Процессор или педаль для гитары. Что выбрать?
Опубликовано 24.10.2013 15:33
Процессор или педаль для гитары. Что выбрать? Хотелось бы по подробнее разобрать тему педалей и процессоров для гитары.
Как уже было описано в статье — Примочки для электрогитары, основные устройства обработки звука делятся на процессоры и педали, а сама обработка может быть цифровой, ламповой и транзисторной. Процессоры относятся к цифровым устройствам и имеют в своем арсенале множество различных эффектов, начиная тюнером и заканчивая встроенной драммашиной.
Принцип действия обработки звука «на пальцах» можно обрисовать так: сигнал, идущий с гитары попадая в процессор, оцифровывается. Далее к нему добавляются все необходимые эффекты, далее сигнал преобразовывается обратно в электрический. В результате чего вы слышите обработанный звук с необходимыми вам эффектами, все вроде бы хорошо. Но есть и жирный минус: звук гитары, после обработки процессором, теряет весь живой окрас и динамику. Звучание получается каким-то ненастоящим, замылиным что ли. Именно поэтому процессоры не очень ценятся профессионалами. Так, что выбирая для себя процессор, будьте готовы, что даже самый дорогой процессор убьет всю прелесть звучания самой дорогой гитары. А про дешевые устройства даже и говорить не приходится. С ними лучше не связываться.
Педали бывают ламповые и транзисторные. Одна педаль чаще всего несет в себе всего один эффект. И для того что бы настроить более или менее добротное звучание необходимо приобрести несколько различных педалей. А в магазине каждая педалька стоит в среднем 3000 кровно заработанных рублей. Какой тогда смысл, спросите вы? Ответ вы узнаете позже.
Так в чем же разница между ламповыми и транзисторными педалями? Эта разница имеет место только у эффектов перегруза типа Дисторшн, Овердрайв, Фузз и т.д. Педали всех остальных эффектов относятся к транзисторным. Это довольно таки приличные устройства с добротным качеством выходного звучания на любых комбиках. Чего не скажешь о педалях перегруза. Здесь картина несколько иная. Транзисторный комбоусилитель очень плохо дружит с педальками данного типа. Если подключить педаль перегруза в Input транзисторного усилителя, то ничего хорошего из этого не получится, потому что родной встроенный усилитель начнет перегружать и без того уже перегруженный звук и ваши уши могут этого не выдержать. Конечно, есть еще вариант играть с педалькой на чистом канале, но это тоже не лучший вариант. В данной ситуации лучше подключить педаль в петлю разрыва (если конечно таковая имеется). Т.е. звук с педали будет проходить в усилитель мощности, минуя родной преамп. Отсюда вывод: если вы планируете покупать транзисторный комбоусилитель, а позже докупить к нему педаль перегруза, то выбирайте модель с петлей разрыва. В противном случае будете довольствоваться только встроенным Овердрайвом, либо советую подкопить на хороший ламповый комбик и будет вам счастье =)))). Подробнее о разрыве я расскажу в одной из следующих статей.
В ламповый комбоусилитель, хоть транзисторную, хоть ламповую педаль перегруза, можно включать, как в линейный вход комбика, так и в разрыв. Все зависит от того, какой звук вам нужен на выходе. Чаще всего педаль ставится перед усилителем, тем самым подогревая лампу и выводя ее в рабочий режим. Такие педали называют «грелками». В качестве грелок могут участвовать не только педали, но и дополнительные преампы (на какой они схеме не имеет большого значения).
Что выбрать процессор или педаль, каждый решает сам. Все зависит от ваших потребностей, но если вам нужен хороший, качественный звук, то несомненно – педаль. А если вы хотите большой набор всяческих эффектов и остальных вкусностей, то смело можете брать процессор, только обратите внимание на цену. Совсем дешевые покупать не советую.
Источник
Эффекты
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 21 августа 1997 г. |
Несомненно, сегодня электрогитара — один из самых известных и популярных инструментов по обе стороны земного шара. К сожалению, звучание электрогитары малонасыщенно и бедно в спектральном отношении, поэтому на ней практически не играют без различных специальных устройств обработки сигнала, которые позволяют достичь почти любого звучания. Подобных устройств (в русском языке они получили устойчивое жаргонное название «примочки») существует великое множество, однако все они реализуют известные эффекты, которых насчитывается немногим более десятка. Эти устройства могут сильно отличаться друг от друга по габаритам, начиная от миниатюрной ножной педали и кончая стационарным студийным прибором, по сложности — от простой педали громкости до цифрового гитарного синтезатора, по элементной базе — аналоговая и цифровая, и, естественно, по цене.
