Процессор для гитары через компьютер

Играть на гитаре через компьютер, виртуальные гитарные процессоры

На сегодняшний день компьютеры серьезно затронули не только такую область, как синтезаторы, но и вещи, казалось бы, строго базирующиеся на аппаратных решениях. Такие, как электрогитары.

Теперь, чтобы играть на гитаре совсем не обязательно покупать комбик и «примочки» (стоечные гитарные процессоры или педали). Теперь можно играть на гитаре через компьютер, используя специальные программы — виртуальные гитарные процессоры эффектов, усилители и т.п. Что в скромном жизненном пространстве и бюджете домашней студии весьма кстати .

Уникальная статья о звуковых картах. Особенности звуковых карт. Как выбирать. Назначение разъемов.
Домашняя студия звукозаписи. Как ее создать, что для этого нужно. Цикл статей.
Студийные мониторы. Как выбрать. В чем их отличия.
Как увеличить производительность мультимедийного компьютера.

Вспомним из чего состоят гитарные цепи исполнения/записи. Это:

— собственно сама гитара со звукоснимателями;

директбокс — устройство для подавления окружающих электрических помех (опционально);

педаль,

или предусилитель,

или стоечный гитарный процессор — устройство для придания звуку гитары новой окраски;

комбик (усилитель + гитарный кабинет ).

Гитарный кабинет — это колонка.

Есть и миниатюрные устройства для подключения гитары к компьпютеру. Например, LightSnake (около $70), больше похожий на аудио кабель, чем на звуковую карту.

А также Roland UA-1G.

Директбокс (он же — Direct Box, Di-Box)

Обойтись без гитары мы, естественно, не можем.

Директбокс желателен, но не обязательно. Есть специальное устройство Gate (ворота), которое в какой-то слабой мере его заменяет. Это устройство встраивается в комбики или является отдельной коробочкой. Оно глушит сигнал на своем выходе, если в паузах сигнал на входе ниже установленного музыкантом порога.

В отличие от Gate директбокс подавляет помехи на корню: в паузах и во время звучания. Основан директбокс на принципе симметричной линии. В ней имеется два провода — один вносит положительных вклад в уровень сигнала, поступающего по симметричной линии, а второй — отрицательный. Допустим, полезный сигнал увеличивает уровень на положительном проводе на 1, а на отрицательном проводе, наоборот, уменьшает на 1 (или увеличивает на -1). Суммарный уровень увеличивается на 2.

По простой формуле: 1 — (-1) = 2

Помеха, в отличие от полезного сигнала, воздействует на симметричную линию извне, одинаково на оба провода (на положительный +1 и на отрицательный +1).

По формуле получается: 1 — (+1) = 1 — 1 = 0,

что напряжение (уровень или громкость сигнала от помехи) равна нуль. Помеха сама себя подавила.

Так вот, гитара имеет несимметричный высокоомный выход, который при подключении к обычному линейному входу теряет часть мощности, приобретает неравномерность частотной характеристики (провалы громкости на разных частотах). Несимметричный выход гитары плохо защищен от помех, даже при использовании грамотного экранирования. Помехозащищенность для гитары особенно важна из-за высокой чувствительности некоторых видов гитарных процессоров (типа овердрайв и дисторшн). Гитара при плохой помехозащищенности может ловить кучу помех и даже можно послушать радио. Особенно если провода имеют длину несколько метров. Да и провод длиной 1-2 метра, тоже может «фонить», «зудеть» и сообщать последние новости.

Провод, подходящий от гитары к директбоксу несимметричный, он не защищен от помех. Поэтому должен быть как можно короче. А вот провод, идущий от директбокса к предусилителю, комбику или звуковой карте может быть довольно длинным. Если провод очень длинный (8-15 метров), то крайне желательно использовать активный директбокс со встроенным предусилителем.

Активный директбокс подключается напрямую к симметричному линейному входу звуковой карты. Пассивный — подключается к симметричному микрофонному входу предусилителя или звуковой карты.

Шумозащищенные (noseless) звукосниматели для гитар

Для снижения уровня паразитных наводок, вместо использования Di-Box, можно оснастить свою гитару шумозащищенными (noiseless) датчиками:

1) Fender Noiseless;

2) GFS Noise-Free Neovin;

3) DiMarzio Air Norton.

Активные звукосниматели для гитар

Мы уже рассмотрели пассивные звукосниматели для гитар. У них есть проблема связанная с тем, что слабый сигнал с выхода звукоснимателя проходит по длинным проводам, на которые наводятся помехи, хорошо слышимые на фоне этого слабого сигнала. Поэтому у разработчиков гитар и возникла мысль перенести гитарный предусилитель непосредственно в звукосниматель. Появились так называемые активные звукосниматели.

