- Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
- Три типа табулатур
- Тип 1. Текстовые табулатуры
- Тип 2. Ритм табулатуры
- Тип 3. Нотная партия с табулатурой
- Когда не стоит пользоваться табами
- Красивые переборы на гитаре: табы, схемы для начинающих
- Обозначения и как заниматься
- Бас + две струны
- бас-2-1
- бас-1-2
- бас-3-2
- бас-2-1-2-1-2
- Переборы – бас защипываем с верхней струной
- 5+2-4-2-4-2-4
- бас+2-3-бас+1-3
- бас+2-1-2-3
- Поочерёдно два вида «четвёрки»
- Переборы с басовым ходом
- бас-3-2-1-2-3-бас
- аккорды + басовая линия восьмыми
- Защипываем две соседние струны
Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
Привет, читатель! Сегодня поговорим о табулатурах для бас гитары, их достоинствах и недостатках. Должен сразу сказать, что никогда не был большим фанатом табулатур и могу вспомнить один или два раза, когда целенаправленно искал их в интернете. Но при всей моей нелюбви к этому методу нотации, я постараюсь сделать объективный обзор и показать как его достоинства, так и недостатки.
Так уж случилось, что ноты доминировали в процессе моего обучения музыке и игре на басу. В школьные годы я посещал школу искусств по классу рисования, но в качестве бонуса должен был ходить и на уроки фортепиано. Там, конечно же, были только ноты, которые я тогда так толком и не выучил, но уже не боялся их и мог находить ноты на инструменте путем нехитрых вычислений. Бас гитара меня заинтересовала уже классе так в 11, а интернет не был настолько распространен в те времена и тем более не было YouTube видео уроков. Приходилось пользоваться тем, что было, а именно печатными нотными изданиями.
Тем не менее несколько раз мне все же довелось скачать табы для песен, ноты к которым было найти ну просто нереально, а подбирать на слух не было времени. Как оказалось, просторы интернета просто завалены этим «добром», а на форумах и группах Вконтакте то и дело появляются сообщения о поиске табов к какой-нибудь песне.
В этой статье я хочу разобраться, почему некоторые музыканты предпочитают этот способ записи традиционному, когда и почему табулатуры могут быть полезны, и в каких случаях они могут только навредить и использовать их нежелательно.
Три типа табулатур
Прежде всего нужно понять, что табы бывают разные. Порывшись в интернете я смог выделить 3 основных типа:
- Текстовые табулатуры. Это самые примитивные, можно сказать «первобытные» табы, появившиеся на заре массового интернета. Набирались они обычно в простейшем текстовом редакторе.
- Ритм табулатуры. Табулатуры сделанные с помощью специальных редакторов и имеющие ритмическую нотацию под или над нотоносцем.
- Нотная партия с табулатурой. Эти табулатуры можно встретить практически в любом зарубежном нотном издании. Басовая партия записывается традиционным способом, но добавляется отдельный нотоносец для табулатур.
Иногда табулатуры первого типа могут содержать ритмическую запись, что делает их немного более полезными. Иногда табулатуры могут существенно отличаться по качеству подбора партии (не правильные ноты) и по аккуратности. Но, давайте разберемся с каждым типом отдельно.
Тип 1. Текстовые табулатуры
Как пример рассмотрим первые два такта мелодии «В траве сидел кузнечик»:
Такой вариант записи идеально подходит для начинающих гитаристов, которые просто хотят извлечь первые более или менее осмысленные звуки. Например, сыграть любимую мелодию, которая звучит в голове, но не хватает навыка подобрать ее на слух. Согласитесь, что традиционные ноты могут отпугнуть своей сложностью в данной ситуации. К преимуществам этого типа я могу отнести следующее:
- Простота понимания для новичков, user friendly
- Хорошо подходят для записи известных мелодий, различных гитарных аппликатур и простых басовых партий
- Для записи понадобится только «Блокнот»
- Малый размер текстового файла (это было актуально лет 15-20 назад)
Но есть также существенные недостатки для более опытных музыкантов:
- Нельзя читать с листа
- Нужна запись для расшифровки
- Ритмическая запись либо отсутствует, либо записывается специфическим образом
- Неудобство набора партий
- Часто низкое качество «снятых» партий
Этот тип табов похож на то, если бы вы попросили своего приятеля, который уже играет лучше вас, показать как он играет вашу любимую песню.
