Сергей Прокофьев — 10 пьес для фортепиано из балета «Золушка» op. 97
Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891—1953) — русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947)[1], лауреат Сталинской премии (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951).
Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет композитор мальчик написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. и как пианист в 1914 г.
С 1908 года дает первые концерты с исполнением собственных произведений. В мае 1918года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе.
В 1927, 1929 и 1932 Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1933 (по некоторым сведениям в 1936) году вернулся на Родину. Преподавал в Московской консерватории.
В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день со Сталиным, его смерть прошла почти незамеченной.
Источник
С.Прокофьев — Ноты для фортепиано
детские пьесы композитора
Библиотека юного пианиста
старшие классы детской музыкальной школы
Сергей Прокофьев
Детские рукописи
для фортепиано
составление М.Рейтиха
«Советский композитор», 1977г.
номер с4279к
Публикуемые фортепианные пьесы, сочиненные в самом начале нашего столетия юным Сергеем Прокофьевым, принадлежат к уникальным документам русского музыкального прошлого. Перед нами первые композиторские опыты гениально одаренного ребенка, в котором трудно было еще разгадать будущего корифея русской музыки. Сережа Прокофьев, сын агронома из деревни Сонцовка, был веселым, любознательным подростком, которого интересовало все на свете: от весеннего цветения деревьев й устройства паровозов до шахмат, крокета и домашних любительских спектаклей. Но главное место в его детских увлечениях принадлежало музыке. С пяти лет талантливый мальчик, сперва обучавшийся у своей матери, Марии Григорьевны, пробовал сочинять простенькие пьески для фортепиано. Когда ему было одиннадцать лет, в Сонцовку был приглашен на летнее время молодой московский композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр, который стал серьезно заниматься с ним основами композиции. Однажды педагог объяснил ему сущность так называемой трехчастной песенной формы, и Сережа сразу увлекся сочинением этих несложных миниатюр, запросто назвав их «песенками». «К концу недели у меня уже накопилось шесть пьес», — вспоминает Прокофьев. Эти шесть пьес положили начало длинной серии фортепианных сочинений детства и юности. В конце концов за шесть лет «песенок» оказалось чуть ли не семьдесят. Некоторые из них были маршами или романсами, но все-таки именовались «песенками».
Явившись в 1904 году на экзамен в Петербургскую консерваторию, тринадцатилетний Сережа Прокофьев предъявил экзаменаторам большую кипу своих нотных рукописей, среди которых было (наряду с операми, увертюрами и сонатами) и несколько «песенок», сочиненных на уроках у Глиэра. «Это мне нравится…», — сказал Н. А. Римский-Корсаков, познакомившись с произведениями белокурого подростка в аккуратном костюмчике. Сережа был тогда же принят на композиторское отделение консерватории, в класс А. К. Лядова. Здесь он продолжал по сложившейся традиции сочинять несложные фортепианные «песенки», постоянно обогащая и совершенствуя их музыкальный стиль. Некоторые из них сочинялись вне учебных заданий, для собственного удовольствия или ко всякого рода домашним торжествам — именинам и дням рождения, отмечавшимся в любимой Сонцовке.
«Песенки» консерваторских лет стали более сложными по музыкальному языку, порой даже гармонически дерзкими. И старший друг Прокофьева, композитор Н.Я. Мясковский, шутя называл их «собачками».
Проигрывая сегодня наивные сочинения двенадцати-, тринадцатилетнего Сережи Прокофьева, мы можем проследить за тем, какими музыкальными впечатлениями питалась фантазия талантливого мальчика, как развивался его эстетический вкус. В самых ранних песенках еще слышатся отголоски жизнерадостных тем венских классиков или плавное очертание итальянского оперного bel canto. Вот чуть сентиментальный Вальс, далекий предвестник знаменитых русских вальсов Прокофьева, позднее украсивших партитуры «Золушки» и «Войны и мира». Вот излюбленные композитором ритмы стремительной Тарантеллы или театрального стилизованного, несколько игрушечного Марша. Уже в этих незрелых опусах заметны и некоторые другие приемы, впоследствии ставшие столь типичными для Прокофьева. Здесь и энергично отстукиваемые басы, и подвижные формулы пассажей, и красочно заостренные созвучия, уснащенные форшлагами и тиратами (см., например, беззаботно игривую «песенку» Vivo, написанную в 1904 году ко дню рождения отца, Сергея Алексеевича). Как далеко ушел юноша Прокофьев уже на втором году консерваторской учебы, показывают более поздние «песенки», например гармонически свежий Менуэт и особенно Скерцо C-dur с его дразнящей токкатностью, остроумными модуляциями и веселыми кадансовыми «обманами». Отсюда один шаг до жизнерадостной атмосферы Этюдов (ор. 2) или динамичных токкатных разделов Второй фортепианной сонаты.
