Проводы масленицы опера снегурочка ноты

Проводы масленицы из оперы «Снегурочка» [Ноты] : Для смешан. хора с фп. / Ред. А. Сапожников

О произведении

Другие книги автора

Интермеццо из оперы «Царская невеста» Российская государственная библиотека для слепых

Хоры : из опер в сопровождении фортепиано в 4-х выпусках Белгородская государственная уиверсальная научная библиотека

Романсы [Ноты] : для голоса с фп. / ред. Р. Рустамов Псковская областная универсальная научная библиотека

Романсы : для голоса в сопровождении фортепиано Белгородская государственная уиверсальная научная библиотека

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Опера `Снегурочка` (1881)

Опера в четырех действиях с прологом на либретто композитора по одноименной пьесе А.Н.Островского.

В прологе:
Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед-Мороз (бас). Читать дальше

Опера в четырех действиях с прологом на либретто композитора по одноименной пьесе А.Н.Островского.

В прологе:
Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед-Мороз (бас)
Девушка-Снегурочка (сопрано)
Леший (тенор)
Масленица (бас)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Свита Весны, птицы, берендеи.

В опере:
Царь Берендей (тенор)
Бермята, ближний боярин (бас)
Весна-Красна (меццо-сопрано)
Девушка-Снегурочка (сопрано)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха (меццо-сопрано)
Лель, пастух (альт)
Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано)
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (бapитoн)
Первый бирюч (бас)
Второй бирюч (тенор)
Царский отрок (меццо-сопрано)
Леший (тенор)
Бояре, боярыни, свита царя, гусляры, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи, лешие, свита Весны.

Пролог.
Леший предвосхищает появление Весны. В сопровождении зверей и птиц появляется Весна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза и у них появилась дочка — Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз.
Деду Морозу пришла пора покинуть Берендеево царство, но его беспокоит судьба дочери. Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее душе огонь любви. Мороз и Весна решают отдать дочь в слободку к Бобылю и Бобылихе.
Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.
Постепенно Красная горка заполняется народом. Леший прячет Снегурочку. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, они рады принять ее в свою семью. Снегурочка прощается с прошлой жизнью, отныне она будет жить среди людей.

Первое действие.
Деревня Берендеевка. Народ обсуждает приход Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Девушке очень нравится юный пастух и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поет песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает ее жених Мизгирь. По обычаю, жених выкупает невесту у девушек и парней Берендеевки. Начинается свадебный обряд, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Второе действие.
Слепцы, возглавляемые Лешим, славят царя Берендея. Но сам Берендей неспокоен, он чувствует немилость Ярилы-Солнца: лето год от года все короче, а весна холодней.
Чтобы вернуть расположение Ярилы, Берендей принимает решение: отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест Берендеева царства. Заливаясь горькими слезами, вбегает Купава. Она просит Берендея заступиться за нее и наказать обидчика — Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать народ на царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание, но появляется Снегурочка и царь, пораженный ее красотой, изменяет свое решение. До наступления Ярилиного дня Мизгирь попытается зажечь «Снегурочки нетронутое сердце».

Третье действие.
В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». Снегурочка ждет, что Лель выберет ее, но пастух выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.
Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Его страстные речи пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

Четвертое действие.
Ранним утром Снегурочка у озера ждет свою мать — Весну. Появляется Весна-красна, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев. С рассветом бог Ярило вступает в свои права, и наступает лето. На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов, дарующий способность любить, и предостерегает ее от жарких глаз Ярилы-солнца.
Приходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Девушка не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря, ее сердце теснят неведомые чувства.
Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить его брачный союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на дитя Мороза и Весны. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не должны тревожить берендеев, — мудро заключает царь. Смерть Снегурочки смягчит гнев Ярилы-Солнца и он вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, на их земле воцарится мир и благоденствие.

Источник

Н.А.Римский-Корсаков — Баян, Аккордеон — ноты

переложения музыки композитора


Н.А.Римский-Корсаков
Избранные произведения

составитель Ю.Наймушин
«Музыка», 1977г.
номер 9499

Пляска и песня скоморохов из оперы «Садко»
Хор гостей из оперы «Садко»
«Высота ли, высота поднебесная». Хор из оперы «Садко».
Хороводная песня Садко из оперы «Садко»
Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
Колыбельная из оперы «Садко»
Интермеццо из оперы «Царская невеста»
«Яр хмель». Хор из оперы «Царская невеста»
Ария Марфы из оперы «Царская невеста» (фрагмент)
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Проводы, масленицы. Хор из оперы «Снегурочка»
Хоровод из оперы «Снегурочка» (фрагмент)
Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Ариозо Снегурочки из оперы «Снегурочка»
Гопак из оперы «Майская ночь» (фрагмент)
Восточный романс («Пленившись розой соловей. »)
«О чем в тиши ночей. » Элегия
Две фугетты на русские темы
Скерцо из цикла «Семь вариаций на тему ВАСН»
Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»

Переложение выполнил Ю. Наймушин

Скачать ноты

БУДНИ ГЕНИЯ

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова—одна из самых славных страниц истории русской музыки. Его бессмертные произведения, составляющие эпоху в развитии искусства, живут полнокровной жизнью на сценах и концертных эстрадах всего мира, они стали достоянием всего человечества. Жизнь и творчество этого композитора были и остаются немеркнущим образцом беззаветной преданности искусству, верного служения ему. Вот почему каждая деталь жизни, каждая подробность, связанная с творчеством этого художника, и сегодня представляет интерес для музыкантов и любителей музыки. Об этих деталях, из которых складывались трудовые будни композитора, и пишет в своих воспоминаниях об отце В. Н. Римский-Корсаков.

«Свой рабочий день Николай Андреевич обычно начинал довольно рано. Встав в 8 часов утра и окончив свой кофе, Николай Андреевич направлялся в рабочий кабинет. По дороге, проходя мимо рояля (в кабинете у него рояля никогда не было), он на секунду задерживался, брал ноту «ля» или аккорд в нужной ему тональности. Это была обязательная проверка своего «внутреннего слуха». Николай Андреевич обладал абсолютным слухом, никогда не ошибался в определении или представлении тональности, но тем не менее считал необходимой такую ежедневную проверку. Я припоминаю слова отца о том, что для его слуха затруднительно только определение сложного состава звука церковных колоколов. Это не помешало ему, однако, изображать звон колоколов средствами оркестра и без помощи самих колоколов (вспомним, например, увертюру «Светлый праздник»).
Николай Андреевич до мельчайших подробностей представлял себе тембры как отдельных инструментов, так и их комбинаций и звучность оркестра в целом. Он очень заботился об удобстве исполнения оркестровых партий в своих сочинениях. До тонкости изучив свойства всех оркестровых инструментов, как струнных, так и духовых (почти на всех он выучился играть), он не стеснялся советоваться с артистами оркестра, не стеснялся даже меня, тогда ученика консерватории, спрашивать, удобно или неудобно то или иное место в скрипичной партии.
Трудоспособность отца была поистине поразительной. В Кронштадте во время подготовки к одному из концертов соединенных военно-морских оркестров («хоров», как тогда говорилось), Николай Андреевич в один день провел три оркестровые репетиции по два с половиной—три часа каждая, а в промежутках между репетициями оркестровал номера программы и собственноручно расписывал партии.

Какую бы работу ни начинал Николай Андреевич, она всегда у него «спорилась», была хорошо организована. Благодаря этому он успевал много сделать без всякой суеты и спешки. Умение установить порядок своего рабочего дня сказывалось у него решительно во всем. И в деле всестороннего овладения техникой композиции у отца, видимо, был определенный, хотя и не зафиксированный на бумаге, план занятий. Есть основание утверждать, что в этих занятиях у него был товарищ-руководитель— не кто иной, как П. И. Чайковский. Уже один факт присылки отцом своих фуг Петру Ильичу для просмотра красноречиво говорит в пользу этого утверждения. Определяя взаимоотношения Петра Ильича и Николая Андреевича в этот период, можно квалифицировать их, как отношения старшего товарища к младшему. В дальнейшем они сменяются отношением двух равных, взаимно уважающих друг друга и глубоко симпатизирующих друг другу зрелых мастеров музыкального искусства. Я приведу здесь один маленький эпизод из истории взаимоотношений П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Дело происходило в начале 80-х годов. Отцу почему-то не удавалась начатая им обработка «Ночи на Лысой горе» Мусоргского. Не ладилась, в частности, оркестровка. Случилось, что в это время Чайковский зашел к Николаю Андреевичу, который и сказал ему о своих затруднениях с «Ночью». Чайковский тут же написал несколько тактов, которые так и вошли в партитуру в редакции Чайковского. Случай, характерный для замечательной техники Чайковского и в своем роде исключительный для Николая Андреевича, которому вообще оркестровка давалась довольно легко».

Этот небольшой фрагмент можно дополнить воспоминаниями композитора М. Ф. Гнесина—одного из тех, кто принял эстафету русской музыки из рук ее классиков и передал современным советским мастерам. «Поразительной чертой Римского-Корсакова,— подчеркивал он,—была достойная восхищения самодисциплина. Сам неуклонно побеждая в себе нервную утомляемость, он трудился поистине самоотверженно. Чувство ответственности за выполняемую работу было характерным его качеством, и он стремился привить его ученикам. Говоря современным языком, он брал на себя ответственность не только «за свой участок»: видя, что какое-нибудь рядом возникающее ценное начинание остается невоплощенным в жизнь, он страдал, гневался и, в конце концов, прилагал собственную энергию и собственный труд к тому, чтобы не погибли и эти «чужие» творческие начинания. Эта достойная подражания черта сочеталась в нем с редкой скромностью: он не гнался ни за какими знаками отличия и часто умерял пыл своих почитателей в прославлении его заслуг. Можно сказать без всякого преувеличения, что вся жизнь Н. А. Римского-Корсакова, заполненная кипучим трудом, была истинным подвигом служения нашей великой отчизне».
Прочтите: Кунин И. Н. А. Римский-Корсаков., М., 1979.

Источник

«Снегурочка». Прощание с масленицей»
методическая разработка по музыке

Методическая разработка урока музыки на тему «Снегурочка». Прощание с масленицей» (3 класс) с презентацией к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
snegurochka._proshchanie_s_maslenitsey_3_klass.doc 50 КБ
snegurochka._proshchay_maslenitsa_3_kl.pdf 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 им. К.К. Рокоссовского»

«Снегурочка». Прощание с масленицей»

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Снегурочка». Прощание с масленицей»

Цель: продолжить знакомство с народными традициями, обрядами.

Формировать понятие о календарной обрядовой песне. На примере музыки Н. А.Римского-Корсакова показать связь народной и композиторской музыки.

Развитие эмоционального отношения к музыке.

-Воспитывать любовь к родной стране, русской традиции.

Тип урока : Повторение пройденного материала и изучение нового.

Вид урока: комбинированный урок с элементами концерта.

— презентация по теме урока;

— картины Б. М. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье», «Масленица»;

— картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»;

— фрагменты из кинофильма «Снегурочка»;

— фрагмент выступления фольклорного ансамбля «Тимоня».

  1. Танец «Встреча Масленицы»
  2. Песня «А мы Масленицу устречали»
  3. Песни-дразнилки
  4. Песня «Как вставала я ранешенько»
  5. Н.А. Римский-Корсаков хор «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка»

Организационный этап. Попевка-приветствие.

Просмотр фрагмента выступления фольклорного ансамбля «Тимоня»

Повторение пройденного материала.

— О чем рассказывается в видео фрагменте? (Ответ: обряд – действие).

— Почему песни древних славян сопровождались действием?

(Песни древних славян были частью их жизни. Все значительные события человеческой жизни сопровождались обрядами. Песни, звучавшие во время обрядов, исполнялись для того, чтобы умилостивить природу).

— Как назывались такие песни?

(Календарные обрядовые песни. Они показывали трудовую жизнь древних славян).

— О чем рассказывали календарные песни?

(Главная тема календарных песен – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел урожай. Силой музыки и слова древние славяне хотели покорить природу. Каждая из таких песен исполнялась в определенное время года).

Обратите внимание, перед вами репродукции картин Б. М. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье», «Масленица».

— Что изобразил художник на картинах? (Ответ: праздник).

— Как вы считаете, о каком празднике пойдет речь на уроке? (Ответ: о Масленице)

Да, вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с большим, веселым праздником «Масленица». Это праздник проводов зимы, который так называется в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.

Дети подготовили небольшую обрядовую сценку, которая расскажет нам об особенностях этого праздника.

Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу.

Масленица – сырная неделя – справляется за семь недель до пасхи. Ждали ее всегда с нетерпением. За неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали: «Не везешь ли Масленицу?»

Каждый день масленой недели имеет свое название:

Четверг — «разгул широкий»

Пятница – «тещины вечерки»

Суббота – «заловкины посиделки»

Воскресенье – «прощеный день»

Исполняется танец «Встреча масленицы»

Ой, да Масленица, на двор въезжает.

Широкая на двор въезжает.

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем.

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Ой, да Масленица, погостюй другую.

Состречаем тебя хорошенько,

С блинцами, с каравайцами, с вареничками

Песня «А мы Масленицу устречали» – исполнение.

