Прокофьев арфа для фортепиано ноты

10 пьес, op.12

Пианист, дирижер, самый исполняемый композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в Екатеринославской губернии Российской империи. Сейчас же это место относится к Украине, Донецкой области. Детство музыканта прошло в музыкальной, творческой атмосфере. Мать Сергея была восхитительной пианисткой, поэтому он часто слышал дома музыку Бетховена.

Уже в пять лет Прокофьев сочинил на фортепиано свое первое произведение, небольшую пьесу. Однажды его услышал С. Танеев, который и посоветовал мальчику усиленно заниматься композиторской деятельностью. Так он стал посещать уроки композиции у Р. Глиэра.

Немного позже поступил в Парижскую консерваторию, где занимался с Н. Римским – Корсаковым, А. Лядовым, А. Есиповой. Свой Первый концерт музыкант продемонстрировал на выпускном экзамене. Это произведение настолько было прекрасным, что автора наградили премией А. Рубинштейна.

Некоторое время Прокофьев находился в поиске себя, своего творческого пути. Так он пришел к идее новаторства. В выступления он также включал собственные произведения, чем вызывал дикий восторг у слушателей. С 1918 года начался период гастролей. Прокофьев побывал в США, Англии, Франции, Германии, Испании. В это же время сочинил огромное количество опер, таких как «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам».

С невероятным успехом выступал в Советском Союзе. Посетил Ленинград, Одессу, Москву, Харьков. Теплый прием много значил для композитора. Поэтому он принял решение возвратиться на Родину. Особых вершин и похвал музыкант заслужил после выхода в свет балета «Ромео и Джульетта», кантаты «Александр Невский», оперы «Обручение в монастыре».

Читайте также:  Вне смерти ноты для фортепиано

Сочинения композитора исполняли известнейшие музыканты, такие как В. Софроницкий, Н. Голованов, С. Рихтер, Э. Гилельс. Тяжелая болезнь охватила музыканта в послевоенные годы, но не смотря на это он продолжал работу. Написал ряд симфоний, опер, сонат.

Последние годы жизни Прокофьева прошли в поселке Николина гора. Там он не смотря на запреты врачей продолжал писать, любовался родной русской природой. Печально то, что по достоинству проводить в последний путь музыканта так и не удалось. Прокофьев умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. Весь мир был отвлечен и взволнован смертью вождя народов.

Сегодня музыка Сергея Прокофьева продолжает завоевывать сердца многочисленных слушателей.

Смотрите также ноты произведений композитора Сергей Прокофьев:

Источник

Прокофьев арфа для фортепиано ноты

Симф оркестр и хор Берлинского радио
Виктор Савалей, Юрий Сватенко, Марина Домашенко
дирижёр Михаил Юровский

Музыка для гимнастических упражнений для фортепиано (1936)
Борис Берман
Скерцо из симфонии №5 (ар. для ф-но Ведерникова)
Анатолий Ведерников

Пять поэм, соч.23 для голоса с оркестром (1915)
оркестровка Геннадия Рождественского
1. Под крышей
2. Серое платьице
3. Доверься мне
4. В моём саду
5. Кудесник

Лондонский Филармонический оркестр
дирижёр Г. Рождественский
Любовь Соколова, Валентина Цидипова, Виктор Луцюк
Лондон, Royal Festival Hall, 3.XII.1997

http://files.mail.ru/J7SM5Y
mp3-224

Сказки старой бабушки (оркестровка Г.Рождественского)
Гос. оркестр СССР, Геннадий Рождественский
http://files.mail.ru/U040S8

Концерт для кларнета с оркестром ( транскрипция флейтовой сонаты Кента Кеннана)
Richard Stoltzman, кларнет
Warsaw Philharmonic Orchestra, Laurence Leighton Smith

http://files.mail.ru/F0HF3K

Англичане записали всего Евгения Онегина (удручает что Пушкина там читают по английски)

Источник

Ноты для фортепиано в 4 руки — С. Прокофьев — фрагменты из музыки к кинофильмам

Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf


С. Прокофьев
Фрагменты

из музыки к кинофильмам и драмматическим театрам
составление и преложение для фортепиано в 4 руки В. Блока и Р. Леденева
«Государственное музыкальное издательство», 1963г.
номер м30514г
(pdf, 5.19 Мб)

Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов, точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.

В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная- «Пантомима» с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо. 3 спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.

Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением «слышать время» Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен — от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX век, в оратории «На страже мира». Такая широт охвата времен, событий, образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистическо: точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину эта точность обрисовки музыкального быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота свежесть образов — все это сближает музыку «Евгению Онегину» (а частности,. «Мазурку» «Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интерес но отметить, что «Полька» в оригинале написан для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться к легкости, прозрачности звучания пр; весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основ] музыкальной характеристики дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка «Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.

Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в сборник фрагментов из музыки: кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежна: характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии одна изначальны тем первой части Восьмой фортепианной сонаты) Второй фрагмент — «Бал» — пышный, блестящи полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов» (1941 г.) Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями) в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».

«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила») из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой песней
«Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот фрагмент в фильм не вошел):

Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.

Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать» их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе «Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана», «Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев

  • Океан-море. Песня из музыки к кинофильму «Иван Грозный».
  • Мечты. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Аморозо. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Самозванец у фонтана. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов».
  • Кадриль Из музыки к кинофильму «Лермонтов»
  • Анданте. Из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины»
  • Призрак Гамлета-отца. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Первая песенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Вторая псенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Пантомима. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Песня. Из музыки к кинофильму «Тоня».
  • Анданте. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Полька. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Мазурка. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Луиза. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»
  • Бал. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»

Источник

Задание_Музыка 5 класс_20.02.2021

Музыка 5 класс_20.02.2021

Тема урока: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– что такое колокольность, как она выражена в жизни и в искусстве;

– знакомство с 3-й и 4-й частями сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова;

– знакомство с концертной симфонией для арфы с оркестром В. Г. Кикты.

