Простой аккомпанемент для пианино

Урок игры на фортепиано № 2

Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.

На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».

На втором уроке мы познакомимся с аккордами и с тем, как их использовать для аккомпанемента уже известной с первого урока нашего курса фрагмента песни Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Кроме того, мы научимся играть арпеджио и применять их в качестве арпеджированного аккомпанемента для мелодии «Миллион алых роз».

I. Основной раздел

II. Сопутствующие уроку сведения

1. Струна колеблется не только всей своей длиной (при этом звучит основной тон), но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.

Рис. № 1. Основной тон и обертоны.

2. Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.

Рис. №2. Обертоны. Интервалы. Трезвучие.

Аппликатура для игры трезвучий: левая рука — 5-3-1, правая рука — 1-3-5. Нумерацию пальцев см. в уроке № 1.

3. Аккомпанемент БАС + АККОРД.

Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии «Миллион алых роз», добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (см. рис. №4).

Рис. № 4. Слова песни с басами и аккордами.

Примечание: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.

4. Арпеджио — это последовательное движение по звукам аккорда.

Рис. № 5. Арпеджио из 6-ти звуков для 2-х рук.

Играть, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш.

5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по первым 5-ти обертонам (для 2-х рук).

Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни «Миллион алых роз» снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (Рис. № 4).

6. Комбинированный вариант аккомпанемента — совмещение двух видов аккомпанемента (бас+аккорд и арпеджио из 5-ти звуков) (см. видеоурок, 14 мин).

7. Арпеджио по первым 4-м обертонам.

Аппликатура для левой руки.

III. Домашнее задание

1. Погружаться в аккорд (правильной аппликатурой!) и переносить его в разные части клавиатуры одной рукой (правой, левой) и чередуя руки (левая — правая).

2. Играть аккомпанемент БАС + АККОРД как двумя руками (бас – левая, аккорд — правая), так и одной левой (бас – 5 палец, аккорд – согласно аппликатуре для трезвучия, но можно и так: 4-2-1). При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.

3. Добавить к п.2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).

4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис № 6) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.

5. Совместить навыки п.п. 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из 5-ти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 мин).

6. Играть 6-ти звучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. № 5). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.

7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. № 7). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до шаблона.

Источник

Аккомпанемент на фортепиано

Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.

Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента — левой рукой, мелодии – правой.

Пробный урок

4 урока

8 уроков

Виды аккомпанемента на фортепиано

По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:

  • Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
  • Равноправный в сопоставлении с мелодией;
  • Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);

Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:

  • Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
  • Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
  • Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.

Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?

Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.

  1. Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
  2. Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
  3. Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
  4. Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых — тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
  5. Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.

Источник

Как играть красивые аккорды на пианино – 10 упражнений + 7 песен на 3х аккордах

Любая музыка – это сочетание гармонии и мелодии. Мелодия – это одноголосная последовательность звуков. Гармония — последовательность аккордов.

Наша задача — научиться играть не просто аккорды, а красивые последовательности – гармонии. Чем больше вы будете играть разные гармонические последовательности, тем быстрее разовьется ваш гармонический слух, который так необходим, чтобы подбирать музыку.

На некоторых сайтах вы найдете готовые решения – аккорды, построенные от каждой ноты. Но на мой взгляд, лучше научиться строить аккорды самостоятельно и навсегда забыть о шпаргалках.

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух?

Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!

Предлагаю простые прогрессии, которые можно играть по кругу меняя фактуру. Получатся «вариации на тему»…

Это видео понравится тем, кто хорошо помнит нулевые. Итак: Мумий Тролль «Невеста».

Вы также можете скачать Midi партию клавишь и скачать минус, чтобы играть на клавишах, чувствуя себя в коллективе Ильи Лагутенко.

Если вам нравится такой формат, пишите в комментариях, какую песню еще записать?

Еще одна цепочка аккордов, которая очень похожа не «Невесту» Лагутенко, но с другим оттенком. Опять же — меняйте стиль аккомпанемента и эти 4 аккорда вам никогда не наскучат.

Ну а тем, кто легких путей не ищет и готов пойти по долгому пути, предлагаю сначала разобраться с теоретической частью, а потом приступить к практике.

