Проснак море ноты для хора

Хоровая миниатюра «Море» (слова К. Хрустельской, музыка К. Проснака, русский текст Н. Мицкевича)

Важные этапы истории польской музыки ХIХ-ХХ вв. Жизненный и творческий путь К. Проснака (1898-1976). Образное содержание хоровой миниатюры «Море». Анализ литературного текста, музыкально-теоретический, вокально-хоровой анализ, исполнительские сложности.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.06.2017
Размер файла 28,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Могилёвская государственная гимназия-колледж искусств

По специальности: «Дирижирование»

На тему: «Хоровая миниатюра «Море» (слова К. Хрустельской, музыка К. Проснака, русский текст Н. Мицкевича)»

Автор: учащаяся III курса Пестова Марина

Преподаватель: Галузо В.В.

1. Важнейшие этапы истории польской музыки ХIХ-ХХ веков

2. Жизненный и творческий путь К. Проснака (1898-1976)

3. Образное содержание хоровой миниатюры «Море»

4. Анализ литературного текста

5. Музыкально-теоретический анализ

6. Вокально-хоровой анализ, исполнительские сложности

7. Дирижерские задачи

1. Важнейшие этапы истории польской музыки ХIХ-ХХ веков

Этапы истории польской музыки XIX XX вв. носили, если так можно выразиться, монологический характер. 20-40 годы ХIХ века — шопеновская эпоха. У себя на родине Шопен ни с кем не мог вести равноправного творческого диалога. 50-70 годы связаны с именем Монюшко.Он внёс огромный вклад в оперную и вокальную польскую музыку . Опираясь на художественные традиции Шопена, а также М. И. Глинки и А.С. Даргомыжского, Монюшко окончательно утвердил тип национальной польской оперы, развив своеобразные черты народной песенности и танцевальной музыки.

В 1920-30-е гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского. Благодаря Шимановскому образуется группа молодых прогрессивных музыкантов, объединившаяся под названием «Молодая Польша». В нее вошли Г.Фительберг, Людомир Ружицкий, М.Карлович и К.Шимановский. К ним тяготели Рубинштейн и еще несколько высокоодаренных артистов, составляющих исполнительский актив «Молодой Польши».

«Молодая Польша» декларировала борьбу за новую польскую музыку, не теряющую своих национальных традиций, но не отстающую от достижений музыки европейской. Таков был лозунг и реальная платформа.

Группа была очень неоднородна: Фительберга поглощала дирижёрская деятельность, поэтому сочинением музыки он занимался от случая к случаю; Ружицкий больше жил в Германии, не отличался последовательностью эстетических взглядов и устремлений, но вместе, имея в центре такую сильную фигуру как Шимановский, — они составляли внушительный авангард, борющийся за музыкальный прогресс Польши. Центром культуры того времени был Париж. Множество молодых польских музыкантов (Перковский, Войтович, Маклякевич, Вехович, Шелиговский) стремятся попасть в Париж с целью изучения основ неоклассицизма (в этом стиле использование выразительных средств было более сдержанным, в отличие от романтизма).

Вторая мировая война и 6-летняя фашистская оккупация (1939-1945) почти полностью парализовали музыкальную жизнь страны, большое число нот и рукописей произведений современных композиторов погибла во время Варшавского восстания (1944) . После 1945 года в Польше началось восстановление музыкальной культуры благодаря деятельности композиторов (Перковского, Лютославского, Веховича, Мычельского), дирижёров (Скровачевского, Вислоцкого, Ровицкого).

Общий подъём культуры отразился на характере музыкального искусства: многие композиторы обратились к использованию польского музыкального фольклора и созданию массовых хоровых и сольных песен. В то время в Польше звучали такие песни как : «Направо- мост, налево- мост» А.Градштейна; «Красный автобус», «Дождь» В.Шпильмана; «Марысь-Марысю» В.Рудзиньского.

Большую популярность среди профессиональных жанров преобрела кантата и оратория. Обращались к жанру кантаты Б.Войтович («Кантата во славу труда»), Я.Кренц («Два города — Варшава — Москва»), К.Вилкомирский («Вроцлавская кантата») .

В послевоенные годы также начали восстанавливаться музыкальные учреждения. Их количество увеличилось в 2 раза. Создано 19 симфонических оркестров, 8 оперных тетров, 16 театров оперетты, 7 консерваторий, около 120 средних и начальных музыкальных школ. Широкий размах получила муз. самодеятельность. С кон. 1940-х гг. интенсивно развивается конц. жизнь. Были созданы многочисленные вокальные ансамбли старинной музыки: в Познани (хор под рук. Стулигроша), в Кракове (капелла «Краковенсе») .Ещё большую популярность приобретает конукрс, известный в довоенные годы- конкурс пианистов им. Ф.Шопена, конкурс скрипачей им.Г.Венявского.

