Пряха ноты для фортепиано

Пряха ноты для фортепиано

ПРЯХА

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Такун Ф. И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005.

Популярная в начале XX в. песня литературного происхождения, укоренившаяся и в деревне. М.Я. Феноменов, изучавший песенный репертуар д. Гадыши Новгородской губернии в 1921-23 гг., отметил ее как «песню сравнительно недавнего происхождения» (Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краевед. обследования одной деревни (д. Гадыши Валдайского у. Новгород. г.). Ч. II. Старый и новый быт. Л.; М. : Гос. изд-во, 1925. С. 49, 147). Деревня не занималась отходничеством (не было прочной связи с городом); ткачество было одно из статей дохода. (Текст см. ниже).

Эту же песню зафиксировала в неназванной калужской деревне В.Н. Шацкая в 1922-25 гг. (Шацкая В. Песни и быт деревни (Из работ I опытной станции Наркомпроса) // Вестник просвещения: Ежемес. общественно-пед. журнал Моск. отдела нар. образ. и Моск. Губроса. 1925. №6. С. 78-89). Эта деревня жила за счет заработков в Москве и Петербурге. Т.е. в 1910-1920-х гг. песня была общим знанием в России. Шацкая, поверив местным исполнителям, ошибочно отнесла песню к 1-й п. XIX в.:

Сила традиций настолько велика в деревне, что в 1924-м году пришлось записать ряд песен, по-видимому, по свидетельству старух, эпохи 30-х, 40-х годов. В песне «Пряха» мы слышим: «Старый, что ж такое, пусть осудит мир, но гусар при этом — ротный командир. Он красотку пряху в Питер отвезет, для красотки пряхи бель-этаж наймет. » (С. 83).

ВАРИАНТЫ (2)

1. В низенькой светелке огонек горит

В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит,
Молода красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
Пылкая головка, думы без конца.
Вот она ласкала старика-вдовца
Что ж такое, что стар он; пусть осудит мир.
Он притом богатый, ротный командир.
Он красотку пряху в Петербург свезет,
Для красотки-пряхи бельэтаж наймет.
Он наймет квартиру, он наймет и слуг,
С пряхой познакомит благородный люд.
Там ее научат к танцам и балам, —
И из пряхи выйдет куды хошь мадам.
Пряха моя пряха, пряха ты моя,
Вспомни, чо твердила мать тебе твоя:
На мужчин лукавых зорко не гляди,
Локоть будет близко, но не укусить, —
Будешь понапрасну горьки слезы лить.

Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краевед. обследования одной деревни (д. Гадыши Валдайского у. Новгород. г.). Ч. II. Старый и новый быт. Л.; М. : Гос. изд-во, 1925. С. 147. №29.

2. В хиленкой избенки

В хиленкой избёнки аганек горит
молодая пряха у окна седит,
молода красива кар[ие] глаза
поплечах развита русая коса

Пылкое седенько а думы безконца;
во[т] она ласкает? Стараго в довца
Нотак, что ж такое, путсь осуди[т] мир,
а претом Гвардейский рот[ный] командир.

Мы молодку пряху в Питер отве[зём]
для молодки пряхи вер-митаж наймём.
Мы наймем ей карету и дадим преслуг
и из молодки пряхи выйдит хоть куда мадам.

Листок из детского песенника, предположительно начала XX в. Куплен в Петербурге в январе 2017 г. На обороте — баллада «Гондольер». Упоминаемое перед песней «Просяное» — возможно, станция Просяная на Донбассе.

Источник

ПРЯХА

Народные песни под гитару
_ _
Тексты, аккорды, миди, ноты, разбор
_ _
_ _
_ _
Музыка
_ _
Слова И. Козлова
_ _

_ _ рекомендуемый рисунок:

__ C G
В низенькой светелке
_ _ C
Огонек горит, послушать midi
_ _ C7 F
Молодая пряха
_ G C
Под окном сидит.
_ _ C7 F
Молодая пряха
_ G C
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Источник

Пряди, моя пряха

О произведении

Другие издания

  • с онлайн-версией
  • по всем записям

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Пряди, моя пряха». Ноты были изданы в 1884 году. Содержит с. 28

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Русская фортепианная музыка — Хрестоматия

Литература, книги, пособия, нотные издания для фортепиано


Русская фортепианная музыка
Хрестоматия
Выпуск 1
С конца XVIII до 60-х г.г. XIX века
”Государственное музыкальное издательство”, 1954г.
номер м23899г

