Простой вальс для гитары

Как играть вальс на гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Среди множества видов гитарного аккомпанемента особое место занимают вальсовые бои. Они имеют не только традиционную технику и популярные схемы игры, но и более сложные ритмические рисунки, которые нередко рождаются у профессиональных музыкантов непосредственно во время аккомпанемента.

Особенности

Песен на вальсовый ритм значительно меньше тех, что играются в тактовом размере 2/4 или 4/4. Ритм вальса же звучит в размере на три доли, к которым относятся: 3/4, 3/8 либо 6/8. Последний является, по сути, тактовым размером, состоящим из двух метроритмических фигур на 3/8 (3/8+3/8). Ритмический рисунок вальса ограничен тремя долями, акцент из которых практически всегда падает на первую. Особого разнообразия боя из таких стандартных границ получить довольно трудно.

Вальс на гитаре может играться следующими способами:

  1. арпеджио (перебором) пальцами либо медиатором;
  2. щипком пальцами;
  3. разными видами боя с помощью пальцев или медиатора.

Из арпеджио подходят следующие варианты:

Ниже приведены примеры переборов для вальсового аккомпанемента. В этих примерах на сильную долю (счёт «раз») всегда играется бас. Это — традиционные виды аккомпанемента под вальсовую мелодию.

Щипковые способы аккомпанемента тоже начинаются со звучания на первой доле басовых струн, но далее, если сравнивать с арпеджио, звуки аккорда извлекаются не поодиночке на каждый счёт, а одновременно целым созвучием (аккордом). Ниже — несколько примеров щипкового вальсового аккомпанемента.

Бас обычно не глушат ни в переборах, ни в игре щипком — он должен звучать на протяжении всей ритмической фигуры. А вот щипковые элементы (аккорды), наоборот, должны звучать чётко, ритмично.

Поэтому пальцы после извлечения аккорда нужно сразу же поставить обратно на струны, чтобы заглушить их до следующего щипка.

Есть более сложные варианты аккомпанемента в ритме вальса, где после баса извлекаются звуки смешанного характера (и одиночные по типу арпеджио, и щипковые). Чтобы стало понятней, ниже представлен один из примеров аккомпанемента такого вида:

Но последний пример не являются каким-либо необычным. Такой аккомпанемент относится в гитарной учебной литературе к арпеджио.

Что касается видов вальсового боя, то об этом подробней изложено ниже по тексту.

Подготовка

Чтобы научиться играть вальсовый бой, необходимо понять ритм вальса и правильно действовать при выполнении ударов по струнам разными пальцами правой руки или медиатором.

Кроме того, нужно разбираться в обозначениях, принятых среди гитаристов для записи боев.

Вальс — это танец, ритм которого в тактовом размере 3/4 или 3/8 можно считать так: «Ум-па-па». Здесь «Ум» означает бас и сильную долю, требующую динамического выделения (играть громче), а «па-па» – два аккорда, которые следуют друг за другом (играются чуть тише баса, но более отрывисто). Все элементы счёта должны воспроизводиться равномерно, не задерживаясь и не извлекаясь, наоборот, раньше времени. Всё равномерно: «Ум-па-па» (или «раз-два-три»).

Пример схемы простейшего вальсового боя:

Условные обозначения на приведённой схеме:

  • P – большой палец правой руки;
  • i – указательный палец правой руки;
  • ↑ – направление удара по струнам сверху вниз;
  • ↓ – направление удара по струнам снизу вверх;
  • П – удар медиатором сверху вниз по струнам;
  • V – удар медиатором снизу вверх по струнам.

Следует заметить, что направления ударов стрелками в обозначениях других авторов может иметь противоположное значение (знак ↑ – удар снизу вверх по струнам, а знак ↓ – удар сверху вниз).

