Прокофьев токката для фортепиано ре минор

Прокофьев токката для фортепиано ре минор

Весной 1912 года Прокофьев сочиняет Токкату, ор. 11. Ставшее сразу же широко известным талантливое произведение вызвало возмущение и «скандал» ревнителей старины и восторг в среде «левацки» настроенных кругов. «Леваки» не увидели в Токкате ничего, кроме разрушения закостеневших норм пианизма XIX века и якобы грубого утверждения культа механического, индустриального начала в музыке. Однако ни «близорукие» консерваторы, ни «дальнозоркие» урбанисты не были правы в оценке этого произведения. Они судили однобоко, односторонне, поверхностно, не отличали внешнего от внутреннего, принимали явление за сущность.

Токката Прокофьева передавала новым языком — новыми средствами фортепианного письма и пианизма — яркое и красочное восприятие мира художником, его юношеское упоение ритмом жизни и энергией богатырских сил. Прокофьев выразил все это в общих формах музыкального динамизма и музыкальной «кинетики» (Б. Асафьев), выразил как завораживающую стихию напористого, метричного ритма — ритма отнюдь не механизированного и бездушного, а наоборот, насыщенного поэзией самодвижения и активности.

«С. Прокофьев на днях сочинил штуку, от которой я совершенно без ума — фортепианную Токкату,— писал Н. Мясковский в одном из своих писем.— Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. Темы — верх простоты и физиономичности. не могу удержаться от вопля восторга. Пока это одно из его лучших и, во всяком случае, наиболее зрелых сочинений».

Токката построена четко и просто; она базируется на двух тематических формулах: упругой первой — активное «развертывание» и «возвращение» звуков трезвучия — и второй, основанной на «схождении» ритмически простейших фигур в правой и левой руках из крайних регистров к середине. Обе «формулы» весьма дерзостны (наложения, терпкие задержания и проходящие, острые хроматизмы), но в такой же степени и упрощены как ритмически, так и гармонически (хроматизированная линеарность подчас входит в органическое сочетание с простейшей трезвучной основой). Темы повторяются в типично токкатной манере огромное количество раз, martellat’ные и non legat’ные приемы, казалось бы, «назойливо» однохарактерны, но . все это столь целесообразно направлено, столь художественно осмыслено, что не воспринимается как однообразие повторов.

Читайте также:  Не уходи побудь со мною ноты для гитары

Уже в пьесе «Наваждение» (ор. 4) Прокофьев показал, что его творчество — искусство сильной личности. Он подтвердил это в своем Первом фортепианном концерте (ор. 10) и в Токкате (ор. 11). Образы сильного, волевого «бега», заложенные в Токкате, Прокофьев впоследствии блестяще использовал в своем дальнейшем фортепианном творчестве, вплоть до токкатного финала Седьмой сонаты.

Однако значение этих токкатных приемов в музыке Прокофьева не ограничивается использованием их преимущественно общих, нередко абстрагированных форм волевого движения, как в Первом концерте, Токкате, ор. 11 или токкате Седьмой сонаты (ведь и здесь, конечно же, не только «общие формы»). Они глубже и шире, так же как у Бартока в его творческой линии, намеченной «Allegro barbaro», и нельзя не согласиться с И. Нестьевым, отмечающим, что здесь «. были заключены и черты живой реалистической изобразительности: «токкатные» приемы весьма пригодились композитору в ряде сценических произведений при обрисовке стремительных погонь, драматических схваток, азартных столкновений враждующих сил. Напомним хотя бы «музыку сражения» в «Ромео и Джульетте» или «Погоню Северьяна за Хозяйкой» в «Сказе о каменном цветке». Здесь завораживающая стихия ритма послужила для правдивой передачи волнующих страниц жизни».

Источник

Токката

Пианист, дирижер, самый исполняемый композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в Екатеринославской губернии Российской империи. Сейчас же это место относится к Украине, Донецкой области. Детство музыканта прошло в музыкальной, творческой атмосфере. Мать Сергея была восхитительной пианисткой, поэтому он часто слышал дома музыку Бетховена.

Уже в пять лет Прокофьев сочинил на фортепиано свое первое произведение, небольшую пьесу. Однажды его услышал С. Танеев, который и посоветовал мальчику усиленно заниматься композиторской деятельностью. Так он стал посещать уроки композиции у Р. Глиэра.

Немного позже поступил в Парижскую консерваторию, где занимался с Н. Римским – Корсаковым, А. Лядовым, А. Есиповой. Свой Первый концерт музыкант продемонстрировал на выпускном экзамене. Это произведение настолько было прекрасным, что автора наградили премией А. Рубинштейна.

