Прокофьев болтунья ноты для хора

Прокофьев болтунья ноты для хора

Дж.Палестрина, Regina Coeli (другой вариант) pdf

А.Петров, Зов синевы (из к/ф «Синяя птица») pdf

А.Петров, Песенка солдата (из к/ф «Старая, старая сказка») pdf

А.Петров, Романс о романсе (из к/ф «Жестокий романс») pdf

Г.Пёрселл, Дуэт ведьм (из оперы «Дидона и Эней») pdf

Г.Пёрселл, Дуэт двух женщин (из оперы «Дидона и Эней») pdf

Э. Пиаф, A Quoi Ca Sert L’Amour? pdf
(Прислано EnsamVarg)

Источник

Прокофьев болтунья ноты для хора

В.Самарин, Возьми густой вишнёвый сок (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

М.Иорданский, Ворон (считалочка) pdf

Е.Ботяров, Все друзья вокруг (из м/ф «Рыжая кошка») pdf

А.Зацепин, Всё было («из к/ф «Земля Санникова») pdf

Я.Дубравин, Гаврош (из цикла «Песни героев любимых книг») pdf

С.Баневич, Дорога (из т/ф «Никколо Паганини») pdf

М.Раухвегер, Егор (дразнилка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (В лесу родилась ёлочка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

М.Красев, Ёлочка (Маленькой ёлочке холодно зимой) pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

А.Петров, Зов синевы (из к/ф «Синяя птица») pdf

В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

К.Манина, Колокольчик pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

Т.Хренников, Колыбельная Светланы (из к/ф «Гусарская баллада») pdf

К.Манина, Крот pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

А.Дольский, Ленинградский вальс (обработка для вокального ансамбля) pdf

Е.Крылатов, Лесной олень (из к/ф «Ох, уж эта Настя!») pdf

С.Никитин, Лошадиная песня (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Б.Окуджава, Мы за ценой не постоим (из к/ф «Белорусский вокзал») pdf

С.Никитин, Огромный собачий секрет (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

Н.Римский-Корсаков, «Ой ты, тёмная дубравушка» (песня Садко из оперы «Садко») pdf

С.Никитин, Песенка ослика (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

В.Шаинский, Песенка про кузнечика (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

С.Никитин, Песенка трёх волков (из м/ф «Волчья шкура») pdf

В.Лебедев, Песня гардемаринов (из к/ф «Гардемарины, вперёд!») pdf

Г.Гладков, Песня друзей (из м/ф «Бременские музыканты») pdf

Е.Крылатов, Песня о колоколах (из т/ф «Приключения Электроника») pdf

В.Шаинский, Пожалуйста, не жалуйся (из т/ф «Завтрак на траве») pdf

А.Рыбников, Последняя поэма (из к/ф «Вам и не снилось») pdf

Е.Крылатов, Прекрасное Далёко (хоровой вариант) pdf

Е.Ботяров, Рыжий, рыжий, конопатый (из м/ф «Весёлая карусель») pdf

С.Никитин, Самоваропаровозовертолёт (из м/ф «В гостях у матушки-пурги») pdf

С.Никитин, Сказка по лесу идёт (из м/ф «Волчья шкура») pdf

Песня гражданской войны, Там, вдали за рекой pdf

Ю.Акулов, Там, где клён шумит pdf
(По просьбе Анны)

В.Баснер, Там, за рекою (из к/ф «Армия Трясогузки снова в бою») pdf

Н.Богословский, Тёмная ночь (из к/ф «Два бойца») pdf

Н.Римский-Корсаков, Третья песня Леля (из оперы «Снегурочка») pdf

Е.Крылатов, Три белых коня (из т/ф «Чародеи») pdf

А.Зацепин, Ты слышишь, море («из к/ф «Свистать всех наверх») pdf

Источник

Прокофьев болтунья ноты для хора

В.Самарин, Возьми густой вишнёвый сок (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