Представленный выше пример ритмической схемы боя медиатором или пальцами играть следует по следующему алгоритму:

  1. на счёт «Ум» извлекается бас пальцем или медиатором ударом по струне №6 сверху вниз (знак «П» — для медиатора, буква «P» – для большого пальца правой руки);
  2. на счёт первого «па» производится удар по струнам вниз (↑) медиатором («П»), начиная со струны №5 (струну №6 не следует глушить) или указательным пальцем («i»);
  3. на счёт второго «па» медиатор или указательный палец движется назад, то есть снизу вверх (↓), задевая три или четыре тонкие струны.

Желательно второй удар по струнам (снизу вверх) сразу же приглушить, наложив на струны ребро ладони правой руки. Новички могут потренироваться над таким приёмом глушения струн — он пригодится для любого боя в дальнейшем.

А теперь можно перейти к обзору и разбору некоторых других схем вальсового боя, среди которых будет один довольно сложный для начинающих.

Обзор схем

Сначала — простые виды вальсового боя на тактовые размеры 3/4 или 3/8. Они подойдут и для размера 6/8 (только в нём будут содержаться две одинаковые ритмические структуры боя размера 3/8).

Схема первая:

Играется так:

  • на «раз» – удар по двум-трём басовым струнам большим пальцем (или медиатором) сверху вниз;
  • на «два» – удар указательным пальцем (медиатором) по трём-четырём тонким струнам снизу вверх;
  • на «три» – заключительный удар вниз указательным пальцем (медиатором).

Заключительный удар лучше заглушить.

Не нужно забывать: первый удар на счёт «раз» играть с акцентом. Этот звук пусть длится как можно дольше.

Впрочем, данная схема боя мало чем отличается от разобранного выше. Поменялись лишь направления ударов на счета «два» и «три». А также большой палец или медиатор извлекают не конкретный бас, а созвучие двух или трёх басовых струн, что, конечно, на слух выглядит иначе.

Другой вариант этого боя — играть конкретный бас или два разных, меняя их поочерёдно через такт, а удары указательным пальцем оставить без изменений.

Схема вторая:

Этот бой нужно играть под счёт с «и» следующим образом:

  • на счёт «раз и» звучит удар по басовым струнам сверху вниз;
  • со счёта «два» производятся удары по четырём или трём тонким струнам так называемым переменным штрихом: на «два» – удар вниз, на «и» – удар снизу вверх, на «три» – вниз, на «и» – удар вверх.

До этого примера производились действия по извлечению звуков только на четвертные доли, а теперь появились восьмые длительности. Поэтому счёт дополнился союзом «и», чтобы удобнее было считать короткие звуки ритма.

Схема третья (более сложный ритмический рисунок):

В этом виде боя появился ещё один элемент — знак «Х» на всех полосках (струнах) табулатуры, попадающий на счёт «три». Это значит, что в этом месте необходимо заглушить все струны (или только звучащие) посредством ребра ладони (либо кулаком) правой руки.

Глушение необходимо выполнить довольно резко, добиваясь получения звука, напоминающего щелчок. Этот перкуссионный звук улучшит бой, разнообразит его.

Этим обзором виды вальсового боя не ограничиваются. Однако для начинающих они станут своеобразной базой, на основе которой можно построить и другие, возможно, более сложные и интересные схемы.

Главное, знать основы, а с опытом придёт и свой личный стиль, и импровизация. При аккомпанировании вальсовым мелодиям необходимо держать основной танцевальный ритм, а уже на него «нанизывать» дополнительные детали (перкуссию, проходящие басы и подголоски).

Источник

Вальс на гитаре. Подборка нот и табулатур самых известных вальсов на гитаре

Вальс на гитаре. Общая информация

Любой гитарист хотя бы раз пробовал играть вальс на гитаре. Классические музыканты регулярно упражняются на произведениях великих композиторов. Эстрадники иногда даже не замечают, что их любимая песня, исполненная не один десяток раз, также написана в этом жанре. Чтобы лучше понять специфику, предлагаем ознакомиться с особенностями данного стиля. В качестве примеров приведено большое количество табулатур и нот.

