Псковитянка корсаков ноты для

Опера `Псковитянка`

Место действия — в первых двух актах во Пскове, а в последнем — сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни. Время — 1570 год.
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове. Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». Но не выдает свою любимицу старая мамка. В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого. Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута. Нет более Туче житья во Пскове, он хочет покинуть родные места. Ольга просит его остаться, авось удастся ей умолить отца справить их свадьбу. А вот и Токмаков — он ведет беседу с Матутой, поверяет ему семейную тайну. Спрятавшись в кустах, Ольга узнает из этой беседы, что она дочь свояченицы Токмакова, которая была замужем за боярином Шелогой. Девушка в смятении. Вдали возникает зарево костров, раздаются удары колокола: псковичей сзывают на вече. Ольга предчувствует горе: «Ах, не к добру звонят, то мое хоронят счастье!»

На торговую площадь стекаются толпы псковичей. Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков. Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова. Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Власьевна утешает Ольгу: быть может, Токмаков так сказал, желая отвадить от нее Матуту. Но девушка не слушает старую мамку: почему так бьется ее сердце в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Но тот недоверчив и злобен — всюду мерещится ему измена. В кубке Грозный подозревает отраву. Он заставляет прежде осушить этот кубок хозяина дома. Ольга подносит царю мед.

Читайте также:  Bts ноты для фортепиано tear

Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла. Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь!»

Густым лесом вечером отправилась Ольга с девушками в Печерский монастырь. Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей. Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет он покориться Грозному. Да и зачем Ольге возвращаться к Токмакову, когда она не дочь ему? Они хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.

Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею». Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Но что за шум раздается в ставке? Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. В гневе царь приказывает перестрелять вольницу, а дерзкого юношу привести к нему. Однако Туче удается избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сраженная чьей-то пулей. Ольга мертва. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери.

Читайте также:  Caravan гитары страна производитель

Премьера 1 (13 января) 1873 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Источник

Николай Римский-Корсаков — Псковитянка

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) — великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Как до, так и после кругосветного путешествия Римcкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка — Александром Даргомыжским.

Под влиянием и руководством Балакирева были созданы Первая симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере), Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой). В этих произведениях складываются те мотивы, которые будут характеризовать творчество композитора и в дальнейшем — тяготение к славянскому и условно-ориентальному мелодизму и тематике, преимущественно программный характер музыки).

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки. В 60-х годах творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехерезада».

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Источник

Псковитянка корсаков ноты для

Очень нужны следующие партитуры опер:

Верди «Сила судьбы»
Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»
Римский-Корсаков «Млада»
Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери»
Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»
Римский-Корсаков «Псковитянка»
Римский-Корсаков «Садко»
Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
Римский-Корсаков «Царская невеста»
Прокофьев «Игрок»
Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»
Прокофьев «Обручение в монастыре» («Дуэнья»)
Прокофьев «Огненный ангел»
Прокофьев «Семён Котко»
Стравинский «Похождения повесы»
Чайковский «Мазепа»
Чайковский «Опричник»
Чайковский «Орлеанская дева»
Чайковский «Черевички»

Куплю либо букинистические издания вышеупомянутых, либо возьму у того, кто откликнется на мою просьбу, на время, чтобы сделать себе копию. (На время, пока буду копировать, могу дать взамен какие-нибудь из своих партитур.)
Живу в Москве.

Не скажу про Прокофьева и Стравинского, но ведь партитуры Чайковского и Римского-Корсакова достаточно легко доступны — они есть в полных собраниях. Вы хотите именно букинистический, оригинальный вариант? А если Вам сделают приличную копию?

Ответил Вам в ЛС.

Попробую собрать воедино беляевский клавир начала века. Думаю, это интереснее, чем «Музыка».

Не совсем в тему, но горд собой (простите что дублирую тему здесь): отсканировал партитуру «Отеллы». Вот тут:
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1774941

Очень нужны следующие партитуры опер:

Верди «Сила судьбы»
Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»
Римский-Корсаков «Млада»
Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери»
Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»
Римский-Корсаков «Псковитянка»
Римский-Корсаков «Садко»
Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
Римский-Корсаков «Царская невеста»
Прокофьев «Игрок»
Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»
Прокофьев «Обручение в монастыре» («Дуэнья»)
Прокофьев «Огненный ангел»
Прокофьев «Семён Котко»
Стравинский «Похождения повесы»
Чайковский «Мазепа»
Чайковский «Опричник»
Чайковский «Орлеанская дева»
Чайковский «Черевички»

Куплю либо букинистические издания вышеупомянутых, либо возьму у того, кто откликнется на мою просьбу, на время, чтобы сделать себе копию. (На время, пока буду копировать, могу дать взамен какие-нибудь из своих партитур.)
Живу в Москве.