Здравствуйте, ребята. Урок музыки. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Посмотрите видеоматериал:https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/main/291884/
  2. Если Прочитайте теоретический материал (при необходимости).
  3. Послушайте Валерий Кикта, концертная симфония для арфы с оркестром.
    Ольга Эрдели (арфа). Ансамбль солистов Московской государственной филармонии. Дирижёр Александр Корнеев. Видеоверсия Андрея Гетмана (1996г.) https://www.youtube.com/watch?v=y8xEKs3vODQ

Тематический материал для самостоятельного изучения

Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.

Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом».

Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками.

И вот настроение меняется – мы слышим приподнятость, ликование, торжественность, которые наполняют праздничные пасхальные звоны!

Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник».

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано.

В каждом храме на торжественном богослужении звучат пасхальные песнопения, возвещающие Воскресение Христа.

В сюите для двух фортепиано Сергея Рахманинова мелодия этого песнопения звучит в обрамлении переливчатых колокольных перезвонов.

Колокольность, как выражение национального духа, соборности, мы слышим в произведениях Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина.

Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников.

Так, например, под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал концертную симфонию для арфы с оркестром, которую назвал «Фрески Софии Киевской». София – означает Премудрость Божия.

Симфония посвящена тысяча пятисотлетию Киева. В ней, в отличие от традиционной симфонии, 9 частей. К многочастности располагает многообразие образов, которое сохранил этот древний памятник.

Киевский Софийский собор – главный православный храм Древней Руси – был построен в одиннадцатом веке по велению князя Ярослава Мудрого.

Стены собора украшены мозаиками и живописными фресками, сюжеты которых посвящены не только сценам жизни Иисуса Христа и православных святых, но и сценам жизни людей того времени.

Например, на стенах храма можно увидеть сцены игр на Константинопольском ипподроме, групповой портрет княжеской семьи, сохранивший только образы дочерей Ярослава Мудрого, музыкантов, скоморохов, ряженых, сцены охоты.

Архитектурные элементы украшены многочисленными орнаментами, которые подчёркивают структуру внутреннего пространства храма и обрамляют изображения на фресках и мозаиках.

Первая часть симфонии – «Орнамент» – вводит слушателя в образный мир храма. Солирующая арфа имитирует гусли, древний инструмент, сопровождающий исполнение былин.

Тема орнамента появляется в симфонии трижды, как бы отделяя друг от друга каждый сюжет и возвращая слушателя в атмосферу храма.

В конце части звучат колокола, как бы приглашая, призывая слушателя войти в Святую Софию – сокровищницу истории и духовной культуры.

Композитор воссоздаёт впечатление от росписей собора в 4-й части симфонии: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Остальные фигуры фрески утеряны.

Благодаря естественному освещению и движению воздуха, которое создают горящие свечи, образы, изображённые на фреске, оживают, наполняя пространство духом древности.

Дрожащие трели у струнных и мерный перебор арфы рисуют картину идущих друг за другом девушек, судьбы которых во многом определят историю ряда европейских государств. Звуковая ткань погружает слушателя в тайны истории.

Восьмая часть симфонии – «Скоморохи». Это контрастный образ народных музыкантов, весельчаков и балагуров. Задорные, лихие интонации, переклички и имитации народных инструментов, балалаек и свирелей, создают картину пляшущих скоморохов.

Обрамляется сцена былинной темой «Орнамента», звучащей на фоне затухающего гула ударных. Как будто история сначала оживает, а потом снова растворяется в вечности.

Валерий Григорьевич Кикта (родился в 1941 году) – наш современник, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Украины.

В своём творчестве часто обращался к историческим и мифологическим сюжетам. Написал множество произведений, среди которых симфонические сочинения, балеты, кантаты, хоровые произведения, сочинения для оркестра народных инструментов.

Особое место в творчестве композитора занимают произведения для арфы, Валерий Кикта в своей музыке раскрывает богатство и красоту звучания этого инструмента.

В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» светлый и ясный тембр арфы очень напоминает нежные краски настенных росписей собора. В симфонии 9 частей, каждая из которой посвящена одному сюжету:

2. Зверь нападает на всадника

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

6. Борьба ряженых

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Колокольный звон – одна из ярких черт русской музыки. Рисуя сцены из русской жизни, истории, быта, выражая особенности мироощущения русских людей, композиторы часто используют звучание колоколов.

Так, например, колокола звучат в финальном хоре «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Некоторые сцены оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» украшает колокольный звон. Коронация Бориса Годунова и его смерть сопровождаются колокольным звоном, торжественным или печальным, погребальным.

В фортепианном цикле М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» заключительная часть – «Богатырские ворота» – пьеса былинного характера, в которой изображается звон колоколов, символизирующий силу и мощь русского народа.

Сергей Васильевич Рахманинов, кроме сюиты для двух фортепиано, написал вокально-симфоническую поэму «Колокола».

В кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» колокольный звон звучит набатом в части «Вставайте, люди русские» и в сцене «Въезда Александра во Псков».

Георгий Александрович Гаврилин написал хоровую симфонию «Перезвоны».

Домашнее задание: запишите музыкальные термины

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Концертная симфония – произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом.

Колокольность – звукоизображение колокольного звучания в музыке.

Источник

Оцените статью