Прокофьев концерт 2 для фортепиано с оркестром мацуев

Прокофьев концерт 2 для фортепиано с оркестром мацуев

  1. Главная / Дискография /
  2. Денис Мацуев: Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром №2

Денис Мацуев: Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром №2

Денис Мацуев: Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром №2

Денис Мацуев, фортепиано
Оркестр Мариинского театра
Валерий Гергиев, дирижёр

Источник

Сергей Прокофьев. Концерт №2 для фортепиано с оркестром

В оронежский академический симфонический оркестр исполняет Концерт для фортепиано с оркестром №2. Его написал русский композитор и пианист Сергей Прокофьев. На фортепиано играет Андрей Коробейников, дирижирует Владимир Вербицкий.

Сам Прокофьев впервые исполнил концерт в 1913 году. Музыкальный критик Борис Асафьев писал тогда, что эта музыка ошеломляет «своей искренностью, непосредственностью, новизной выражения и насыщенностью содержания». Однако после премьеры в прессе появились и отрицательные отзывы: «К черту эту футуристическую музыку», «Что он делает, высмеивает нас?», «Кошки на крыше лучше поют».

Сам же Прокофьев любил это произведение и играл его на каждом своем концерте. В начале 1930-х годов оно уже вошло в репертуар многих пианистов. До сих пор Второй концерт Прокофьева остается одним из самых сложных произведений для фортепиано. Знаменитый пианист Святослав Рихтер причислял его к «трем основным китам пианизма» — наряду с 29-й сонатой Людвига ван Бетховена и Вариациями Иоганнеса Брамса.

Читайте также:  Для россии моей марина девятова ноты

Источник

Прокофьев концерт 2 для фортепиано с оркестром мацуев

III Музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей» открылся накануне в Казани. В рамках первого вечера в переполненном Большом концертном зале имени Сайдашева для публики прозвучали Концерт №2 для фортепиано с оркестром и сюита из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Дирижировал Симфоническим оркестром Республики Татарстан художественный руководитель и главный дирижер коллектива Александр Сладковский.

Как рассказал сегодня в интервью ТАСС Денис Мацуев, название фестиваля — «Денис Мацуев у друзей» «четко отражает положение дел».

«Каждый участник оркестра — мой друг. Мы переиграли 15 разных концертов, доказали, что коллектив может играть любой репертуар, который постоянно расширяется. Это только начало. Я очень рад, что на протяжении пяти лет явлюсь соучастником того сумасшествия, в хорошем смысле, которое здесь происходит. Это и новое рождение оркестра, и приход Александра Сладковского. Этот оркестр с огромной историей. Но на момент прихода Сладковского здесь была полностью утеряна энергетика, коллектив находился в разобранном состоянии. Теперь же здесь великолепный коллектив, визитная карточка Татарстана. Это, на мой взгляд, пример для многих региональных оркестров», — отметил пианист.

Второй концерт Прокофьева — один из самых сложных и технически, и эмоционально, — Мацуев сыграл впервые. Отчасти инициатором нового пункта в репертуаре пианиста стал худрук Мариинского театра Валерий Гергиев: вместе с ним Мацуев исполнит этот концерт в Мюнхене 15 ноября.

«Чуть-чуть не дотерпел, — говорит Мацуев. — Хотя именно Валерий Абисалович неоднократно спрашивал меня: почему ты не играешь концерт, который полностью для тебя? Я же шел к нему несколько лет. Каждый новый концерт в репертуаре — начало долгоиграющего романа. Потому что без любви к музыке ее невозможно выносить на сцену. Но этот концерт — один из королей фортепианного репертуара, для исполнения которого солист и оркестр должны быть полностью равноправными участниками. С этим коллективом все получилось, но прийти к этому было нелегко».

Второй концерт фестиваля будет посвящен сразу двум юбилеям: 175-летию со дня рождения Чайковского и 50-летию маэстро Александра Сладковского. В этот вечер со сцены БЗК имени Сайдашева прозвучат знаменитые сочинения великого композитора: Концерт ?1 для фортепиано с оркестром и сюита из балета «Щелкунчик».

