Пропадает сигнал с гитары

Шесть наиболее частых проблем с электрогитарой и их решение

Итак, вы умеете играть на гитаре, у вас появился собственный стиль и хорошая техника. Но это только начало. Важным элементом в музыке является звук инструмента. То, как звучит ваша гитара, может как улучшить игру, так и напрочь убить её. Поэтому большое внимание нужно уделять мензуре, электронике, колкам, кабелям и т.п. В этой статье мы рассмотрим шесть основных проблем с инструментом, с которыми встречаются гитаристы чаще всего.

Проблема 1

Гитара строит на открытых струнах, но не строит при игре на ладах выше седьмого.

Решение

Если во время исполнения соло-партии на ладах выше пятого, седьмого или девятого участники группы и слушатели бросают на вас косые взгляды, а вы понимаете, что гитара не строит, значит нужно отстраивать мензуру. Если на бридже вашей гитары отсутствуют сёдла, значит вам не повезло, и при покупке надо было доверить проверку инструмента профессионалу. Но если есть…

Смените струны и подождите некоторое время, пока они натянутся. Теперь можно приступать к работе. Настройте гитару при помощи тюнера, как обычно, а затем обратите внимание на двенадцатый лад. Дёрните струну на двенадцатом ладу и посмотрите на стрелку тюнера, она должна показывать то же значение, что и на открытой струне.

Если на 12-м ладу тон ниже, чем на открытой струне, необходимо затянуть горизонтальный винт на седле этой струны, чтобы уменьшить мензуру. Если стрелка тюнера отклонилась в сторону диеза, ослабьте винт, чтобы увеличить длину струны.

Читайте также:  Какая гитара подходит для панка

Проблема 2

Гитара фонит, когда убираешь руки со струн.

Решение

Все токопроводящие элементы электрогитары, в том числе и струны, должны быть заземлены (обычно на заднюю часть потенциометра).

Одной из наиболее распространенных причин появления характерного гула или фона является ненадлежащее заземление бриджа на гитаре. Чтобы найти провод заземления, необходимо снять крышку отсека электроники (спереди или сзади). Провод должен уходить в корпус (на гитарах в стиле Les Paul) или крепиться к бриджу.

Обычно плохая или некачественная спайка влияет на то, что провод заземления отходит или смещается, и инструмент начинает фонить. Когда же вы кладёте руки на струны гитары, то вы её заземляете и гул прекращается. Проверьте провод и припаяйте его заново, если требуется. Если всё припаяно хорошо, то, вероятно, дело в самом проводе, и его необходимо заменить.

Проблема 3

Ручки громкости и тембра издают скрежет, когда их поворачиваешь.

Решение

Потенциометры на гитарах механические, поэтому они имеют ограниченный срок эксплуатации. Но прежде чем менять их, стоит попробовать просто убрать пыль, которая накопилась внутри и является причиной скрежета. Для этого следует снять крышку и в отсеке электроники найти потенциометр, который требует очистки.

Вам нужно искать металлический корпус вашего регулятора. Очистки требует его внутренняя часть. Посмотрев на заднюю часть потенциометра, вы обнаружите небольшое отверстие.

Возьмите баллончик со спреем-очистителем электрических контактов. Если у него нет тонкой насадки, прикрепите к нему трубочку-соломку и впрысните аэрозоль в отверстие потенциометра. Хорошенько покрутите потенциометр в течение десяти секунд. После этого пыль должна исчезнуть.

Та же процедура проводится с переключателем звукоснимателей.

Проблема 4

Дребезжат колки, гитара не держит строй.

Решение

Болтающиеся колки могут быть причиной отвлекающего дребезжащего шума, а также виновниками того, что инструмент быстро расстраивается. Для решения этой проблемы вооружитесь соответствующей отвёрткой и затяните винты, которые крепят колки к головке грифа.