Т ак уж получилось, что вначале наибольшую распространенность получили педали эффектов, что можно объяснить несколькими причинами. Во — первых, это, конечно, габариты — любая педаль спокойно поместится в карман гитарного чехла. Во — вторых, низкая цена, обусловленная большими объемами продаж, несложной схемотехникой и дешевыми комплектующими. В — третьих, гибкостью — каждый мог по своим вкусам выстроить цепочку педалей с нужными эффектами. И эта ситуация продолжалась вплоть до появления гитарных процессоров.
Справедливости ради надо отметить, что эти самые гитарные процессоры, правда достаточно дорогие, появились практически одновременно с педалями. Идея была проста (все эффекты в «одном флаконе»), технология отработана. Однако широкое распространение они получили лишь начиная с середины 80 — х годов, когда цифровая технология стремительно ворвалась на музыкальный рынок, круша цены. Все большее число гитаристов стало обзаводиться этими универсальными устройствами. Однако выяснилось, что далеко не все музыканты хотят расставаться со своими старенькими BOSS’ами и DOD’ами и переходить на моргающие разноцветными огоньками процессоры. Попробуем выяснить, почему возникла такая ситуация, и какие преимущества и недостатки дает применение педалей и процессоров.
В общем — то, очевидно, что выбор устройства эффектов зависит первым делом от исполняемой музыки. Вряд ли стоит приобретать примочку для исполнения романсов. Джазовым гитаристам, играющим в традиционной манере на полуакустической гитаре, достаточно добавить лишь небольшую реверберацию — выразительность джазовой гитары и так высока. Блюзменам во многих случаях достаточно одного лампового усилителя с мощной колонкой, остальное сделают эмоции. Другое дело, когда исполнитель является универсальным гитаристом, играющем в разных стилях, или когда исполняемая им музыка достаточно сложна в плане аранжировки и требует разного гитарного саунда. Тогда приходится использовать несколько различных эффектов. И тут наступают две совершенно разные ситуации — игра на концерте и игра в студии, дома, на репетиции и пр. При этом условимся рассматривать процессор и блок педалей, примерно равнозначные по возможностям.
При игре на концерте от устройства эффектов требуется, помимо звуковых характеристик, очень высокая оперативность управления. Когда на полу перед гитаристом выстроена цепочка педалей с разными эффектами, оперативность, естественно, теряется. Хорошо, если необходимо включить или выключить какой — нибудь один эффект. А если гитарист переходит с аккомпанирующей партии (работает компрессор) на сольную (дисторшн плюс хорус плюс дилэй)? Правда на помощь приходит еще одна педаль, позволяющая включать определенные примочки одним нажатием ногой. В качестве примера можно назвать педали BOSS PSM — 5 Power Supple & Master Switch и IBANEZ LS — 10 Loop Selector. Как правило, такие педали управления также позволяют подавать питающее напряжение на другие педали эффектов, что, в случае внешнего источника питания, существенно сокращает количество проводов на сцене. Если же все педали поместить в специальный кейс, то батарея эффектов приобретет необычайно аккуратный вид и станет транспортабельной.
При использовании процессора проблем в управлении существенно меньше. Все нужные эффекты программируются в определенной последовательности заранее, и на концерте достаточно лишь нажать на одну педаль для вызова той или иной цепочки эффектов. Еще один немаловажный момент — отстройка аппаратуры перед концертом. Бывают ситуации, когда нет времени не только на отстройку, но даже на подключение примочек. Это случается, например, в сборных концертах (солянках), где каждый исполнитель поет одну — две песни, и за ним сразу выходит следующий. Конечно, при правильной организации концерта такая ситуация маловероятна, однако наверняка любой концертирующий гитарист поморщится, вспомнив подобные случаи. В такой ситуации процессор требует минимум времени на подключение.
