Опера `Война и мир` (1941-52), op. 91
Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.
Андрей Болконский проездом остановился в имении графа Ростова. Он полон горестных мыслей; безрадостным представляется ему будущее. Звонкий голос Наташи Ростовой прерывает печальное раздумье. Взволнованная красотой весенней ночи, она со словами восторга обращается к своей кузине Соне. Неудержимое ликование юности, случайным свидетелем которого стал князь Андрей, вселяет в него надежду на счастье.
На великосветском балу танцуют гости. Продолжают съезжаться приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой — красавицей Элен, ее брат Анатоль Курагин. Веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса ее приглашает Болконский. Наташа преображается — она счастлива, Андрей очарован ею.
Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, однако старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая ее недостойной своего сына.
На балу у Элен Безуховой Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших ее чувствах.
В кабинете Долохова друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.
Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Ее душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.
После посещения .Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.
На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своем плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов — начинается Бородинское сражение.
Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.
В деревенской избе в селе Фили собрался военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос — рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал дает приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остается один, погруженный в раздумье о судьбе родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.
Пустынные улицы Москвы озарены пламенем пожара. Французские офицеры Рембаль и Бонне с тревогой говорят о событиях последних дней. Город, покинутый жителями, встретил их неприветливо. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французских солдат. Появляется Пьер; он узнает, что Ростовы уехали из Москвы, оставив все имущество и захватив с собой раненых, в том числе князя Андрея. Пьер полон решимости отомстить за страдания народа, принять участие в его борьбе. Маршал Даву приказывает расстреливать всех, кто заподозрен в поджоге Москвы. Случай помогает Пьеру, оказавшемуся среди арестованных, избежать этой участи. Его присоединяют к отряду пленных, где он знакомится с Платоном Каратаевым. Входит окруженный свитой Наполеон. Перед ним внезапно обрушивается стена здания. Зарево пылающей Москвы предвещает гибель его армии. Движется скорбное шествие с телами расстрелянных горожан.
В темной избе лежит в бреду тяжело раненный князь Андрей. В его болезненно возбужденном сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительно предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить ее за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.
Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.
К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года.
Источник
Сцена и ария Кутузова. Из оперы «Война и мир»
О произведении
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Сцена и ария Кутузова. Из оперы «Война и мир»», автора Прокофьев С., Мендельсон-Прокофьева М. Ноты были изданы в б. г. Содержит с. 46 — 54
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Арии , романсы, песни — Иван Петров — ноты
Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в сопровождении фортепиано в pdf
Арии, романсы и песни из репертуара И. Петрова
для баса в сопровождении фортепиано
составитель С. Стучевский
“Музыка”, 1974г.
номер 8234
Имя Народного артиста СССР Ивана Петрова хорошо знакомо любителям музыки как у нас в стране, так и за рубежом. И. И. Петров — в недавнем прошлом один из ведущих солистов Большого театра СССР, лауреат многих конкурсов и Государственных премий, почетный член парижской «Гранд-опера».
Иван Петров родился в 1920 году в Иркутске в семье железнодорожного служащего. В 1930 году семья будущего певца переехала в Москву; Петров поступил в одну из московских школ. В эти годы в семье начинают увлекаться музыкой — старшие братья и сестры серьезно занимаются вокалом, берут уроки у известного педагога, певца ГАБТ’а Лабинского.