М.Иорданский, Ворон (считалочка) pdf

Е.Ботяров, Все друзья вокруг (из м/ф «Рыжая кошка») pdf

А.Зацепин, Всё было («из к/ф «Земля Санникова») pdf

Я.Дубравин, Гаврош (из цикла «Песни героев любимых книг») pdf

С.Баневич, Дорога (из т/ф «Никколо Паганини») pdf

М.Раухвегер, Егор (дразнилка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (В лесу родилась ёлочка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

М.Красев, Ёлочка (Маленькой ёлочке холодно зимой) pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

А.Петров, Зов синевы (из к/ф «Синяя птица») pdf

В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

К.Манина, Колокольчик pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

Т.Хренников, Колыбельная Светланы (из к/ф «Гусарская баллада») pdf

К.Манина, Крот pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

А.Дольский, Ленинградский вальс (обработка для вокального ансамбля) pdf

Е.Крылатов, Лесной олень (из к/ф «Ох, уж эта Настя!») pdf

С.Никитин, Лошадиная песня (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Б.Окуджава, Мы за ценой не постоим (из к/ф «Белорусский вокзал») pdf

С.Никитин, Огромный собачий секрет (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

Н.Римский-Корсаков, «Ой ты, тёмная дубравушка» (песня Садко из оперы «Садко») pdf

С.Никитин, Песенка ослика (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

В.Шаинский, Песенка про кузнечика (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

С.Никитин, Песенка трёх волков (из м/ф «Волчья шкура») pdf

В.Лебедев, Песня гардемаринов (из к/ф «Гардемарины, вперёд!») pdf

Г.Гладков, Песня друзей (из м/ф «Бременские музыканты») pdf

Е.Крылатов, Песня о колоколах (из т/ф «Приключения Электроника») pdf

В.Шаинский, Пожалуйста, не жалуйся (из т/ф «Завтрак на траве») pdf

А.Рыбников, Последняя поэма (из к/ф «Вам и не снилось») pdf

Е.Крылатов, Прекрасное Далёко (хоровой вариант) pdf

Е.Ботяров, Рыжий, рыжий, конопатый (из м/ф «Весёлая карусель») pdf

С.Никитин, Самоваропаровозовертолёт (из м/ф «В гостях у матушки-пурги») pdf

С.Никитин, Сказка по лесу идёт (из м/ф «Волчья шкура») pdf

Песня гражданской войны, Там, вдали за рекой pdf

Ю.Акулов, Там, где клён шумит pdf
(По просьбе Анны)

В.Баснер, Там, за рекою (из к/ф «Армия Трясогузки снова в бою») pdf

Н.Богословский, Тёмная ночь (из к/ф «Два бойца») pdf

Н.Римский-Корсаков, Третья песня Леля (из оперы «Снегурочка») pdf

Е.Крылатов, Три белых коня (из т/ф «Чародеи») pdf

А.Зацепин, Ты слышишь, море («из к/ф «Свистать всех наверх») pdf

Источник

Тема: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

Управление

«Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

Сегодня у моей дочки Алины (14 лет) был совершенно особенный день! Она впервые в жизни пела с оркестром. Ей выпала честь петь с Кубанским симфоническим оркестром под управлением маэстро Дениса Валерьевича Ивенского, который переложил фортепианную «Болтунью» Сергея Прокофьева на стихи Агнии Барто для своего оркестра в рамках концерта, посвященного юбилею Сергея Прокофьева.

Алина очень волновалась, конечно, в начале похрипывала, голос не звучал как надо (на репетиции было намного лучше), понимаем, что слабовато получилось, но, тем не менее, будем благодарны за все отзывы и замечания!

Re: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

Мне кажется, такой речитатив на дыхании спеть — не совсем детская задача. А длинные ноты звучат хорошо. Чем обусловлен выбор произведения, если не секрет?

Re: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

Спасибо за комментарий.

Алине хотелось спеть что-нибудь современное и характерное, отличающееся от того лирического репертуара, который она пела. «Болтунья» очень понравилась своей неординарностью, стала challenge, прежде всего в вокальном плане.
К сожалению, из-за волнения, не получилось то, что стало уже получаться — хорошо озвученные речетативы с приличной дикцией, но работа ведется, это еще далеко не окончательный вариант, просто выпал такой шанс спеть с прекрасным оркестром под руководством талантливого и чуткого к вокалистам Маэстро Дениса Ивенского на концерте, посвященном юбилею Сергея Прокофьева. Огромнейшее спасибо Маэстро и замечательным музыкантам оркестра!

