Школа игры на шестиструнной гитаре — Э.ПУХОЛЬ
Самоучители для гитары
Школа игры на шестиструнной гитаре
Эмилио Пухоль
«Советский композитор», 1983г.
номер с2836к
На принципах техники Ф.ТАРРЕГА
Автор «настоящей Школы — известный испанский гитарист, педагог и музыковед Эмилио Пухоль Виларруби родился в 1886 году в м. Гранаделья провинции Лерида. Увлекшись гитарой, он в юношеском возрасте становится одним из лучших учеников знаменитого гитариста Франциско Таррега. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта. Став гитаристом-концертантом с мировым именем, он выступает в странах Европы и Латинской Америки. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд с такими артистами, как М. Льобет и А. Сеговиа.
Особенностью Школы является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением нескольких пьес, все упражнения и этюды сочинены автором (с учетом методики Таррега) специально для соответствующих разделов. <Подбор художественных произведений автор предоставляет сделать самим учащимся и их педагогам.) Включая необходимые технические элементы, эти этюды и упражнения в то же креня отличаются своей музыкальностью, что повышает педагогическую ценность труда, делает процесс обучения по нему более целеустремленным и интересным. Эффективность Школы Пухоля подтверждена, в частности, практикой ее использования в ряде консерваторий и других учебных заведений Европы и Америки.
В своей артистической и педагогической деятельности автор Школы использовал главным образом безногтевой способ извлечения звука, считая, что этим способом достигается наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Однако в конце концов он в результате анализа приходит к выводу о том, что ногтевой способ предоставляет исполнителю наибольшие технические <а следовательно, и художественные) возможности. Искусство выдающихся современных гитаристов — А. Сеговиа, И. Прести, Д. Вильямса, А. Диа-са и др. — полностью подтвердило этот вывод. (В связи с этим рассуждения автора о преимуществах безногтевого способа нами сокращены.)
Будучи страстным пропагандистом шестиструнной гитары, Пухоль вместе с тем горячо призывает гитаристов не замыкаться в своем искусстве. Четко проводится мысль о том, что нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры.
Школа задумана автором в пяти книгах. К настоящему времени изданы три из них, перевод которых с французского и испанского языка предлагается вниманию гитаристов Первая книга — вводная, историко-теоретическая; во второй и третьей содержатся четыре практических курса, каждый из которых рассчитан примерно на один год обучения. В связи с большим объемом Школы нами в целях сокращения текста <без ущерба для процесса занятий) опущено несколько глав из первой книги: об интервалах, унисонах, старинных строях, табулатурах, об испанских и французских терминах н знаках, встречающихся в гитарной литературе. Не включены также устаревшие либо малозначительные сведения и некоторые этюды. Пояснения в сносках сделаны переводчиком. Все примечания автора Школы оговорены.
Внимательное ознакомление со Школой ближайшего последователя Таррега и крупнейшего педагога убеждает в том, что выполнение советов и рекомендаций, содержащихся в этом труде, может обеспечить успех обучения.
Составные части гитары
Необходимые качества гитары
Струны .
Диапазон гитары
Гриф и лады
Обозначение струн и пальцев
Аппликатура
Извлечение звука
Как держать гитару
Положение рук
Правая рука
Постановка левой рукн
Советы обучающимся игре на гитаре
Урок I. Настройка гитары
Урок 2. Защипывание струн указательным и средним пальцами правой руки
Урок 3. Первоначальные действия большого пальца
Урок 4. Чередование указательного и среднего пальцев
Урок 5. Ритмические движения большого пальца
Урок 6. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев
Урок 7. Постановка и первоначальные действия левой руки
Урок 8. Развитие техники большого пальца
Урок 9. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах
Урок 10. Движение в обратном направлении
Урок 11- Звуконзвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах
Урок 12. Движение в противоположном направлении
Урок 13. Дополнение к предыдущему занятию
Урок 14. Чередование безымянного и среднего пальцев
Урок 15. Начальное исполнение баррэ
Урок 16. Движение правой руки в противоположном направлении
Урок 17. Аккорды. Созвучия из двух звуков
Урок 18. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки
Урок 19. Увеличение подвижности пальцев левой руки
Урок 20. Дополнение к тому же движению правой руки
Урок 21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий
Урок 22. Возрастание подвижности большого пальца
Урок 23. Аккорды из трех звуков
Урок 24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух н трех звуков
Урок 25. Восходящее арпеджио из трех звуков
Урок 26. Нисходящее арпеджио нз трех звуков
Урок 27. Подготовка пальцев к исполнению гамм
Урок 28. Начало цикла мажорных и минорных гамм в 1 позиции. Первая группа: гаммы до мажор, соль мажор, рё мажор и параллельные минорные
Урок 29. Вторая группа: гаммы ля мажор, ми мажор, си мажор и параллельные минорные
Урок 30. Третья группа: гаммы фа-диез мажор, до-днез мажор (’энгармонически; равная ребемоль мажору), ля-бемоль мажор и параллельные минорные.