«В чем парадокс гениальной, очень известной музыки? В том, что подать ее с некой свежестью, новым подходом — крайне тяжело, гораздо тяжелее, чем играть музыку неизвестную. Но так получилось, что этот концерт мы никогда раньше не играли с оркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским. Так что концерт будет посвящен сразу двум датам. И я очень рад, что этот коллектив — тот, с которым можно импровизировать, и это делает интересным самую заезженную музыку», — отметил Мацуев.

По его словам, 50-летие маэстро Сладковского знаменует настоящий рассвет его дирижерской деятельности.

«Существует расхожее мнение, что дирижер — профессия второй половины жизни. Так вот, Александр на примере Казани показал, что является лидером своего поколения дирижеров. Это — только начало», — заявил пианист.

По признанию Мацуева, через полтора года также запланированы его гастроли с Симфоническим оркестром Республики Татарстан по ряду европейских стран.

Источник

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев)

Сергей Прокофьев начал работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 2 в 1912 году и закончил в 1913 году, затем заново переделан композитором в 1923 году. Премьерное исполнение состоялось 23 августа/5 сентября 1913 года в Павловске (исполнители — автор, дирижер А. П. Асланов). Концерт произвёл сильную реакцию на большую часть аудитории. «Дикий» темперамент концерта оставил некоторых прогрессивных слушателей восхищёнными, тогда как остальные были напуганы новым для того времени стилем («К черту эту футуристическую музыку», «Что он делает, высмеивает нас?», «Кошки на крыше лучше поют»). Впервые концерт был издан в авторском переложении для двух фортепиано в 4 руки 1925 году издательством Гутхейль. На сегодняшний день концерт признан шедевром.

Эта работа посвящается памяти Максимилиана Шмидтгофа, друга Прокофьева по Петербургской консерватории, который покончил с собой в апреле, написав прощальное письмо Прокофьеву. Первоначальные ноты для оркестра были уничтожены пожаром и восстановлены Прокофьевым в 1923 году. Концерт остается одним из сложнейших произведений для фортепиано. Святослав Рихтер, согласно записям Ю. Борисова, включал этот концерт в число «трех основных китов пианизма» (наряду с 29-той сонатой Бетховена и вариациями Брамса), хотя сам ни разу его публично не исполнял.

Первое исполнение концерта вызвало громкий скандал. Многие из слушателей демонстративно покинули зал, в прессе появились резко отрицательные отзывы и фельетоны. Но были и восторженные оценки. В. Г. Каратыгин отнёс концерт «к наиболее значительным созданиям новейшей отечественной музыки» («Речь», 25 августа 1913)., а Б. В. Асафьев (И. Глебов) охарактеризовал его как произведение, «ошеломляющее своей искренностью, непосредственностью, новизной выражения и насыщенностью содержания».

Второй концерт был любимейшим сочинением композитора. Прокофьев постоянно исполнял его в собственных концертах, а сначала 30-х годов произведение постепенно вошло в репертуар большинства современных концертирующих пианистов.

Концерт состоит из четырех частей. В первой части композитор создает оригинальную конструкцию, отходя от традиционной схемы сонатного Allegro и, вместе с тем, сохраняя сонатный принцип развития. Главным разделом части служит Andantino с суровой, чеканно-рельефной темой. С ней контрастирует побочная тема в темпе Alegretto, создающая живой характеристический танцевальный образ. Огромная разработка (на материале главной и связующей партий) дана в виде каденции, которая в свое время поразила Б. В. Асафьева «небывалым в фортепьянной музыке по длительности напряжения нарастанием». Реприза крайне сжатая и представляет собой варьированное проведение главной темы Andantino. Вторая часть — скерцо — пленяет остроумием и лукавой игривостью; третья — Intermezzo — характеризуется мрачными, фантастическими образами, а монументальный финал Каратыгин удачно назвал «циклопической постройкой», сравнив его в этом смысле с первой частью произведения. В концерте, несмотря на все новаторство композитора, отчетливо ощутимы прочные связи с классическими традициями, а также национально-русский колорит (в темпе Andantino и в колыбельной песне финала).В противовес Первому концерту, где значительное место отведено оркестру, излагающему основной тематический материал, во Втором главная роль всецело принадлежит солирующему инструменту. Концерт этот поражает не только богатством содержания, но и разнообразием технических приемов, виртуозным блестящим пианизмом с характерными для Прокофьева токкатно-фигурационными видами фактуры. Концерт должен быть отнесен к числу труднейших произведений пианистического искусства.

