Пуленк французская сюита для фортепиано

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Франсис Пуленк. Французская сюита по Клоду Жервезу (XVI в.), версия для оркестра.

Понедельник, 25 Июля 2016 г. 16:30 + в цитатник

Франсис Пуленк.
Французская сюита по Клоду Жервезу (XVI в.), версия для оркестра.

В 1935 году написана музыка к пьесе Э. Бурде «Королева Марго». Эта музыка, основанная на французских танцах XVI века и оркестрованная для маленького ансамбля девяти духовых, барабана и клавесина, получила широкую известность в переложении для фортепиано под названием «Французской сюиты» (по Клоду Жервезу). Клод Жервез, французский музыкант, жил в Париже примерно в пятидесятых годах XVI столетия (точные даты жизни Жервеза неизвестны). Им опубликовано около сорока народных мелодий в трех- и четырехголосных вариантах, а также сборник танцев, где в наибольшем числе представлены бранли и двойные танцы павана-гайярд. Этот сборник, переизданный в 1908 году, характеризует Клода Жервеза как опытного художника-аранжировщика.
Большинство танцев, заимствованных Пуленком из сборника Клода Жервеза, были распространены во Франции в XVI—XVII веках и дошли до нашего времени как примеры старинной музыки. В сюиту входит семь номеров — Бургонский бранль, Павана, Маленький военный марш, Комплент, Шампанский бранль, Сицилиана и Карийон.
Бранль — французский танец XVI—XVII веков. Различали четыре разновидности бранля: двойной, простой, бургонский (двухдольные ) и веселый (трехдольный). К XVIII веку танец утрачивает бытовое значение, слово «бранль» становится синонимом слова «рондо».
Сицилиана бытовала в начале XVI столетия, ее родина Италия. Чаще всего встречаются сицилианы на 6/8, 9/8, это неторопливый танец в сельском пасторальном духе. С севера Италии была завезена и павана, ставшая придворным танцем в XVI веке.
В окружение танцев попала одна песенная мелодия — Комплент — куплетная песня трагического содержания (в старинных комплентах часто описывалась гибель героев). Слово «карийон» имеет несколько значений. Им обозначают музыкальный инструмент, состоящий из набора больших и малых колоколов, ударный инструмент в оркестре, куранты и музыкальную пьесу, имитирующую колокольный перезвон.

Источник

Пуленк французская сюита для фортепиано

Моя музыка — это мой портрет.
Ф. Пуленк

Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыки», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора. Этот балет написан в виде танцевальной сюиты. с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка. Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность. и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения — очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох — от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

«Диалоги кармелиток» (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос» (по драме Ж. Кокто, 1958) — лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос — голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты — Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Источник

Фрэнсис Пуленк — Francis Poulenc

Франсис Жан Марсель Пуленк ( французский: [fʁɑ̃sis ʒɑ̃ maʁsɛl pulɛ̃k] ; 7 января 1899 — 30 января 1963) был французским композитором и пианистом. Его композиции включают песни , сольные фортепианные произведения, камерную музыку, хоровые произведения, оперы, балеты и оркестровую концертную музыку. Среди наиболее известных — фортепианная сюита Trois mouvements perpétuels (1919), балет Les biches (1923), Champêtre (1928) для клавесина с оркестром, Органный концерт (1938), опера Dialogues des Carmélites (1957). и Gloria (1959) для сопрано , хора и оркестра.

Ожидалось, что Пуленк, единственный сын преуспевающего фабриканта, последует за своим отцом в семейную фирму, и ему не разрешили поступить в музыкальный колледж. В основном музыкальный самоучка, он учился у пианиста Рикардо Виньеса , который стал его наставником после смерти родителей композитора. Пуленк также познакомился с Эриком Сати , под руководством которого он стал одним из группы молодых композиторов, известных под общим названием Les Six . В своих ранних работах Пуленк стал известен своим приподнятым настроением и непочтительностью. В 1930-е годы проявилась гораздо более серьезная сторона его натуры, особенно в религиозной музыке, которую он сочинял с 1936 года, которую он чередовал со своими более беззаботными произведениями.