Re: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

С таким шикарным голосом от волнения надо уже учиться избавляться. Или хотя бы контролировать. Хотя лучше избавляться. В конце концов, она же уже давно поёт на хороших площадках. Я на своих площадках не волнуюсь совершенно при пении уже давно, хотя у меня, к сожалению, пока не такие. Может если бы я первый раз пел на проф. площадке, и пробило бы, но это всегда плохо заканчивается. И здесь слышно, что ей волнение мешает, хотя в целом всё очень неплохо. Мои секреты борьбы с волнением:

1. Материал надо выучивать досконально. Я зачастую даже могу наизусть нотную строчку записать, по возможности играю и партию фортепиано
2. Всегда петь в пустом зале, даже если он полный. Поём не для публики, а перед публикой. Я давно так делаю, а потом мне этот же совет мне дал артист балета Мариинского театра (правда, он сам уже не танцует, возраст, но очень профессиональный артист), который помогает нам на некоторых спектаклях, когда он посчитал что в одной из ролей я зажат.
3. На концерте уже не должно существовать даже дирижёра. Партия точно пропевается, и контролировать надо совпадение с ансамблем. У нас тоже есть дирижёр, хотя мы и без оркестра, я на него поглядываю только на репетициях. На спектаклях — считанные разы, поскольку это ооочень сильно мешает

Re: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

Михаил, благодарю за полезные советы Дам Алине почитать.
Поет на публике она довольно редко, всё-таки только учится, в основном конкурсы местные.
Безусловно, каждый артист сталкивается с проблемой волнения, особенно если что-то происходит впервые, как в этот раз с Алиной — исполнение произведения в сопровождении симфонического оркестра. И ей еще здорово повезло. Маэстро Денис Ивенский окончил Ростовскую консу, где обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе маэстро Владимира Понькина . ( http://www.to-premiera.com/collectiv/music/music-dirijor/ivenskiy.html). Он очень таланливый дирижер и очень чуткий к вокалистам.

Re: «Болтунья», Сергей Прокофьев/Агния Барто

С таким шикарным голосом от волнения надо уже учиться избавляться. Или хотя бы контролировать. Хотя лучше избавляться. В конце концов, она же уже давно поёт на хороших площадках. Я на своих площадках не волнуюсь совершенно при пении уже давно, хотя у меня, к сожалению, пока не такие. Может если бы я первый раз пел на проф. площадке, и пробило бы, но это всегда плохо заканчивается. И здесь слышно, что ей волнение мешает, хотя в целом всё очень неплохо. Мои секреты борьбы с волнением:

1. Материал надо выучивать досконально. Я зачастую даже могу наизусть нотную строчку записать, по возможности играю и партию фортепиано
2. Всегда петь в пустом зале, даже если он полный. Поём не для публики, а перед публикой. Я давно так делаю, а потом мне этот же совет мне дал артист балета Мариинского театра (правда, он сам уже не танцует, возраст, но очень профессиональный артист), который помогает нам на некоторых спектаклях, когда он посчитал что в одной из ролей я зажат.
3. На концерте уже не должно существовать даже дирижёра. Партия точно пропевается, и контролировать надо совпадение с ансамблем. У нас тоже есть дирижёр, хотя мы и без оркестра, я на него поглядываю только на репетициях. На спектаклях — считанные разы, поскольку это ооочень сильно мешает

Михаил, я бы с Вами согласилась насчет избавления от волнения, если бы речь шла о Вашей ровеснице, но не забывайте, что речь идет о 14-летнем ребенке (Надеюсь, Алина не обидится, что ее назвали ребенком ). По моему мнению, выход к публике — всегда волнение, но в зрелом возрасте с этим волнением действительно научаешься справляться, сублимируя это волнение в эмоциональность исполнения, причем у каждого свои приемы договориться с собой.