Урок 31. Четвертая группа: гаммы ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, фа мажор и параллельные минорные (окончание цикла гамм на первых четырех ладах)
Урок 32. Ми-мажорная и ми-минорнаи гаммы в максимальном диапазоне в I позиции
Урок 33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-гр пальцев
Урок 34. Независимые, уверенные действия и беглость 2-го и 3-го пальцев
Урок 35. Независимые, уверенные действия н беглость I, 2 и 4-го пальцев
Урок 36. Независимые, уверенные действия и беглость I, 2, 3 и 4-го пальцев
Урок 37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн
Урок 38. Хроматическая гамма в I позиции
Урок 39. Разнообразные движения пальцев левой руки
Урок 40. Действия левой руки
Урок 41. Игра в различных позициях
Урок 42. Дальнейшее развитие пальцев левой руки
Урок 43. Одновременные действия большого пальца н других пальцев правой руки
Урок 44. То же движение, но с увеличенной подвижностью большого пальца
Урок 45. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав
Урок 46. Возрастание беглости пальцев левой руки
Урок 47. Возрастание подвижности большого пальца правой руки
Урок 48. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки
Урок 49. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним или безымянным на соседних струнах
Урок 50. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки
Урок 51. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ
Урок 52. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами
Урок 53. Восходящее арпеджио из четырех звуков
Урок 54. Нисходящее арпеджио из четырех звуков
Урок 55. Арпеджио из шести звуков, исполняемое большим, указательным, средним и безымянным пальцами
Урок 56. Восходящее легато
Урок 57. Нисходящее легато
Урок 58. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто
Урок 59. Натуральные флажолеты
Урок 60. Строй ре
Этюды
X. Р. Шуман. Мелодия (переложение для двух гитар)
Часть III
ТРЕТИЙ КУРС
Урок 61. Полный диапазон гитары
Урок 62. Действия левой руки
Урок 63. Скачки
Урок 64. Скольжение
Урок 65. Опережение
Этюд XI
Урок 66. Растяжение пальцев левой руки
Урок 67. Дополнение к предыдущим упражнениям
Этюд XII
Урок 68. Подвижность кисти левой руки
ЭтюдХIII
Урок 69. Баррэ с растяжением пальцев
Этюд XIV
Урок 70. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой рукн
Этюд XV.
Урок 71. Увеличение подвижности большого пальца
Урок 72. Одновременное исполнение двух звуков при баррэ
Этюд XVI
Урок 73. Защипывание одной и той же струны указательным, средним и безымянным пальцами
Этюд XVII
Урок 74. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах при защипывании верхней струны безымянным пальцем
Урок 75. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах с переносом среднего и безымянкого пальцев на верхнюю струну
Урок 76. Арпеджио из трех звуков, извлекаемых на трех соседних Струнах тремя пальцами
Урок 77. Арпеджио из трех звуков на двух отдаленных струнах и третьей соседней струне. Разъединение указательного и среднего пальцев
Урок 78. Арпеджио из трех звуков на двух соседних струнах и третьей отдаленной струне. Разъединение среднего н безымянного пальцев
Урок 79. Арпеджио нз трех звуков на трех отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев
Этюд XVIII
Урок 80. Защипывание с опорой, без опоры и комбинированное
Этюд XIX
Урок 81. Извлечение трех звуков на двух струнах с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем
Этюд XX
Урок 82 Извлечение четырех звуков на одной струне указательным, средним и безымянным пальцами
Этюд XXI
Урок 83. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход безымянного пальца на более высокую струну.
