Квадраты на гитаре
Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент. Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами. Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком. Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.
Квадрат имеет несколько определений, но для конкретики рассмотрим тактовый квадрат — завершенная последовательность аккордов, состоящая из четырёх тактов, на. Которую исполняется импровизация.
Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.
Существует огромное количество различных аккордов, но в самом простом случае выбираются только те из них, которые существуют в выбранной тональности звуков. То есть, сначала нужно выбрать тональность, а затем существующие в ней аккорды, а не наоборот, сначала сыграть первый аккорд, а потом долго и безуспешно думать, что играть дальше. Тональность — это своего рода система координат в музыке, благодаря которой становится понятно то, какие звуки можно использовать для игры из всех возможных.
Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.
Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.
Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.
От каждого из семи звуков тональности можно построить трезвучие. Для этого вспомним, что трезвучие состоит из звуков примы, терции и квинты. Например, трезвучие от первого звука — A(I), С#(III) и E(V), второго — B(II), D(IV) и F#(VI) и т.д. Сыграв все эти семь трезвучий нетрудно услышать, что трезвучия от I, IV и V степеней являются мажорными, как и сама тональность. Аналогично будет и в натуральном миноре, где аккорды от этих ступеней являются минорными. Помимо этого, эти трезвучия содержат в себе все три функции музыкальной системы, которые используются для построения гармонических оборотов — тоническую (T), субдоминантовую (S) и доминантовую (D). Тоническая функция — устойчивость и покой, субдоминантовая — неустойчивость, развитие и слабое тяготение к тонике, доминантовая — кульминация неустойчивости и сильное тяготение к тонике. По этим причинам трезвучия от данных ступеней являются главными. Заметим, басовые звуки этих трезвучий (оранжевые круги) образуют прямоугольный треугольник, при помощи которого можно быстро увидеть расположение басовых звуков главных трезвучий в любой тональности (зелёные треугольники): определяем приму интересующей тональности, затем звук на струне под ней и вправо через лад.
Полный гармонический оборот выглядит так:
Тоника — трезвучие от первой ступени, субдоминанта — от IV, доминанта — от V.
Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:
Просто, не правда ли?
Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.
Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.
На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).
Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.
В скобках указан номер ступени. Например, S(VI) — это трезвучие от шестой ступени гаммы выбранной тональности. Это трезвучие относится к субдоминантовой группе. Трезвучие от седьмой ступени в натуральном мажоре является уменьшенным и малоупотребительным, но аккорд от седьмой ступени используется часто, что в этом случае потребует дополнение схемы связями с этим аккордом.
Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.
Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).
Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.
Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:
T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.
Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).
Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.
Получилась схема вида:
T — начало, а T’ — конец квадрата. T и T’ — это один и тот же аккорд, но сыграть его нужно в первом и четвертом тактах.
Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:
Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:
A D E A | A D E A | A D E A | A D E A
Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.
Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).
Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.
Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.
Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.
Неплохой и полезной тренировкой будет определение квадратов в песнях. Возьмите свою любимую песню с текстом и указанными над ним аккордами и попробуйте выделить в ней квадраты. Квадраты начинаются с начала куплета, припева, проигрышей или их частей. Квадраты в популярных песнях кратны 4 тактам, но не обязательно количество аккордов также кратно 4. Также не обязательно все квадраты в песне будут одинаковыми. Не обязательно все квадраты в песне будут равны по количеству тактов в них, но в пределах своих частей (куплетов, припевов и др.) они, как правило равны. Например, если первый куплет состоит из двух квадратов по 8 тактов, а припев — из двух квадратов по 4 такта, то строение всех остальных куплетов и припевов скорее всего будет таким же. Другими словами, квадраты в частях равны по количеству тактов в них, но по содержанию могут отличаться.
Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:
| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |
Вертикальная линия — это тактовая черта. Получилось 16 тактов. Что это? Это два одинаковых квадрата, состоящих из восьми тактов:
| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |
Можно ли сказать, что этот восьмитакт, в свою очередь, состоит из двух тактовых квадратов? Нет, потому что квадрат, в строгом определении, — это законченная функционально-гармоническая структура. Законченность означает то, что после игры квадрата мы можем логично и без разрывов перейти к игре следующего квадрата. Представьте, что нужно полностью насыпать песок в ряд вёдер из 8 штук и невозможно перейти к заполнению следующего ряда, пока не заполнится предыдущий. Наполнены все 8 вёдер — процесс заполнения ряда закончен. Так и у нас: сыграли все 8 тактов — квадрат закончен, не сыграли — не закончен со всеми вытекающими.
Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.
Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.
Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.
После разучивания отдельных квадратов можно будет приступить к их комбинированию друг с другом. Работать над квадратами можно и отдельно, но я предлагаю более практичный и интересный подход — работа над квадратами в рамках песни, как будет показано на следующем занятии. Успехов!