Помимо работы в качестве композитора, Пуленк был опытным пианистом. Он был особенно известен своим исполнительским партнерством с баритоном Пьером Бернаком (который также консультировал его по написанию вокала) и сопрано Дениз Дюваль . Он гастролировал по Европе и Америке с ними обоими и сделал несколько записей в качестве пианиста. Он был одним из первых композиторов, осознавших важность граммофона , и с 1928 года он много записывал.

В более поздние годы и в течение десятилетий после его смерти Пуленк имел репутацию, особенно в его родной стране, как юмористический, легкий композитор, и его религиозная музыка часто игнорировалась. В 21 веке больше внимания уделялось его серьезным работам, во всем мире появилось множество новых постановок « Диалоги де Кармелитов» и «Голос человека» , а также многочисленные живые и записанные исполнения его песен и хоровой музыки.

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь

Ранние годы

Пуленк родился в 8-м округе Парижа , младший ребенок и единственный сын Эмиля Пуленка и его жены Дженни, урожденной Ройе. Эмиль Пуленк был совладельцем Poulenc Frères , успешного производителя фармацевтических препаратов (позже Rhône-Poulenc ). Он был членом благочестивой семьи Римско — католической из Espalion в département в Аверон . Дженни Пуленк была из парижской семьи с широкими художественными интересами. По мнению Пуленка, две стороны его натуры выросли из этого фона: глубокая религиозная вера из семьи его отца и мирская и художественная сторона из его матери. Критик Клод Ростан позже описал Пуленка как «наполовину монаха и наполовину непослушного мальчика».

Пуленк вырос в музыкальной семье; его мать была способной пианисткой с широким репертуаром, от классики до менее возвышенных произведений, что дало ему на всю жизнь вкус к тому, что он называл «очаровательной плохой музыкой». Он брал уроки игры на фортепиано с пяти лет; в восемь лет он впервые услышал музыку Дебюсси и был очарован оригинальностью звучания. Другими композиторами, произведения которых повлияли на его развитие, были Шуберт и Стравинский : « Зимний край» первого и «Весна священная» второго произвели на него глубокое впечатление. По настоянию отца Пуленк продолжил обычную школьную карьеру, обучаясь в лицее Кондорсе в Париже, а не в музыкальной консерватории.

В 1916 году друг детства Раймонд Линоссье (1897–1930) познакомил Пуленка с книжным магазином Адриенн Монье , Maison des Amis des Livres . Там он встретил поэтов -авангардистов Гийома Аполлинера , Макса Жакоба , Поля Элюара и Луи Арагона . Позже он положил на музыку многие из их стихов. В том же году он стал учеником пианиста Рикардо Виньеса . Биограф Анри Хелл отмечает, что Виньес оказал глубокое влияние на своего ученика как в отношении фортепианной техники, так и стиля клавишных произведений Пуленка. Позже Пуленк сказал о Винье:

Это был восхитительный человек, причудливый идальго с огромными усами, сомбреро с плоскими полями в чистейшем испанском стиле и ботинки на пуговицах, которыми он стучал мне по голеням, когда я недостаточно крутил педали. . Я безумно восхищался им, потому что в то время, в 1914 году, он был единственным виртуозом, сыгравшим Дебюсси и Равеля . Эта встреча с Виньесом была важнейшей в моей жизни: я всем ему обязан . На самом деле именно Виньесу я обязан своими начинающими музыкальными усилиями и всем, что я знаю о фортепиано.

Когда Пуленку было шестнадцать, умерла его мать; его отец умер два года спустя. Виньес стал больше, чем учителем: он был, по словам Мириам Шименес из « Словаря музыки и музыкантов Grove », «духовным наставником» молодого человека. Он поощрял своего ученика сочинять, а позже он дал премьеры трех ранних произведений Пуленка. Благодаря ему Пуленк подружился с двумя композиторами, которые помогли сформировать его раннее развитие: Жоржом Ауриком и Эриком Сати .