Другое дело, когда высокая оперативность в работе не требуется. Тут ситуация обратная — выстраивать нужный эффект и получать необходимый звук на педалях гораздо удобнее. Если в процессорах приходиться продираться через бесконечные меню и кнопками устанавливать требуемые числовые значения параметров, то в педалях для этого достаточно повернуть пару ручек (что делается практически мгновенно). Но если в процессоре таких установок можно сделать несколько, то в педалях — только одну, после чего ручки придется вращать снова. Еще одно неоспоримое преимущество процессоров — возможность точной установки параметров эффекта. Например можно точно выставить время задержки дилэя в миллисекундах, высчитанных по темпу музыкального произведения. Бывают также процессоры с управлением по MIDI — интерфейсу; тогда, при использовании секвенсора, последний сам сделает все необходимые переключения в реальном времени.
Если сравнивать педали и процессоры по габаритам, то тут ответ очевиден. Компактный процессор мобилен, транспортабелен и удобен. Некоторые процессоры помещаются вместе с гитарой в гитарный чехол. Несколько педалей туда уже не влезут. Кроме того, у процессора имеются практически все распространенные эффекты — сколько же потребуется примочек для эквивалентного числа эффектов!
По стоимости процессоры тоже имеют преимущество перед педалями. Тем более, что кроме огромного числа эффектов, в процессоры встраиваются гитарные тюнеры, шумоподавители, метрономы, индикаторы, имеются и другие сервисные возможности. Чтобы получить подобное с помощью педалей, придется выложить огромную сумму (стоимость одной педали составляет $50 — 150). И если цена педалей практически не меняется в течении многих лет, то стоимость процессоров постоянно падает.
Казалось бы, почти по всем параметрам процессоры опережают педали, и последние должны тихо умереть. Но мы забыли упомянуть еще один параметр, который, строго говоря, параметром не является — это звучание. Немало споров идет об этом. Как известно, в основном все педали собраны на аналоговой элементной базе — исключения составляют ревербераторы и дилэи. В процессорах, кроме цифрового управления, почти все эффекты так же цифровые (во всяком случае группа временной задержки — хорусы, флэнжеры, дилэи, ревербераторы и т.п.). Однако дисторшн стараются делать аналоговым — цифровое звучание не выдерживает никакой критики. В остальном звучание процессоров определяется известным законом рынка — чем дороже, тем лучше. Поэтому довольно затруднительно однозначно ответить на вопрос «что лучше звучит». Звучат педали и процессоры по — разному, и сравнивать их не имеет смысла — смотря какой саунд требуется. Кстати, сами педали тоже звучат по разному — можно взять дисторшн разных моделей и убедиться в этом. Но многие музыканты считают, что в целом у педалей звучание более «гитарное» и «естественное». Последнее слово заключено в кавычки потому, что о естественности тут можно говорить лишь в переносном смысле: электрогитара чисто электрический инструмент, и ее звучание, в природе не существующее, напрямую связано со всем звукоусилительным трактом.
А что же используют всемирно известные гитаристы? Нижеприведенные данные взяты из некоторых статей и интервью в зарубежных гитарных изданиях, а также из видеоконцертов и видеошкол. Следует отметить, что устройства эффектов у гитаристов как правило меняются с течением времени, поэтому некоторые данные могут быть устаревшими.
- Luther Allison. Предпочитал использовать один ламповый комбо.
- Adrian Belew («King Crimson»). Использует педали и гитарный синтезатор Roland.
- Larry Carlton. Использует блок педалей.
- Carlos Cavazo («Quiet Riot»). Использует блок педалей.
- Steve Clark («Def Leppard»). Использует блок педалей.
- Allan Holdsworth. Использует рэковую обработку и гитарные синтезаторы.
- Josh Homme («Kyuss»). Использует Rotovibe и Wah — Wah.
- Tony Iommy («Black Sabbath»). Использует Wah — Wah и рэковую обработку.
- Mike Keneally. Использует Korg PME — 40X (4 эффекта), Cry Baby Wah — Wah и Boss Volume Pedal.
- Steve Lukather («Toto»). Использует по возможности только рэковую обработку.
- Phil Manzanera («Roxy Music»). Использует блок педалей.
- Kee Marcello («Europe»). Использует гитарный процессор.