Структура

Продолжительность от 29 до 37 минут.

Состоит из 4 частей:

  1. Andantino-Allegretto (10-14 минут)
  2. Scherzo: Vivace (2-3 минуты)
  3. Intermezzo: Allegro moderato (5-9 минут)
  4. Allegro tempestoso (10-13 минут)

Инструменты

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев)» в других словарях:

Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор для левой руки произведение Сергея Прокофьева. Концерт создавался для однорукого пианиста Пауля Витгенштейна и был завершен в 1931 году. Витгенштейн не понимал работу, но это не… … Википедия

Концерт № 5 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) — Последний завершенный фортепианный концерт Сергея Прокофьева Концерт № 5 Соль мажор для фортепиано с оркестром датируется 1932 годом. Спустя год после написания своего последнего концерта (Фортепианный концерт № 4) для левой руки Прокофьев решил… … Википедия

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) — Сергей Прокофьев начал работу над Концертом № 3 До мажор для фортепиано с оркестром еще в 1913 году, когда он пишет тему с вариациями, которую затем отклоняет. Хотя он вернулся к эскизам в 1916 17 годах, он не полностью посвящал время проекту до… … Википедия

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) — Сергей Прокофьев приступил к сочинению Концерта № 1 Ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром в 1911 году и закончил его в 1912 году. Концерт является самым коротким из пяти полных фортепианных концертов автора и длится всего около четверти часа … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Прокофьев) — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 си бемоль мажор для левой руки произведение Сергея Прокофьева. Концерт создавался для однорукого пианиста Пауля Витгенштейна и был завершен в 1931 году. Витгенштейн не понимал работу, но это не… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сергей Прокофьев начал работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 2 в 1912 году и закончил в 1913 году, затем заново переделал в 1923 году.… … Википедия

Источник

Прокофьев концерт 2 для фортепиано с оркестром мацуев

Тот, кто слышал, как Денис Мацуев (1975) играет Второй фортепианный концерт Прокофьева, точно знает: это шедевр. Может быть, мы зайдем немножко слишком далеко, если скажем, что Прокофьев написал этот концерт специально для Мацуева — он написал свои первые три концерта в первую очередь для своего собственного исполнения. И все же перед каждым исполнением Второго концерта пианист Прокофьев произносил короткую молитву. Тот, кто видит Дениса Мацуева, поднимающегося на сцену, не думает о молитвах, а видит парня, который как будто бы только что сбежал из спортивной школы. Его внешность часто вводит в заблуждение, о чем говорят многие отзывы в музыкальной прессе о его игре, которую часто характеризуют, как ненужную демонстрацию силы. Из удобства замалчивается тот факт, что в его игре нет никакой манерности, которой страдает большинство виртуозов. Мацуев просто садится и играет как царь — как Рахманинов.

На первый взгляд сила является самым важным для исполнения Второго фортепианного концерта Прокофьева, но тот, кто внимательно слушает начальные такты, будет поражен поэтичной красотой, которую выколдовывают Мацуев и Гергиев. И если мы внимательно смотрим на технические данные записи, то обнаруживается, что это запись с концерта. Более того, запись концерта, который предшествовал записи другого концерта на следующий день: Второго фортепианного концерта Рахманинова. Это можно сравнить только с олимпийскими рекордами. И в этом концерте можно говорить о совершенном владении предметом и о поэтичном владении лирическими моментами. И не волнуйтесь: даже в самых буйных пассажах Мацуева вы не услышите ни одной фальшивой ноты.

Известно, что не все бывают под впечатлением от такой игры, но может быть, это происходит от того, что мы не знаем, как на нее реагировать? Очень просто отмахнуться от подобного мастерства, как от мишуры, но тот, кто может так играть, заслуживает золотой медали. В Утрехтском Тиволи Мацуев сыграл после исполнения рахманиновского Второго концерта на бис еще и джазовую импровизацию, в которой он запросто сделал тысячу ударов по клавишам за минуту полнозвучными аккордами. Назовите это фокусом — этот музыкант и есть настоящий фокусник. Послушайте сами!

Источник

Оцените статью