Что такое аккорд

Если вы знаете что такое аккорд и как он строится, можете смело переходить к упражнениям. Ну а для тех, кто не очень понимает как строить аккорд, я подготовил краткое руководство. С помощью него мы выясним что такое аккорд, а после научимся строить красивые аккорды на пианино. Итак приступим.

Аккордом называют три и более звуков, которые расположены по терциям (или могут быть расположены по терциям).

Построить аккорд на пианино довольно просто – нажмите три любые клавиши, которые располагаются через одну друг от друга и вы гарантированно получите аккорд. Но чтобы научиться играть красивые аккорды, нужно слегка изучить теорию.

Аккорды могут быть мажорными и минорными, увеличенными и уменьшенными. Послушайте как звучит каждый из них:

Мажорное звучание аккорда:

Минорное звучание аккорда:

Звучание увеличенного аккорда:

Звучание уменьшенного аккорда:

Каждый аккорд имеет свою структуру. Чтобы научиться строить аккорды самостоятельно, нужно понимать, что такое интервалы, как они называются и как их строить. Если вы еще не обладаете этими знаниями, рекомендую ознакомиться со статьей «Интервалы».

Мажорное трезвучие

Мажорный аккорд, состоящий из трех звуков которые расположены по терциям, называется мажорным трезвучием. Чтобы получить такой аккорд, нужно:

  • выбрать какую-либо ноту
  • от нее построить большую терцию
  • от получившейся ноты построить малую терцию

Давайте возьмем ноту До и от нее построим мажорный аккорд:

Между нотами До и Ми образовался интервал – большая терция, а между нотами Ми и Соль – малая терция.

Итак, запомним формулу мажорного трезвучия: большая терция + малая терция (Б3+М3). Руководствуясь этой формулой, вы сможете построить мажорный аккорд от любой ноты.

Минорное трезвучие

Минорное трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Их сочетание дает минорный окрас. Построить такой аккорд довольно просто, нужно просто запомнить формулу: малая терция + большая терция (М3+Б3). Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми:

Вы могли заметить, что минорное и мажорное трезвучия состоят из одних и тех же интервалов, а окрас аккорда (в музыке это называется «фонизм») зависит от того, какая терция стоит на первом месте.

Пока понятно 89

Уже запутался 16

Увеличенное трезвучие

Увеличенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух больших терций. Построим его от ноты Соль:

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух малых терций. Построим его от ноты Ре:

Септаккорды – аккорды из 4х звуков

Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.

Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.

  • Малый мажорный
  • Малый минорный
  • Большой мажорный
  • Уменьшенный

Теперь поговорим о каждом по подробно.

Малый мажорный

Такое название аккорд получил потому, что его фонизм Звучание, окраска Содержимое подсказки мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:

Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:

Малый минорный

Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:

Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:

Большой мажорный

Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:

Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:

Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:

Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:

Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.

Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности. Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации.

Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:

Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.

Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:

Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:

Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:

Обращение аккордов

Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз . Посмотрите, как будет меняться аккорд До мажор:

Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:

Каждое обращение трезвучия имеет свое название, но я не буду углубляться в теорию и с вашего позволения, аккорды из 3 звуков буду называть трезвучиями. А кому интересно узнать об этом больше, читайте здесь .

Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.

Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда.

Упражнения

Строить септаккорды от белых клавиш. В идеале, это нужно научиться делать с закрытыми глазами – наша цель дать руке привыкнуть к этим позициям.

Выбираем септаккорд и выполняем его обращение. Пусть сначала это будет получаться медленно, не переживайте – скорость дело наживное. Выполняйте обращение вверх и вниз:

Пробуйте играть разными способами:

Выберите одно обращение септаккорда, зафиксируйте руку в таком положении и попробуйте перемещать ее по клавиатуре, играя этот аккорд от разных нот:

То же самое проделайте с остальными обращениями септаккорда. Задача все та же – добиться механической памяти в руке, чтобы пальцы быстро вставали на свои места и это получалось автоматически, без вашего участия.

Когда ваши пальцы привыкнут ко всем модификациям септаккорда, можно пробовать внедрять септы в игру. На примере популярных песен попробуем проделать этот трюк.

Популярные связки аккордов

Когда вы начнете использовать септаккорды в своей игре, вы обнаружите, что не каждый аккорд сочетается с предыдущим одинаково хорошо. Иногда, это будет зависеть от того, какие обращения вы сочетаете друг с другом, а иногда от того, как правильно вами выбран аккорд. Поэтому внедрять септаккорды лучше по одному, слушая что получается.