Тип 2. Ритм табулатуры
С развитием интернета стал появляться специальный софт для записи табулатур — редакторы табулатур ( Guitar Pro , TuxGuitar , Reaper TabEditor plugin и др.). Это помогло решить некоторые проблемы текстовых табов, а именно удобство записи, редактирования, появилась возможность записывать ритм, делить песню на такты да и вообще использовать множество элементов из стандартной нотации (Ex. 1).
Ex. 1 — Табулатура с прописанным ритмом
Также в такие редакторы встроен MIDI-синтезатор, который дает возможность одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек. Получился такой себе гибрид нот и табулатур, который выглядит как ноты, имеет ритмическую запись, но вместо нот у него по-прежнему цифры, а линейки обозначают струны.
Тип 3. Нотная партия с табулатурой
Этот тип (Ex. 2) наилучший из всех трех и ко всему прочему коммерчески обоснован. Именно поэтому он используется практически во всех современных нотных изданиях для гитар, укулеле и др. Все очень просто — этот способ дает свободу выбора, тем самым не отсекая ту или иную часть целевой аудитории издателя.
Ex. 2 — Пример нотной партии с табулатурой
Если читателю нужны ноты, он пользуется нотами. Если по каким-либо причинам он не читает ноты — под стандартной нотацией есть табулатура. Она в данном случае поможет также записать точную аппликатуру для левой руки, указывая на каких именно ладах нужно прижимать ноты. Именно поэтому такой тип записи — must have для учебных пособий, т.к. позволяет наиболее полно записать партию бас гитары.
Когда не стоит пользоваться табами
С помощью табов легко обойти незнание нотной грамоты, но вместе с тем они не развивают многие полезные для музыканта навыки. Например, по табулатуре нельзя сразу определить тональность песни, увидеть возможную модуляцию, тогда как в нотах вся эта информация содержится в ключевых знаках и достаточно одного взгляда. Пианист не сможет записать для вас только что придуманную им партию табами, если только он одновременно не гитарист. Также актуальна проблема ритмической записи, когда в текстовых табулатурах даже с выписанным ритмом нет информации о группировке нот. Кстати, как научится быстро читать ритм с листа можно почитать тут. И пожалуй самый главный недостаток табулатур — они не используются на профессиональной сцене для передачи информации между музыкантами.
Отсюда вытекает главный совет касательно табов — если вы хотите стать серьезным музыкантом, работать в оркестрах и шоу бендах как приглашенный музыкант, уметь взаимодействовать с исполнителями на всех инструментах, а не только с гитаристами, лучше понимать ритмические рисунки песни — не тратьте время на табулатуры, учите нотную запись.
Если же у вас не слишком много времени для занятий и бас гитара это скорее хобби, чем возможный источник дохода или же вы только начинаете ее осваивать и хотите просто попробовать что-то сыграть без лишних заморочек и при этом это ваш первый музыкальный инструмент — тогда несомненно лучше всего для вас подойдут табулатуры. Но с вашим музыкальным ростом я рекомендую периодически пересматривать свои музыкальные цели и помнить о стандартной нотации музыки. Выучив ее однажды, вы точно не пожалеете и эти знания никогда не будут лишними для любого музыканта.
Источник
Красивые переборы на гитаре: табы, схемы для начинающих
Красивые переборы на гитаре – секрет струнного изящества в аккомпанементе. Баллада, просто часть в какой-то композиции с «замудрёнными» перебираниями струн – это всегда фишка, изюминка аранжировки.
На этом занятии мы разберём красивые, и в то же время довольно простые, легкие переборы. В дальнейшем они пригодятся вам для написания собственных тем, создания кавер-версий, партий для гитарных дуэтов, трио и т.д. Материал и для начинающих, и для гитаристов с опытом.
А совсем для новичков – кто только начинает изучать перебор – рекомендуется занятие «Основные, распространённые виды переборов».