Если вы обнаружили, что винты не плотно входят в гриф или сорвана резьба, снимите колок и вклейте в резьбовое отверстие немного дерева от обычных спичек. Отпилите лишние части спичек и подождите, пока клей высохнет. Затем снова привинтите колок. Всё готово!

Проблема 5

Электрические помехи.

Решение

Шум и помехи могут стать большой проблемой, особенно если вы играете на синглах. К сожалению, свет, электропроводка и радиосигналы в различных помещениях разные, поэтому иногда с помехами ничего нельзя поделать, только смириться. Однако вы можете добиться того, чтобы снизить помехи настолько, насколько это возможно.

Для начала удостоверьтесь, что в вашей электрогитаре всё хорошо заземлено, потому что если это не так, то инструмент будет ужасно фонить. Сделайте так, чтобы вся ваша сигнальная цепь была как можно короче. Для этого не используйте слишком длинный кабель, а для подключения примочек друг к другу купите специальные патчи.

Наконец, попробуйте экранировать регуляторы и звукосниматели (а также оборотную часть панели-накладки на Stratocaster). Для этого необходимо использовать токопроводящую краску или фольгу для экранирования всего отсека электроники. Здесь придётся повозиться и сначала удалить звукосниматели и регуляторы. Но это стоит того, потому что экранирование снизит шум в разы.

Проблема 6

Сигнал прерывается либо отсутствует совсем.

Решение

Во-первых, проверьте кабель. Подключите один его конец к усилителю, а другой конец зажмите в руке (не забудьте немного уменьшить громкость). Если нет сигнала, то ваш кабель умер.

Если сигнал есть, то проблема в гитаре. Убедитесь, что гнездо, в которое вставляется провод, хорошо прикручено. Если это не так, плотно затяните гайку с помощью гаечного ключа или пассатижей. Хорошие наборы инструментов для ремонта электрогитар делает CruzTools.

Далее, нужно проверить само гнездо. Есть вероятность, что всё дело в контактах. Со временем подпружинная сталь может согнуться или деформироваться и сместиться с исходной позиции, из-за этого теряется контакт с джеком. Вставьте джек в гнездо гитары и немного согните, чтобы подключение стало плотнее.

Источник

Что делать, если фонит гитара?

Несмотря на развитие технологий в области гитаростроения и производства звукового оборудования, каждый гитарист рано или поздно сталкивается с таким неприятным явлением, как гитарный фон. Сегодня мы попробуем разобраться в истоках данного явления, а также дать пару практических советов о том, как же свести количество посторонних шумов и фона к минимуму.

Когда гитара начинает фонить и почему это происходит?

Итак, классическая ситуация: музыкант приносит домой свежекупленную гитарку или новый аппарат (только что приобретенный ли, самодельный ли, комбик, процессор, педаль – не важно – ситуация на то и классическая), подключает все это, выкручивает ручку громкости на десяточку и… Еще до первого удара медиатором по струнам слышит монотонное «шипение» с частотой 50 герц, среди которого иногда можно расслышать интереснейшие радиопередачи и даже телефонные разговоры соседей (хотя для 2019-го это уже не так актуально). Первым в опалу попадает перегруз – музыкант срезает гейн, плотность звука падает, настроение портится, аппарат продается по причине «это потому что я выбрал дешевые модели усилителя/комбика/процессора/примочки», покупаются более дорогие девайсы – и ситуация обычно повторяется. Знакомо? Что ж, тогда давайте разбираться в причинах.

Для начала простой эксперимент: не трогайте настройки вашего диста, а просто поставьте ручку громкости в нулевое положение. Таким образом вы замкнете входную цепь педали/процессора на общий провод. Практически в 10 из 10 случаев гитарный фон исчезнет. Не исчез? Попробуйте поискать причину в гитарном кабеле.

Но что, если гитара перестает фонить после установки громкости на 0? Неужели проблема именно в инструменте? Возможно и так, давайте разберемся вместе.