Аурик, который был того же возраста, что и Пуленк, был одним из первых музыкальных разработчиков; к тому времени, когда они встретились, музыка Аурика уже исполнялась на важных концертных площадках Парижа. Два молодых композитора разделяли схожие музыкальные взгляды и энтузиазм, и всю оставшуюся жизнь Пуленка Аурик был его самым верным другом и проводником. Пуленк называл его «моим истинным братом по духу». Сати, эксцентричная фигура, изолированная от основного французского музыкального истеблишмента, была наставником нескольких молодых композиторов, в том числе Аурика, Луи Дюре и Артура Онеггера . Первоначально отвергнув Пуленка как буржуазного любителя, он уступил и принял его в круг протеже, которых назвал «Les Nouveaux Jeunes» . Пуленк описал влияние Сати на него как «непосредственное и широкое как в духовном, так и в музыкальном плане». Пианист Альфред Корто заметил, что « Trois mouvements perpétuels » Пуленка были «отражением иронического мировоззрения Сати, адаптированного к чувствительным стандартам нынешних интеллектуальных кругов».

Первые композиции и Les Six

Пуленк дебютировал как композитор в 1917 году с его Рапсодия Nègre , десятиминутная, пяти- движение кусок для баритона и камерного группы; он был посвящен Сати и был впервые показан на одном из концертов новой музыки, проводимых певицей Джейн Батори . В то время в Париже была мода на африканское искусство, и Пуленк с удовольствием наткнулся на несколько опубликованных стихов, якобы либерийских, но полных парижского бульварного сленга. Он использовал одно из стихотворений в двух частях рапсодии . Баритон, задействованный в первом исполнении, потерял самообладание на сцене, и композитор, хотя и не певец, вскочил. Это jeu d’esprit было первым из многих примеров того, что англоязычные критики стали называть «ножным Пуленком». Равель был удивлен этой пьесой и прокомментировал способность Пуленка изобрести собственный фольклор. Стравинский был достаточно впечатлен, чтобы использовать свое влияние, чтобы обеспечить Пуленку контракт с издателем — доброту, которую Пуленк никогда не забывал.

В 1917 году Пуленк познакомился с Равелем достаточно хорошо, чтобы серьезно поговорить с ним о музыке. Он был встревожен суждениями Равеля, возвысившими композиторов, которых Пуленк мало думал, над теми, которыми он очень восхищался. Он рассказал Сати об этой несчастной встрече; Сати ответила пренебрежительным эпитетом в адрес Равель, которая, по его словам, говорила «кучу чуши». Многие годы Пуленк неоднозначно относился к музыке Равеля, хотя всегда уважал его как человека. Скромность Равеля в отношении собственной музыки особенно понравилась Пуленку, который на протяжении всей своей жизни стремился последовать примеру Равеля.

С января 1918 г. по январь 1921 г. Пуленк был призывником во французской армии в последние месяцы Первой мировой войны и в послевоенный период. С июля по октябрь 1918 года он служил на франко-германском фронте , после чего получил ряд вспомогательных должностей, закончив машинисткой в Министерстве авиации . Его обязанности давали ему время для сочинения; Trois Mouvements perpétuels для фортепиано и Соната для фортепиано Duet были написаны на фортепиано в местной начальной школе в Сен-Мартен-сюр-ле-Пре , и он завершил свой первый вокальный цикл , Le Bestiaire , устанавливая стихи Аполлинера. Соната не произвела глубокого общественного впечатления, но песенный цикл сделал имя композитора известным во Франции, и Trois mouvements perpétuels быстро приобрели международный успех. Потребности в создании музыки в военное время научили Пуленка многому научиться писать для любых доступных инструментов; тогда, и позже, некоторые из его работ были для необычных комбинаций игроков.

На этом этапе своей карьеры Пуленк осознавал отсутствие академической музыкальной подготовки; критик и биограф Джереми Сэмс пишет, что композитору повезло, что общественное настроение повернулось против поздне- романтической пышности в пользу «свежести и беззаботного шарма» его произведений, хотя они и были технически бесхитростными. Четыре из ранних произведений Пуленка были впервые в Salle Гюйгенса в Монпарнас области, где в период с 1917 по 1920 виолончелист Феликса Delgrange представленных концерты музыки молодых композиторов. Среди них были Аурик, Дюрей, Онеггер, Дариус Мийо и Жермен Тайферре, которые вместе с Пуленком стали известны под общим названием « Les Six » . После одного из их концертов критик Анри Колле опубликовал статью «Пятеро русских, шесть французов и Сати». По словам Мильо:

Совершенно произвольно Колле выбрал имена шести композиторов, Аурика, Дюре, Онеггера, Пуленка, Тайлеферра и меня, по той простой причине, что мы знали друг друга, были друзьями и были представлены в одних и тех же программах, но без малейшее беспокойство по поводу нашего разного отношения и нашей разной природы. Аурик и Пуленк следовали идеям Кокто , Онеггер был продуктом немецкого романтизма, а я склонялся к средиземноморскому лирическому искусству . Статья Колле произвела такое широкое впечатление, что появилась Groupe des Six.

