницей гениальности! Так или иначе, любителям поэзии эти стихи не показались (и не кажутся до сих пор) ни «бедными», ни «пустейшими». Оценил их свежую красоту, их искренность и Сергей Прокофьев. Для своего вокального цикла он выбрал пять произведений: четыре из сборника «Четки» и одно – из «Вечера».

Работая с поэтическим текстом, Сергей Прокофьев стремился к предельной психологической детализации, к учету всех особенностей стихотворного слова. Большое значение имело для него чтение вслух – и в актерской манере, выявляющей смысловые и логические акценты, и в поэтической, выявляющей метроритмическую структуру стиха.

Стихотворения Анны Ахматовой не связаны какой-либо сюжетной линией, тем не менее, произведение Прокофьева – это не сборник романсов, а именно вокальный цикл. Первые четыре номера складываются в историю любви, которая поначалу представляется счастливой, но в конечном итоге приходит к печальному финалу. Последний номер – «Сероглазый король» – вновь излагает историю трагической любви, но выглядит более умиротворенно и потому воспринимается как своеобразный эпилог. Драматургия цикла находит выражение даже в темпах романсов: от быстрого к медленному, от счастья к печали. Первый из них, повествующий о пробуждении ото сна, имеет быстрый темп (Allegro giocoso), второй – о зарождении любви – Andantino, два последующих – о сомнениях и предчувствии трагической развязки – Andante, и наконец, заключительный номер, в котором гибель возлюбленного героини символизирует смерть любви – Adagio.

Первый романс – «Солнце комнату наполнило» – пронизан светом и ощущением счастья. Прозрачная и подвижная фактура инструментальной партии напоминает игру солнечных бликов. На этом фоне широко разливается вокальная мелодия, большую роль в которой играют кварты и квинты с их кристальной чистотой. В кульминации это упоение радостью жизни достигает предела.

Лаконичен, но предельно выразителен второй романс – «Настоящую нежность…». Он слагается из двух контрастных разделов. Первый из них безмятежен и светел, второй отличается большей возбужденностью: в душу героини впервые закрадываются сомнения. Этот контраст подчеркнут изменением темпа (Poco piu mosso). Примечательно, что центральные в смысловом отношении слова в обоих романсах – «праздник твой» в первом и «первой любви» во втором – приходятся на один и тот же тон: фа-диез. Это одно из проявлений цельности вокального цикла.

Поэтической основой третьего номера – «Память о солнце…» – стало одно из наиболее ранних произведений Анны Ахматовой. Здесь получает развитие мотив, намеченный в предыдущем романсе – терзающие героиню сомнения в искренности чувств любимого. Здесь передана целая гамма чувств: надежда, разочарование, стон женской души. Печально-созерцательным и кантиленным крайним разделам романса контрастирует средний – декламационный, с диссонирующими созвучиями и синкопами в фортепианной партии.

Кульминацией цикла становится номер четвертый – «Здравствуй!», его высшей точкой вновь становится фа-диез, а самый трагедийный момент передается обыгрыванием повышенной шестой ступени.

Для заключительного номера – «Сероглазый король» – композитор тоже выбрал один из ранних поэтических опытов поэтессы. В его сквозном развитии выделяется ряд эпизодов, каждый из которых обрамляется вступлением и заключением. Особенность этого романса – кульминация лирическая, тихая (dolcissimo), приходящаяся на слова «В серые глазки ее погляжу». Широкая мелодия этого эпизода сменяется безнадежным в своей монотонности речитативом.

Цикл «Пять стихотворений Ахматовой» стал высшим достижением Сергея Прокофьева в области вокальной лирики в ранний период.

Источник

Оцените статью