Схема звукообработки, которая дает всеми любимый эффект перегруза, имеет в своей основе принцип «срезания» сигнала гитары по амплитуде. При этом динамический диапазон звучания инструмента становится более узким, но спектр выходного сигнала обогащается: звук выравнивается, становится более плотным, тягучим, включает в себя большее количество обертонов. Достигается такое «срезание» разными техническими способами – его может обеспечить и наличие в тракте обработке перегруженных ламп, ограничительные диоды в цепи усилителя и некоторые другие решения. Мы поговорим об ограничительных диодах, так как это наиболее простое и частое решение, которое мы можем встретить в современных педалях, процессорах и т.д.

Срез амплитуды сигнала происходит обычно примерно при 0.6В. Однако выходной сигнал электрогитары имеет значительно меньшую среднюю амплитуду – порядка 100мВ (хотя справедливости ради – тут все зависит еще и от звукоснимателей). Поэтому изначально оборудование усиливает гитарный сигнал: при этом происходит усиление как «полезных» составляющих, так и мусора – шумов и наводок. Именно поэтому гитарный фон и наводки исчезают при отключении перегруза – они присутствуют в сигнале, но уже не так слышны.

Обратите внимание на рисунки 1-3. На них мы очень схематично и усредненно изобразили уровень гитарного сигнала до его усиления, после усиления и, наконец, после включения перегруза.

Из первого рисунка видно, что абсолютный уровень гитарного фона крайне низок – он практически неразличим на слух. После усиления сигнала пропорции между основным сигналом и посторонними шумами сохраняются, однако уровень «мусора» в сигнале в абсолютных величинах значительно возрастает. Далее после «среза» сигнала (включаем перегруз) общая схема сигнала ощутимо становится совершенно иной: общие пропорции в звуке меняются, фона становится по ощущения значительно больше. В целом понятно, что фон значительно усиливается и становится слышимым только при использовании «усиливающих» эффектов: дисторшена, овердрайва, при отдельных настройках компрессора/сустейнера.

Что же такое гитарный фон и как его убрать?

Если не вдаваться в сложную физическую терминологию, то наводки и фон – это в подавляющем большинстве случаев следствие возникновения электромагнитного поля, возникающего при прохождении переменного электрического тока по проводнику. Вот тут и возникают сложности с этим явлением: так как любая аппаратура требует электропитания, установить первоначальную причину возникновения гитарного фона крайне сложно. Но можно убрать следствие.

Наиболее дешевым и распространенным способом борьбы с возникновением полей является экранирование. Экран – это металлическая перегородка или кожух, которые соединяют с общим проводом в цепи. Отсюда первая причина возникновения гитарного фона : плохая экранировка гитары или её полное отсутствие . Защищать нужно практически все элементы инструмента, особенно звукосниматели. В качестве потенциометров следует использовать только модели закрытого типа, где экраном выступает корпус потенциометра. Однако даже при самой лучшей экранировке не забывайте про расстояние до гитарного оборудования: в современных комбоусилителях и «головах» устанавливаются сильные трансформаторы, которые создают вокруг себя достаточно сильное электромагнитное поле.

Уровень фона гитары зависит и от типа звукоснимателя. Немного занудства: при параллельном противофазном соединении катушек многие помехи компенсируются. И эта фишка учтена при производстве звукоснимателей типа humbucker, у которого внутри расположено 2 катушки.

Звукосниматели типа Single имеют всего одну катушку, поэтому они значительно хуже защищены от наводок и дают на выходе значительно больше фона. Отсюда еще одна причина и способ борьбы с фоном: попробуйте другую конфигурацию звукоснимателей . На вашей гитаре нету возможности осуществить врезку хамбакера? Инженеры гитарной индустрии обо всем позаботились: сейчас в продаже можно без труда найти датчики с двумя катушка, которые расположены на горизонтально, как в humbucker, а вертикально – то есть внешне это сингл с дополнительной катушкой снизу. Также в продаже есть модели звукоснимателей single, где под главной катушкой устанавливается компенсирующая, но без магнита.