Ежегодным фестивалем современной музыки становится фестиваль «Варшавская осень». Главной задачей этих мероприятий является приобщение польской аудитории к музыке ХХ века. В сер. 50-х гг. в творчестве польских композиторов проявились новые разнородные тенденции такие как :додекафония (в переводе с древнегреч. «двенадцать» («dodeka») и «звук» («phonё») ), алеаторика (от лат. Alea- игральные кости), сонористика (от лат. sono- звук) . Давние опыты омузыкаливания речевой интонации, введение в музыкальную ткань шепота, имитации говора толпы, шипящих привели к интересным произведениям Пендерецкого, Твардовского, Сероцкого, Бёрда. Особенно важным событием стало исполнение «Страстей по Луке» Пендерецкого. Это произведение стало большим ударом по навязыванию музыке «малых задач», по обессмысливанию самой сущности музыкального искусства. Несмотря на ряд различий в направлении творческих исканий общими для современной польской композиторской школы являются тяготение к монументальным формам, острая экспрессивность. В настоящее время произведения вышеперечисленных польских композиторов занимают достойное место в репертуаре ведущих исполнителей во всём мире, являются неотъемлемой частью конкурсных программ международных конкурсов и фестивалей, объектом изучения музыковедов и имеют целую плеяду горячих поклонников, как в Польше, так и за её пределами.

2. Жизненный и творческий путь К. Проснака (1898-1976)

Кароль Проснак больше известен у себя на родине и за рубежом как руководитель хоровых коллективов — смешанного хора им. Монюшко и мужского хора «Эхо» — чем композитор. Среди его сочинений — оперы для юношества, оркестровые произведения, романсы, фортепианные пьесы. Но популярность и признание у нас в стране он получил именно как автор произведений для хора.

Родился Проснак 14 сентября 1898 года в Пабьяницах. После окончания средней школы в Пабьяницах переезжает в г. Лодзь, где занимается музыкой на музыкальных курсах. Завершает своё музыкальное образование в Варшаве. В течение 20 лет Проснак- профессор пения в средних школах Лодзи.

Проснак не ограничивался только педагогической деятельностью. Он дирижёр и руководитель многих хоровых коллективов, дирижирует филармоническим оркестром г.Лодзь, занимается композиторской деятельностью. Его творчество было заслуженно отмечено. Так, в 1923 г. В Варшаве Прснаку была присуждена I премия за прелюдию для фортепиано, в 1924 г. — в Познани- за поэму для 8-голосного хора а cappella «Бужа морска», в 1926 г. в Чикаго — I премия за произведение для смешанного хора a cappella «Возвращение весны». В 1928 г. в Познани_ II премия за «Три песни» для смешанного хора a cappella («Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн») . В 1965 г. в США Каролю Проснаку была присвоена «Золотая медаль» за создание великолепных произведений для польских хоров. Помимо этого, хоровое творчество a cappella представлено следующими сочинениями: «Две мышки», «Соловей и роза», «Сарадзинская свадьба». Проснаком написано два цикла о море . Первый — «Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн». Второй- «Море», «Прелюдия», «Баркарола». А также хоры с оркестром -«Молитва деревьев», «Свадьба», «Торжественный полонез».

В нашей стране опубликовано не много произведений К. Проснака, но даже по ним можно судить о большом таланте и мастерстве композитора. Несмотря на то, что его творчество мало изучено, его произведения прочно вошли в исполнительский состав многих хоровых коллективов и изучаются в классе дирижирования в высших и средних специальных учебных заведениях.

польский музыка проснак хоровой

3. Образное содержание хоровой миниатюры «Море»

Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью .Образ моря всегда был объектом внимания художников, композиторов и поэтов.

Море стало основной темой творчества Ивана Константиновича Айвазовского- художника -мариниста, который оставил великое наследие своего творчества, которым не возможно не восхищаться. Им было написано около шести тысяч картин о море .Картины «Девятый вал», «Море. Коктебель», «Радуга», «Чёрное Море» — показывают море в разных состояниях. Море представлено также в картинах Клода Моне, Фёдора Алексеева, Ван Гога.

О море писали Пушкин, Жуковский, Толстой, Грин, Толстой, Цветаева. Воспевал морскую стихию в своих стихах Ф.Тютчев:

Образ моря нашел своё отражение и в музыке.С особой выразительностью море было изображено в творчестве Н.А.Римского-Корсакова, К.Дебюсси, Б.Бриттена, А.Бородина. Музыкальные произведения, в изображено море: вступление к опере «Садко» или первая часть симфонической сюиты «Шехерезада. «Море и корабль Синдбада» — Н.А.Римского-Корсакова; симфонический эскиз «Море» К.Дебюсси. Фрагмент «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.