Источник

«БОЛТУНЬЯ» С. ПРОКОФЬЕВА (К ВОПРОСУ ВОПЛОЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА)

1 «БОЛТУНЬЯ» С. ПРОКОФЬЕВА (К ВОПРОСУ ВОПЛОЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА) Ж. Г. Скобцова В широчайшем по образному охвату творчестве С. Прокофьева детская тема занимает одно из важных мест, что отразилось в произведениях разных жанров. Продолжая традиции детской музыки Р. Шумана, П. Чайковского, М. Мусоргского, композитор с юношеской непосредственностью воплощает незамутненный мир ребенка, мастерски воссоздает его психологический портрет. По справедливому утверждению И. Мартынова, «сила музыки Прокофьева в ее жизненности, отсутствии искусственности» [10, с. 337]. Эти качества в значительной степени обусловлены личностными чертами самого художника, среди которых умение сохранить на протяжении жизни яркость восприятия мира, способность удивляться, идти с распахнутой душой навстречу чудесам. Не случайно во многих воспоминаниях о С. Прокофьеве отмечается своеобразная «детскость» его натуры, что не могло не отразиться в произведениях для детей и о детях. Среди них симфоническая сказка «Петя и Волк», вокально-симфоническая сюита «Зимний костер», кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», отдельные части оратории «На страже мира», где с разных позиций, но всегда точно, убедительно, театрально-рельефно композитор рисует галерею юных персонажей, наделенных своими проблемами, познающих мир во всей его полноте. В этом контексте показательны камерно-вокальные сочинения, предназначенные для подрастающего поколения. Они заслуживают внимания и исполнителей, и исследователей, а также являются ценным педагогическим материалом для работы в классах концертмейстерской подготовки и вокала. Изучение их в музыкальных училищах и вузах воспитывает у студентов ансамблевые навыки, активизирует вслушивание в каждый момент звучания жанрово-характерной вокальной линии, вырабатывает быстроту реакции при смене эпизодов, ситуаций, формирует умение выстраивать целостную форму на основе метроритмической пульсации, нередко переходящей в остинатность, которая у С. Прокофьева часто становится формообразующим стержнем произведения. Вышеперечисленные задачи послужили причиной выбора в ка- 246 Ж. Г. Скобцова, 2011

2 честве показательного образца одного из наиболее ярких вокальных сочинений композитора, часто звучащих с концертной эстрады песнисценки «Болтунья» (ор. 68, 1), входящей в сборник «Детские песни». Цель статьи расширить представления студентов и педагогов класса концертмейстерского мастерства о детской музыке С. Прокофьева и помочь им в ее исполнительской трактовке. Среди «Детских песен» ор. 68 можно встретить и «веселый пустячок» [14, с. 143] в виде «саморекламы» ожившей говорящей конфетки («Сладкая песенка» на сл. Н. Саксонской), и жанровую комическую сценку-диалог («Поросята» на сл. Л. Квитко в переводе С. Михалкова), и портрет неуемной девчушки («Болтунья» на сл. А. Барто). На поэтическом творчестве Агнии Барто, Самуила Маршака, Владимира Маяковского, Сергея Михалкова и «идущих за ними» Бориса Заходера, Григория Остера выросло не одно поколение детей, без него немыслимо представить воспитательный процесс и первое знакомство с книгой, так же как без сказок и прибауток. Ценность и огромный успех поэтического наследия этих мастеров заключаются в глубоком проникновении в духовный мир маленьких читателей, воспитании в них положительных качеств, мудрой, деликатной критике недостатков. В «Болтунье» перед С. Прокофьевым стояла задача воплотить духовный мир, характер, речь, а следовательно, и весь облик активной школьницы Лиды. Собирательный образ болтуньи, которая сама не желает замечать своей болтливости, обрисован точными средствами. Монолог Лиды позволяет многим девочкам (и не только девочкам) посмотреть на себя со стороны. Он выстроен как сквозная сценка, представляющая собой спонтанно развертывающийся рассказ от первого лица героини, которая так хочет поведать всем о своей кипучей деятельности, о жизненно важных для нее заботах и проблемах, что невольно перескакивает с одного события на другое. В результате возникает многочастная рондальная композиция, где рефреном, своего рода лейтмотивом выступает начальная тема «Это Вовка выдумал, что болтунья Лида, мол». Плавность, «рассудительность» интонаций в умеренном темпе сочетается с прихотливыми широкими скачками, затрагивающими альтерированные ступени (II#, IV#). Учитывая, что большинство ходов секстовые и на безударных долях, то звучат они весьма мягко и слегка манерно, кокетливо. Каждая двутактовая фраза завершается каким-либо устойчивым звуком, подчеркивающим симметричность строения восьмитактового периода 1. 1 Анализ дается по изданию: Прокофьев С. Вокальные сочинения : в двух томах [для голоса и фортепиано] / С. Прокофьев. М. : Музыка, с. 247