Советскими музыковедами за последние годы -выпущен ряд работ, посвященных русскому фортепианному искусству конца XVIII —первой половины XIX века. Этот интереснейший период истории русского пианизма требует, однако, дальнейшего исследования и более глубокого и полного освещения. Особенно это относится к первому двадцатилетию XIX века—важному этапу формирования русской фортепианной музыки, и к еще мало изученному творчеству композиторов 40—50-х годов, которое предшествовало замечательным достижениям нашего отечественного фортепианного искусства, связанным с именами А. Рубинштейна, М. Балакирева, М.Мусоргского, П. Чайковского.
Отсутствие достаточных данных о творчестве композиторов первой половины XIX–го века не дает возможности исследователям правильно осветить историческую перспективу развития русской фортепианной музыки, приводит порой к переоценке явлений второстепенного характера и к недооценке узловых моментов, имеющих важнейшее значение.
Публикуемые материалы помогут расширить круг представлений об этом периоде истории отечественной музыкальной культуры,
В процессе работы над данным сборником внимание составителей привлекли имена русских композиторов, творчество которых доныне оставалось незаслуженно забытым. Между тем роль и. значение некоторых из них были подлинно выдающимися. Для раннего — доглинкинского — этапа такими композиторами являлись Л. Гурилев и Д. Кашин. Придавая большое значение их творчеству, в котором отчетливо проступают ростки национального фортепианного стиля, мы публикуем ряд сочинений этих композиторов, относящихся к первому десятилетию XIX века. Для более полной характеристики пианистической культуры 10— 20-х годов XIX века и, в частности, для показа дальнейшего развития вариационного жанра и фортепианной миниатюры в сборник включены сочинения А. Иванова, А. Лизогуба, Д. Салтыкова и других композиторов. Их творчество, уступая в своем значении наследию ранее «названных композиторов, помогает уяснению ведущих тенденций в русском пианизме этих лет.

Последующий период, который по праву может быть назван глинкинским, представлен в сборнике произведениями современников великого основоположника русской классической музыки. В их сочинениях видно влияние творческих идей Глинки и его фортепианного стиля. Произведения самого Глинки не включены в сборник в связи с недавним изданием полного собрания его фортепианных пьес. Среди наиболее крупных представителей глинкинской эпохи первое место, бесспорно, принадлежит А. Алябьеву. Ряд его сочинений, отредактированных и подготовленных к печати научным сотрудником Государственного центрального музея музыкальной культуры Б. В. Доброхотовым, впервые публикуется в данном сборнике.

Фортепианное творчество 40-х и 50-х годов представлено произведениями А. Гурилева и А. Дюбюка, а также сочинениями незаслуженно забытых авторов С. Зыбиной, М. Сабининой и Н. Дмитриева. Для более полного освещения русской фортепианной музыки этой поры мы сочли возможным уделить некоторое место сочинениям педагогического характера.
Во вступительной статье обрисована в общих чертах эволюция основных жанров русской фортепианной музыки рассматриваемого периода. В этой статье, написанной главным образом в связи с публикуемыми произведениями, даны нотные примеры из различных сочинений, не включенных в сборник. В конце сборника помещены краткие биографии авторов издаваемых сочинений.
Ввиду обширности публикуемого материала сборник разделен на два выпуска. Первый выпуск включает сочинения Бортнянского, Л. Гурилева, Кашина, Жилина, Прача, Лизогуба, Долгорукого, Иванова, Аксенова, Салтыкова и Ласковского; во втором выпуске будут представлены произведения Григорьева, Геништы, Алябьева, А. Гурилева, Дюбюка, Дмитриева, Зыбиной, Одоевского, Сабининой и Гуссаковского. Вступительная статья относится к материалу обоих выпусков,
Публикуя данную работу, составители руководствовались в основном научно-исследовательскими целями. Этот сборник может быть, однако, использован и как учебное пособие для студентов консерваторий, изучающих курс истории и теории пианизма. Некоторые из этих сочинений по своим художественным качествам достойны внимания советских исполнителей и могут занять место в концертном и педагогическом репертуаре.
За помощь в нахождении нотных материалов и ценные советы приносим благодарность Б. В. Доброхотову, М. С. Пекелиоу, О. Е. Левашовой, В, И. Музалевскому, А. А. Гозенпуду, а также сотрудникам Отдела письменных источников Государственного исторического музея, Государственного центрального музея музыкальной культуры, библиотеки Московской ордена Ленина государственной консерватории, Нотного отдела Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Вступительный очерк
Избранные фортепианные произведения
Д. Бортнянский. Соната
Л. Гурилев. „То теряю, что люблю». Русская песня с вариациями
[Л. Гурилев]. Русская песня с вариациями
[Л. Гурилев]. Русский танец
[Л. Гурилев]. Соната
Д. Кашин. Ах, сени мои, сени, сени новые мои. Русская песня с вариациями
Д. Кашин. Русская песня „Во саду ли в огороде девица гуляла» с вариациями
Д. Кашин. „Я гоняла в поле стадо»
Л. Жилин. Как на дубчике два голубчика. Русская песня с вариациями.
И. Прач, соч. 15. “Ты поди, моя коровушка, домой”. Русская песня с вариациями
И. Прач. Печальный марш
А. Лизогуб. „Не ходи, Грицу, на вечерницу». Украинская песня с вариациями.
П. Долгорукий. Марш на взятие Российскими войсками Полоцка
А. Иванов. „Винят меня в народе». Русская песня с вариациями
С. Аксенов. „Винят меня в народе». Русская песня, варьированная для семиструнной гитары и переложенная для фортепиано
Д. Салтыков. Триумфальный марш
Д. Салтыков. Сицилиана
Д. Салтыков. Вальс
Д. Салтыков. Аллегретто
И. Ласковский. Мазурка
И. Ласковский. Мазурка
И. Ласковский. Вальс.
Краткие биографические сведения