Очень образно показано море в хоровой музыке К.Проснака. Море в его сочинениях изображается то порывистым и спокойным, ясным и мирным.Триптих «Песни о море» был написан Проснаком в 1938 году. «Песни о море» — это небольшие произведения, требующие от исполнителей высокого уровня исполнительского мастерства.

Для создания триптиха Проснак выбрал проникновенные стихи Кристины Хрустельской.

4. Анализ литературного текста

Анализ литературного текста в общепринятом контексте в хоровой миниатюре «Море» не может быть осуществлён, потому что мы имеем дело с переводом Н.Мицкевича, который отдельно от музыкального текста не может являться объектом литературного анализа, так как отсутствует привычная система стихосложения. Текст более приближен к прозе, рифма практически отсутствует. Определенного литературного размера стихотворение не имеет. Следует отметить, что перевод сделан довольно близко к тексту оригинала. Благодаря хорошему переводу Н. Мицкевича, в стихотворении сохранились звукоизобразительные эффекты, которые использованы в тексте оригинала.

1. Простор безбрежный лазурных волн

Дикий ветер с воем низринется из-за туч.

Чёрной бездны хор загремит вдруг зловещ, могу.

В седых волнах смятенье, страх…

Но вновь мир свет и солнца полн…

Мрак вод, глубь вод и зорь восход.

Но хоть светла моря лазурь,

Вспенится вдруг ветрами бурь.

Снова кругом раскатится гром,

Грозно взвоет шквал.

2. Там путь открытый в широкий свет

Море манит, вдаль нас зовёт и к себе влечёт

Мрак вод, глубь вод и зорь восход.

Но хоть светла моря лазурь,

Вспенится вдруг ветрами бурь.

Снова кругом раскатится гром,

Грозно взвоет шквал.

5. Музыкально-теоретический анализ

Хоровое произведение «Море» написано для 6-гол. смешанного хора.

Жанр — хоровая миниатюра.

Фактура — преимущественно гомофонно-гармоническая с элементами имитационной и подголосочной полифонии ( 1-3, 5-7, 21-23 такты)

Основной размер — 4/4. 3/4- в 13-25 тактах, в 26 такте возвращается основной размер.

Хоровая миниатюра «Море»- часть второго цикла песен о море.

Куплеты делятся на разделы А+В+С+D, где раздел А- вступление, В и С — развивающие части, D- заключение .

Раздел А начинается с унисонного пения басовой и теноровой партии в тональности D-dur и темпе Largo, который помогает представить слушателю «простор бескрайнего моря». Во втором такте к мужскому хору, звучащему на forte, присоединяется женский хор, звучащий на piano. Начальная фраза звучит очень выразително (espressivo) Первый раздел заканчивается половинной каденцией (Т6 — D9-5 -D) . Первый раздел отделяется от второго rit. и фермата над тактовой чертой.

Начинается второй раздел (В) в темпе- allegro agitato (быстро, тревожно), меняющий характер музыки. Происходит переход в тональность h- moll.Изменяется ритмический рисунок, становясь колким, появляются триоли, ритм подчёркнут акцентами . На словах «В седых волнах смятенье, страх» происходит первая кульминация куплета. Изображение разбушевавшейся морской стихии передаётся не разрешёнными аккордами- II7, IV2. В этом разделе нет ни одного разрешения в Т. Этот раздел заканчивается на паузе, что имеет немало важное значение, после каждого раздела композитор делает остановку, чтобы певцам было легче перестроиться на новый раздел.Окончанием этой части являются 3 такта, которые проходят на р в темпе adagio, tranquillo (довольно медленно, спокойно) Звучат слова:«Но вновь мир света и солнца полн».Здесь происходит яркий динамический контраст между двумя разделами, р придаёт музыке другой характер.

Начинается третий раздел (С) с отклонения в h-moll. В этом разделе происходит смена размера 4/4 на 3/4. Звучит остинато у тенора «Очи зачарует» на рр, появляется выдержанная нота у баса. Со слов «Зачарует море, ах, море блеск вод» вступает женский хор .За счёт выдержанных звуков создаётся мистическое настроение «мрак вод, глубь вод» .Завершается раздел С очень светлым проведением, звучащее в очень медленном темпе и певуче (molto adagio e cantabile), и, дающее некую надежду.Проведение заканчивается аккордом местной тоники .

Третий раздел ( С) от завершающего раздела (D) отделяется ферматой, установленной над тактовой чертой.