3 Композитор, всегда отдававший предпочтение «белым» тональностям с малым количеством ключевых знаков, выбирает G-dur одну из самых «звонких», светлых, «акварельных» тональностей. Речь болтуньи начинается без всякой фортепианной заставки сразу с сильной доли одновременно с тоническим трезвучием в сопровождении. Поэтому фраза солистки должна предваряться настройкой, после чего концертмейстеру следует «задать тон» в движении, слегка подчеркнув после «вдоха» (люфта) сильную долю, т. е. после легкого толчка «пустить» тему по инерции, не позволяя слишком разрывать фразы на конечных восьмых паузах-вдохах. В то же время эти вдохи несут на себе не столько техническую, сколько выразительную функцию: девочка начала свой монолог, который неизвестно когда закончится, и ее привычка много говорить требует переводить дыхание вовремя. Таким образом, эти вдохи входят в формирование фразы. Фактура фортепианной партии предельно проста и скупа разделенные на бас и гармоническое заполнение аккорды, движущиеся с машинальной четкостью то однообразными четвертями, то синкопированными ритмоформулами. Тема-рефрен проводится еще 4 раза на протяжении сочинения, разделяя эпизоды и завершая всю композицию. Фактически, она упорядочивает форму и дает «передышку» в рассказе Лиды, где перемешаны ее впечатления: кружки, Марья Марковна, «Японья», пони, немецкий и русский, строгий учитель, мальчик, угощающий ириской. Схематически очертим структуру песни, обозначив рефрен как А: А В А С А D A F A 1 й эп. 2 й эп. 3 й эп. 4 й эп. Далее эти эпизоды чередуются, варьируясь, переходя в разные тональности (основная G dur, далее As dur, E dur, C dur и т. д.). Их смена отражает малейшие изменения в настроении Лиды. Соответственно меняется фактурное изложение аккомпанемента, в связи с чем появляются различные технологические задачи, которые необходимо решать концертмейстеру. Начало первого эпизода «Драмкружок, кружок по фото» отмечено ускорением движения. Оно вызвано не только темповой ремаркой Allegro, но и дроблением длительностей: равномерное чередование четвертных сменяется токкатным остинато восьмых, причем синхронно в вокальной и фортепианной партиях. У певицы это типичная скороговорка, где вращательные обороты чередуются с секвентно-нисходящими, что создает комический эффект. Басовые звуки аккордовой фактуры в сопровождении выстраиваются в нисходящую, затем восходящую гамму. Примечательно, что здесь тоже все подчинено симметрии и мелодическая линия, и общее структурное оформление. В этом эпизоде очень важно не разойтись ансамблистам, для 248