Усилитель хорошо согласован по сопротивлению со звукоснимателем (этого легче добиться в заводских условиях, используя измерительные приборы). Они имеют высокий уровень сигнала, который значительно выше уровня наводимых в проводе помех, чем сигнал от пассивного звукоснимателя. Таким образом мы избавляемся от зудения в колонках.

Активный звукосниматель подключается к инструментальному, или к линейному входу звуковой карты.

Недостатком активного звукоснимателя является необходимость использования батарейки, в основном без контроля уровня заряда, что может доставить неприятности в самый неподходящий момент. Поэтому перед концертом или записью в студии лучше поставить свежую батарейку или свежезаряженный аккумулятор (аккумуляторы, когда полежат срок более 5 дней могут подразрядиться). А также лучше иметь с собой несколько запасных проверенных батарей или заряженных аккумуляторов. На всякий случай .

Что касается качества звука, то тут главный эксперт — это Ваши уши. Сказать однозначно, что активный звукосниматель зазвучит лучше, чем пассивный нельзя. Это кому какой звук нравится больше.

Гитарные процессоры (педали, примочки)

После директбокса перейдем к гитарным процессорам.

Гитарный процессор производит обработку звука гитары, изменяя его. Процессоры могут:

1) искажать звук, украшая его дополнительными составляющими (дисторшн — distortion, овердрайв — overdrive);

2) изменять тембровую окраску (эквалайзеры);

3) управлять динамикой звука (компрессоры и лимитеры)

Аппаратный гитарный процессор выполняется в виде педали или стоечного модуля (в том числе управляемого с педали).Аппаратный гитарный процессор мы можем подключить к линейному входу компьютера.

Но мы можем обойтись и без него, если будем использовать программу виртуального гитарного процессора.

Такими программами являются:

Native Instruments Guitar Rig ($450 = программа + аппаратная педаль, с которой осуществляется управление; в педаль встроен аудиоинтерфейс для гитары; можно купить программу и педель по отдельности), является как Audio Units/VST/RTAS-плагином для музыкального редактора, так и может использоваться как standalone (самостоятельная программа).

IK Multimedia Amplitube ($200-350, программа) является Audio Units/VST/RTAS-плагином для музыкального редактора, также может использоваться как standalone.

reFx Slayer ($100, программа), является AudioUnit/VST-плагином для музыкального редактора.

MAGIX Vandal Guitar Amp (€200, программа), является AudioUnit/VST-плагином для музыкального редактора.

DSound Stomp`n FX (€100, программа), является DX/VST-плагином для музыкального редактора.

Steinberg Warp VST, комбик, является VST-плагином для музыкального редактора.

Источник

Подключаем электрогитару к компьютеру или ноутбуку

Большинство гитаристов-профессионалов (в том числе известнейший российский музыкант и автор книг по искусству импровизации Игорь Бойко) считают, что для полноценных занятий на электрогитаре инструмент следует подключать. Даже если упражняешься дома.

Оттачивание мастерства на отключенной гитаре может сформировать привычки, которые впоследствии негативно скажутся на «живом» исполнении. Но под рукой может не оказаться комбика (он, к примеру, на репетиционной базе или вообще еще не приобретен). В такой ситуации на помощь гитаристу приходит компьютер (или ноутбук). Освоив несложную последовательность действий, даже начинающий музыкант сможет разобраться, как подключить электрогитару к своему компьютеру или ноутбуку.

Джек и мини-джек спешат на помощь

Для начала работы нам понадобятся, как минимум, шнур со штекерами типа джек-джек и переходник джек – мини-джек. (с 6,2 на 3,5 мм) Компьютер и электрогитара, разумеется, тоже должны быть в наличии.

Компьютер должен быть укомплектован качественной звуковой картой – дискретной (PCI) или внешней (USB). Такая карта в дальнейшем обеспечит высокое качество звука, благодаря способности поддерживать протокол ASIO на аппаратном уровне. Если на компьютере установлена интегрированная звуковая карта, не поддерживающая протокол ASIO, то нужно будет скачать и установить драйвера ASIO4ALL на свой компьютер. Такие драйвера обеспечивают минимальную задержку на программном уровне при воспроизведении звука.

Подключаемся согласовываем сопротивления входа-выхода

Начинающему гитаристу, как правило, бывает достаточно качества звучания, которое дает подключение гитары к компьютеру напрямую. Для этого достаточно включить шнур в гнездо линейного входа (обычно синего цвета) и настроить программную часть, о которой речь пойдет ниже.