«Лет с 12-ти, — рассказывает о себе Иван Иванович,— я начал бывать в опере и страстно полюбил ее. Знал на память много оперных арий басового репертуара, пел их и дома, и на школьных концертах. Особенно любил арию Руслана, очень, конечно, трудную для меня в то время. На одном школьном концерте, когда я пел своего любимого Руслана, услышал меня известный педагог-вокалист, певец Большого театра С. П. Юдин и посоветовал начать серьезные занятия. Я пошел в театрально-музыкальное училище Имени Глазунова и был принят после 1-го же тура». Занимался И. Петров в классе педагога А. К. Минеева, в свое время известного певца. Занятия шли успешно, голос певца креп, набирал силу, расширялся его диапазон. Рос и артистизм юного вокалиста. На одном из выпускных спектаклей училища — «Царской невесте»— Петрову, тогда еще второкурснику, была поручена «немая» роль проходящего на втором плане согбенного и в то же время величественного царя Ивана Грозного. От природы очень артистичный, юный Петров исполнил этот «проход» с таким мастерством, что присутствовавший на спектакле известный педагог, солист Большого театра С. Остроумов предложил ему поступить в оперный ансамбль при московской филармонии. Ансамблем руководил И. С. Козловский. Здесь ставили в концертном исполнении (хотя в гриме и в костюмах) камерные оперы; пели известные певцы — Максакова, Барсова, Козловский. Работа в этой студии, несмотря на то, что молодому артисту поручались, конечно, небольшие роли, была для Петрова хорошей актерской и вокальной школой.
Началась Великая Отечественная война; студия закрылась. Петров был зачислен солистом в филармонию. В первые годы войны он был активным участником фронтовых концертных бригад, многократно выступал перед бойцами и в госпиталях. Когда в 1943 году артист вернулся из эвакуации в Москву, он был принят солистом в Большой театр. С этих пор творческая судьба певца крепко связана с этим замечательным коллективом. Начал Петров с небольших партий: Анджелотти в «Тоске», Капулетти в «Ромео и Джульетте»; затем—Дон Базилио в «Севильском цирюльнике». Здесь, на сцене Большого театра, спел певец столь любимую им с детства партию Руслана в опере Глинки. Он пел почти все ведущие басовые партии в спектакля* театра: Галицкого, короля Рене, Ивана Сусанина, царя Салтана, князя Юрия (за исполнение двух последних в 1959 году удостоен Гран-при). Интересно обращение певца к советской опере—он создал запоминающийся образ декабриста Бестужева в опере Ю. Шапорина «Декабристы».
С каждой новой партией росло мастерство Петрова, все многогранней становился его талант. С увлечением работал артист над «коронной» партией басового репертуара — ролью Бориса Годунова. Не только красивый, сильный голос, но и мощное актерское дарование певца подняли этот образ до высот настоящей трагедии. Не случайно, что после выступлений Петрова в этой роли в Италии, слышавшая его там дочь Шаляпина Мария Федоровна преподнесла ему знаменательный дар — кольцо отца — в знак восхищения исполнительским и вокальным мастерством артиста. «Петров не только певец, но еще и трагик», — писала по поводу выступления артиста в этой партии газета «Монд». В 1963 году запись оперы «Борис Годунов» получила приз от французской фирмы грампластинок за самое широкое распространение среди покупателей. В 1970 году эта же пластинка в Голландии получила премию Эдисона за лучшую запись года.
Важным этапом в творческой биографии Петрова были партии Кочубея в «Мазепе» Чайковского и Досифея в «Хованщине» Мусоргского (за исполнение этих партий в 1951 и 1953 годах артист был удостоен Государственных премий). В 1955 году Петрову было присвоено звание Народного артиста Р.СФСР, в 1959 году —звание Народного артиста СССР. В этом же голу он был награжден орденом Ленина.
В 1947 году Петров выступил на конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге, где получил первую премию. С этих лор начались многочисленные зарубежные поездки певца, принесшие ему мировую известность. Он выступал в различных странах Европы, в США, в Австралии, Японии, везде получая самую высшую оценку прессы и публики.
У Петрова богатая концертная программа. Свыше 200 произведений спел он в концертах: классику, сочинения советских композиторов, народные песни. За лучшее исполнение камерных произведении в 1962 году он получил во Франции приз «Золотой Орфей». Выступает Петров и с тематическими концертами, целиком посвященными творчеству какого-нибудь композитора: Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Бетховена, Шуберта, Шумана, Вольфа. Камерный репертуар, по выражению самого певца, помог ему при работе над труднейшими партиями оперного репертуара. В концертных программах Петрова видное место принадлежит русским народным песням, которые он поет с удивительной задушевностью и широтой, бережно сохраняя их неповторимую поэтичность.