4 этого необходим совместный упругий акцент на сильной доле, который задаст инерцию токкатной моторике. К тому же динамически начало эпизода выглядит волнообразно: усиление звучания сменяется ослаблением, создавая соответствующий эффект повышения или понижения голоса рассказчицы. Продолжение первого эпизода («А Марья Марковна сказала, когда я шла вчера из зала») метроритмически более свободно в вокальной партии, при этом в сопровождении сохраняется жесткая моторика с хроматическими ходами в басу. Первый эпизод обширен, повторен, но для большей компактности формы повторение делать не желательно. Проведение темы рефрена «А что болтунья Лида, мол» и начало второго эпизода отмечены резкими тональными сдвигами (G-dur A- dur E-dur). Тема второго эпизода «А у нас учитель строгий» продолжает вокальную скороговорку первого эпизода, но при более плотном фортепианном фактурном обрамлении. Развитие достигает кульминации «что малайцы есть китайцы?», которую пианисту следует подчеркнуть сфорцандо. Конец же следующего предложения «Это там родились пони?», должен звучать тихо и удивленно, что требует небольшого торможения и дослушивания нисходящего октавного хода. Далее ускорение скороговорки «упирается» в звук «ля» (октавный унисон) в басовом регистре. Здесь необходимо дать почувствовать цезуру героиня песни «перевела дыхание». После чего она продолжает: «Потом учитель говорил, что был китайский мандарин», и в ее партии появляются размашистые ходы с опорой на устойчивые звуки. Остинатные фигурации фортепианной партии в этом периоде трудноисполнимы вследствие слишком широкого охвата клавиатуры для правой руки, в то время как левая свободна. Поэтому целесообразно «отдать» нижний повторяющийся звук «ля» (подобно фигурированному органному пункту) левой руке, а в правой оставить аккорды, распределив таким образом нагрузку на обе руки равномерно. И далее: в предложении «Я учителя спросила» чередующиеся терции лучше перенести из левой руки в правую, что для последней будет продолжением предыдущих фигураций. При очередном возвращении рефрена «А что болтунья Лида, мол» мелодия впервые проводится в высоком регистре фортепиано лирично, приглушенно и, как указывает ремарка, «нежно». Фактура напоминает баянный аккомпанемент с большими скачками, что в исполнении препятствует легатному проведению мелодии. Исходя из этого, гармоническое заполнение можно перенести на октаву выше в зону правой руки. Н. Рогожина видит в сплетении лейтмотива у фортепиано с речитативом певицы «как бы намек на то, что Вовка-то, пожалуй, прав» [14, с. 142]. 249

5 Следующий этап монолога третий эпизод в таком же моторном движении «Я теперь до старости в нашем классе староста» разворачивается на фоне параллельно «топчущихся» в октаву равномерных восьмых. Здесь технически удобнее отдать репетиции нижнего голоса правой руке, чтобы одноголосное изложение чередовалось с октавным, а левая мобильно подключалась в нужный момент в нижнем голосе. На словах: «Может это стратостат» концертмейстеру лучше постепенно замедлить темп и зафиксировать конец вопроса, как впрочем, и в предыдущих аналогичных случаях. «Долбящие» обороты аккомпанемента порой совпадают с вокальной мелодией, вследствие чего инструментальная виртуозно-техническая моторика соединяется с речитацией сольного голоса. При повторении фразы «Я теперь до старости» характер сопровождения несколько меняется: теперь репетиции чередуются с распевными ходами по звукам аккордов на фоне нисходящих октав в глубоком басу целыми длительностями, а в верхнем регистре «парит» тема рефрена в ритмическом увеличении. В результате происходит огромный «разброс» регистров, достигая пяти октав. Расслоение фактуры на четыре пласта, близкое оркестровому, и «стереофоническое» звучание практически невозможно осуществить на фортепиано даже с помощью педали, поэтому приходится жертвовать верхним голосом, который дублируется в вокальной партии. Завершение третьего эпизода («Может, это стратостат, когда старосты летят?») накануне четвертого проведения рефрена требует небольшого замедления и следования пианиста за солисткой, за ее извилистой мелодией (colla voce). Четвертое проведение рефрена сохраняет широкий охват регистров, заданный накануне, что в условиях быстрого темпа (ремарка Moderato здесь отсутствует), провоцирует технически весьма сложную ситуацию. Каким образом в этом темпе соединить четыре фактурных пласта на большом расстоянии? Представляется здесь допустимым отказ от октавного удвоения в левой руке, либо сближение крайних звуков (например, перенос выше октавных созвучий в левой руке). Заключительный четвертый эпизод «У меня еще нагрузки: по-немецки и по-русски» достойно венчает композицию, воспринимаясь как главная кульминация, драматургически эквивалентная финалу сонатного цикла. Скороговорка Лиды становится навязчиво-напряженной с акцентами на сильных долях, подчеркивающих полутоновые интонации. Подобные акценты нужны и в аккомпанементе, который возвращается к типу первого эпизода, где бас и аккорды чередуются в «стремительном беге». Впрочем, токкатность порой контрастирует с распевными фразами, дублирующими вокальную линию. 250