Возьмем популярную цепочку аккордов, или как выражаются музыканты — гармоническую последовательность, и украсим ее септаккордом.

Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:

Мы учились обращать аккорды, так давайте применять это умение:

А теперь тонику (аккорд Ре минор) превратим в септаккорд и каждый раз, когда мы будем его встречать, будем играть Ре минорный септаккорд или его обращение:

Аккорды под номером 1 и 4 — это аккорды, выполняющие одну и ту же тоническую функцию. Но первый аккорд – септаккорд, а четвертый – его обращение. Это сделано не спроста – такое обращение четвертого аккорда звучит наиболее приятно, логично. Если проследить мелодическую линию по верхнему голосу, то мы увидим, что от ноты До к ноте Ля мелодия движется поступенно, без скачков.

Отлично! давайте попробуем сразу субдоминанту (аккорд Соль минор) и доминанту (аккорд Ля мажор) превратить в септаккорды и посмотрим, что из этого получится. Не забываем использовать обращения, играем так, чтобы все было под пальцами, удобно:

Можно сыграть те же самые аккорды, но начать в другом расположении:

Или поменять нисходящий ход на восходящий:

Песни на 3х аккордах

Хочешь узнать больше о своих музыкальных способностях?

Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!

Как говорится – все гениальное просто! Существует множество песен, которые строятся на трех аккордах, но при этом их знают все от мала до вели́ка. Вот некоторые из них:

  • Пятница «Солдат» (Fm – Bm – C)
  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • Маленькой елочке холодно зимой (C – F – G)
  • Спи моя радость усни (F – C – B)
  • Том Джонс «Sex bomb» (Am – Dm – E)
  • М.Тхагалегов «Едем в соседнее село» (припев: Cm – Fm – G)
  • Два гуся

Если буквенные обозначения нот (латинские буквы в скобках) вам не знакомы, рекомендую прочитать главу этой статьи.Так же обратите внимание, что в скобках указаны только аккорды, но их последовательность может меняться в любом порядке. Слушайте, подбирайте, экспериментируйте, превращайте трезвучия в септы, используйте обращения. Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E.

Следующая гармоническая последовательность состоит из 4 аккордов:

До мажор – Ля минор – Фа мажор – Соль мажор.

Проделаем те же шаги что и прежде:

1) играем трезвучиями:

2) используем обращения. Играем так, чтобы рука как можно меньше перемещалась по клавиатуре:

3) один за одним превращаем трезвучия в септаккорды . В конечном счете получим вот такую картину:

Такая же гармоническая последовательность возможна в миноре. Возьмем тональность Ля минор:

Ля минор – Фа мажор – Ре минор – Ми мажор.

Вот несколько песен, в которых встречается эта цепочка аккордов:

  • Танцы минус «Город» (Dm – B – Gm – A)
  • Whitney Houston «I Will Always Love You» (припев: A – F#m – D – E)
  • Бобик в гостях у Барбоса «Человек собаке друг» (F – Dm – B – C)
  • А. Зацепин «Рынок» (C – Am – F – G)
  • А. Дворжак «Этюд № 15» (A – F#m – D – E)

Красивые аккорды

Хочу предложить вам несколько вариаций аккордов, которые красиво сочетаются между собой и их легко повторить.

Первая связка аккордов в тональности До мажор:

Здесь тональность Ля минор:

Тональность этой цепочки Ре минор:

В следующей гармонической последовательности первый и второй аккорд одинаковы. Он выписан специально дважды, чтобы структура музыкального квадрата была более ясной. Тональность Соль минор:

Заключение

Итак, резюмируем: даже три аккорда могут звучать волшебно, если:

1) использовать обращения

2) логично связывать аккорды друг с другом

3) использовать септы вместо трезвучий

4) не загромождать музыку сложными аккордами — добавлять их постепенно, слушая что получается. Не редко бывает, что трезвучие звучит в лучше септа.

Доверяйте своим ушам и не бойтесь экспериментов.

Статья — супер! 89

Зря потратил время 16

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться играть красивые аккорды на пианино. Пробуйте внедрять полученные знания в свою игру, обязательно делитесь своими успехами! Пишите в комментариях что получилось или не получилось! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью