- Процессор эффектов: как используется и для чего
- Что такое процессор эффектов
- Кто использует процессор эффектов
- Разновидности
- Какую аппаратуру выбрать
- Какие эффекты могут быть полученны
- Гитарные процессоры эффектов
- Процессор и педаль: в чем разница?
- Плюсы и минусы процессоров эффектов
- Применение и возможности процессоров
- Гитарный процессор — все в одном
- Для чего нужен?
- Функции
- Эффекты
- Моделирование инструментов
- Другие функции
- Лучшие гитарные процессоры и ценовые категории
- Какой выбрать?
- Как подключить?
Процессор эффектов: как используется и для чего
В процессе исполнения любой композиции музыкант стремится добиться наилучшего звучания. Для этого не всегда достаточно одного лишь инструмента и хорошей игры. На помощь приходят гитарные процессоры эффектов, улучшающие звучание. Рассмотрим подробнее данную тему.
Что такое процессор эффектов
При простой игре на гитаре можно заметить, что звук не имеет достаточной мощности. В домашних условиях это не столь важно, но на любом выступлении требуется максимальная громкость. Для этих целей изначально были созданы усилители. Гитара подключалась к такой аппаратуре, и исполнитель мог самостоятельно регулировать громкость, которую приобретет инструмент.
Однако одним усилителем дело не ограничилось. Вскоре появились так называемые «примочки». Они также соединялись с гитарой и усилителем для создания определенного звукового эффекта при игре. Упомянутый процессор эффектов сочетает в себе функции сразу нескольких отдельных примочек. Одним словом, идеальная аппаратура.
Кто использует процессор эффектов
Изначально они ассоциировались только с гитаристами, однако встречается данная аппаратура и для певцов. Вокальный процессор эффектов по своей функции схож с гитарным. Его цель — добавить исполняемой композиции силу, новые эффекты, которых невозможно достичь «естественными» способами.
Разновидности
Существующие в настоящее время блоки делятся на классические и цифровые процессоры эффектов. Первый, также называемый «ламповым», — наиболее старый и любимый вариант многих опытных гитаристов. Причина тому кроется в получаемом звуке. В отличие от современного электронного варианта, ламповый процессор, по словам исполнителей, создает более «теплый» звук.
Однако классический вариант не так удобен, в отличие от цифрового. Тогда как последний прост в настройке, имеет огромное количество встроенных функций и модуляций, легок и удобен в переноске, ламповый вариант всегда будет тяжелее. Также ему необходим внешний источник питания.
Какую аппаратуру выбрать
Если исполнитель столкнулся с вопросом о том, какой из процессоров будет лучше, то точного ответа дать нельзя. В первую очередь необходимо попрактиковаться на обоих вариантах. По словам опытных гитаристов, следует иметь в своем арсенале оба процессора. Связано это с тем, какой именно звук необходим при исполнении оправленной композиции. В некоторых вариантах идеальным вариантом станет цифровой процессор, в других случаях — классический. Решать, что выбрать, следует лишь ориентируясь на собственный вкус и финансы.
Какие эффекты могут быть полученны
В число наиболее популярных и известных эффектов входит «дисторшн» и «овердрайв». Они создают так называемый «перегруз», что добавляет мелодии агрессии. Зачастую данный эффект применяется в «тяжелых» музыкальных жанрах.
Существует большое количество других эффектов, которые могут встречаться в приобретаемом блоке. Например:
- Хорус — имитирует хоровое звучание для инструмента. Получается сочный и объемный звук.
- Флэнжер — похож на звук взлета самолета. Имел популярность в 60-х, когда требовалось придать звуку «психоделичность».
- Фэйзер — эффект, получаемый путем фильтрации звукового потока, создавая серию максимумов и минимумов в передаваемом спектре.
- Октавер — звуковой эффект, при котором к передающемуся сигналу добавляется аналогичный, но на октаву выше или ниже. Имеется более современный вариан, под названием гармонайзер, который регулирует звук на уровне двух октав.
- Вибрато — периодическая смена тембра, высоты и тембра передаваемого сигнала.
- Эквалайзер — функция, добавляющая возможность выравнивания амплитудно-частотной характеристики.
Все перечисленные характеристики используются преимущественно электрогитаристами. Однако имеются процессоры для бас-гитары и некоторых других инструментов. Они имеют меньшую распространенность, но не менее важны.
Процессор эффектов необходим гитаристу для создания оригинальной композиции. За счет обилия встроенных функций и двух типов блоков, выбор ограничивается лишь фантазией исполнителя, создающего свою мелодию. При этом встречаются процессоры эффектов, предназначенные для вокалистов и бас-гитаристов. Все эти инструменты предоставляют широкие возможности для творчества. Дерзайте!
Источник
Гитарные процессоры эффектов
Во множестве музыкальных жанров, подразумевающих лидирующую роль электрогитары – таких, как блюз, металл, панк, хард-рок, альтернатива и их разновидности – огромную роль играет перегруженный гитарный звук. Добиться его можно двумя основными способами – пропуская звуковой сигнал через педали эффектов, или же с помощью специализированного гитарного процессора. В отличие от педалей, дающих только один эффект (редко – два-три), процессоры эффектов позволяют обработать звучание инструмента сразу большим количеством способов. Об этих устройствах и поговорим подробнее в данном материале.
Процессор и педаль: в чем разница?
Для начала стоит отметить важное различие в принципах работы педали и процессора. Педаль является устройством аналоговым, обработка в ней происходит путем реального изменения физических параметров сигнала. Благодаря этому звук получается более «живым» и «теплым». Процессор же преобразует аналоговый сигнал с гитарных звукоснимателей в цифровой формат, и обрабатывает его в соответствии с выставленными настройками по запрограммированным алгоритмам. Это дает возможность применить большее число эффектов, но не самым благостным образом сказывается на характере самого звучания (об этом – ниже).
Как правило, профессиональные гитаристы не ограничиваются одним гитарным эффектом для обработки звука – в некоторых стилях можно обойтись одним классическим «дисторшн», но чаще всего нужны и другие обработки и искажения. Поэтому музыканты либо собирают в цепочку несколько педалей, суммируя их звуковые преобразования, либо применяют процессоры эффектов. При этом чем длиннее цепь педалей, тем сложнее их вовремя переключать – и в этом случае однозначно проще пользоваться адаптированным под живые концерты профессиональным гитарным процессором.
Плюсы и минусы процессоров эффектов
Если постараться сформулировать преимущества процессоров по сравнению с педалями в обобщенном виде, то мы получим следующее:
- Недорогая стоимость. Наиболее популярные на рынке процессоры будут стоить гораздо дешевле цепочки педальных эффектов нормального качества, не говоря уже про ламповую голову на несколько каналов.
- Удобство. Память процессоров позволяет хранить до нескольких сот комбинаций настроек эффектов, активируя их одной кнопкой.
- Совместимость с ПК. Большинство процессоров имеют визуальный интерфейс, с помощью которого возможно без особого труда формировать пресеты настроек. Кроме того, уже готовые пресеты можно попросту скачать через Интернет.
- Возможность звукозаписи. Через процессор можно производить запись гитары и других инструментов в качестве, вполне пригодном для демо.
Начинающему музыканту процессор эффектов может принести пользу не только как обработчик звучания на выступлении или репетиции, но и в качестве практического пособия по формированию обработанного звука электрогитары. Однако есть у этого устройства, наряду с достоинствами, и недостатки:
- Общая сухость и блеклость звучания. Дело в том, что математическая формула обработки цифрового сигнала не в состоянии досконально просчитать все гармоники и обертона, присущие сигналу аналоговому. В результате звук на процессоре приходится дополнительно обрамлять ревербератором, дилэем и другими красивыми эффектами, скрывающими схематичность и бледность исходного звучания.
- Длительное время отклика. Весьма раздражающим фактором является то, что процессор отзывается на производимые с инструментом действия не моментально, а с некоторой задержкой, которая тем больше, чем ниже уровнем проц. Современные устройства сводят эту задержку к минимуму, но она, тем не менее, есть, и может наблюдаться как в ходе игры, так и во время переключения настроек.
- Избыточность эффектов. Вариантов возможных обработок звука процессором существует столько, что далеко не факт, что вам пригодится на практике хотя бы половина из них. Кроме того, совершенно обычным делом для этих устройств является то, что нормально, с хорошим приемлемым звуком, в процессоре реализовано лишь несколько эффектов – остальные будут больше, по сути, мешать, затрудняя поиск наиболее продуктивного варианта применения.
Применение и возможности процессоров
По факту, процессор гитарных эффектов – довольно неплохой вариант для начинающего гитариста, позволяющий быстро разобраться в различных звуковых обработках и надобности применения тех или иных эффектов в собственном творчестве. Также это устройство крайне полезно на выступлениях, если вам нужно применить большое количество вариантов звучания инструмента – например, запланирован свой звук для каждой песни. Однако здесь скрывается коварная ловушка: звукорежиссер, что естественно, при настройке общего звука группы будет ориентироваться конкретно на тот гитарный пресет, на котором играется саундчек. Большая разница в уровне громкости и частотных настройках разных пресетов приведет к тому, что на каких-то песнях гитара будет выпирать, а на каких-то просто провалится в общем миксе.
Что же касается возможностей применения процессоров для звукозаписи, то их реальный потолок – демо. Истории известны отдельные случаи, когда на процах записывали полноценный альбом целиком вплоть до обработки вокала, однако они так и остались исключениями из правил (заведомо понятно, что в таких условиях производящему сведение и мастеринг придется буквально из кожи вывернуться на абсолютном максимуме своего профессионализма, чтобы получить хоть сколько-нибудь приемлемый результат).
Процессоры гитарных эффектов могут различаться по типу установки, который желательно учитывать сразу в момент приобретения устройства:
- настольные – корпус процессора ставится на стол или иную ровную поверхность, для управления по ходу игры в комплект входит подключаемая ножная педаль;
- напольные – ножная педаль и блок настройки пресетов выполнены в одном корпусе, который ставится на пол;
- рэковые – конструкционно напоминают настольные, устанавливаются в специальную стойку.
Желаемый тип установки есть смысл заранее подобрать перед покупкой процессора исходя из его основного планируемого применения. Для частых выступлений гораздо удобнее будет напольный проц. Для студийной работы и специально для репточки проще взять настольное или рэковое устройство.
Какие именно эффекты обработки звука способен дать процессор? Практически любые, выполняемые в отдельных педальных вариантах, самые разнообразные. Это и перегрузы различных видов (фузз, дисторшн, овердрайв), и хорус, и дилэй, и флэнджер, и лупер, и вау-вау, и компрессор, и многие другие.
Рынок гитарных процессоров в наши дни представлен огромным множеством самых различных моделей. Наиболее высоко котируется (и дорого ценится в денежном измерении) продукция компаний Marshall, Boss, Korg. Более бюджетные процессоры, доступные и новичку – Zoom, Yerasov, Gigabyte.
Итак, мы в общих чертах рассмотрели процессоры эффектов – удобные и компактные устройства обработки звука, познакомились с их применением, главными плюсами и минусами. Что хочется сказать напоследок – процессор не имеет альтернативы в качестве возможности за не очень большие деньги попробовать в ознакомительном режиме самые разные гитарные эффекты и определиться, в каком направлении двигаться в поисках своего собственного уникального звучания, какие эффекты помогут его найти и нужно ли для этого какое-то дополнительное оборудование.
Источник
Гитарный процессор — все в одном
Гитарный процессор — это устройство, которое преобразует чистый звук электрогитары в обработанные электрические сигналы. Звучание выводит через подключенный усилитель. Способен заменить примочки по отдельности или целую цепь эффектов.
Для чего нужен?
У музыканта, играющего на электрогитаре, есть несколько педалей эффектов. Чем дольше и усерднее он занимается игрой, тем больше примочек приобретает. Со временем их становится так много, что те не размещаются в педалборде, занимают много места. Для таких ситуаций существует гитарный процессор.
По качеству вывода и обработки звучания устройство не уступает педалям. Он необходим для создания оригинальных композиций. Добавляет эффекты, придающие звуку силу, окраску.
Музыканты предпочитают пользоваться такой аппаратурой по следующим причинам:
- позволяет оперативно управлять эффектами;
- наличие сопутствующих функций, таких как тюнер или метроном;
- компактный, по сравнению с педалбордом;
- покупать его дешевле, чем набор педалей;
- наличие графического интерфейса с возможностью создавать пресеты для игры.
Гитарный процессор предназначен для игры разнообразных музыкальных стилей: от джаза до метала. Применяют аппаратуру при игре на электрогитаре, для некоторых других инструментов.
Функции
Процессор включает в себя множество полезных функций. Если некоторые из них не нужны сейчас, то в дальнейшем они точно понадобятся.
Эффекты
Самые распространенные эффекты среди музыкантов — дисторшн, овердрайв, получаемые посредством перегруза. В основном используются в тяжелом роке.
- вибрато — меняет тембр, высоту звука;
- эквалайзер — выравнивает амплитудную частоту звука;
- хорус — имитирует несколько одновременно звучащих инструментов;
- флэнджер — придает психоделическое звучание, безумный свист.
Эффектов в устройстве сотни. Некоторые модели оснащены встроенными синтезаторами. Аппаратура имеет память, держит предустановки как встроенные заводские, так и пользовательские. Вторые можно записывать самостоятельно, храниться настройки будут в памяти гитарного блока.
Моделирование инструментов
Устройство умеет моделировать инструменты, усилители. Эта функция позволяет создать уникальные тона. Модель Zoom G1on имитирует техники игры на любом инструменте, даже имеет аккомпанемент. Аппаратура способна виртуально изменять характеристики струн. Например, изменяют строй инструмента, из сингла может сделать хамбакер или наоборот.
Другие функции
Модели оснащены светодиодными или жидкокристаллическими экранами, на которые выводятся все параметры и функции. Через разъем USB есть возможность подключиться к компьютеру, записать звучание других инструментов.
На заметку! Аппаратура оборудована предусилителем для любых типов звукоснимателей. Взаимодействует с пьезоэлектрическими, магнитоэлектрическими и пассивными датчиками.
Встроенный бустер усиливает звучание во время игры сольных партий. Тюнер позволяет точно и быстро настроить инструмент перед выступлением.
По техническим характеристикам процессоры делятся на ламповые и цифровые. Вторые более распространены. Они способны почти полностью эмулировать ламповый звук. Цифровые устройства проще настроить и перенести. Они на порядок легче классических. Ввиду развития цифровых систем, имеют большое число встроенных эффектов и модуляций. Еще одно главное преимущество перед ламповым классом — не требуется источник питания.
Музыканты старой закалки все же предпочитают ламповое гитарное оборудование по нескольким причинам:
- результат предсказуем;
- простота создания нужного звука;
- легкая настройка;
- теплый, мягкий звук.
Достоинства оборудования объективные, но многие гитаристы выбирают его, основываясь на этих преимуществах.
Лучшие гитарные процессоры и ценовые категории
Для каждого музыканта свои критерии для определения лучшего гитарного процессора. Для некоторых исполнителей достаточно нескольких эффектов и тюнер. При частых репетициях отдают предпочтение компактным процессорам, так как их проще транспортировать. Опытные гитаристы пользуются ламповым оборудованием, но в редких исключениях — цифровым. Новичкам следует учиться без блоков, чтобы лучше слышать чистый звук.
Если рассматривать бюджетные категории, то можно выделить несколько моделей, которые подойдут для неслишком требовательных музыкантов:
- Muza GP120 — компактный процессор для начинающих музыкантов. Имеет возможность хранить в памяти около 48 пресетов, встроено 56 эффектов.
- Zoom G1Xon — несмотря на неброский внешний вид, блок имеет высокое качество звучания. Подойдет, чтобы освоиться в работе с эффектами.
- DigiTech Element XP — лучший бюджетный процессор. Позволяет настроить цепь из 9 эффектов из 37. Встроен тюнер, педаль экспрессии, драм-машина.
- Boss ME-80 — удобные ножные переключатели позволяют переключаться между эффектами и пресетами. Оснащен Tera Echo, обеспечивающим объемный стерео звук. Имеет USB-разъем для подключения к компьютеру.
- Zoom G3X — встроено 90 эффектов, драм-машина, педаль экспрессии. Блок способен эмулировать усилители Fender, Marshall.
На рынке предоставлен широкий выбор гитарных процессоров любой цены и технических характеристик.
Какой выбрать?
Перед приобретением процессора, подумайте, зачем он вам нужен. Оцените уровень мастерства, учитывайте стиль, технику игры. Вес и размер устройства зависит от того, где вы будете его использовать: по месту или же возить с собой для выступлений, репетиций.
На заметку! Новичку следует покупать недорогой аппарат, который будет оснащен минимумом функций: педалью экспрессии, тюнером, базовыми эффектами с комбинированием.
Определите ценовую категорию, в которой вы сможете сделать выбор. Не всегда высокая стоимость означает качество. Не нужно брать навороченный блок. Большинство функций вы никогда не будете использовать. Оставьте это профессиональным музыкантам.
Внимательно ознакомьтесь с характеристиками устройств. Попросите совет у опытных гитаристов или почитайте отзывы и рекомендации пользователей. На основе полученной информации выберите устройство, подходящее по виду и набору функций.
Как подключить?
Чтобы подключить гитару к процессору, возьмите адаптер питания. У устройства предусмотрено два гнезда для подключения. На одном из разъемов написано Input — в него вставьте джек. Соедините проводом процессор с инструментом. У гитары на нижней части корпуса есть гнездо специально для подключения устройств.
Внимание! Используйте провода хорошего качества, чтобы избежать замыкания, порчи инструмента или подключаемых устройств.
Для подключения блока к усилителю или микшерному пульту используйте второй шнур и второй разъем Output. Подключите его в гнездо выключенного усилка с названием Input. Только после соединения включайте устройства.
Гитарные процессоры эффектов используют как новички, так и профессиональные музыканты. Линейка моделей от известных производителей дает возможность гитаристу найти для себя устройство в нужной категории.
Источник