- Наука искусства.
- Прометеев аккорд.
- Музыка как идея
- Магия искусства
- Ультрахроматические гармонии
- Симфония огней
- Синтез искусств
- Прометеев аккорд
- Примечания
- Смотреть что такое «Прометеев аккорд» в других словарях:
- Прометеев аккорд
- Мистический аккорд — Mystic chord
- Содержание
- Номенклатура
- Качества
- Использование Скрябиным
- Использование другими композиторами
Наука искусства.
Прометеев аккорд.
Музыка как идея
До Скрябина музыка существовала как иллюстрация настроений. Скрябин сделал ее отпечатком идеи. Толчком для этого стала личная трагедия молодого пианиста. Еще мальчиком заявивший о своем таланте исполнителя, он так усердно занимался, что «переиграл», как говорят музыканты, руку, повредил мышцы кисти. Травма стала не только толчком для сочинения
Столкновение противоположных форм искусства привело к экспериментам и рождению новых идей в искусстве.
Магия искусства
Заря XX века подарила акмеизм и футуризм литературе, «Мир искусства», кубизм, примитивизм и абстракционизм — живописи. Столкновение противоположных форм искусства привело к экспериментам и рождению новых идей в искусстве. Искусство становится магией, а художник — пророком и теургом, соратником высшего божества в сотворении мира. Скрябин убеждается в магической силе музыки и ищет новые формы выражения музыки, способные воплотить роящиеся в его воображении музыкальные образы. Музыка как воплощение мироздания стала его грандиозной идеей. «Многие мистические ощущения нельзя рассказать в словах, но звуками они передаются. Вот почему музыканту путь легче», — пишет он.
Ультрахроматические гармонии
В музыке Скрябина нет конца и нет начала, это океан бурлящих страстей, бесконечность, выраженная в звуке. С рождения наделенный даром так называемого «цветного слуха», Скрябин ищет возможностей создания светоносных гармоний. Это желание так сильно, что после сочинения «Поэмы экстаза» композитор ослеп, к счастью, ненадолго. Лучезарность собственного сочинения ослепила его своей мощью.
Соединив мелодию с гармонией, Скрябин занимается синтезом света и тьмы, духа и материи. Он делит тональности на духовные и земные, материальные. Соответственно он делил и цвета. Красный — цвет ада, синий и фиолетовый — духовные цвета. Еще в 1665 году Исаак Ньютон разложил музыкальную октаву на солнечный спектр с помощью стеклянной призмы. Нота до соответствовала красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зеленому, ля — желтому, а си — оранжевому. Музыкальный спектр Скрябина отличен от ньютоновского: нота ре была желтой, ми — голубой, соль — оранжевой, ля — зеленой, си — синей.
Симфония огней
В симфонической поэме «Прометей» Скрябин пишет партию света, изобретает для нее специальный инструмент — световой клавир. «Я хочу, чтобы была симфония огней. Я хочу, чтобы вся зала была заполнена огнями», — восклицает увлеченный своей идеей композитор. Он мечтает о движущихся линиях и формах, громадных огненных столбах, текучей архитектуре. Возможности для реализации этого проекта появились только во второй половине XX века, а эксперименты по ее реализации продолжаются по сей день. Недавно ученые разработали так называемый хромотональный синтезатор, способный связать воедино музыку, цвет и видеоряд. «Прослушивая» музыкальное произведение, прибор улавливает мельчайшие нюансы звуковых сигналов и в реальном времени преобразует их в световые волны.
Синтез искусств
Синтез искусств «Прометея» движется от синих тонов к красным и возвращается к «духовным» цветам. Шествие, танцы, ароматы, краски, движущаяся архитектура, стихи, ни на что не похожие звуки, лучи заката и мерцание звезд — все существующие, забытые и несозданные виды искусства объединяет музыка Скрябина. Это максимализация идеи в высшем ее воплощении, идеи, которая отточена до алмазного блеска и не позволяет последователям ничего, кроме эпигонства.
Источник
Прометеев аккорд
Состав аккорда: | ||
большая секунда | ||
большая секста | ||
большая терция | ||
малая септима | ||
увеличенная кварта | ||
прима |
Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс, который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии [1] .