Кратко о технике исполнения

Акцент приходится на первую долю. Если взять те самые «раз-два-три», то выделяется именно «РАЗ». Она должна прозвучать чуть сильнее, нежели остальные доли. Чаще всего эту роль выполняет бас, линию которого следует заранее разобрать. В большинстве случаев – это опорные звуки аккордов простых функций (тоника, 3-ая ступень и 5-ая). В более сложных вальсах добавляется четвертая, седьмая ступень. Также басы в основном играют приёмом апояндо – после извлечения звука подушечка опирается на нижележащую струну.

Характерные черты вальса

Изначально вальс был танцем для светских салонов. Изысканные дамы в пышных нарядах по вечерам собирались во дворцах, чтобы насладиться волшебной музыкой и двигаться в такт. Постепенно распространился и в народ. Его даже можно было лицезреть на городских площадях. Родиной считается Австрия. Основное распространение получил в Германии, Франции, а оттуда уже по всему миру. «Walzen» (нем. «прокатывать») – отсюда один из характерных признаков – плавность. Народные танцы были с шероховатостями и подпрыгиваниями. Вальс на гитаре же славится своей элегантностью.

Самое главное, что его выделяет – трёхдольный размер. В числителе дроби находится тройка, а в знаменателе цифра кратная четвёрке (например, ¾, 3/8 или 6/8). Чаще всего он размеренный и неторопливый. Но многие вальсы бывают и быстрыми. Как раз в таких прописывается размер с «шестёркой» или «девяткой» в числителе.

Отличительными особенностями также являются лиричность и проникновенность. Танец всегда изящный с красивой мелодической линией. Часто линия мелодии постепенно развивается и к концу фразы (куплета, припева) «взмывается» вверх.

Вальс на гитаре для начинающих. Табы двух простых этюдов Ф. Карулли

Отличным упражнением для знакомства с жанром будут этюды для гитары .

Ferdinando Carulli — Warltz #1

Произведение хорошо тем, что в нём всего две части. Первая повторяется два раза. В ней присутствуют чередование пальцев i-m-a (берутся вместе с басовой нотой). Также есть элемента перебора. Полезно будет ознакомиться с различными видами переборов на гитаре.

Ferdinando Carulli — Warltz #2

Этюд написан в размере 3/8, поэтому выглядит как классическое «раз-два-три» в довольно бодром темпе (примерно 100 bpm). Такие табулатуры можно использовать как аккомпанемент на гитаре .

Табы вальса на гитаре GTP

Ниже приведены примеры различных вальсов. Они записаны в разных размерах и отличаются по уровню сложности. С помощью сопоставления табов и нот вы сможете не только разучить вальс на гитаре, но и ещё лучше выучить расположение нот на грифе.

Предложенные ниже табулатуры можно скачать, нажав на ссылку нужного вам произведения. Табы рекомендуем открывать в программе Guitar Pro 6 или 7, т.к. некоторые файлы записаны в формате .gpx.

Фридерик Шопен

Великий польский композитор начала 19 века. Его произведения, конечно, подойдут для опытных профессионалов. Сложные технически и быстрые по темпу – здесь и ансамбли для гитар, и трио двух фортепиано и классической гитары.

Фердинандо Карулли

Петр Ильич Чайковский — «Вальс Цветов»

Прекрасный дуэт, в котором рекомендуем ознакомиться как с первой партией, так и со второй. Удивительные гармонические решения в «Вальс цветов» 1 значительно расширят ваш аккордовый диапазон.

Евгений Дмитриевич Дога — «Мой ласковый и нежный зверь»

«Перуанский вальс»

Френкель Ян — «Вальс Расставания»

Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

Шикарное произведение из любимого кинофильма, которой содержит как простой вальсовый бой , так и непростые мелодические линии, с которыми придётся поработать.

