- Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
- Однооктавная мажорная гамма
- Однооктавная минорная гамма
- Хроматический минор и хроматический мажор
- Упражнения для бас гитаристов
- Упражнение «лесенка»
- Упражнение «шагающий паук»
- Упражнение «шагающий паук 2»
- Упражнение «прогулка»
- Сборник этюдов и упражнений по бас-гитаре
- Сборник этюдов и упражнений
- по бас-гитаре
- Москва 2007
- Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу
- Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда
- Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами
- Упражнение 3. Переходы между струнами
- Упражнение 4. Секвенции
- Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор
- Простые упражнения для бас гитары
- Используйте метроном
- I. Интервалы
- II. Восходящие интервалы
- III. Арпеджио
- IV. Хроматические гаммы
- Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
В различных бас гитарных школах приводятся довольно большое количество разных упражнений. Они, безусловно, очень полезны, например, басовые линии из очень старых песен, которые Вы никогда не станете слушать. Мы будем исходить из принципа «необходимо и достаточно». Есть несколько упражнений, освоив которые, и включив голову, уже можно добиться достойного результата.
Как ни банально, гаммы. На первом этапе не нужно учить их все, достаточно четырех:
Однооктавная мажорная гамма
Однооктавная минорная гамма
Обратите внимание на закономерность — восьмая нота равна первой ноте гаммы, но на октаву выше. Поэтому всегда легко найти на грифе одинаковые ноты. Через лад, через струну. Это шаблон, благодаря которому можно построить гаммы от любой ноты, начав с соответствующего лада. С (до) мажор — третий лад третьей струны, А (ля) минор — пятый лад четвертой струны. Аппликатура каждой гаммы не меняется.
Хроматический минор и хроматический мажор
Это все полутона в одной позиции. Очевидно, хроматический минор включает в себя все минорные гаммы, мажорный все мажорные. Играете хроматический минор с необходимой тоники, мажор — смещаете позицию на один лад назад.
Старайтесь всегда играть гаммы и вверх и вниз. Строго соблюдайте правило, каждому ладу свой палец.
Упражнения для бас гитаристов
Упражнение «лесенка»
Упражнение «шагающий паук»
Упражнение «шагающий паук 2»
Будет неплохо проиграть упражнение до 12 го лада. Попробуйте то же самое через струну, на первой и третьей.
Упражнение «прогулка»
Прогулка — это любая законченная музыкальная фраза. Хороша она тем, что является основой любого рок-н-ролла. Например:
Очень хорошее упражнение для растяжки и раскоординации (независимости) пальцев.
Поставьте первый палец на пятый лад первой струны. Прижмите струну и не отпускайте. Приклейте его, привяжите, прибейте гвоздем… Играем на четырех ладах по такой схеме: первый, мизинец, второй, мизинец, третий, мизинец.
Перенесите первый палец на вторую струну. Остальные пальцы остаются на первой.
Попробуйте играть хроматические гаммы и лесенку, меняя последовательность пальцев. 1—3—2—4 или 2—3—1—4.
Не забывайте развивать обе руки одновременно. Четко и ровно пробивайте каждую ноту. Начинайте играть двумя пальцами. Чередуйте. Не играйте одним пальцем две ноты подряд. Используйте метроном.
Меняйте размер, пробуйте играть по две, по три каждой ноты. Всем удачи.
Виталий Мякотин © 2014 г.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Сборник этюдов и упражнений по бас-гитаре
Сборник этюдов и упражнений
по бас-гитаре
Москва 2007
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Основу сборника составляют музыкальные материалы из этюдных сборников и хрестоматий для контрабаса, изданных в России (СССР) и за рубежом.
Аппликатурная техника игры на бас-гитаре значительно отличается от контрабасовой, поэтому автору пришлось приложить немало усилий, чтобы отобрать, систематизировать, адаптировать и расположить материал по позициям с первой по двенадцатую. Мы постарались изложить материал в доступной и удобной форме.
Для освоения каждой позиции даны гаммы и арпеджио, а также несколько пьес и (или) упражнений в той же тональности для закрепления материала. В каждой гамме и пьесе расставлены аппликатурные обозначения, кроме того, для ряда этюдов даны варианты исполнения на различные штрихи. Материал изложен так, что от занятия к занятию этюды и пьесы становятся сложнее, разнообразнее и интереснее.
В приложении приводятся упражнения, которые надо играть в качестве разминки перед занятиями.
Мы надеемся, что этот сборник будет полезен учащимся и педагогам при обучении игре на бас-гитаре.
Источник
Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу
В этой статье приведены пять упражнений, которыми бас гитарист Janek Gwizdala поделился с читателями на страницах сайта Premier Guitar. За свою карьеру он записал семь альбомов как бэнд лидер и участвовал во множестве других проектов как сайдмен. Также Янек написал несколько книг в которых разобрал по косточкам свою систему занятий и упражнений. В данной статье приводятся некоторые из этих упражнений.
Я хочу поделиться с вами несколькими упражнениями, которые были неимоверно полезны для меня, как бас гитариста, уже более 15 лет (прим. статья написана в 2011). Название говорит само за себя: какие 5 упражнений, необходимы вам как бас гитаристу? Конечно, не в коем случае я не утверждаю, что это все упражнения, над которыми вам нужно работать, чтобы стать классным бас гитаристом, но эти простые идеи помогли мне развить ритмичность, ровность звукоизвлечения, подвижность пальцев и другие фундаментальные аспекты техники и музыкальности.
В основном, это выдержки из моего общего комплекса упражнений для разминки и занятий на басу. Я думаю, что очень важно, независимо от стиля музыки в котором вы играете, иметь полный контроль над гармонией, мелодией, и ритмом. Примеры в данной статье не только помогут улучшить эти три музыкальных аспекта, но также дадут вам больший контроль над инструментом.
Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда
Ex. 1 — Арпеджио мажорного септаккорда
Что ж, давайте приступим и рассмотрим упражнение, которое я использую очень давно для разминки, когда беру бас в руки. Арпеджио мажорного септаккорда (1-3-5-7) является основой Ex. 1, и начинается в тональности до-мажор. Все упражнения в этой статье я рекомендую играть сперва медленно, возможно с метрономом если вам нужна дополнительная дисциплина.
Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами
Ex. 2 — Арпеджио двойными нотами
Мелодическое и гармоническое содержание Ex. 2 такое же, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз я удваиваю каждую ноту, чтобы прокачать переменную игру первым и вторым пальцем в правой руке. Я заметил, что мои руки разогреваются с различной скоростью, когда я сажусь заниматься, и удваивая ноты в правой руке указательный и средний палец приходят в форму немного быстрее.
Упражнение 3. Переходы между струнами
Один из вызовов, с которым сталкивается каждый басист и гитарист — это переходы между струнами. Определенно, для меня это было также не легкой задачей добиться беглости при переходе со струны на струну. Я придумал небольшое упражнение, которое призвано укрепить пальцы левой руки и научить их работать равносильно.
Ex. 3 — Упражнение на переходы между струнами
Когда играете это упражнение, помните что не должно быть разницы при игре первым и вторым, вторым и третим, третьим и четвертым пальцами. Опять же, начинайте в медленном темпе и постепенно ускоряйтесь. Принуждая мышцы делать что-то новое, к чему они не были готовы, сразу в быстром темпе только навредит и может привести к травмам.
Упражнение 4. Секвенции
Сейчас я понимаю, что игра гамм может быть нудной, но по моему опыту без них не обойтись. Это то, чем я много занимался и продолжаю это делать. Когда я только начинал, я нашел старый учебник по фортепиано моего отца и адаптировал несколько упражнений из него под бас гитару.
Ex. 4 — Секвенции в мажорной гамме
В Ex. 4 мы прежде всего хотим сыграть гамму музыкально, вместо того, чтобы бездумно гонять ее вверх и вниз по грифу. Идея в том, чтобы группировать ноты из гаммы в «ячейки» по четыре ноты и тренировать сразу обе руки. Я советую использовать это упражнение как шаблон для создания собственных упражнений для мажорных и минорных гамм.
Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор
Последняя идея, которой я хочу поделиться в этой статье, немного сложнее предыдущих, но полностью играбельна для любого, кто потратит немного времени и освоит аппликатуру упражнения. Это не только упражнение на развитие техники. Здесь мы имеем дело с гармоническим разрешением уменьшенного септаккорда (1-b3-b5-bb7) в минорную тонику. Вы заметите что Ex. 5 начинается с восходящего арпеджио C# уменьшенного септаккорда и заканчивается нисходящим движением по арпеджио ре минора.
Ex. 5 — Разрешение уменьшенного септаккорда в минорное трезвучие
С точки зрения гармонии я рассматриваю C#dim7 как альтерированный доминантсептаккорд без тоники (в данном случае можете думать о нем как об A7b9 и играть эти ноты на педальном тоне А), который разрешается в ре минор. Это дает мне возможность разрешать доминанту в тонику полутоновым ходом (C#- D) в басу. Это также дает мне возможность по другому взглянуть на минорные арпеджио, а пальцам левой руки выйти из зоны комфорта.
Я надеюсь вы найдете в моих упражнениях для себя что-то полезное или сможете адаптировать их под свой стиль игры.
Источник
Простые упражнения для бас гитары
Не спешите. В первую неделю делайте только первое упражнение. На следующей неделе, переходите ко второму. И так далее. Каждую новую неделю начинайте прорабатывать новое упражнение и повторяйте старые. Если Вы легко справляетесь с одним упражнением, можете увеличить их число, однако не делайте более четырех новых упражнений в неделю. Возврат к старым упражнением позволяет хорошо усвоить изучаемый материал.
Используйте метроном
Когда Вы выполняете упражнение, используйте метроном. Игра с метрономом способствует развитию чувства ритма. Постепенно у вас появятся «внутренние часы», которые позволят вам лучше ориентироваться в ритмических рисунках и играть более точно. Хорошо развитое чувство ритма просто необходимо басисту и барабанщику. Ошибки других музыкантов могут пройти незамеченными, если же сбиваются барабанщик и басист — песня разваливается.
Когда Вы практикуете гаммы и звукоряды, очень важно начинать с медленной скорости, постепенно наращивая темп. Ваши моторные навыки развиваются именно при медленной игре. Использование метронома не позволит вам увеличить темп в середине упражнения.
Играя в медленном темпе, лучше установить двойные удары. Таким образов вы будете играть новую ноту на каждый первый удар. При этом надо считать про себя: «раз-и-два-и-три-и-четыре-и. «
Прорабатывая новые упражнения, играйте сначала медленно. Когда освоитесь, немного увеличьте темп. Убедитесь, что можете сыграть упражнение правильно в заданном темпе. Играя с метрономом, Вы показываете мозгу, как должны двигаться пальцы. Позвольте ему правильно усвоить новую информацию, играя медленно.
I. Интервалы
Это упражнение покажет вам, как звучат интервалы и чем они отличаются от других. Итак, начнем с ноты C (До — третий лад струны A), играем вторую ступень (секунда) тональности С мажор (До мажор) — ноту D (Ре. Пятый лад струны A). Двигаемся дальше, играя только вторые ступени мажорных тональностей на струнах A и D. Затем играем третьи (терция) ступени, потом четвертые (кварта), пятые (квинта), шестые (секста), седьмые (септима), восьмые (октава). Нетрудно заметить, что вторым ступеням мажорной гаммы на грифе соответствуют два лада, третьим — четыре, четвертым — пять, пятым — семь, шестым — девять, седьмым — одиннадцать, восьмым — двенадцать.
II. Восходящие интервалы
Все звуки отстают друг от друга на определенные интервалы. Минимальный интервал называется полутоном. Ноты, получаемые при последовательной игре двух ладов, находятся на расстоянии полутона. Итак, будем играть последовательно три интервала (1-2-3), затем возвращаемся на один шаг и опять играем три интервала, но начиная со второго (2-3-4). Таким образом, будем двигаться по всему грифу:
1-2-3, 2-3-4, 3-4-5, 4-5-6, 5-6-7, 6-7-8, 7-8-9, .
То же самое можно проделать в обратную сторону:
. 9-8-7, 8-7-6, 7-6-5, 6-5-4, 5-4-3, 4-3-2, 3-2-1
Сыграйте не три, а четыре (пять, шесть) нот подряд. Упражнение следует выполнять на каждой струне.
III. Арпеджио
Арпеджио называется прием, когда на каждый момент времени звучит только одна нота. Сыграйте таким образом все ноты гаммы C мажор вверх и вниз по гамме.
Или то же самое, но на нескольких струнах:
IV. Хроматические гаммы
Первая часть этого упражнения — игра хроматической гаммы, начиная с первого лада первой струны. Вы должны научиться плавно менять позицию левой руки. Постарайтесь играть чисто, не создавая лишнего шума. Повторите это упражнения на каждой струне.
Еще одна вариация: играйте гамму начиная с открытой струны E.
Открытые струны можно использовать для перемещения руки вверх по грифу. Это очень полезно при игре восходящих и нисходящих партий. Играйте гамму E мажор, двигаясь вверх по струне E. Когда дойдете до ноты A, щипните открытую струну A. Во время звучания струны перенесите левую руку в новую позицию для игры A#. Играйте следующие четыре ноты, а когда дойдете до D, щипните открытую струну D и опять смените позицию левой руки, так, чтобы можно было сыграть D# на струне E. То же самое проделайте, когда дойдете до G.
Поскольку мы играем арпеджио, в данный момент времени должна звучать одна нота. Однако открытые струны звучат дольше. Вы должны глушить их. Для этого используйте среднюю часть пальцев левой руки.
Источник
Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
Привет! Не устраивает собственный уровень владения инструментом и хочешь научиться играть лучше? Товарищи по группе оставляют свои инструменты на хранение на репбазе и не занимаются дома, а твоя любимая бас-гитара всегда с тобой, и ты посвящаешь ей каждую минуту своего свободного времени? Тогда эта статья для тебя! Сегодня мы поговорим о том, как правильно подходить к домашним занятиям, чтобы постоянно прогрессировать и быстрее достигать поставленных целей.
Тут просто: нужны бас-гитара, шнур, компьютер и/или комбик. Компьютер я не случайно поставил перед комбарем: без второго зачатую обойтись гораздо проще, чем без первого. Тут и программный метроном, если нет отдельного девайса, и игра под минусы и барабанные лупы, хранение нотного материала, и собственно бас можно подключать напрямую в звуковуху. Заниматься на неподключенном инструменте КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЮ, особенно новичкам, впоследствии могут проблемы со звукоизвлечением. К вопросу «комбик VS звуковуха», я за комбо, даже самый простенький 15-ваттник. Нужно, чтобы у него были выход на наушники и аудио-вход для внешнего источника. Лучше все-таки разориться и потратить 3-5 тысяч рублей на это дело, а если у вас стесненные жилищные условия — он может в свободное время служить весьма неплохой табуреткой))
Так же важно помнить, что там, где вы играете, вам не должно ничего мешать. Пытаться заниматься рядом с работающим телевизором, или в комнате с ребенком, или на кухне перед ужином — совсем не лучшее решение))
Видеошколы — наше все! Если нет преподавателя, конечно. Да и ним они небесполезны. Ставить руки лучше все-таки с ним. Главная проблема начинающих — они не умеют себя слушать и трезво оценивать свои успехи. Так что — К ПРЕПОДУ! А из школ от себя рекомендую John Patitucci и Jaco Pastorius, максимально просто изложенные основы. Обе есть в сети в свободном доступе, переведенные на русский язык (но потом лучше смотреть в оригинале, для освоения терминологии, пригодится в будущем). Так же смотрите на YouTube короткие уроки от MarloweDK, весьма толковый товарищ.
Нужны ли? На определенном этапе — безусловно. Если нет препода — подсматривайте их в тех же видеоуроках. Разбейте технические приемы, которыми вы постоянно пользуетесь, на группы, и играйте несколько упражнений на каждую группу. К технике надо подходить с умом: можно бездумно гонять гаммы во всех позициях и тональностях полгода, а в итоге не прибавить в реальной игре ни в чем. Те же гаммы нужно играть, постоянно концентрируясь на нескольких вещах: чистоте игры (глушить струны толстые струны большим пальцем правой руки при восходящем движении и пальцами левой при нисходящем), динамике звукоизвлечения правой рукой и постоянном понимании того, что в каждый конкретный момент делает левая рука, иначе ускользнет самое главное — навыки позиционной игры и знание грифа.
Придумывайте свои упражнения, разнообразьте уже имеющиеся в арсенале. Меняйте мелодику и ритмику, чтобы постоянно было интересно их играть, развивайте в себе композиторские навыки. Простые исполнители, без собственной творческой мысли никому не нужны.
Не тратьте много времени и не разбрасывайтесь на то, что вам реально не нужно. Я вот не практически не играю слэпом, мне просто не нравится этот прием, несмотря на его эффектность. И совсем от этого не страдаю, а группы, в которых я играю — тем более))
Наш лучший друг и помощник. 80% занятий дома проходят с ним. Сложные партии мы начинаем играть в медленном темпе, постепенно ускоряя до нужного. Если не получается грувово сыграть в медленных и средних темпах — не получится и в быстром. Полезно «укрупнять» длительности метронома: т.е. дойдя например до темпа 160 восьмушками, переключиться на 80 четвертями. Это хорошо помогает в развитии так называемого «чувства времени».
Это одно из самых важных. Лучше стабильно по 1,5-3 часа в день, чем не заниматься по будням и играть по 5-6 часов в выходные например. Без регулярности не будет постоянного роста. Это касается не только общего, но частных моментов. Если играть каждый день, но отработкой каких-то сложных моментов заниматься только раз в неделю, на быстрый результат рассчитывать не стоит. Ну это очевидно.
Лучше всегда начинать с него. У всех конечно по-разному, кто-то и сходу может «зарядить» шестнадцатыми в темпе 200, но это не особо полезно, можно тупо переиграть руки и потом в таком же темпе бегать по врачам, «ААА, все болит, ничего не помогает!». Простые упражнения типа хроматических гамм, несложные грувы и рисунки, 5-10 минут — и вы готовы к великим свершениям на почве бас-гитаризма! Не спеши, а то успеешь))
Начните с простого. Самые примитивные песенки. Развивайте связку «голова — руки», бас-гитарист должен уметь все играть сходу и ловить гармонию на лету! С гармонией лучше к педагогу по теории, самостоятельно её изучить очень сложно. Дома включайте телек или радио и пробуйте играть под всё, что там крутят, со временем начнет получаться)) Поставьте себе цель снимать один трек в неделю, постепенно увеличивая «дозу»)) Через год, при работе в таком режиме, результаты вас поразят. В хорошем смысле, естественно))
Когда импровизируете — пойте! Придумайте какой-нибудь простенький мотивчик, запомните его и подберите на бас-гитаре. Сыграйте его, одновременно пропевая. Потом пробуйте сходу играть то, что придумывается. Это очень хорошо развивает слух и в дальнейшем поможет лучше сочинять свои партии и запиливать внезапные соляки))
Работа по нотам и разбор чужих партий
Не всем доступно сакральное знание крючочков на нотном стане, можем пожалеть тех, кто не хочет его осваивать. Дико полезно, особенно в совершенно незнакомых стилях музыки. Расширяет горизонты и сознание, покруче любых наркотиков! Металлистам не стоит забывать о существовании такого стиля, как фанк. А строгим джазменам послушать группу Karnivool например, и понять, что тяжелая музыка тоже может быть весьма интересна)
Тоже важны и им надо уделять внимание дома! Какой же вы рокер, если дома еле-еле высекаете, спокойно сидя на диване?)) Отрабатывайте сценические движения, добивайтесь того, чтобы «расколбас» не мешал внятно воспроизводить свои партии. Бас-гитара — инструмент не только души, но и тела. И в свою игру надо правильно уметь двигаться, на невнятно и неритмично подергивающегося «зомби» смотреть не интересно.
Которые без инструмента. Очень полезны на первых порах. Простукивать, пропевать, про себя и вслух, как угодно. Есть простое правило: НЕ МОЖЕШЬ ЧТО-ТО СПЕТЬ — НЕ СМОЖЕШЬ ЭТО СЫГРАТЬ. Это касается и скорости, и ритмики.
На нем не стоит засиживаться очень долго. Бас-гитарист без группы — рыба без воды, быстро теряет свои лучшие качества)) Годы домашней практики не заменят нормальную работу в ансамбле и правильное понимание живого звука со всеми своими приколами и нюансами. Если уж временно осели на диване — не расслабляйтесь, продолжайте поиски!
Источник