Скачать ноты


Русская фортепианная музыка
Хрестоматия
Выпуск 2
С конца XVIII до 60-х г.г. XIX века
”Государственное музыкальное издательство”, 1956г.
номер 24864

Избранные фортепианные произведения
П. Григорьев. Новое рондо.
И. Геништа. Соната, соч. 12
А. Алябьев. Полонез.
А. Алябьев. Вальс
А. Алябьев. Мазурка
А. Алябьев. Кадриль
А. Алябьев. Рондо.
А. Алябьев. Соната
А. Алябьев. «Прощание с соловом»
A. Гурилев. Расплетайтесь, мои кудри
А. Гурилев. «Пряди, моя пряха». Русская песня с вариациями.
А. Гурилев. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»
А. Дюбюк. Тарантелла
А. Дюбюк. «Вдоль по улице метелица метет». Русская песня с вариациями.
А. Дюбюк. «Перстенечек». Романс А. Варламова, переложение для фортепиано
Н. Дмитриев. Жалоба
Н. Дмитриев. «Песнь надежды», соч. 15 № 3
Н. Дмитриев. Два экспромта, соч. 27
Н. Дмитриев. Ноктюрн, соч. 30
H. Дмитриев. Вальс, соч. 56.
С. Зыбина. Этюд :
С. Зыбина. Мазурка
В. Одоевский. Сентиментальный вальс
М. Сабинина. Мазурка, соч. 5 N 4
М. Сабинина. Тарантелла, соч. 5 № 10.
А. Гуссаковский. Скерцо Переложение и редакция М. Гозенпуда.
Приложение. Л. Гурилев. «Винят меня в народе». Русская песня с вариациями
Краткие биографические сведения.

Скачать ноты


Русская фортепианная миниатюра
Выпуск 1
”Музыка”, 1984г.
номер 2987

А. Жилин. Вариации на тему русской народной песни «Я вечор младешенька во пиру была»
И. Хандошкин. Вариации на тему русской народной песни «Выйду ль я на реченьку»
А. Есаулов. Меланхолический вальс
А. Даргомыжский. Танец
М. Мусоргский. Гопак (из оперы «Сорочинская ярмарка»)
А. Рубинштейн. Концертный этюд
П. Чайковский. Ната-вальс (Ор. 51, № 4)
А. Гольденвейзер. Песня без слов (Ор. 7)
Н. Метнер. Канцона-серенада из цикла «Забытые мотивы» (Ор. 38, № 6)
А. Лядов. Багатель (Ор. 30)
А. Глазунов. Гавот (Ор. 49, № 3)
А. Скрябин. Прелюдия для левой руки (Ор. 9, № 1)
А. Черепнин. Багатель (Ор. 5, №2)
И. Стравинский. Этюд (Ор. 7, № 3)

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Этюд для 3 класса ноты для аккордеона
Оцените статью