Сейчас Иван Иванович Петров в расцвете своих творческих сил. Он разучивает новые партии, выступает в концертах, снимается в кино (он снялся уже в роли Гремина в экранизации оперы Чайковского «Евгений Онегин» и в роли охотника Зеба Стампа в фильме «Всадник без головы»).
В настоящий сборник вошла, разумеется, очень малая часть богатого концертного репертуара певца. Причем при отборе материала составитель стремился дать не только яркое представление о творческий индивидуальности Ивана Петрова, но и включить в сборник арии и романсы, публикуемые сравнительно редко и представляющие особый интерес для концертирующих певцов. Произведения зарубежных композиторов печатаются с теми переводами, с которыми их исполнял И. Петров.
Заслуженный артист РСФСР С. СТУЧЕВСКИЙ
- АРИИ
- Ария из Магнификата. Музыка И. С. Баха
- Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». Музыка В. Моцарта
- Ария герцога д’Аркоса из оперы «Сальватор Роза». Музыка А. Гомеса
- Сцена и каватина дона Сильвы из оперы «Эрнани». Музыка Дж. Верди
- Ария Прочиды из оперы «Сицилийская вечерня». Музыка Дж. Верди
- Стансы Нилаканты из оперы «Лакме». Музыка Л. Делиба
- Баллада Мефистофеля (со свистом) из оперы «Мефистофель». Музыка А. Бойто
- Agnus Dei (из музыки к драме «Арлезианка»). Музыка Ж. Бизе.
- Сцена смерти Бориса из оперы «Борис Годунов». Музыка М. Мусоргского
- Ария князя Юрия из оперы «Оказание о невидимом града Китеже и деве Февронии». Музыка Н.Римского-Корсакова.
- Ария Кутузова из оперы «Война и мир». Музыка С. Прокофьева.
- Песня Бестужева из оперы «Декабристы». Музыка Ю. Шапорина.
- РОМАНСЫ И ПЕСНИ
- О, наконец, я вновь с тобой. Музыка К. Глюка
- Приют (из цикла «Лебединая песнь»). Музыка Ф. Шуберта, слова Л. Рельштаба
- Прости. Музыка Ф. Шуберта, слова *
- Нетерпение (из цикла «Прекрасная мельничиха»). Музыка Ф. Шуберта, слова В. Мюллера
- Весенняя ночь. Музыка Р. Шумана, слова И. Эйхендорфа
- Барабан (из цикла «Песни на стихи Мёрике»). Музыка X. Вольфа
- Садовник (из цикла «Песни на стихи Мёрике»). Музыка X. Вольфа
- Листья шумели уныло. Музыка М, Мусоргского, слова А. Плещеева
- Козел. Слова и музыка М. Мусоргского
- Ненастный день потух. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Пушкина
- Красавица. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Пушкина.
- Приди ко мне! Музыка М. Балакирева, слова А. Кольцова
- О, если б ты могла. Музыка П. Чайковского, слава А. К.Толстого
- Мое сердце — родник. Музыка С. Танеева, слова Я. Полонского.
- В альбом. Музыка А. Аренского, слова М. Лермонтова (из Байрона)
- Менестрель. Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.
- Узник. Музыка А. Гречанинова, слова А. Пушкина.
- Острою секирой. Музыка А. Гречанинова, слова А. К. Толстого
- Взглянув на карточку. Музыка Н. Московского, слова С. Щипачева
- День радости. Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского
- Сирень. Музыка К. Молчанова, слова Л. Тёмина
- Что же мне делать. Музыка Е. Стихина, слова В. Брюсова.
- Забыли вы! Старинный романс. Музыка А. Оплеля, слова П. Козлова
- Вдоль по Питерской. Русская народная песня
- Эх ты, Ваня! Русская народно я песня. Обработка С. Стучевского
Источник