6 Разнообразие вносит новая сценка: «Я сижу, гляжу в окно и вдруг там вижу мальчика» с хроматически нисходящей мелодией, поддерживаемой в басовой линии сопровождения. Концертмейстеру обязательно нужно показать эту линию баса в остро скерцозном духе, после чего замедлить движение («там вижу мальчика»). Очень тихо и собранно должны прозвучать аккорды, поддерживающие слова мальчика: «Он говорит: иди сюда, я тебе ирису дам». Это предложение динамически резко контрастирует с продолжением напряженно «боевой» скороговорки героини: «А я говорю! У нас нагрузки по-немецки и по-русски», хотя у пианиста остается тот же тип изложения, т. е. действует инерция остинатности. Для создания яркого контраста необходимо «играть» на разнице динамики и на включении-выключении акцентов (в репликах мальчика они отменяются). Реплики Лиды о нагрузках становятся все резче, громче, достигая кульминационного звучания. И тем более ярким должно казаться их сопоставление с фразами мальчика как в вокальной, так и в фортепианной партиях. В заключительном пятом изложении рефрена девочка рассудительно резюмирует, повторяя основную мысль «Мне болтать то некогда». Таким образом, подчеркивается композиционно-тематическая симметрия. Лаконичная фортепианная постлюдия в жанре изящного гавота танца, любимого С. Прокофьевым, выступает в роли уравновешивающей каденции. Об этом свидетельствует размеренность четырехдольного ритма, симметричные скачки в мелодии, классическая функционально-гармоническая логика последовательности T S D 7 T, хотя и по-прокофьевски обогащенная альтерациями. Итак, выстраивая исполнительскую концепцию этого произведения, молодые музыканты должны учесть следующие моменты: 1. Исторический контекст. Определить ретроспективные связи, влияние традиций на данное сочинение. В частности, работая над вокальной мелодией, следует обратить внимание на роль речевой пластичной интонации, детализированное воплощение словесного текста, точное следование за его смыслом. Стремление к воплощению «говора человеческого», интонационной гибкости при произнесении слова было, как известно, основным кредо М. Мусоргского. Особенно непосредственные аналогии возникают с вокальным циклом «Детская», в котором воплощен внутренний мир ребенка с помощью имитации интонаций детской речи. В своих детских песнях, в том числе «Болтунье», С. Прокофьев продолжил эту линию, точно воплотив характер детского интонирования, с учетом стилистических особенностей нового времени и сохранения самобытного авторского стиля. Яркая жанровая характеристичность музыкального тематизма «Болтуньи» особенно сближает ее с песнями-сценками М. Мусоргского «Кот Матрос» и «Верхом на палочке» с их мягким юмором. 251