Собираясь в круг, люди постепенно включались в игру, выкрикивали дразнилки, пели по кругу частушки, на ком останавливались – тому блин.

Всему миру надоела,

Годика не дожила,

До поста довела.

Дала редьки хвост

На великий пост.

Шла сторонкой к нам

По заулочкам, закоулочкам.

Несла блинов чугуны

До поста довела!

Обманула нас, плутовка!

На кислый квас, на постные щи,

На голодные харчи.

После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Взятие снежного городка.

Веселая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод около костра.

Исполняется песня «Как вставала я ранёшенько»

Тема масленичного гулянья очень ярко и красочно отражена в музыке Н. А. Римского-Корсакова.

Рассказ о творчестве композитора (сообщение детей о жизни композитора и просмотр слайдов по теме).

Н. А. Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Уже в детстве мальчик горячо полюбил родную природу и впоследствии с большим мастерством изобразил её в своей музыке. В Тихвине он слушал народные песни, наблюдал старинные народные обряды, которые оставили неизгладимый след в душе будущего композитора.

Музыкальные способности обнаружились у Николая рано. У него был прекрасный слух. С 6 лет будущий композитор сам научился читать и писать ноты, пробовал сочинять, начал учиться играть на фортепиано и делал отличные успехи. Однако никто не думал, что он станет профессиональным музыкантом.

Римский-Корсаков мечтал стать моряком, как дядя и старший брат. Мальчика отвезли в Петербург учиться в Морской корпус, когда ему исполнилось 12 лет. Здесь он продолжал занятия музыкой, посещал концерты, оперные спектакли.

По окончании морского корпуса весной 1862 года Н. А. Римский-Корсаков получил назначение в дальнее плавание на клипере «Алмаз».

Во время морского путешествия Николай Андреевич побывал во многих странах, слышал песни разных народов, наблюдал чудесные картины моря. В плавании Николай Андреевич находил время для самообразования, много читал, изучал иностранный язык.

Презентация: опера «Снегурочка» декорации к опере

Опера «Снегурочка» написана на фантастический сюжет, созданный Островским по мотивам русских народных сказок.

Композитор написал её летом 1880 года среди живописной природы русского севера. Дремучий лес «Волчинец» казался ему заповедным Снегурочкиным лесом. Корявый сук или пень, поросший мхом, — лешим или его жилищем.

«Не было для меня лучшего сюжета, – вспоминает композитор, – не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше религии, чем поклонение Яриле-Солнцу.»

Римский-Корсаков был буквально влюблен в «весеннюю сказку» Островского.

«…15 лет жили Снегурочка, дочь Мороза и Весны, в непроходимых чащах берендеевской земли, пока не услыхала чудесных песен Леля, не потянулась к людям.

И все 15 лет Ярило-Солнце гневался на Берендеев за то, что в их стране нашла приют дочь его заклятого враг – Мороза и изменницы Весны. Лето стало холоднее и короче, земля лишилась плодородия.

Но когда растаяло сердце Снегурочки от «огня любви», Солнце излило на Берендеев потоки живительного тепла.

Сегодня мы послушаем фрагменты из оперы «Снегурочка»:

Хор «Прощай Масленица»

Н. А. Римский-Корсаков использовал в опере подлинные народные мелодии. Сделал аранжировку, обработку народных напевов. Это придает музыке подлинный народный характер и подчеркивает связь с традиционной русской культурой.

— Как музыка передает празднично настроение? (Ответ: песня исполняется хором, люди танцуют в хороводе, звучит веселая музыка).

Фрагмент из кинофильма «Снегурочка»

Проводы Масленицы очень ярко показаны в фильме «Снегурочка»

— Какую роль играет обрядовая песня в этом фильме? (Ответ: помогает передать атмосферу праздника, почувствовать связь времен, традиций).

— Назовите особенности календарной обрядовой песни

(Ответ: календарная песня связана с временем года, рассказывает о жизни древних славян).

— В музыке какого композитора звучат подлинные напевы масленичных песен? (Ответ: в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Подведение итогов работы детей (выставление оценок)

Творческая работа. Нарисовать декорации к опере или костюмы для главных героев.

Выход из класса под музыку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме «Звучащие картины. Масленица».

Празник для 7 класса «Масленница».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.

Конспект урока:»Звучащие картины. Прощание с Масленицей» Цели и задачи урока:Образовательные: – знакомство с народными традициями России;– закрепление понятий общности выраз.

Источник

Читайте также:  Бордовый закат под гитару
Оцените статью