Прометеевский аккорд скрябина это

Прометеев аккорд

  • Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии.

В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи», а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления XX века». Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского.

По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина.

Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре.

Связанные понятия

Для римской нотации в музыке используют римские цифры, чтобы отразить аккорды. Римские цифры (I, II, III, IV, …) обозначают ступени гаммы (первая, вторая, третья, четвёртая, …); а также используются для обозначения основного тона, на котором построен аккорд. Например, III обозначает третью ступень гаммы или аккорд, который построен на ней. В целом, заглавные римские цифры (такие как I, IV, V) отражают мажорные аккорды, в то время как маленькие (такие как i, iv, v) минорные аккорды (см. Мажор и Минор.

Имитáция (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах. Первоначальный голос называется пропоста (от итал. proposta — предложение), имитирующий голос — риспоста (от итал. risposta — ответ). Риспост может быть несколько, в зависимости от количества голосов. Различают интервал имитации (по начальному звуку), расстояние (по протяжённости пропосты), и сторону (выше или ниже пропосты). От канонической простая.

Читайте также:  Звук аккорд для гитары

Источник

Мистический аккорд — Mystic chord

Мистический аккорд
Компонентные интервалы от корня
основная секунда
основной шестой
большая треть
второстепенный седьмой
дополненный четвертый
корень
Форте нет.
6–34

В музыке , то мистический аккорд или Prometheus аккорд является шесть-нотная синтетический аккорд и связанный с ним масштаб , или сбор основного тона ; которая в некоторой степени служит гармонической и мелодической основой для некоторых из более поздних произведений русского композитора Александра Скрябина . Однако Скрябин не использовал аккорд напрямую, а скорее извлекал материал из его транспозиций .

Будучи укорененным в C, мистический аккорд состоит из классов высоты тона : C, F ♯ , B ♭ , E, A, D.

Это часто интерпретируются как пятиэтажный гексахорд , состоящего из дополненных четвёртых , уменьшались четвёртым, дополненной четвёртым, и два совершенных четвертями . Однако аккорд может быть записан по-разному, и он связан с другими наборами высоты тона, такими как гексатоническое подмножество шкалы обертонов , в котором отсутствует идеальная квинта.

Содержание

Номенклатура

Термин «мистический аккорд», кажется, происходит от сильного интереса Скрябина к теософии , и предполагается, что этот аккорд отражает этот мистицизм. Он был придуман Артуром Иглфилдом Халлом в 1916 году.

Он также известен как «аккорд Прометея» после того, как он широко использовался в его работе « Прометей: Поэма огня» , соч. 60. Термин придумал Леонид Сабанеев .

Сам Скрябин назвал это «аккордом плеромы » (аккорд плеромы аккорд плеромы ), который «был разработан, чтобы дать возможность мгновенно постичь , то есть раскрыть то, что, по сути, было недоступно человеческому разуму для осмысления. Его сверхъестественная неподвижность была такой. гностические намка скрытой инаковости «.

Качества

Джим Самсон отмечает, что он хорошо сочетается с главным образом доминирующим качеством звучания и гармонии Скрябина, поскольку он может принимать доминирующее качество на C или F ♯ . Эта тритоновая связь между возможными разрешениями важна для гармонического языка Скрябина, и это свойство разделяет французская шестая (также заметная в его работе), синтетический аккорд которой можно рассматривать как расширение. В приведенном ниже примере показан мистический аккорд, переписанный как французский шестой с нотами A и D в качестве расширений:

Набор высоты тона связан с октатонической шкалой , всей шкалой тонов и французской шестой , все из которых способны к разному количеству транспозиций. Например, аккорд представляет собой целую шкалу тонов с одной нотой, увеличенной на полутон ( гексахорд «почти весь тон» , иногда обозначаемый как «целый тон плюс»), и это изменение позволяет использовать большее разнообразие ресурсов посредством транспонирования.

Леонид Сабанеев интерпретировать аккорд Прометея как гармоник 8 до 14, без 12 ( 1 , 9 , 5 , 11 , 13 , 7 = С, D, Е, F ↑ , А ♭ , B ♭ ), но 11 — й гармоники 48,68 центов от тритона (F ♯ ), 13 — й гармоники 59,47 цента от основной шестой (A ♮ ).

Однако, по словам Карла Дальхауза , «интервал-расстояние ряда естественных тонов [обертонов] [. ], считая до 20, включает в себя все, от октавы до четверти тона, (и) полезные и бесполезные музыкальные произведения. тона. Ряд естественных тонов [гармонический ряд] оправдывает все, то есть ничего ». Эллиотт Антоколец говорит, что «так называемый« мистический аккорд »» аппроксимирует гармоники с 7 по 13 ( 7 , 8 , 9 , 10 , ( 11 ,) 12 , 13 = C, D — , E , F ♯ , (G ↑ — , ) А , В ♭ — ). Играть ( помощь · информация )

Использование Скрябиным

Некоторые источники предполагают, что большая часть музыки Скрябина полностью основана на аккорде, поскольку целые отрывки представляют собой не что иное, как длинные последовательности этого аккорда, без изменений, на разных тонах; но это бывает редко. Чаще всего ноты переупорядочиваются, чтобы предоставить разнообразный гармонический или мелодический материал. Некоторые поздние пьесы Скрябина основаны на других синтетических аккордах или гаммах, которые не основаны на мистическом аккорде.