Если хотите звучать изыскано, неповторимо, используйте красивые переборы с красивыми аккордами (в помощь подборка оригинальных аппликатур, для До мажора, а также упрощённые аккорды).
Обозначения и как заниматься
Все схемы переборов без аккордов записаны в двух вариантах:
1. Порядок перебирания струн указан цифрами.
Сначала защипываем 5-ую струну, потом 3-ю, 2-ую и 1-ю.
Обозначение «бас» – это басовая струна, это может быть и 6-ая, и 5-ая и 4-ая струна, в зависимости от аккорда (для Dm – 4-ая, Am – 5-ая, Em – 6-ая и т.д.); т.е. определённо не указывается – как универсальная схема.
Если струны (цифры) объединены знаком «+», их нужно защипывать одновременно:
5+2-4-2-4-2-4
5-ая и 2-ая струны защипываются одновременно.
2. Перебор струн изображён визуально: линии – струны, и точки на линиях – последовательность защипывания.
Если две и больше точек размещены на схеме параллельно, значит указанные струны нужно защипывать одновременно. В этом примере вместе защипываются 5-ая и 2-ая.
Латинские буквы возле точек – каким пальцем нужно защипывать струну. Это стандартная система обозначения пальцев правой руки:
- p – большой;
- i – указательный;
- m – средний;
- a – безымянный.
Кроме схем, табы и ноты примеров использования переборов с аккордами + в файлах для Guitar Pro 7 (можно слушать, учить эти упражнения в нотном редакторе).
Бас + две струны
бас-2-1
Играем в трёхдольном размере – на раз — два — три.
бас-2-1-бас-2-1
- басовую струну – большим пальцем;
- 2-ую – указательным;
- 1-ую – средним.
За вторым разом в ритмической фигуре бас меняем. Например, сначала 5-ая, потом 4-ая струна.
Обратите внимание, в графических схемах указывается конкретный бас (на какой именно струне). Но вы можете использовать другую басовую струну, произвольно, как того требует аккорд + ваши вкусовые предпочтения. Например, если играть на аккорд G (соль мажор) этот перебор, тогда сначала 6-ая, потом 5-ая. Или же 6-ая, потом 4-ая.
Сыграем этот красивый перебор на гитаре с открытыми аккордами – Am/ Dm/ G/ C/.
бас-1-2
Вариация предшествующей схемы. После баса не 2-ая струна, а 1-ая.
бас-1-2-бас-1-2
Аппликатура для правой руки не меняется.
Попробуйте снова сыграть на гитаре предыдущее упражнение, но уже этим, слегка изменённым, перебором.
бас-3-2
Ещё один вариант «бас + две струны» на «раз, два, три». Но без 1-ой струны. Звучание аккордов получается с более низким оттенком.
бас-3-2-бас-3-2
- бас – большим пальцем;
- 3-я – указательным;
- 2-я – средним.
Пример: играем этим перебором аккорды Am/ Asus2/ E (скачать файл GP)
Совет! Чтобы научиться хорошо играть рассматриваемые переборы, делайте не только разбор указанных примеров, но и ещё дополнительно играйте свои любимые аккордовые последовательности (аккорды открытые, на баррэ, с надстройками), перебирая струны по изученной схеме.
бас-2-1-2-1-2
Довольно быстрый перебор. Играем на раз, два, три. Но на каждую долю размера нужно защипывать последовательно две струны. Добавим для счёта «и»: на «раз» – басовая, на «и» – 2-ая; на «два» – 1-ая, на «и» – 2-я; на «три» – 1-ая, на «и» – 2-ая. Сначала можно проговаривать и играть на открытых струнах – «1 и, 2 и, 3 и».
бас-2-1-2-1-2
Используя эту «струнную комбинацию», можно создавать очень красивые мелодичные обыгровки. Например, интересный вариант в ре мажоре (табулатура для Guitar Pro):
Переборы – бас защипываем с верхней струной
5+2-4-2-4-2-4
Также в ритме «раз и, два и, три и», на каждую долю по два звука. Пятую струну защипываем с второй.