Кокто, хотя и был похож по возрасту на Les Six , был чем-то вроде отца для группы. Его литературный стиль, «парадоксальный и лапидарный», по выражению Ада, был антиромантическим, лаконичным и непочтительным. Это очень понравилось Пуленку, который сделал свой первый сеттинг слов Кокто в 1919 году и последний в 1961 году. Когда члены Les Six сотрудничали друг с другом, они вносили свои собственные отдельные разделы в совместную работу. Их фортепианная сюита 1920 года L’Album des Six состоит из шести отдельных и не связанных между собой пьес. Их балет 1921 года «Марии турне Эйфеля» состоит из трех частей Мийо, по две — Аурика, Пуленка и Тайферра, по одной — Онеггера и ни одной — Дюре, который уже дистанцировался от группы.

В начале 1920-х Пуленк по-прежнему обеспокоен отсутствием у него формального музыкального образования. Сати с подозрением относилась к музыкальным колледжам, но Равель посоветовала Пуленку брать уроки композиции; Мильо предложил композитора и учителя Чарльза Кёхлина . Пуленк работал с ним с перерывами с 1921 по 1925 год.

1920-е годы: растущая слава

С начала 1920-х Пуленк был хорошо принят за границей, особенно в Великобритании, как исполнитель и композитор. В 1921 году Эрнест Ньюман писал в «Манчестер Гардиан» : «Я слежу за Фрэнсисом Пуленком, молодым человеком, которому только что исполнилось двадцать. Он должен превратиться в первоклассного фарса ». Ньюман сказал, что он редко слышал что-то настолько восхитительно абсурдное, как отрывки из цикла песен Пуленка « Cocardes» , в котором аккомпанемент исполняется неортодоксальной комбинацией корнета , тромбона, скрипки и ударных. В 1922 году Пуленк и Мийо поехали в Вену, чтобы встретиться с Альбаном Бергом , Антоном Веберном и Арнольдом Шёнбергом . Ни на одного из французских композиторов не повлияла революционная двенадцатитонная система своих австрийских коллег , но они восхищались тремя ее главными сторонниками. В следующем году Пуленк получил заказ от Сергея Дягилева на партитуру полнометражного балета. Он решил, что тема будет современной версией классического французского fête galante . Эта работа, Les biches , имела немедленный успех сначала в Монте-Карло в январе 1924 года, а затем в Париже в мае под руководством Андре Мессагера ; она остается одной из самых известных партитур Пуленка. Новая знаменитость Пуленка после успеха балета стала неожиданной причиной его отчуждения от Сати: среди новых друзей Пуленка был Луи Лалу , писатель, к которому Сати относилась с непримиримой неприязнью. Аурик, который только что пережил подобный триумф с балетом Дягилева Les Fâcheux , также был отвергнут Сати за то, что он стал другом Лалу.

В течение десятилетия Пуленк создал ряд композиций, от песен до камерной музыки и еще одного балета, Aubade . Ад предполагает, что влияние Кеклина иногда препятствовало естественному простому стилю Пуленка, и что Аурик предлагал полезные советы, которые помогли ему предстать в его истинном цвете. На музыкальном концерте двух друзей в 1926 году песни Пуленка впервые исполнил баритон Пьер Бернак , от которого, по выражению Ада, «вскоре стало неразлучно имя Пуленка». Еще одна исполнительница, с которой композитор стал тесно связан, — клавесинистка Ванда Ландовска . Он услышал ее в качестве солиста в Фалья «s Эль Retablo де Maese Педро (1923), один из ранних примеров использования клавесина в современной работе, и сразу же был взят со звуком. По просьбе Ландовской он написал концерт « Шампетский концерт» , премьера которого состоялась в 1929 году в сопровождении Парижского симфонического оркестра под управлением Пьера Монтё .