Некоторое время Прокофьев находился в поиске себя, своего творческого пути. Так он пришел к идее новаторства. В выступления он также включал собственные произведения, чем вызывал дикий восторг у слушателей. С 1918 года начался период гастролей. Прокофьев побывал в США, Англии, Франции, Германии, Испании. В это же время сочинил огромное количество опер, таких как «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам».

С невероятным успехом выступал в Советском Союзе. Посетил Ленинград, Одессу, Москву, Харьков. Теплый прием много значил для композитора. Поэтому он принял решение возвратиться на Родину. Особых вершин и похвал музыкант заслужил после выхода в свет балета «Ромео и Джульетта», кантаты «Александр Невский», оперы «Обручение в монастыре».

Сочинения композитора исполняли известнейшие музыканты, такие как В. Софроницкий, Н. Голованов, С. Рихтер, Э. Гилельс. Тяжелая болезнь охватила музыканта в послевоенные годы, но не смотря на это он продолжал работу. Написал ряд симфоний, опер, сонат.

Последние годы жизни Прокофьева прошли в поселке Николина гора. Там он не смотря на запреты врачей продолжал писать, любовался родной русской природой. Печально то, что по достоинству проводить в последний путь музыканта так и не удалось. Прокофьев умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. Весь мир был отвлечен и взволнован смертью вождя народов.

Сегодня музыка Сергея Прокофьева продолжает завоевывать сердца многочисленных слушателей.

Смотрите также ноты произведений композитора Сергей Прокофьев:

Источник

Сергей Сергеевич Прокофьев. Токката ре минор

В 1912 г. Сергей Сергеевич Прокофьев создает произведение, которое очень высоко оценил Борис Асафьев, назвав «прекрасным» – Токкату ре минор Op 11. Новое творение молодого композитора вызвало противоречивые отклики, впрочем, и те, кто отвергал токкату, и те, кто с восторгом ее приветствовал, увидели в ней лишь одно – отказ от устоявшихся пианистических норм, унаследованных от XIX столетия, в пользу нового, урбанистического начала. Такое суждение нельзя было назвать проявлением глубокого понимания прокофьевской Токкаты и подлинной сути того музыкального новаторства, воплощением которого она стала.

В Токкате ярко проявились типичные для этого жанра черты – «ударность» в трактовке фортепиано, равномерное непрерывное движение, которое воспринимается здесь как воплощение юношеской радости жизни, упоения самим процессом движения. Но присутствует в ней и новая интерпретация токкатности – некоторая «механистичность»,

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Хенрик Миколай Гурецкий

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник

Токката (Прокофьев) — Toccata (Prokofiev)

Токката ре минор, соч. 11 — пьеса для фортепиано соло , написанная Сергеем Прокофьевым в 1912 году и дебютировавшая композитором 10 декабря 1916 года в Петрограде . Это дальнейшее развитие формы токката , которую использовали такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Роберт Шуман . Среди других композиторов известных токкат — Морис Равель , Дмитрий Кабалевский и Арам Хачатурян .

Токката Прокофьева начинается с настойчивого повторения ре-ре, сменяемого правой рукой (которая играет по одной ноте за раз) и левой рукой (которая также играет ноту на октаву ниже). После непродолжительного развития левая рука чередует два образца хроматической гаммы , восходящую и нисходящую, между которыми повторяющаяся фигура в правой руке очерчивает трезвучие ре минор. Эти шаблоны повторяются на четверть выше и продолжаются в различных итерациях. Серия разделенных хроматических третей ведет вверх к нисходящей мелодии (в C), при этом левая рука одновременно перемещается вверх по хроматической гамме.

Прокофьев повторяет и развивает тему хроматических третей, прежде чем вернуться к исходной теме повторяющихся нот. После некоторого увеличения и короткой паузы обе руки играют фигуру триады, которая теперь спускается асинхронно с шагом в большую треть в каждой руке. Этот узор лежит в основе правой руки, когда она справляется с прыжками, а затем и с хроматическими фигурами противоположного движения , в то время как левая рука включает в себя несколько собственных слоев хроматического движения. После крещендо фортиссимо, во время которого правая рука обрисовывает в общих чертах трезвучие до мажор, а левая рука играет четырехзначную фигуру с черными клавишами над ним, снова появляется образец разделения хроматических третей. Это приводит к нескольким резким высказываниям мелодии нисходящей трети, на этот раз в D, через хроматически восходящие минорные трезвучия первой инверсии в правой руке и нисходящие хроматические октавы в левой руке.