Источник

Псковитянка корсаков ноты для

Н.А. Римский-Корсаков опера «Псковитянка»

Дебютная опера Н.А. Римского-Корсакова не отпускала его всю жизнь – на протяжении почти 30 лет он неоднократно перерабатывал «Псковитянку», писал к ней отдельную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога». И, несмотря на то что успех первой постановки при жизни автора так и не был превзойден, великолепная партия Ивана Грозного дала возможность творческого раскрытия для великих русских басов, среди которых – Ф.И. Шаляпин .

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Князь Юрий Токмаков

царский ставленник в Пскове

его возлюбленная, дочь князя Юрия

богатый и знатный жених Ольги

Краткое содержание «Псковитянки»

Княжна Ольга у себя в саду проводит время с подругами, но ее не занимают девичьи развлечения – она ждет весточки от любимого. Одна из девушек, улучив момент, сообщает, что Михаил придет к ней на свидание.

Вечерняя встреча влюбленных омрачена мыслями о будущем – Ольга сосватана отцом за состоятельного боярина Матуту. Михаил строит планы заработка в сибирских землях, который даст ему возможность побороться за руку Ольги, но девушка умоляет его не пускаться в опасный путь, она намерена отговорить отца от планов на ее замужество.

Вышедшие в сад Токмаков и Матута прерывают их встречу, и Ольга невольно становится свидетелем откровенного разговора: Юрий Иванович признается, что девушка – не его дочь. Матерью её является Вера Шелога, сестра его покойной жены, а отец и вовсе неизвестен. Колокольный звон призывает мужчин на вече. Ольге, ошеломленной такими новостями, кажется, что звонят траур по ней.

На главной площади Пскова многолюдно: народ собрался на зов колокола – гонец из Новгорода привез жуткие вести: Иван Грозный с опричниками учинил жестокую расправу над горожанами и направляется в Псков. Князь Юрий взывает к смирению: встретить царя следует радушно и приветливо. Но Михайло Туча готов защищать город от осквернения и вместе с единомышленниками скрывается в чаще для того, чтобы прийти на помощь Пскову, если царское войско начнет лютовать и здесь.

На площади накрыты столы – все в ожидании приезда царя. По неясной причине больше всех взволнована Ольга – она испытывает страстное желание видеть Грозного. Он появляется, народ его приветствует.

В доме Токмакова Грозный встречается с псковской знатью. Несмотря на теплый прием, царю мерещится измена. Он требует, чтобы князь первым отведал из его кубка. Когда Ольга подносит напиток, он обращает внимание на ее сходство со случайной возлюбленной своей юности. Когда Грозный остается с князем Юрием наедине, тот рассказывает историю появления девочки в его доме. Царь осознает, что он только что узнал собственную дочь и меняет гнев на милость.

В псковском лесу — царская охота, здесь же в монастырь для молитвы идет Ольга. Она намеренно теряет след спутниц – ее ждет Туча. Нежную сцену прерывает Матута – он незаметно следовал за Ольгой. Ранив Тучу, он забирает девушку с собой и идет в царскую охотничью ставку, чтобы донести на предателя и соперника.

Царь Иван не хочет слышать наветов на посадского сына от человека, который замыслил похищение Ольги. Он выспрашивает у нее о ее прошлой жизни, о детстве. Внезапный шум привлекает внимание – это Михайло, несмотря на рану, пришел с оружием освободить любимую из неволи. Гневу Грозного нет предела, он приказывает всех уничтожить, а Тучу доставить живым. Михайло удается бежать, Ольга устремляется за ним. Стрелки целятся в беглеца, но попадают в девушку. Несчастный царь скорбит над телом дочери.

Продолжительность спектакля
IАкт II Акт III Акт
60 мин. 40 мин. 45 мин.

Интересные факты

  • М. Балакирев считал, что Римский-Корсаков не напишет оперы лучше, чем «Псковитянка».
  • С «Псковитянкой» можно познакомиться, посмотрев запись постановки Большого театра 1999 года под управлением Е. Светланова. В главных партиях – В. Почапский (Грозный), М. Гаврилова (Ольга), Л. Зимненко (Токмаков), П. Кудрявченко (Туча).
  • Свою первую оперу композитор посвятил единомышленникам из « Могучей кучки» («дорогому кружку»).
  • У «Псковитянки» немало пересечений с « Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского. Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе.

  • Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий – либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет. Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие – приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода. В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей.
  • Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф . Шаляпин – немая картина 1915 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка». Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм. Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор!» часто не совпадала с его актерским настроением. Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М.И. Жаров.

Лучшие номера из оперы «Псковитянка»

История создания и постановок «Псковитянки»

О каком сюжете может мечтать молодой 24-летний композитор? Несомненно, о большом, серьезном и основательном, полном правды и размаха. Этим критериям соответствовала историческая драма Л. Мея «Псковитянка», где одним из центральных персонажей являлся царь Иван Грозный. Однако это была не политическая, а человеческая история.

Мелодии оперы творческому воображению композитора навеяли русские просторы и впечатления от поездки в Тверскую губернию – в предвкушении путешествия и после него были написаны несколько сцен. Но затем работа двигалась медленно – нуждался в оркестровке «Каменный гость» Даргомыжского , наметилось и интересное сочинение «Млада», в котором приняли участие сразу несколько членов « Могучей кучки », в том числе Римский-Корсаков.

В 1871 году сочинение оперы перешло в активную стадию. Последняя точка в партитуре была поставлена в начале 1872 года. Сразу же автор отправил свое детище на согласование цензору и вначале получил отказ. Причин было две – изображение Пскова городом с развитым местным управлением, практически альтернативным царской власти, и присутствие на сцене монарха в качестве персонажа оперы. Римский-Корсаков получил одобрение на постановку только через протекцию великого князя Константина.

Опера откровенно не нравилась Э.Ф. Направнику, главному дирижеру Мариинского театра – возможно, искренне, а возможно, из-за статьи, которую Римский-Корсаков опубликовал несколькими годами ранее. В ней он по-юношески необдуманно раскритиковал дебютную оперу Направника «Нижегородцы». Но, поскольку разрешение на постановку было дано «сверху», труппа и оркестр приступили к репетициям.

1 января 1873 года «Псковитянка» была исполнена на императорской сцене. Царя Ивана пел О. Петров, Ольгу – Ю. Платонова, Токмакова – И. Мельников. В первом сезоне опера прошла 10 раз с аншлагами. Однако в прессе ее не хвалили. Автор и сам замечал партитурные огрехи, явившиеся следствием недостатка мастерства.

Уже через три года композитор взялся за переработку оперы. К 1878 году были написаны новые эпизоды: пролог, сцена у Печерского монастыря; переписаны многие дуэты и арии. Николай Андреевич и его окружение признавали, что музыка стала более профессиональной, но сама опера – тяжеловесной и сухой. Эта редакция не была поставлена в Мариинском театре. Композитор особенно и не настаивал на сценической версии, осознавая все недочеты, отправив лишь единожды в дирекцию запрос и более ничего не предпринимая. В 1891 году, имея за плечами уже гораздо больший опыт, Римский-Корсаков вновь берется за свою первую оперу. В 1895 году 3 редакция увидела свет в любительском Панаевском театре, где состоялись четыре спектакля. Год спустя в партии Царя Ивана выступил Ф. Шаляпин .

В 1898 композитор написал пролог к событиям «Псковитянки» — «Боярыня Вера Шелога», две оперы в один вечер были представлены на обеих императорских сценах – в Большом театре (1901 год) и в Мариинском (1903 год). В этих постановках в партии Ивана Грозного выходил Шаляпин. Певец снискал огромную любовь публики, но успех оперы в целом был несравним с тем, который она получила на премьере.

В 20 веке «Псковитянка» перешагнула российскую границу и прозвучала в Италии, Великобритании, Бельгии, Испании. Одним из первых зарубежных исполнений стало парижское, 1909 года, в рамках «Русских сезонов» Дягилева . На афишах красовалось название «Иван Грозный» — более кассовое и понятное иностранному зрителю, в заглавной партии выступал популярнейший Шаляпин. На советской сцене опера шла в ведущих театрах страны. С 2008 года «Псковитянка» неизменно присутствует в афише Мариинского театра, эта постановка стала капитальным возобновлением спектакля 1952 года. В 2010 опера исполнялась в исторических декорациях – под стенами Псковского кремля.

Римский-Корсаков на закате жизни едва ли не раскаялся в том, что так много раз пытался переписать «Псковитянку»: самая первая редакция осталась самой эмоциональной, самой яркой и – самой успешной. Ведь она создавалась не под гнетом рациональных установок или профессиональных канонов, а под властью главного творческого инструмента – вдохновения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Псковитянка»

Источник

Оцените статью