5+2-4-2-4-2-4
- 5-ая – большим пальцем;
- 2-ая – безымянным;
- 4-ая – указательным.
Играем последовательность Em/ D/ C/ Bsus4 B/ (этот пример в файле .gp).
бас+2-3-бас+1-3
Защипывание верхней струны с басом повторяется. Размер 4/4. Можно перебирать струны на каждую долю (раз, два, три, четыре). Или в 2 раза быстрее, на каждую долю по два щипка: на «раз» – 5+2, на «и» – 3; на «два» – 5+1, на «и» – 3… и т.д.
бас+2-3-бас+1-3
- 5-ую и 2-ую – большим и средним;
- 3-ую – указательным;
- 5-ую и 1-ую – большим и безымянным;
- 3-ую – снова указательным.
Сыграем перебором распространённую последовательность в ре мажоре (файл GP):
бас+2-1-2-3
Разновидность перебора «четвёрка». Ритм на «раз и, два и». На «раз» – бас с верхней струной, «и» – 1-ая струна; на «два» – 2-ая, на «и» – 3-ая.
бас+2-1-2-3
- бас+2-ая – большим и средним;
- 1-ая – безымянным;
- 2-ая – средним;
- 3-я – указательным.
Ход аккордов в ля миноре этим перебором. Сначала бас со 2-ой струной, потом перебираем от 1-ой к 3-ей.
Поочерёдно два вида «четвёрки»
Комбинируем две разновидности «четвёрки» для гитары. Первая часть перебора (нисходящая): бас, от 1-ой к 3-ей. Вторая часть наоборот (восходящая): бас, от 3-ей к 1-ой.
бас-1-2-3-бас-3-2-1
Обратите внимание, бас меняется во второй части перебора.
- бас – большим пальцем;
- 1-ую – безымянным;
- 2-ую – средним;
- 3-ю – указательным.
В примере на каждую часть перебора разные аккорды (нисходящий на C, восходящий на Fmaj7 и т.д.). Но вы также можете проигрывать полностью перебор на одном аккорде (как вариация этого упражнения и свои последовательности).
Таким образом у вас может получиться симпатичный аккомпанемент под гитару даже на простецких, открытых аккордах 🙂
Переборы с басовым ходом
Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.
бас-3-2-1-2-3-бас
С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.
бас-3-2-1-2-3-бас
А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).
Играем на «раз и, два и»:
- на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
- на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
- на «и» – 3-ая, бас.
В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда). Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа).
Попробуйте придумать упражнение, этюд на этот перебор: добавляйте разные басы к аккордам, в т.ч. и разные басовые ноты на один аккорд. Добивайтесь красивого мелодичного звучания басовой линии, с плавными переходами от одного аккорда к другому.
аккорды + басовая линия восьмыми
Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).
И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.
Кстати, такой приём можно только отчасти назвать «перебором», так как в нём нет перебирания струн как такового (в привычном понимании этой техники). Тем не менее, это игра щипком, а не ритмом (боем), с соответствующим звучанием.
- бас – большим пальцем;
- аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.
Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):
Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.
Защипываем две соседние струны
Если перебирать струны не по одной, а по две, то есть в восходящем или нисходящем движении защипывать одновременно две соседние струны, можно придумывать самые красивые переборы. Как минимум, при использовании такого способа звукоизвлечения аккорды звучат необычно.
Разберём вот такую схему:
бас-3+2-3+2-2+1-2+1-3+2
Примерно так, как играется перебор «шестёрка». Только по две струны.
- бас – большим пальцем;
- две струны защипываем указательным и средним.
Сыграем перебором «по две струны»: Dm – E/D – Cm/D – D.
Наше занятие подходит к концу. Но а изучение красивых переборов, разумеется, завершать не стоит. Всё только начинается) Хотите самостоятельно придумывать самые крутые, оригинальные переборы, осваивайте новые схемы (перебирания струн), комбинируйте их, изменяйте. Играйте в другом размере, ритме, темпе, чего-то добавляйте и убирайте и пр. Такие эксперименты вознаградят вас творческим бонусом. Вот увидите, прилетит крылатая муза с идеями гитарного медляка 🙂
Источник