Повторение D возвращается еще раз, на этот раз в чередующихся октавах обеими руками. Затем токката замедляется и временно останавливается; когда он возобновляется, повторяющиеся ноты переходят в восходящую хроматическую гамму, что приводит к октавным увещаниям. Глиссандо подмести клавиатуры приносит часть к его выводу-два сфорцандо D октаву в каждой части клавиатуры.

Токката, чрезвычайно сложный экспонат, пользуется популярностью среди пианистов- виртуозов , многие из которых ее записали. Согласно биографии композитора Давида Гутмана, у самого Прокофьева были проблемы с ее игрой, потому что его техника, хотя и была хорошей, была недостаточна для овладения произведением. Однако этот факт не является общепризнанным, и его исполнение, воспроизведенное в 1997 году для серии The Composer Plays на Nimbus Records, безусловно, виртуозно. Кроме того, ни в одной из ведущих биографий Прокофьева — написанных Харлоу Робинсоном, Виктором Сероффом и даже Израилем Нестевым — не упоминается, что у него были какие-либо технические проблемы, помимо плохой техники исполнения в детстве, которые позже были исправлены годами учебы после его окончания Санкт-Петербургская консерватория .

Источник

Токката (Прокофьев) — Toccata (Prokofiev)

Токката ре минор, соч. 11 — пьеса для фортепиано соло , написанная Сергеем Прокофьевым в 1912 году и дебютировавшая композитором 10 декабря 1916 года в Петрограде . Это дальнейшее развитие формы токката , которую использовали такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Роберт Шуман . Среди других композиторов известных токкат — Морис Равель , Дмитрий Кабалевский и Арам Хачатурян .

Токката Прокофьева начинается с настойчивого повторения ре-ре, сменяемого правой рукой (которая играет по одной ноте за раз) и левой рукой (которая также играет ноту на октаву ниже). После непродолжительного развития левая рука чередует два образца хроматической гаммы , восходящую и нисходящую, между которыми повторяющаяся фигура в правой руке очерчивает трезвучие ре минор. Эти шаблоны повторяются на четверть выше и продолжаются в различных итерациях. Серия разделенных хроматических третей ведет вверх к нисходящей мелодии (в C), при этом левая рука одновременно перемещается вверх по хроматической гамме.

Прокофьев повторяет и развивает тему хроматических третей, прежде чем вернуться к исходной теме повторяющихся нот. После некоторого увеличения и короткой паузы обе руки играют фигуру триады, которая теперь спускается асинхронно с шагом в большую треть в каждой руке. Этот узор лежит в основе правой руки, когда она справляется с прыжками, а затем и с хроматическими фигурами противоположного движения , в то время как левая рука включает в себя несколько собственных слоев хроматического движения. После крещендо фортиссимо, во время которого правая рука обрисовывает в общих чертах трезвучие до мажор, а левая рука играет четырехзначную фигуру с черными клавишами над ним, снова появляется образец разделения хроматических третей. Это приводит к нескольким резким высказываниям мелодии нисходящей трети, на этот раз в D, через хроматически восходящие минорные трезвучия первой инверсии в правой руке и нисходящие хроматические октавы в левой руке.

Повторение D возвращается еще раз, на этот раз в чередующихся октавах обеими руками. Затем токката замедляется и временно останавливается; когда он возобновляется, повторяющиеся ноты переходят в восходящую хроматическую гамму, что приводит к октавным увещаниям. Глиссандо подмести клавиатуры приносит часть к его выводу-два сфорцандо D октаву в каждой части клавиатуры.

Токката, чрезвычайно сложный экспонат, пользуется популярностью среди пианистов- виртуозов , многие из которых ее записали. Согласно биографии композитора Давида Гутмана, у самого Прокофьева были проблемы с ее игрой, потому что его техника, хотя и была хорошей, была недостаточна для овладения произведением. Однако этот факт не является общепризнанным, и его исполнение, воспроизведенное в 1997 году для серии The Composer Plays на Nimbus Records, безусловно, виртуозно. Кроме того, ни в одной из ведущих биографий Прокофьева — написанных Харлоу Робинсоном, Виктором Сероффом и даже Израилем Нестевым — не упоминается, что у него были какие-либо технические проблемы, помимо плохой техники исполнения в детстве, которые позже были исправлены годами учебы после его окончания Санкт-Петербургская консерватория .

Источник

Оцените статью