Кульминация всего произведения происходит в четвёртом разделе (D) . Возвращается размер 4/4 . Скорый и беспокойный темп (allegro, adagio) помогает слушателю представить вновь возникающую морскую бурю. Ритм становится острым . В мужском хоре используется триольный ритм.Далее весь хор звучит на ff в довольно высокой тесситуре. Используя сильно замедленный (molto ritenuto), а также значительный (molto) темп композитор мастерски отобразил своей музыкой текст «Снова кругом раскатится гром». Окончание произведения на ff «грозно взвоет шквал» нарастает на crescendo.

6. Вокально-хоровой анализ, исполнительские сложности

Тип и вид хора. Произведение «Море» написано для 6-голосного смешанного хора а сарреllа.

· В партии S в т. 14-16, 30-32

· В партии Т в т. 31-32, 34.

· В партии В в т. 4, 12-13, 16-21

Общий диапазон хора:

Тесситура. Если говорить о тесситурной составляющей, то в целом она удобная. Появление высоких звуков в партиях звучат на f и ff, поэтому ансамбль остаётся естественным.

Ходы на широкие интервалы:

· В т.4-5, 12-13, 16, 28, 34

Долгое пение на одном звуке:

Пение долго выдержанных звуков:

· В т.10, 24, 26-29, 31

В данном произведении ритмическая сторона представляет определённую трудность. Происходит чередование пунктирного и триольного ритма в быстром темпе (allegro agitato) в 5-7, 11, 26, 28 и 31 тактах. Трудность составляют вступления партий после вступления отдельных партий на фоне звучащей фактуры, а также вступление хора после пауз (7-10) .Большой трудностью в ритмическом плане является исполнение контрапункта у теноров, на фоне которого звучат остальные голоса. (13-15) . Со слов «Очи зачарует» меняется размер с 4/4 на 3/4. Первоначальный размер возвращается в заключительном разделе.

Сложностью также является частая смена темпов. Последовательность смены темпа:

· Allegro agitato ( 26-29 т.)

· Adagietto tranquillo (11-25 т.)

· Allegro agitato (26-29 т.)

· Molto ritenuto (31-35 т.)

В произведении используется контрастная динамика, которая помогает передать образное содержание. Следует обратить внимание на следующие сложности:

1.Крайние области нюансов:

· в 9-10, 30-31, 34-35 тактах- ff

· в 13-10, 20-25, 33 тактах —pp

2. Контрастная динамика — сопоставления f и p происходит в 1-4 тактах.

Для успешного исполнения данного хора исполнители должны обладать хорошей дикцией. Особое внимание надо обратить на следующие трудности:

· пение мелких длительностей в быстром темпе (5, 7 т.)

· большое количество шипящих и свистящих . В таких словах, как: зловещ, могуч, очи зачарует, вспенится, раскатится, шквал, широкий, свет, влечет, странствий чар, встреч, мечты, радости, вернутся

· труднопроизносимые буквосочетания :безбрежный, ветер с воем, бездны, загремит вдруг, вспенится, взвоет шквал

В данном произведении использована куплетно-строфическая форма, поэтому возникает потребность разграничения разделов. Разграничение разделов производится с помощью ферматы. Они помогают перестроится певцам в новое эмоциональное состояние . Ферматы используются над звуком : в 12т. — декрещендирующая, комбинированная; в 33 т.- декрещендирующая, снимаемая ; в 34 т. — крещендирующая, снимаемая, заключительная. Есть ферматы и над паузами в 10, 32, 34 тактах и над тактовой чертой в 4, 25 тактах.

7. Дирижерские задачи

Произведение представляет собой сложность как для дирижирования, так и для исполнения.

1. От дирижёра зависит правильный выбор темпа.

2. Ясный ауфтакт, который предваряет характер каждого раздела.

3. Точный показ вступлений и снятий каждой партии.

4. Дирижер должен уметь показать все виды звуковедения : staccato, legato, non legato, marcato .

5. Дирижёр должен показать все эмоции и образы, которые композитор воплотил в этом произведении . В спокойных частях жест должен быть мягким, но с чувством воли .

Кароль Проснак внёс значительный вклад в развитие хорового исполнительского искусства. Благодаря тому, что Проснак являлся дирижёром смешанного хора им. Монюшко и мужского хора «Эхо», в его творческом наследии имеются хоры, написанные для различных типов, видов и составов хора .

К. Проснак по своему творческому стилю лирик и романтик. Содержание его произведений носит преимущественно изобразительный характер. В своем творчестве композитор мастерски использует хоровые тембры. Опираясь на накопленный опыт работы в хоровых коллективах, композитор умело применяет в целом ряде произведений хоровое звучание партии или всего хора для создания художественного образа.

Хоровые произведения К. Проснака имеют важное место в репертуаре различных хоровых коллективов.

Источник

Читайте также:  Маленький гном под гитару
Оцените статью