В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонально-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи» [2] , а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления ХХ века» [3] . Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского [3] .
По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина [4] .
Аккорд состоит из следующих звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез [1] .
Примечания
- ↑ 12Прометеевский аккорд — Гуманитарный словарь — Яндекс.Словари. slovari.yandex.ru. Архивировано из первоисточника 11 апреля 2012.Проверено 5 декабря 2011.
- ↑Б.Г. ГниловКультурно-динамический ресурс «европейско-русского» фортепианного концерта в личностном, национально-культурном и художественно-системном измерении. lichnost-kultura.narod.ru. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 5 декабря 2011.
- ↑ 12Борис Гнилов, кандидат искусствоведенияРусский шпиль европейского фортепианного концерта. Журнал «Человек без границ». Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 5 декабря 2011.
- ↑А. И. БандураКосмическая тема в музыке и философии А.Н.Скрябина. lib.icr.su. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 5 декабря 2011.
Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд
Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Прометеев аккорд» в других словарях:
Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия
Пауэр-аккорд — E5 play (инф.) … Википедия
Тристан-аккорд — аккорд f h dis1 gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан аккорд визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом. Содержание 1 Краткая характеристика … Википедия
Кластерный аккорд — (от англ. cluster гроздь) многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. Кластерные… … Википедия
Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия
Скрябин А. Н. — Александр Николаевич (25 XII 1871 (6 I 1872), Москва 14 (27) IV 1915, там же) рус. композитор и пианист. Отец композитора Николай Александрович С. был дипломатом в Турции; мать Любовь Петровна (урожд. Щетинина) была незаурядной пианисткой … Музыкальная энциклопедия
Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия
Буквенно-цифровое обозначение аккорда — Буквенно цифровое обозначение аккорда метод упрощённой записи музыкальных композиций, исполняемых в определённых музыкальных стилях, чаще всего использующийся для записи партий ритм гитары или других аккомпанирующих инструментов[1].… … Википедия
Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия
Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия
Источник
Прометеев аккорд
Состав аккорда: | ||
большая секунда | ||
большая секста | ||
большая терция | ||
малая септима | ||
увеличенная кварта | ||
прима |
Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии [1] .
В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи» [2] , а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления ХХ века» [3] . Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского [3] .
По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина [4] .
Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре [1] .
Источник
Мистический аккорд — Mystic chord
Компонентные интервалы от корня | |
---|---|
основная секунда | |
основной шестой | |
большая треть | |
второстепенный седьмой | |
дополненный четвертый | |
корень | |
Форте нет. | |
6–34 |
В музыке , то мистический аккорд или Prometheus аккорд является шесть-нотная синтетический аккорд и связанный с ним масштаб , или сбор основного тона ; которая в некоторой степени служит гармонической и мелодической основой для некоторых из более поздних произведений русского композитора Александра Скрябина . Однако Скрябин не использовал аккорд напрямую, а скорее извлекал материал из его транспозиций .
Будучи укорененным в C, мистический аккорд состоит из классов высоты тона : C, F ♯ , B ♭ , E, A, D.
Это часто интерпретируются как пятиэтажный гексахорд , состоящего из дополненных четвёртых , уменьшались четвёртым, дополненной четвёртым, и два совершенных четвертями . Однако аккорд может быть записан по-разному, и он связан с другими наборами высоты тона, такими как гексатоническое подмножество шкалы обертонов , в котором отсутствует идеальная квинта.
Содержание
Номенклатура
Термин «мистический аккорд», кажется, происходит от сильного интереса Скрябина к теософии , и предполагается, что этот аккорд отражает этот мистицизм. Он был придуман Артуром Иглфилдом Халлом в 1916 году.
Он также известен как «аккорд Прометея» после того, как он широко использовался в его работе « Прометей: Поэма огня» , соч. 60. Термин придумал Леонид Сабанеев .
Сам Скрябин назвал это «аккордом плеромы » (аккорд плеромы аккорд плеромы ), который «был разработан, чтобы дать возможность мгновенно постичь , то есть раскрыть то, что, по сути, было недоступно человеческому разуму для осмысления. Его сверхъестественная неподвижность была такой. гностические намка скрытой инаковости «.