Сегодня, кажется, существует общее мнение, что мистический аккорд не является ни ключевым, ни порождающим элементом в методе Скрябина.

Другие источники предполагают, что метод организации высоты тона Скрябина основан на упорядоченных шкалах с градусами шкалы. Поскольку мистический аккорд — это синтетический аккорд , гамма, из которой он происходит, иногда называемая «гаммой Прометея», является примером синтетической гаммы .

Например, группа фортепианных миниатюр (соч. 58, соч. 59/2 , соч. 61, соч. 63, соч. 67/1 и соч. 69/1) управляется акустической и / или октатонической гаммой. .

Вопреки многим описаниям аккорда в учебниках, в которых звучность представлена ​​как серия наложенных четвертов, Скрябин чаще всего манипулировал голосом для создания множества мелодических и гармонических интервалов. Редкий пример чисто квартального интервала можно найти в Пятой сонате для фортепиано (мм. 264 и 268). Меры 263–264 показаны ниже.

\ ( 4 8 4 fis8_ (a4 fis8) \)> >> \ new Staff > >>> «>

Неполные версии аккорда, целиком разделенные на четверти, встречаются значительно чаще, например, в Deux Morceaux, Op. 57.

По словам Джорджа Перла , Скрябин использовал этот аккорд в том, что он называет предварительную последовательную манеру, создавая гармонии , аккорды и мелодию . Однако, в отличие от техники двенадцати тонов, на которую ссылается Перл, Скрябин, как и Перл, не использовал свой мистический аккорд как упорядоченный набор и не беспокоился о повторении или пропуске нот или совокупной комбинаторности .

Использование другими композиторами

С ростом использования более диссонирующих звуков некоторые композиторы 20-го и 21-го веков использовали этот аккорд по-разному.

Источник

Прометеев аккорд

Прометеев аккорд

Состав аккорда:
большая секунда
большая секста
большая терция
малая септима
увеличенная кварта
прима

Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии [1] .

В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи» [2] , а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления ХХ века» [3] . Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского [3] .

По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина [4] .

Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре [1] .

Источник

Именные аккорды в истории музыки

Некоторые аккорды в теории музыки стали именными, так как были «придуманы» или употреблены в уникальном контексте конкретными композиторами. По большей части, это были композиторы эпохи романтизма, которая в целом ознаменовалась существенным расширением гармонического языка музыки.

Такие именные аккорды получили свои названия либо по именам самих композиторов, либо по названиям тех произведений, в которых они были использованы. Ниже — некоторые из наиболее известных именных аккордов.

Тристан-аккорд

Это на первый взгляд обычный полууменьшённый септаккорд (в классической теории музыки — «малый септаккорд»), записанный нотами фа, си, ре-диез, соль-диез, оказавшийся в роли лейтгармонии в опере Richard Wagner (1813 — 1883) «Tristan und Isolde».

Этот диссонирующий (но, в то же время, достаточно мягко звучащий) аккорд многократно звучит в исходном произведении, преднамеренно оставаясь неразрешённым, что соответствует драматической концепции.

Согласно некоторым мнениям, этот аккорд нельзя рассматривать в терминах функциональной гармонии, согласно мнениям других — это обращение (терцквартаккорд) двойной доминанты (си, ре-диез, фа, ля) в тональности ля минор, с неаккордовым звуком — соль-диез, который тяготеет в аккордовый звук ля. В то же время, это не единственная функциональная роль этого аккорда, поскольку в других местах той же оперы он умышленно помещается композитором в другие контексты.

Аккорд «Петрушка»

Это политональное образование, использованное в балете Игоря Стравинского (1882 — 1971) «Петрушка». Формально это два мажорных трезвучия, C и F♯, взятые одновременно, создающие весьма диссонирующий аккорд. Иными словами, это два мажорных трезвучия, взятые одновременно в интервале тритона.

Можно попытаться взять этот аккорд на гитаре (проще в другой тональности, чтобы использовать открытые струны):

На схеме выше струны 6,5,4 содержат мажорное трезвучие Bb (основной тон на пятой струне), а струны 3,2,1 — мажорное трезвучие E (основной тон на первой струне). Оригинальный аккорд «Петрушка» был взят в весьма похожем расположении и интервалах.

Не исключено, что этот аккорд был позаимствован Стравинским у более ранних композиторов, потому что его можно найти в концерте «Malédiction» S.121 Ференца Листа или в фортепианной работе «Jeux d’eau» Мориса Равеля.

Звуки аккорда «Петрушка» составляют некую искусственную гексатонику (шестиступенную гамму), которую иногда называют тритоновой гаммой («tritone scale») или вспомогательной уменьшённой гаммой («auxiliary diminished scale»).

Прометеев аккорд

Этот аккорд появился у русского композитора и пианиста Александра Скрябина (1871 — 1915) в его «Поэме огня» и состоит из шести звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля и ре.

Он является квартовой структурой и был назван некоторыми музыковедами «вратами» в музыкальный авангард XX века.

Можно попытаться взять этот аккорд на гитаре (проще в другой тональности, чтобы использовать открытые струны):

Источник

Оцените статью