Этюд XXII
Урок 84. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну.
Этюд ХХIII
Урок 85. Арпеджио из четырех звуков на трех соседних струнах.
Источник
Эмилио Пухоль. Биография. Ноты для гитары
Эмилио Пухоль выдающийся испанский музыкант, педагог и музыковед. Родился в 1886 году в провинции Лерида (Гранаделья); превосходный классический гитарист, первый современный исполнитель на виуэле. Стал успешным благодаря усердному труду и занятиями у своего наставника Тарреги Франсиско, который передал ученику все необходимые знания и умения.
С возраста 14 лет поступил в музыкальную консерваторию Барселоны, где и стал учеником известного гитарного виртуоза и педагога Тарреги. Первое своё выступление музыкант проводит в Испании (1907), а позже продолжает давать концерты за рубежом, где и обретает славу успешного классического гитариста, сумевшего безупречно передать учения Франсиско своей игрой.
С 1914 года знаменит как успешный музыковед, с глубокими научными познаниями в области музыки. На этом карьера гитариста не закончилась, он также работал профессором в нескольких консерваториях Лиссабона и Барселоны, преподавая гитару и виэулу, обучал курсам старинной музыки в сиенской Академии Киджи. Пухоль продолжал наращивать свои умения, проделав колоссальный объём работы, по изучению истории происхождения разных музыкальных инструментов, методику преподавания и историю музыки в целом. В 1926 году издаётся сборник всех переложений гитарных композиций XVI века, написанных гитаристом (Тиражируется в Париже под названием «Библиотека старинной музыки»).
Пухоль состоял в браке с Матильдой Куервас Родригес – талантливой гитаристкой-фламенко. Умения её и техника заслуживали особого внимания, особенно изумлялись те, кто прежде считал игру на гитаре – мужским уделом.
Гитарист за свою длительную жизнь успел написать немало произведений для гитары, виуэлы, подготовить ноты для гитары к ним, переиграть в собственной манере композиции известных классиков XVII века, издать несколько учебников-пособий, а также выступить в залах бесчисленных европейских театров. Одни из самых успешных пьес «Гахира», «Севилья», Иберийская сюита, ряд концертных этюдов и т.д. Результат мастерства Эмилио можно наблюдать в обработках народных, современных и классических произведений (переложения и обработки произведений Баха, Альбениста). Умер в 1980 году в возрасте 94 лет.
Ноты для гитары произведения этого выдающегося музыканта вы можете скачать пройдя по ссылке: Cancion Amatoria
Источник
Этюд XVII Э. Пухоль, ноты для гитары
Этюд XVII Эмилио Пухоля является одним из этюдов школы игры на шестиструнной гитаре впервые вышедшей в РСФСР в 1981м году. Не смотря на то, что сама «Школа игры на шестиструнной гитаре» была значительно сокращена при её переводе многие советы и этюды Э. Пухоля имеющиеся в книге представляют большую ценность для обучающихся искусству игры на этом инструменте. Этюд XVII представленный в уроке № 73 хорош тем, что это один из самых эффективных способов добиться ровного тремоло на гитаре. Эмилио Пухоль советует извлекать звуки приёмом «апояндо» с опорой на соседнюю струну. Старайтесь, чтобы звучание было как можно более ровным и ритмичным. Сохраняйте устойчивость и неподвижность правой руки; следите внимательно за тем, чтобы не было ни одного нарушения порядка пальцев. Акцентируйте ноты со знаком >. Строго соблюдайте указанную аппликатуру, располагая пальцы на соответствующих струнах и ладах. Сначала играйте медленно, применяя также аппликатурный вариант a m i, затем ускоряйте темп, соблюдая при этом указанные динамические оттенки.
Источник