7 2. Особенности композиционно-драматургического плана. В процессе формирования целостной композиции сочинения исходить из параллельного действия двух факторов: стабильного, определяющего четкую рондальную конструкцию арочного типа; и мобильного, преодолевающего замкнутость разделов (спонтанное и беспорядочное течением мысли Лиды), что способствует активному драматургическому развитию, приводящему к кульминации. 3. Стилистические черты. Музыкальный язык «Болтуньи» сложен как в решении вокальной партии, так и фортепианной. Несмотря на доходчивость этого сочинения для самых широких слоев публики, включая детскую аудиторию, оно относится к развернутым концертно-виртуозным произведениям, доступным для исполнения лишь высокопрофессиональным музыкантам. Резкие тональные сдвиги без всякой подготовки наряду с альтерированными и скачкообразными оборотами усложняют задачи певицы. В связи с этим концертмейстер выполняет здесь не только техническую функцию и расставляет акценты ориентиры для тональной поддержки и ритмической координации, но и художественную создает энергетику звукового поля. Так, токкатная моторика, с ее равномерной остинатной пульсацией выступает как составляющая образа героини и, в то же время, как основное формообразующее средство, и как способ организации фактуры. Все отмеченные качества делают этот образец камерной вокальной музыки чрезвычайно ценным материалом в подготовке концертмейстеров. Работа над ним позволяет развивать ансамблевые навыки, быстроту переключения в зависимости от содержания словесного текста, умение подчинять технические возможности художественно обоснованной нюансировке. Следует учитывать, что С. Прокофьев не всегда детализирует агогику, динамические оттенки, штрихи, а часто определяет эти параметры в целом, предоставляя возможность исполнителям додумывать детали. Таким образом, в интерпретации данного произведения не лишней будет опора не только на собственное представление, но и ознакомление с имеющимися исполнительскими версиями выдающихся певцов и концертмейстеров. Важно, чтобы студенты, как творческие личности, учились искусству трактовки художественного образа и искали пути расшифровки замысла автора. Литература 1. Арановский М. Мелодика Прокофьева / М. Арановский. Л. : Музыка, с. 2. Блок В. Метод творческой работы С. Прокофьева / В. Блок. М. : Музыка, с. 3. Боганова T. Национально-русские традиции в музыке С. Прокофьева / Т. Боганова. М.: Сов. композитор, с. 252

8 4. Васина-Гроссман В. Мастера советского романса / В. Васина-Гроссман. М. : Музыка, с. 5. Гаккель Л. О пианистическом искусстве Прокофьева / Л. Гаккель. М. : Музыка, с. 6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники / A. Готлиб. М. : Музыка, с. 7. Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева / В. Дельсон. М. : Музыка, с. 8. Кремлев Ю. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева / Ю. Кремлев. М.-Л. : Музыка, с. 9. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / А. Люблинский. Л. : Музыка, с. 10. Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество / И. Мартынов М. : Музыка, с. 11. О работе концертмейстера : [cб. статей Моск. конс.] / [ред -сост. М. Смирнов]. М. : Музыка, с. 12. Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания / [сост., ред., прим., вст. статья С. И. Шлифштейна]. М. : Гос. муз. изд, с. 13. Прокофьев С. Статьи и материалы : [cб. ст.] / [сост. И. В. Нестьев, Г. Я. Эдельман]. М. : Музыка, с. 14. Рогожина Н. Романсы и песни С. С. Прокофьева / Н. Рогожина М. : Сов. композитор, с. Скобцова Ж. Г. «Базіка» С. Прокоф єва (до питання втілення дитячої теми у творчості композитора). У статті визначено місце й значення дитячої тематики у творчості С. Прокоф єва. Виконано аналіз пісні «Базіка» з позиції виконавської інтерпретації. Висвітлено особливості взаємодії соліста і концертмейстера як основи художньої трактовки твору. Ключові слова: музика для дітей, піаніст-концертмейстер, виконавське трактування, пісня. Скобцова Ж. Г. «Болтунья» С. Прокофьева (к вопросу воплощения детской темы в творчестве композитора). В статье определено место и значение детской тематики в творчестве С. Прокофьева. Выполнен анализ песни «Болтунья» с позиций исполнительской интерпретации. Освещены особенности взаимодействия солиста и концертмейстера как основы художественной трактовки произведении. Ключевые слова: музыка для детей, пианист-концертмейстер, исполнительская трактовка, песня. Skobtsova J. «Chatterer» of S. Prokof ev (to the question of embodiment of child s theme in composer creation). In the article a place and significance of child s subject is determined in S. S. Prokof ev s creation. The song «Chatterer» analysis is executed with positions of musical interpretation. The features of co-operation of soloist and concertmaster are lighted up in this part-song. Keywords: music for children, pianist-concertmaster, performance interpretation, song. 253

Источник

Читайте также:  Размер гитары гриф ширина
Оцените статью