Источник
Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
Грустная американская музыка на трех аккордах. Не очень понятно по тексту за что они там убиваются, говорят, что тексты очень простые, но сама музыка как-то трогает за душу. Качает завораживающий ритм. И хорошо бы то же как-нибудь подыграть. Как играть блюз?
Давайте разберем характерные блюзовые приемы исполнения на гитаре.
Аккордов нам потребуется для этого – три с половиной.
Для большей грусти добавляется самый простой аккорд на гитаре Em7 (ми-минор-септ), для исполнения которого нужно прижать только одну струну одним пальцем.
Am7 (ля-минор-септ) Dm7 (ре-минор-септ) Em7 (ми-минор-септ) E7 (ми-септ)
Блюзовая последовательность аккордов или блюзовый квадрат:
Am7 Dm7 Am7 Em7 Dm7 Am7 E7
Одно из главных приемов исполнения – это конечно блюзовый рваный ритм.
Разучивать нужно не торопясь, ритмично считая. Рука двигается попеременно вверх вниз по струнам через паузу. >>слушать >слушать >послушать
Источник
Блюз на гитаре. Блюзовый квадрат в минорных тональностях
Другим типом блюзового квадрата является двенадцати тактовая последовательность в минорной тональности.
В первом примере показана последовательность аккордов, где римскими цифрами обозначены ступени.
- Схема минорного блюзового квадрата.
Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7 | Im7 |
Примеры 2-9 показывают как будет выглядеть минорный блюзовый квадрат в различных тональностях. Размер может быть как 4/4, так и 12/8 - До минорный блюзовый квадрат
Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | G7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | - Соль минорный блюзовый квадрат
Gm7 | Gm7 | Gm7 | Gm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 | D7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 | - Ре минорный блюзовый квадрат
Dm7 | Dm7 | Dm7 | Dm7 | Gm7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 | A7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 | - Ля минорный блюзовый квадрат
Am7 | Am7 | Am7 | Am7 | Dm7 | Dm7 | Am7 | Am7 | E7 | Dm7 | Am7 | Am7 | - Ми минорный блюзовый квадрат
Em7 | Em7 | Em7 | Em7 | Am7 | Am7 | Em7 | Em7 | B7 | Am7 | Em7 | Em7 | - Си минорный блюзовый квадрат
Bm7 | Bm7 | Bm7 | Bm7 | Em7 | Em7 | Bm7 | Bm7 | F#7 | Em7 | Bm7 | Bm7 | - Фа диез минорный блюзовый квадрат
F#m7 | F#m7 | F#m7 | F#m7 | Bm7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 | С#7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 | - До диез минорный блюзовый квадрат
Сm#7 | Сm#7 | Cm#7 | Cm#7 | Fm#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 | G#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 |
Вариации 12 тактовой минорной блюзовой последовательности.
Рассмотрим теперь вариации блюзового квадрата в минорных тональностях.
Немного теории:
В аккордах основных ступней (I7, IV7, V7) можно добавлять девятую ступень. Это правило применимо и для мажорных тональностей. Часто, в минорных тональностях в V ступени играется пониженная нона.
10. В данном варианте мажорный аккорд пятой ступени заменяется на минорный
Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | Vm7 | IVm7 | Im7 | Im7 |
11. В тональности До минор аккорд G7 меняется на аккорд Gm7.
Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 |
12. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени.
Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 (или Vm7) | IVm7 | Im7 | V7 |
13. Во втором такте аккорд Сm7 заменяется на Fm7. Последний так меняется на аккорд пятой ступени. В данном примере аккорд пятой ступени показан с вариантом замены на минорный доминант септ аккорд.
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) | Fm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) |
14. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени и в последнем такте на аккорд пятой ступени.
Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7;IVm7 | Im7;V7 |
15. В тональности До мажор аккорд С7 на аккорд F7 во втором такте и С7 на аккорд G7 в последнем такте.
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 | Fm7 | Сm7;Fm7 | Сm7;G7 |
16. Во втором такте играется аккорд четвертой ступени. В девятом такте аккорд пятой ступени заменяется бемоль мажорным септ аккордом шестой ступени. В десятом такте играется доминант септ аккорд с пониженной ноной пятой ступени.
Im7 | IV7 | Im7 | Im7 | IV7 | IV7 | Im7 | Im7 | VI♭maj7 | V7(♭9 ) | Im7 | Im7|
17. На примере это: второй такт Fm7, девятый такт Ля бемоль большой септ аккорд (А♭maj7), десятый такт Соль доминант септаккорд с пониженной ноной (G7(♭9 ))
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | А♭maj7 | G7(♭9 ) | Сm7 | Сm7 |
Последний пример можно наглядно представить песней Би Би Кинга «The Thrill Is Gone»
B. B. King — The Thrill Is Gone (Live at Montreux 1993)
Так же как и в предыдущем уроке посвященным блюзовому квадрату в мажорных тональностях, в этом уроке так же для закрепления необходимо транспонировать вариации в тональности из примеров 2-9
Источник