Пролог ария снегурочки ноты

Ария Снегурочки ( с подружками по ягоды ходить). Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

С подружками по ягоду ходить,
На оклик их весёлый отзываться:
«Ау, ау!»
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен:
«Ой, Ладо, Лель!»
Милей Снегурочке твоей,
Без песен жизнь не в радость ей.
Пусти, отец!
Когда зимой холодной
Вернёшься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу,
Песню под наигрыш метели запою,
Запою весёлую:
У Леля перейму и выучусь скорёхонко.
Ах, отец!
С подружками по ягоду ходить,
На оклик их весёлый отзываться:
«Ау, ау!»,
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен:
«Ой, Ладо, Лель!»
Милей Снегурочке твоей,
Без песен жизнь не в радость ей,
Не в радость!

Источник

Ноты — Римский-Корсаков — из оперы Снегурочка

Ноты для голоса в сопровождении фортепиано


Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Ария Снегурочки
(«С подружками по ягоду ходить. «)
Ариозо Снегурочки (Сцена таяния)
для сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1975г.
номер 8747
(pdf, 2.72 Мб)


«Дешевая библиотека» отрывки из опер
Н.Римский-Корсаков
Песня варяжского гостя
из оперы «Садко» для голоса с фортепиано
(бас)
Москва, 1933г.
номер м13136г

О скалы грозные дробятся с ревом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утесы выносят волн напор
Над морем стоя.

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла.
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились умрём на море.

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.


Н.Римский-Корсаков
Колыбельная Волховы
из оперы «Садко»
для сопрано в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1969г.
номер 6219

Сон по бережку ходил,
Дрёма по лугу,
А и Сон искал Дрёму,
Дрёму спрашивал:
«А и где же спит Садко,
Садко добрый молодец?
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.»

«Спит Садко мой на лугу,
На зелёном бережку
В шитом браном положку,
Во зелёном тростнику.
Убаюкала его
Ласка нежная моя.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.

Ты расти, мой тростничок,
Шитый браный положок
Не колышься, мурава,
Зелена да шелкова,
Сердце вещее моё
Полонила песнь его!

Скачать ноты

Пьеса-сказка Островского была впервые поставлена в Москве в 1873 году. Музыку к спектаклю написал Чайковский. А в конце 70-х годов этим сюжетом заинтересовался Римский-Корсаков. Составив, как и обычно, либретто для будущей оперы, композитор отдал его на суд великому русскому драматургу. В ответном письме Островский писал: «Либретто составлено очень хорошо. Я нашел весьма немного стихов, которые, по моему мнению, требуют исправления».

Над своей «весенней сказкой» (так определил автор жанр сочинения) Римский-Корсаков работал с огромным увлечением. Лето 1880 года он впервые провел в настоящей деревне. Мир русской природы будил в душе композитора чувства благоговейного восхищения. И это нашло свое отражение на страницах оперной партитуры. «Отличный сад со множеством вишневых деревьев и яблонь, смородиной, земляникой, клубникой, крыжовником, с цветущей сиренью, множеством полевых цветов и неумолкаемым пением птиц — все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и влюбленностью в сюжет «Снегурочки».
В своем произведении композитор прославляет животворные силы природы и творчества. Причудливо сочетаются в опере фантастические образы народных поверий и реальный, окружающий человека мир. Для воплощения своего замысла Римский-Корсаков нашел глубоко выразительные и необычные музыкальные краски. Познакомившись с оперой, Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
С тончайшей рельефностью выписаны в опере образы действующих лиц, и сказочных, и вполне реальных: Снегурочка и пастух Лель, царь Берендей и Мизгирь, Весна-красна и Купава. В основе музыкальной драматургии оперы лежит стройная и оригинальная система лейтмотивов. «Пользование лейтмотивами у меня несомненно иное, чем у Вагнера, — подчеркивает Римский-Корсаков. — У него они являются всегда в качестве материала, из которого сплетается оркестровая ткань. У меня же, кроме подобного применения, лейтмотивы появляются и в поющих голосах, а иногда являются составными частями более или менее длинной темы. Иногда лейтмотивы являются действительно ритмико-мелодическими мотивами, иногда же только как гармонические последовательности; в таких случаях они скорее могли бы быть названы лейтгармониями». В то же время композитор не отказывается от завершенных вокальных эпизодов.

В конце 1881 года работа над оперой была завершена, и 10 февраля следующего года состоялась ее премьера в петербургском Мариинском театре. Дирижировал Э. Направник; по его настоянию были сделаны некоторые купюры. Лишь в постановке 1893 года слушатели познакомились со всей музыкой этого замечательного творения. «Весенняя сказка» ознаменовала важную веху в творчестве композитора. С полным основанием Римский-Корсаков значительно позднее имел право заметить: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Источник

Конспект музыкального занятия «Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Любовь Пастухова
Конспект музыкального занятия «Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целых 15 опер, и многие из них — на сказочные сюжеты. Давайте вспомним, что такое опера? Опера — это музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а поют под музыку. Самым любимым произведением композитора была его опера «Снегурочка» — весенняя сказка.