Качества
Джим Самсон отмечает, что он хорошо сочетается с главным образом доминирующим качеством звучания и гармонии Скрябина, поскольку он может принимать доминирующее качество на C или F ♯ . Эта тритоновая связь между возможными разрешениями важна для гармонического языка Скрябина, и это свойство разделяет французская шестая (также заметная в его работе), синтетический аккорд которой можно рассматривать как расширение. В приведенном ниже примере показан мистический аккорд, переписанный как французский шестой с нотами A и D в качестве расширений:
Набор высоты тона связан с октатонической шкалой , всей шкалой тонов и французской шестой , все из которых способны к разному количеству транспозиций. Например, аккорд представляет собой целую шкалу тонов с одной нотой, увеличенной на полутон ( гексахорд «почти весь тон» , иногда обозначаемый как «целый тон плюс»), и это изменение позволяет использовать большее разнообразие ресурсов посредством транспонирования.
Леонид Сабанеев интерпретировать аккорд Прометея как гармоник 8 до 14, без 12 ( 1 , 9 , 5 , 11 , 13 , 7 = С, D, Е, F ↑ , А ♭ , B ♭ ), но 11 — й гармоники 48,68 центов от тритона (F ♯ ), 13 — й гармоники 59,47 цента от основной шестой (A ♮ ).
Однако, по словам Карла Дальхауза , «интервал-расстояние ряда естественных тонов [обертонов] [. ], считая до 20, включает в себя все, от октавы до четверти тона, (и) полезные и бесполезные музыкальные произведения. тона. Ряд естественных тонов [гармонический ряд] оправдывает все, то есть ничего ». Эллиотт Антоколец говорит, что «так называемый« мистический аккорд »» аппроксимирует гармоники с 7 по 13 ( 7 , 8 , 9 , 10 , ( 11 ,) 12 , 13 = C, D — , E , F ♯ , (G ↑ — , ) А , В ♭ — ). Играть ( помощь · информация )
Использование Скрябиным
Некоторые источники предполагают, что большая часть музыки Скрябина полностью основана на аккорде, поскольку целые отрывки представляют собой не что иное, как длинные последовательности этого аккорда, без изменений, на разных тонах; но это бывает редко. Чаще всего ноты переупорядочиваются, чтобы предоставить разнообразный гармонический или мелодический материал. Некоторые поздние пьесы Скрябина основаны на других синтетических аккордах или гаммах, которые не основаны на мистическом аккорде.
Сегодня, кажется, существует общее мнение, что мистический аккорд не является ни ключевым, ни порождающим элементом в методе Скрябина.
Другие источники предполагают, что метод организации высоты тона Скрябина основан на упорядоченных шкалах с градусами шкалы. Поскольку мистический аккорд — это синтетический аккорд , гамма, из которой он происходит, иногда называемая «гаммой Прометея», является примером синтетической гаммы .
Например, группа фортепианных миниатюр (соч. 58, соч. 59/2 , соч. 61, соч. 63, соч. 67/1 и соч. 69/1) управляется акустической и / или октатонической гаммой. .
Вопреки многим описаниям аккорда в учебниках, в которых звучность представлена как серия наложенных четвертов, Скрябин чаще всего манипулировал голосом для создания множества мелодических и гармонических интервалов. Редкий пример чисто квартального интервала можно найти в Пятой сонате для фортепиано (мм. 264 и 268). Меры 263–264 показаны ниже.
\ ( 4 8 4 fis8_ (a4 fis8) \)> >> \ new Staff > >>> «>
Неполные версии аккорда, целиком разделенные на четверти, встречаются значительно чаще, например, в Deux Morceaux, Op. 57.
По словам Джорджа Перла , Скрябин использовал этот аккорд в том, что он называет предварительную последовательную манеру, создавая гармонии , аккорды и мелодию . Однако, в отличие от техники двенадцати тонов, на которую ссылается Перл, Скрябин, как и Перл, не использовал свой мистический аккорд как упорядоченный набор и не беспокоился о повторении или пропуске нот или совокупной комбинаторности .
Использование другими композиторами
С ростом использования более диссонирующих звуков некоторые композиторы 20-го и 21-го веков использовали этот аккорд по-разному.
Источник