- Al McKay («Earth, Wind And Fire»). Использует блок педалей.
- Pat Metheny. Использует рэковую обработку и гитарные синтезаторы.
- Michel Schenker. Использует Cry Baby Wah — Wah.
- John Scofield. Использует блок педалей.
- Steve Stevens (Billy Idol). Предпочитает использовать рэковую обработку.
- Andy Summers. Использует гитарный синтезатор Roland.
- Glenn Tipton («Judas Priest»). Использует педаль MXR Distortion.
- Eddie Van Halen. Использует BOSS’овский октавер, MXR Phase — 90, MXR Flanger и Wah — Wah.
- Stevie Ray Vaughan. Использовал Ibanez Tube Screamer и Vox Wah — Wah.
Какие же выводы можно сделать, прочтя этот далеко неполный список? Видно, что очень многие гитаристы предпочитают использовать педали. Но надо заметить, что педалями их арсенал эффектов не ограничивается. Как правило, у всех музыкантов задействованы еще и рэковые приборы, включающие в себя различные эффекты временной задержки, шумоподавители, предусилители и пр. Эти приборы применяются независимо от того, с педалью играет гитарист, или же с процессором, так как качество звучания у рэковых устройств значительно выше, чем у их гитарных собратьев. Процессорами пользуются практически единицы, при этом сами процессоры принадлежат к «высшей» ценовой категории, являясь наиболее совершенными среди этого класса устройств. Почему же большинство музыкантов применяют педали? Вполне возможно, что эта ситуация обусловлена тем, что с педалями легче добиться какого — то индивидуального звука. Каждый может выстроить свою индивидуальную цепочку эффектов, используя различные педали, в то время, как на одних и тех же процессорах играют тысяча людей.
Таким образом, концепция «фирменного» гитарного звука в принципе может быть такой — использование педалей с чисто гитарными эффектами и постобработка их стационарными рэковами приборами. В то же время понятно, что подобную роскошь могут себе позволить лишь хорошо известные исполнители, имеющие возможность не только выбрать, но и купить то, что им понравилось. Остальным музыкантам, увы, приходится идти на множество компромиссов.
Так кто же победил — педали или процессоры? На самом деле никто не победил и не проиграл. Богатые музыканты покупают дорогие игрушки, бедные — подешевле. Но некоторые выводы сделать можно.
1. При использовании двух — трех эффектов разумнее приобрести педали, при более высоких требованиях к универсальности — процессор;
2. С помощью различных комбинаций педалей можно получить индивидуальный, неповторимый звук;
3. Звучание эффектов у педалей и процессоров — фактор субъективный;
4. Оперативное управление эффектами быстрее осуществляется в процессорах;
5. Устанавливать параметры эффектов удобнее в педалях;
6. Процессор предлагает много сопутствующих возможностей — гитарный тюнер, жидкокристаллический индикатор, метроном, шумоподавитель и пр.;
7. Процессор имеет меньшие габариты, чем блок педалей;
8. Процессор имеет более низкую цену, чем блок педалей.
Видно, что по некоторым пунктам лидируют процессоры, по некоторым — педали, и лишь по одному пункту первенство установить невозможно — это звучание, самая важная характеристика устройства. Хоть и существуют какие — то общепринятые представления о звуке, все же это вещь настолько индивидуальная, что спорить о ней совершенно бессмысленно и неправильно. Каждый должен сделать свой собственный выбор. Если есть возможность, хорошо бы послушать звучание и педалей, и процессоров в одинаковых акустических условиях на одной и той же звукоусилительной аппаратуре. Не стоит забывать и о том, что узнаваемость гитариста достигается не столько устройствами обработки, сколько его звукоизвлечением, манерой игры и так называемыми «фишками», то есть любимыми пассажами, приемами и т.п. Тот же John Scofield из нашего вышеприведенного списка узнается с первых же звуков, причем неважно на чем он играет — на акустической гитаре или на электрической, с педалями или без. Педали и процессоры призваны лишь создать некий специфический саунд, колорит, подчеркивающий художественные задачи, стоящие перед музыкантом. Из этого и требуется исходить, останавливая свой выбор на том или ином устройстве. Так что удачного вам выбора!
Источник