Эту оперу он написал по пьесе известного русского писателя А. Н. Островского, и ее сюжет отличается от народной сказки с тем же названием, которую мы все хорошо знаем. События этой сказки происходят в стране берендеев. Там в глухом лесу стоит хрустальный терем, в котором живет Снегурочка — джочь Деда Мороза и красавицы Весны. Когда она подросла, родители решили отдать ее в слободку к людям — берендеям. Уж очень полюбились Снегурочке людские песни и то, как их пел пастушок по имени Лель.

Николай Андреевич сочинил свою оперу «Снегурочка», когда жил в деревне и заинтересовался древними языческими обрядами и русской природой. Во время одной своей прогулки по лесу он даже нотами записал напев снегиря, который потом стал одной из мелодий пролога оперы. Кроме того, во вступлении к опере еще звучат пение кукушки и петуха. А весенней сказкой ее назвали потому, что действие там происходит весной в волшебной стране берендеев. В ней учавствуют сказочные персонажи — Дед Мороз, Весна-Красна и Леший. Это Леший в самом начале вылезает из берлоги и провозглашает: «Конец зиме, пропели петухи! Весна-Красна, спускается на землю!»

Хор птиц

В прологе оперы, когда из дальних стран к нам возвращается Весна-Красна, вокруг нее поет и танцует стайка птиц. Давайте послушаем «Хор птиц» из оперы «Снегурочка». Музыка здесь резвая, бойкая, даже скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь домой с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению домой, в родные края. Послушайте какие там слова:

Сбирались птицы, сбирались певчи

Садились птицы, садились певчи

А кто у вас, птицы, а кто у вас певчи,

А кто у вас птицы, а кто у вас певчи?

Дальше птицы перечисляют должности каждой из них: орел — воевода, гуси — бояре. В каждом куплете хора меняется сопровождение в оркестре — для этого композитор написал много разных вариаций одной и той же музыкальной темы. А в конце хора птиц к ним присоединится со своим пением сама Весна-Красна. Давайте послушаем «Хор птиц». А в том месте, где к хору присоединится со своим пением Весна-Красна, я попрошу вас слегка покачать головой из стороны в сторону в такт ее пению.

(Идет прослушивание «Хора птиц» с метроритмической поддержкой детей)

Ария Снегурочки

Впервые главная героиня оперы Снегурочка появляется в прологе. Мать Снегурочки Весна-Красна, а отец — суровый и лютый Дед Мороз. Чтобы дочке не было скучно, отец и мать решили отпустить ее пожить у простых людей-берендеев.

Снегурочка исполняет арию, которая называется «С подружками по ягоду ходить». Я напомню, что ария — это большая песня главного героя. Композитор Н. А. Римский-Корсаков свою главную героиню Снегурочку наделил голосом высоким и звонким, а в оркестре ей помагает петь такой же звонкий инструмент — флейта. Снегурочка говорит о том, что ей одной тоскливо сидеть в ледяном тереме, где ей служат жители лесные, а хочется на волю. А еще ей полюбились людские песни, песни пастушка, которого зовут Лель. В своей арии Снегурочка называет его «ладо Лель».

Послушайте, какой нежный, серебристый голос у Снегурочки, как легко, с какими переливами он звучит.

(Идет прослушивание «Арии Снегурочки»)

Хор берендеев «Прощай, Масленица»

Жители Берендеева царства — берендеи — тоже радуются приходу весны и справляют свой нехитрый праздник, который называется «Проводы Масленицы». Давайте послушаем хор «Прощай, Масленица», которым заканчивается пролог оперы. Музыка в этом хоре яркая, громкая. В конце зимы берендеи с шумом тащат чучело масленицы на опушку леса. Далеко разносится веселая плясовая песня, шуточное прощание с долгими, надоевшими всем холодами. После того, как завершается прощанье с зимой, берендеи замечают Снегурочку и приглашают ее к себе в деревню.

1. Раным-рано петухи у нас запели,

Про Весну-Красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

2. Уж с проталины меж снегов зачернели,

С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, Масленица!

3. Мы Весны-Красны прихода ожидаем,

С пеньем зимушку провожаем.

Прощай, прощай, Масленица!