Биограф Ричард Де Бертон комментирует, что в конце 1920-х Пуленк мог казаться в завидном положении: профессионально успешным и независимо обеспеченным, унаследовав значительное состояние от своего отца. Он купил большой загородный дом, Le Grand Coteau [ fr ] , в Нуазе , Эндр-и-Луар, в 140 милях (230 км) к юго-западу от Парижа, где он уехал, чтобы сочиняться в мирной обстановке. Тем не менее, он был обеспокоен, изо всех сил пытался смириться со своей сексуальностью, которая была преимущественно гомосексуальной. Его первый серьезный роман был с художником Ричардом Шанлером , которому он послал копию партитуры Concert champêtre с надписью: «Ты изменил мою жизнь, ты — свет моих тридцати лет, причина жить и работать». Тем не менее, пока этот роман был в разгаре, Пуленк предложил жениться на своей подруге Раймонде Линосье. Поскольку она не только хорошо знала о его гомосексуализме, но и имела романтические отношения с другими людьми, она отказала ему, и их отношения стали натянутыми. Он страдал первым из многих периодов депрессии, которая повлияла на его способность к сочинительству, и он был опустошен в январе 1930 года, когда Линосье внезапно скончалась в возрасте 32 лет. После ее смерти он написал: «Вся моя юность уходит вместе с ней, все такое. часть моей жизни принадлежала только ей. Я рыдаю . Я теперь на двадцать лет старше ». Его роман с Шанлером прекратился в 1931 году, хотя они остались друзьями на всю жизнь.

1930-е: новая серьезность

В начале десятилетия Пуленк вернулся к написанию песен после двухлетнего перерыва. Его «Эпитафа» на стихотворение Малерба была написана в память о Линоссье и описана пианистом Грэмом Джонсоном как «глубокая песня во всех смыслах». В следующем году Пуленк написал три набора песен на слова Аполлинера и Макса Джейкоба, некоторые из которых были серьезными по тону, а другие напоминали его ранний беззаботный стиль, как и другие его произведения начала 1930-х годов. В 1932 году его музыка была одной из первых, которые транслировались по телевидению, в передаче BBC, в которой Реджинальд Келл и Гилберт Винтер исполнили его сонату для кларнета и фагота . Примерно в это же время Пуленк начал отношения с Раймоном Дестушем, шофером; как и раньше с Шанлером, то, что началось как страстный роман, превратилось в глубокую и прочную дружбу. Дестуш, женившаяся в 1950-х годах, оставалась близкой Пуленку до конца жизни композитора.

Два не связанных между собой события 1936 года вместе вдохновили на пробуждение религиозной веры и новую глубину серьезности в музыке Пуленка. Его коллега-композитор Пьер-Октав Ферруд погиб в автокатастрофе, настолько жестокой, что ему отрубили голову , и почти сразу после этого, находясь в отпуске, Пуленк посетил святилище Рокамадур . Позже он объяснил:

Несколькими днями ранее я только что услышал о трагической смерти моего коллеги . Когда я размышлял о хрупкости нашего человеческого тела, меня снова привлекла жизнь духа. Рокамадур вернул мне веру моего детства. В этом святилище, несомненно, самом старом во Франции . было все, чтобы меня увлечь . В тот же вечер, когда я приехал в Рокамадур, я начал свои литании à la Vierge noire для женских голосов и органа. В этом произведении я пытался проникнуть в ту атмосферу «крестьянской преданности», которая так сильно поразила меня в этой высокой часовне.

Другие работы, которые последовали за этим, продолжили вновь обретенную серьезность композитора, включая множество настроек сюрреалистических и гуманистических стихов Элюара. В 1937 году он написал свое первое крупное литургическое произведение — Мессу соль мажор для сопрано и смешанного хора а капелла , которая стала наиболее часто исполняемой из всех его духовных произведений. Не все новые сочинения Пуленка были выдержаны в этом серьезном ключе; его случайная музыка к пьесе «Рейн Марго» с Ивонн Принтемпс в главной роли представляла собой стилизованную танцевальную музыку 16-го века и стала популярной под названием « Французская сюита» . Музыкальные критики в целом продолжали определять Пуленка по его беззаботным произведениям, и только в 1950-х годах его серьезная сторона получила широкое признание.