Практически каждый музыкант, достигая определенного уровня мастерства, старается несколько усовершенствовать свою домашнюю мини-студию. Согласовать сопротивление на выходе инструмента и на входе компьютера можно с помощью устройства Di-box, преобразующего высокоомный сигнал гитары в низкоомный – более приемлемый для линейного входа.

Так выглядит Di-Box

Кроме того, такой прибор снижает уровень шумов, возникающий в шнурах. Совсем продвинутые гитаристы, занимающиеся музыкой профессионально используют для согласования сигнала, исходящего от звукоснимателя со звуковой картой, так называемый инструментальный hi-z вход, который есть далеко не на всех картах и рассчитан, как правило, для студийной работы. Такая карта достаточно дорогостоящая, но звук дает близкий к идеальному.

Обратите внимание! Если у Вас активные звукосниматели, то возможно, подключив их в микрофонный разъем Вы получите лучший эффект!

И все же, несмотря на возможность согласовывать сигнал с помощью специальных устройств, опыт показывает, что большинство гитаристов-любителей достаточно успешно справляются с такой задачей с помощью обычных «примочек» – гитарных педалей и процессоров в режиме байпасс.

Настройка программной части

После подключения гитары к компьютеру на экране монитора откроется окно Диспетчер Realtek HD и окно с вопросом «какое устройство вы хотите подключить». Выбираем линейный вход, нажимаем ОК. Затем переходим на вкладку Line in at rear panel (Blue), которая находится правее микрофонной вкладки, и выстраиваем громкость. В результате гитарист должен услышать звук своего инструмента, пока ещё абсолютно необработанный.

Придать гитарному звуку практически любой тембр и окраску поможет использование специальных VST плагинов, среди которых
одним из лучших считается Guitar Rig, разработанный компанией Native Instruments. Программа по сути представляет собой многофункциональное устройство, предназначенное как для обработки гитарного звука, так и для качественной его записи. Такой виртуальный процессор укомплектован практически всеми возможными гитарными эффектами: компрессор, хорус, ревербератор, дисторшн и т.д., которые можно самостоятельно регулировать, добиваясь нужного звучания или можно воспользоваться готовыми пресетами, великое множество которых предоставляет интернет. Детально ознакомиться с работой плагина можно, изучив его инструкцию. Помимо Guitar Rig существуют и другие эмуляторы, такие как ReValver, Amplitube и т.д.

Если драйвер ASIO4ALL уже скачан на компьютер, следует его настроить. Для этого необходимо в окне Guitar Rig перейти по вкладкам File ->Audio and MIDI Settings:

Во вкладке Audio следует установить ASIO в поле Driver и выбрать ASIO4ALL в поле Device. Нажимаем ASIO Config и выбираем размер буфера.

Подбирать такой параметр следует исходя из производительности процессора для каждого компьютера индивидуально.

Ещё одним важным параметром, которым не следует пренебрегать при настройке гитарного звука, является Sample Rate – частота семплирования, которая также должна быть согласована между картой памяти и виртуальным процессором. Если эти величины будут различаться, компьютеру потребуются дополнительные ресурсы на синхронизацию, которые займут определённое время. Значение Sample Rate в Guitar Rig можно увидеть в окне Audio and MIDI Settings.

Проверить данный параметр на звуковой карте можно, выбрав на панели управления вкладку оборудование и звук -> звук: По выбранному оборудованию дважды щелкаем левой клавишей мыши и в открывшемся окне «свойства» выбираем вкладку «дополнительно», в которой выбираем необходимую частоту. Те же действия следует повторить во вкладке «запись».

Зачем всё это нужно? Установка драйверов ASIO4ALL и настройка частоты семплирования помогут справиться с такой проблемой, как задержка звука. Задержка происходит вследствие того, что компьютеру или ноутбуку требуется определенное время на преобразование сигнала и его обработку с выводом на линейный вход. Устранить такую проблему на сто процентов невозможно, но попытаться свести её к минимуму будет не лишним.

Освоив эти несложные манипуляции, даже начинающий гитарист сможет с помощью ноутбука или компьютера организовать небольшую домашнюю студию, вполне пригодную для занятий или записи треков.

Принципиальных отличий в подключении электрогитары к компьютеру и ноутбуку нет, за исключением того, что при работе с ноутбуком штекер вставляется в микрофонный вход (с последующей настройкой, аналогичной рассмотренной для линейного входа) и обязательно использовать усилитель сигнала, в качестве которого может быть любая «примочка», т.к. своей чувствительности звуковой карте ноутбука не хватает для обработки сигнала звукоснимателя.

Таким образом, наличие компьютера или ноутбука открывает перед гитаристом возможности, о которых Уэс Монтгомери и не мечтал. Трудитесь, всё в ваших руках!

Источник

Читайте также:  Cantina band ноты саксофон
Оцените статью