Пуленк франсис концерт для фортепиано с оркестром

Франсис Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром

Успех балета «Лани», созданного в 1924 г., сделал Франсиса Пуленка известным композитором. Он становится вхожим в различные музыкальные кружки французской столицы, включая кружок Эдмонды де Полиньяк. Эта покровительница искусств оказывала поддержку многим талантливым композиторам своего времени, ей посвящали свои произведения Эрик Сати, Курт Вайль, Игорь Федорович Стравинский, Морис Равель. Для Пуленка общение с музыкантами, собиравшимися в салоне Полиньяк, оказалось творчески плодотворным: именно здесь он встретился с Вандой Ландовской, для которой написал в 1926 г «Сельский концерт» для клавесина, а в 1932 г. по заказу самой княгини Полиньяк он создал Концерт для двух фортепиано с оркестром.
Это было не первое сочинение Пуленка, в котором задействованы два пианиста – уже существовала Соната для фортепиано в четыре руки, написанная в 1918 г., но в данном случае речь шла о произведении с участием оркестра. Работа над ним увлекла композитора до такой степени, что на создание Концерта ему потребовалось менее трех месяцев. Пуленк был доволен работой: «Я действительно вступаю в период своего величия», – писал он бельгийскому дирижеру Полю Коллару вскоре после завершения произведения.
Чем вдохновлялся Пуленк, работая над Концертом? Не вызывает сомнений влияние соль-мажорного Концерта Мориса Равеля, впервые исполненного в январе 1931 г. Отдельные моменты напоминают о гамелане – традиционном индонезийском оркестре, который композитор в том же году слышал на выставке «Coloniale de Paris». В то же время сочинение перекликается с Концертом для двух фортепиано ми-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта – сходство с творениями венского классика становится особенно очевидным во второй части, которую Пуленк называл «поэтическим портретом Моцарта». От исполнителей это произведение требует не столько виртуозной техники, сколько идеальных навыков ансамблевой игры. Дуэт роялей звучит практически непрерывно на протяжении всего Концерта, в некоторых эпизодах – без участия оркестра, однако сольные каденции отсутствуют. Весьма интересна инструментовка фортепианного Концерта Пуленка: на первый план выступают духовые и ударные, а струнные оказываются «на вторых ролях». Особой глубиной мысли это сочинение Пуленка не отличается, но создается впечатление, что композитор к этому и не стремился, представляя иронический взгляд на жанр инструментального концерта.
Концерт для двух фортепиано представляет собою трехчастный цикл, и наиболее интересной можно назвать первую часть – Allegro. В отношении формы композитор здесь отступает от традиций, отдавая предпочтение не сонатной форме с двойной экспозицией, а сложной трехчастной, имеющей сокращенную репризу и коду. Такой выбор обусловлен образным строем первой части: здесь нет конфликтности или яркой контрастности, которая могла бы составить основу разработочного развития. Основная тональность Allegro – ре мажор, но господствующее положение она сохраняет за собою только во вступлении – импульсивном, построенном на стремительных пассажах и кратких мотивах, ритмические особенности которых заставляют вспомнить о творениях Стравинского. В дальнейшем ведущее положение занимают доминантовые тональности. Первая тема поражает очаровательной простотой, придающей ей сходство с детской песней. Вторая тема не контрастирует ей. Ее стремительное движение сменяется лирическим эпизодом, мелодия которого кажется трепетной и хрупкой. О начале репризы возвещает резкий удар тарелок. Музыка репризы исполнена радости, а темы, и в первом разделе не контрастировавшие друг другу, здесь еще в большей степени сближаются и даже объединяются в одновременном проведении. Лирическое настроение среднего раздела возвращается в коде: мелодия звучит на зыбком фоне, в гармоническом отношении повторяющем вступление. Завершается первая часть изящным форшлагом.
Часть вторая – Larghetto – по-моцартовски изысканная, открывается спокойной темой (известно, что Пуленк признавался: «Я предпочитаю Моцарта всем другим музыкантам»). В среднем разделе возникает возвышенная мелодия в романтическом духе с вальсовым оттенком. В репризе первая тема воспроизводится без значительных изменений.
Финал – Allegro molto – имеет форму рондо. В ней объединяются тематические элементы двух предыдущих частей – Allegro и Larghetto.
Премьера Концерта для двух фортепиано с оркестром состоялась в сентябре 1932 г в Венеции, в рамках международного музыкального фестиваля. Первыми исполнителями произведения стали сам автор и пианист Жак Феврие, с которым Франсис Пуленк был дружен с детских лет (именно ему композитор посвятил Концерт, а его исполнение признал безупречным), дирижировал Дезире Дефо.

Читайте также:  Замена задней подушки двс аккорд 7

Все права защищены. Копирование запрещено.

Подобные посты

Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»

“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]

Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»

Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]

Риккардо Дриго. Балет «Талисман»

Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Пуленк) — Piano Concerto (Poulenc)

Концерт для фортепиано с оркестром
по Франсиса Пуленка
Ключ До-диез минор
Каталог FP 146
Составлен 1949 г. ( 1949 )
Движения 3
Премьера
Дата 6 января 1950 г.
Расположение Бостон
Дирижер Чарльз Мунк
Исполнители Бостонский симфонический оркестр

Концерт для фортепиано в C-диез минор , FP 146, от Франсиса Пуленка является последним из пяти концертов. Написанный в 1949 году по заказу Бостонского симфонического оркестра , он состоит из трех частей и длительностью около 20 минут.

Содержание

Задний план

Мелодичный, энергичный концерт был заказан Бостонским симфоническим оркестром для восстановления отношений между Парижем, родным городом Пуленка, и Соединенными Штатами после Второй мировой войны . Премьера состоялась 6 января 1950 года на BSO под дирижером Чарльза Мунка и композитором за фортепиано, но не получила особого одобрения. Было отмечено, что было «больше сочувствия, чем настоящего энтузиазма», что композитор объяснил представлением о том, что публика слишком много слушала Сибелиуса . Один критик написал в «Фигаро» : «Конечно, это вовсе не концерт, а маленькая картина манер, нарисованная второстепенным мастером». Но Пуленк писал: «Я веду строгий образ жизни в этом самом пуританском городке».

Структура

Каждая из трех частей концерта короче предыдущей:

  1. Аллегретто — первая тема до-диез минор раскрывается солистом, вокруг которой собираются другие мелодические мотивы в лирическом и чувственном духе. Перед возобновлением исходной темы следует среднее количество мистического вдохновения. Среднее время выступления: 10 минут.
  2. Andante con moto — Сначала деревенская и меланхолическая тема ми-бемоль мажор, затем следует отрывок с пометкой gracieux перед возобновлением начальной темы и кодой, где ми-бемоль мажор чередуется с ми-бемоль минор. Среднее время выступления: 5 минут.
  3. Rondeau à la française — Финал, вдохновленный негритянским духом, почерпнутым из песни моряка, ритмом бразильского matchiche и французского канкана в очень повседневном и популярном тоне. Среднее время выступления: 4,5 минуты.

Первый, напоминающий различные темы Рахманинова , извивается то тут, то там, так и не решаясь; есть приглушенные намеки на приближающуюся оперу Пуленка « Диалоги кармелитов» . Кон мото Andante приобретает определенный воздушный покой после его нежного и печального начала. Последнее движение включает в себя старое море скандирование А — ля Claire Fontaine , который начинается то же самое , и, таким образом , ошибочно принимают за Стивен Фостер «s Swanee реки ; Пуленк включает в себя различные ритмы бразильского максикс .

Источник

Оцените статью