«Киевский вальс»

Вальс Грибоедова

Вальс ноты для гитары

Большая часть предложенных произведений подходит для исполнения на классике. Частая смена ритма на гитаре, много игры на верхних ладах и быстрый темп – всё это значительно расширяет уровень и помогает приблизиться к профессиональному исполнению.

Все нотные партитуры, предложенные ниже в формате PDF. Все примеры добавлены в архив, после скачивания PDF документ будет внутри архива. Для того чтобы скачать ноты просто нажмите на ссылку с нужным произведением.

Источник

Играем вальсовый бой на гитаре — простые способы

Один из самых распространенных приемов аккомпанемента – это вальсовый бой. Может показаться, что он используется в основном для простых дворовых или шансона. Но следует помнить, что танец (от которого и пошел этот ритм) уходит корнями в 17 век. Поэтому этим способом аккомпанируют весьма благородные романсы, баллады. Часто применяют и в классической гитаре для сопровождения песни. Мы рассмотрим эстрадные варианты, которые играют как начинающие, так и более опытные гитаристы.

Как играть вальсовый бой на гитаре

Рассмотрим сначала техническую сторону. Бой можно исполнять как пальцами, так и медиатором. Состоит из двух частей:

  1. Игра баса.
  2. Ритмичный средний + верхний голос.

Бас выполняет важную роль в ведении нижнего голоса. Порой выстраивается в узнаваемую линию, за счет которой произведение становится уникальным. Обычно желательно ярко выделять этот штрих. Для этого используется медиатор, ноготь (медиаторный коготь). Проще играть пальцем. После удара по басовой струне (вниз) есть два варианта:

  1. Она продолжает звучать.
  2. Она глушится (опять же большим).

Медиатором попасть сложнее, возможно придется глушить ноты, которые создадут ненужные звуки.

Еще есть возможность обозначить бас, но не попадать точно по нему. Достаточно быстро провести фалангой по басовым струнам (не выделяя какую-либо из них), попав в долю.

Второй элемент исполнения – движение по остальным нотам. В зависимости от песни их количество – 2, 4 или 6. Их рассмотрим чуть ниже. Сейчас же для примера возьмем классическую схему «раз-два-три».

Извлекаем вниз или вниз-вверх – указательным, либо несколькими, либо медиатором.

Простой вальсовый бой

Обычно на нем делается акцент, его мы выделяем, остальную часть играем чуть тише. Затем исполняем два вниз подряд (не глушим) по 1-3 или 1-4.

Такой вальсовый бой на укулеле подойдет для простых шлягеров, которые разучивают новички на этом инструменте.

Щипковый вальсовый бой на гитаре

Здесь удары заменяются щипком 2 или 3 струн. За первую отвечает безымянный, за 2 – средний, а за 3 – указательный. Щиплем подушечками в направлении вверх.

Сложный вальсовый бой

В этой разновидности применяются 3 и более стрелки вверх и вниз. Александр Розенбаум часто использует разные вариации. Их можно услышать и у группы Ария в песне «Штиль». Давайте рассмотрим схему сложного вальсового боя на ее примере.

Как видите, после исполнения баса (который также заменяется ударом вниз), необходимо сыграть 4 чередующихся. Его особенность в том, что на протяжении произведения следует соблюдать танцевальность и трехдольную пульсацию. Для этого нужно послушать несколько известных вальсов (например, «Мой ласковый и нежный зверь») и внимательно вслушаться в ритм.

Еще одним нюансом может стать приглушка. На примере А. Розенбаума «Послепобедный вальс».

На «вниз» приходится глушение. Александр Яковлевич выполняет его указательным пальцем (как и в большинстве своих аккомпанементов).

Мы описали основные варианты вальсовой пульсации. Для каждой конкретной песни можно добавлять свои нюансы, например смещение сильной доли. Для этого необходимо внимательно послушать желаемое произведение.

Видеоурок, как играть на гитаре вальсовый бой:

Источник

Оцените статью