(Идет прослушивание «Хора берендеев «Прощай, Масленица»)

Песня Леля «Туча с громом сговаривалась»

Как мы уже говорили, вся музыка оперы «Снегурочка» пронизана народными напевами, мелодиями танцев и игр. Одну из таких песен поет пастух по имени Лель. Он поет да играет, девушек забавляет. Но вот какая особенность. Партию пастуха Леля в опере Н. А. Римского-Корсакова поет женщина. Такова оперная традиция. Если композитор хочет подчеркнуть молодость своего персонажа, то поручает исполнение этой партии женскому голосу. Сейчас мы послушаем песню Леля из оперы «Снегурочка». Она называется «Туча с громом сговаривалась».

Вступление к этой песне напоминает наигрыш пастушьей дудочки, словно бы пастух сам аккомпанирует своему исполнению. Сначала ритм песенки кажется несколько суровым, даже грозным — ведь в ее начале рассказывается о разговоре тучи и грома. Но потом идет рассказ о том, как ходили девушки в лес по ягоды. После каждого куплета идет музыкальный проигрыш, говорящий о настоящем характере песни — веселом, задорном, игривом.

(Идет прослушивание «песни Леля «Туча с громом сговаривалась». На танцевальных моментах песни — проигрышах — дети могут исполнять танцевальные элементы, водить хороводы)

Далее в опере происходят следующие события. К подружке Снегурочке по имени Купава приезжает жених — богатый торговец по имени Мизгирь. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь внезапно полюбил ее. Тогда царь дает задание Мизгирю — растопить ледяное сердце Снегурочки, чтобы на рассвете на Ярилиной горе объявить ее своей женой. А девушку Купаву утешает Лель, и Купава дает обещание выйти за него замуж. Тогда все девушки и парни собираются на Ярилиной горе водить хороводы в честь Ярилы-Солнца.

Хор «А мы просо сеяли»

В своей опере композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков показывает народные гулянья. Вот и сейчас прозвучит хор «А мы просо сеяли». Для его темы композитор использовал подлинную народную мелодию, под которую обычно проводилась игра.

(Идет слушание «хора «А мы просо сеяли»)

Леший, которого Дед Мороз и Весна-Красна оставили охранять Снегурочку, предупреждает ее: «Берегись, Снегурочка! Царь Берендей недоволен тем, что твой отец Мороз захватил власть над его страной. Лето год от года короче, а зима длиннее».

Но Снегурочка, страдая, просит у своей матери — Весны-Красны — немного человеческой любви. Тогда мать дарит Снегурочки свой венок, в котором сокрыт любовных сил родник неистощимый. Надев венок, первый человек, которого увидит Снегурочка первым, будет ее суженным. Так Снегурочка встретила Мизгиря и ответила своим чувством на его любовь.

Вот и заканчивается наш рассказ об опере Снегурочка», весенней сказке.

Композитор Н. А. Римский-Корсаков так написал о ее создании: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». В этой опере даже трудно отличить настоящие народные мелодии от тех, что были сочинены самим ее автором. А сочинил ее Римский-Корсаков в 1881 году. Вот так долго ей удается удержать народную любовь.

Мы познакомились с этой оперой и ее персонажами. И как прекрасно, что сказка закончилась так хорошо!

«Путешествие по театрам». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе Цель: Закрепление знаний детей о различных видах театра. Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «опера» (ария, хор); Определять настроение.

Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с оперой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №79» муниципального образования города.

Источник

Музыкальный образ Снегурочки в самой поэтичной опере Римского-Корсакова

«Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова, любимейшее его сочинение, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; холодное дитя природы, она всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с удивительной правдивостью показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.

С особой щедростью наделил композитор своими великолепными мелодиями главную героиню Снегурочку. Основа музыкальной характеристики Снегурочки — группа лейтмотивов . Главная тема Снегурочки, по определению автора оперы, — «характера лёгкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление», — рисует её как наивное дитя природы, ещё не знающего чувства любви.

В Арии Снегурочки лёгкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано :

С подружками по ягоду ходить, на оклик их весёлый отзываться: «А-у, а-у!»

Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «тёплые» краски кларнета. Ария имеет трёхчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

В сумеречки тебя утешу, песню под наигрыш метели запою, запою весёлую.
Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является лирически-проникновенная ариетта «Слыхала я». В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:
Слыхала я, слыхала, слыхала, мама, я и жаворонков пенье, дрожащее над нивами.. .

В четвёртом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

Как больно здесь!Как сердцу тяжко стало:тяжелою обидой,словно камнем,на сердце пал цветок.

Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии её образа — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Прощаясь с жизнью, с подругами, с милым женихом, Снегурочка восторженно благодарит Весну за её чудесный дар — чувство любви.

Но что со мной? Блаженство или смерть?

А.Н. Островский восторженно принял оперу: «Музыка Корсакова к моей Снегурочке удивительна, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Сегодня исполняется 175 лет со Дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Источник

Оцените статью