Может возникнуть вопрос: каков смысл публикации этих архивных рукописей, составляющих далекую «предысторию» становления крупного таланта? Думается, что такая публикация полезна в плане историко-биографическом, научно-познавательном как материал для изучения интереснейших творческих «прозрений» юного композитора-новатора. Но не исключена и возможность практического использования публикуемых пьес в репертуаре детских музыкальных школ. Они достаточно насыщены по фактуре и увлекательны по музыке. То, что представляется чуть наивным и незрелым музыкантам старшего поколения, может по-настоящему увлечь самых юных пианистов, нынешних ровесников удивительного мальчика-гения из украинской деревни Сонцовка.
И. Нестьев
- Тарантелла (d-moll)
- Мелодия (Es-dur)
- Vivo (g-moll)
- Allegretto (a-moll)
- Allegretto (c-moll)
- Allegro (As-dur)
- Менуэт (f-moll)
- Скерцо (C-dur)
- Allegro (d-moll)
- Вальс (g-moll)
- Этюд-скерцо (G-dur)
- Фуга (D-dur)
- Скерцо (D-dur)
Скачать ноты
Источник
Балет `Золушка` (1940-44), op. 87
1. Вступление
2. Па-де-шаль
3. Золушка
4. Отец
5. Фея-нищенка
6. Поставщики и переодевание сестер. Читать дальше
1. Вступление
2. Па-де-шаль
3. Золушка
4. Отец
5. Фея-нищенка
6. Поставщики и переодевание сестер
7. Урок танца
8. Отъезд Мачехи и сестер на бал
9. Мечты Золушки о бале
10. Гавот
11. Второе появление Феи-нищенки
12. Вариация Феи весны
13. Монолог Феи лета
14. Кузнечики и стрекозы
15. Вариация Феи осени
16. Вариация Феи зимы
17. Прерванный отъезд
18. Сцена с часами
19. Отъезд Золушки на бал
20. Придворный танец
21. Паспье
22. Танец кавалеров (бурре)
23. Вариация Худышки
24. Вариация Кубышки
25. Придворный танец
26. Мазурка и выход Принца
27. Вариация четырех сверстников Принца
28. Мазурка
29. Приезд Золушки на бал
30. Большой вальс
31. Прогулка
32. Вариация Золушки
33. Вариация Принца
34. Угошение гостей
35. Дуэт сестер с апельсинами
36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио)
37. Вальс-кода
38. Полночь
39. Принц и сапожники
40. Первый галоп принца
41. Соблазн
42. Второй галоп принца
43. Ориенталия
44. Третий галоп принца
45. Пробуждение Золушки
46. Утро после бала
47. Посещение Принца
48. Принц нашел Золушку
49. Медленный вальс
50. Аморозо
Источник
Ноты для фортепиано в 4 руки — С. Прокофьев — фрагменты из музыки к кинофильмам
Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf
С. Прокофьев
Фрагменты
из музыки к кинофильмам и драмматическим театрам
составление и преложение для фортепиано в 4 руки В. Блока и Р. Леденева
«Государственное музыкальное издательство», 1963г.
номер м30514г
(pdf, 5.19 Мб)
Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов, точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.
В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная- «Пантомима» с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо. 3 спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.
Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением «слышать время» Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен — от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX век, в оратории «На страже мира». Такая широт охвата времен, событий, образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистическо: точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину эта точность обрисовки музыкального быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота свежесть образов — все это сближает музыку «Евгению Онегину» (а частности,. «Мазурку» «Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интерес но отметить, что «Полька» в оригинале написан для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться к легкости, прозрачности звучания пр; весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основ] музыкальной характеристики дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка «Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.
Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в сборник фрагментов из музыки: кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежна: характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии одна изначальны тем первой части Восьмой фортепианной сонаты) Второй фрагмент — «Бал» — пышный, блестящи полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов» (1941 г.) Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями) в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».
«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила») из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой песней
«Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот фрагмент в фильм не вошел):
Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.
Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать» их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе «Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана», «Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев
- Океан-море. Песня из музыки к кинофильму «Иван Грозный».
- Мечты. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
- Аморозо. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
- Самозванец у фонтана. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов».
- Кадриль Из музыки к кинофильму «Лермонтов»
- Анданте. Из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины»
- Призрак Гамлета-отца. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
- Первая песенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
- Вторая псенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
- Пантомима. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
- Песня. Из музыки к кинофильму «Тоня».
- Анданте. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
- Полька. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
- Мазурка. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
- Луиза. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»
- Бал. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»
Источник