Ну и немного о том, что может быть источником фона помимо гитары. Теоретически, источником фона может быть любое звено тракта звукоусиления: гитара – цепь эффектов – усилитель/комбо – микрофон – микшер – оконечник и, само собой, кабели. Несколько важных советов:

  • Если из кабинета вы получаете звук без фона, но он появляется уже после подзвучки – трясите звукорежиссера.
  • Если в кабинете фон уже присутствует, то необходимо последовательно отключать разные элементы в тракте звукообработки.

Не оставляйте кабель неподключенным: при этом «свободный» джек принимает огромное количество наводок и работает по факту как антенна, т.е. будет создавать фон.

Для быстрой проверки кабеля можно воспользоваться любым предметом из металла, замкнув «свободный» конец провода. Если фон остается, то вероятнее всего проблема в шнуре: либо он где-то перебит, либо повреждена оплетка, либо есть проблемы с пайкой.

Следующий этап борьбы с наводками и гитарным фоном – заземление. Лучше всего играть на аппаратуре, которая полностью заземлена (НЕ НА БАТАРЕЮ).

Наконец, что делать если фон в гитаре не пропадает даже после проверки всех вышеуказанных возможных причин? Проблема может скрываться и во внешнем воздействии : в тракт звукообработки могут проникать наводки по контуру заземления или по силовым цепям питания. В частности, иногда можно слышать фон и наблюдать проблемы с чистотой сигнала, если поблизости работает электродвигатель или, например, сварочный аппарат. Сильное воздействие на достаточно чувствительные входы гитарного оборудования могут оказывать индуктивные наводки, которые возникают под действием сильных электромагнитных полей. Здесь можно посоветовать попробовать эксперименты с параметрической эквализацией. Вы можете управлять частотами, шириной полосы и уровнем сигнала в выбранной полосе частот. Настраиваемся на частоту 50 Гц, максимально сужаем ширину полосы и пробуем ослабить уровень сигнала по данной частоте.

Наконец, один из самых безболезненных способов снизить уровень шумов и фона в гитарном сигнале – noise gate или педаль шумоподавления . Сейчас она есть практически у каждого музыканта вне зависимости от того, что он использует – процессора или цепь примочек. И мы крайне рекомендуем вам также обязательно включить noise gate в свою цепь и «подружиться» с ними, так как даже самое качественное оборудование периодически будет снабжать вас головной болью в виде наводок и фона. Принцип работы «шумодава» достаточно прост: он перестает пропускать сигнал, который по громкости ниже заданного уровня. Таким образом noise gate передает дальше по тракту только «полезный» сигнал, обрезая призвуки и шумы. Но у всего есть своя цена: вместе с ненужными примесями в сигнале обрезаются и некоторые дополнительный гармоники, что может сделать звук более бедным. Поэтому для каждого сочетания оборудования необходимо подбирать индивидуальную настройку шумоподавления, чтобы достичь золотой середины в сочности и чистоте сигнала.

Итак, краткие выводы о том, что делать, если ваша гитара фонит:

  • Проверьте гитару: она должна быть хорошо экранирована;
  • Хотите много перегруза? Смотрите в сторону звукоснимателей с двумя катушками (хамбакеры либо специальные синглы);
  • Проверьте свои кабели на предмет повреждения пайки и оплетки;
  • Старайтесь использовать заземленное оборудования;
  • Обзаведитесь и научитесь пользоваться педалью Noise Gate;
  • Обращайте внимание на внешние факторы: работающее рядом мощное оборудования может создавать сильнейшие электромагнитные поля, которые усиливают гитарный фон.

Материал подготовлен специалистами Струнки.ру.

Источник

Оцените статью