В 1936 году Пуленк начал часто давать сольные концерты с Бернаком. В École Normale в Париже состоялась премьера поэмы Пуленка Cinq de Paul Éluard . Они продолжали выступать вместе более двадцати лет в Париже и за рубежом, пока Бернак не вышел на пенсию в 1959 году. Пуленк, сочинивший 90 песен для своего соавтора, считал его одной из «трех великих встреч» в своей профессиональной карьере, а две другие — быть Элюаром и Ландовской. По словам Джонсона, «в течение двадцати пяти лет Бернак был советником и совестью Пуленка», и композитор полагался на его советы не только в написании песен, но и в своих операх и хоровой музыке.

На протяжении всего десятилетия Пуленк пользовался популярностью у британской публики; он установил плодотворные отношения с BBC в Лондоне, которая транслировала многие его работы. Вместе с Бернаком он совершил свой первый тур по Великобритании в 1938 году. Его музыка была также популярна в Америке, которую многие считали «квинтэссенцией французского остроумия, элегантности и приподнятого настроения». В последние годы 1930-х годов композиции Пуленка продолжали варьироваться от серьезных до беззаботных. Quatre motets pour un temps de pénitence (Четыре покаянных песнопения, 1938–39) и песня «Bleuet» (1939), элегическая медитация на смерть, контрастирует с песенным циклом Fiançailles pour rire ( Беззаботная помолвка ), в которой воссоздается роман. дух Les biches , по мнению Ада.

1940-е годы: война и послевоенное время

Пуленк ненадолго снова был солдатом во время Второй мировой войны ; он был призван 2 июня 1940 года и служил в зенитной части в Бордо . После того, как Франция капитулировала перед Германией , Пуленк был демобилизован из армии 18 июля 1940 года. Он провел лето того года с семьей и друзьями в Брив-ла-Гайард на юге центральной части Франции. В первые месяцы войны он сочинил немного новой музыки, вместо этого переорганизовав Les biches и переработав свой секстет 1932 года для фортепиано и духовых. В Брив-ла-Гайард он приступил к работе над тремя новыми работами, а вернувшись в октябре в свой дом в Нуазе, приступил к работе над четвертой. Это были L’Histoire de Babar, le petit éléphant для фортепиано и рассказчика, соната для виолончели , модельный балет Les Animaux и цикл песен Banalités .

Большую часть войны Пуленк был в Париже, давал сольные концерты с Бернаком, сосредоточившись на французских песнях. При нацистском правлении он находился в уязвимом положении, как известный гомосексуалист (Дестуш едва избежал ареста и депортации), но в своей музыке он сделал много жестов неповиновения немцам. Он положил на музыку стихи известных деятелей французского Сопротивления , в том числе Арагона и Элюара. В « Les Animaux modèles» , премьера которой состоялась в Опере в 1942 году, он включил мелодию, многократно повторенную, антинемецкой песни «Vous n’aurez pas l’Alsace et la Lorraine». Он был одним из основателей и членов Национального фронта (pour musique), к которому нацистские власти относились с подозрением из-за его связи с запрещенными музыкантами, такими как Мийо и Пол Хиндемит . В 1943 году он написал кантату для двойного хора без аккомпанемента, предназначенную для Бельгии, Figure humaine , установив восемь стихотворений Элюара. Произведение, оканчивающееся на «Liberté», не могло быть предоставлено во Франции, пока немцы контролировали его; его первое исполнение транслировалось из студии BBC в Лондоне в марте 1945 года, и оно не исполнялось в Париже до 1947 года. Музыкальный критик The Times позже писал, что это произведение «само по себе является одним из лучших хоровых произведений нашего времени. устраняет Пуленка из категории petit maître, к которому его обычно довольствовалось невежество «.

В январе 1945 года по заказу французского правительства Пуленк и Бернак вылетели из Парижа в Лондон, где их встретили с энтузиазмом. Лондонский филармонический оркестр дал прием в честь композитора; он и Бенджамин Бриттен были солистами в исполнении Двойного фортепианного концерта Пуленка в Королевском Альберт-холле ; вместе с Бернаком он давал сольные концерты французских мелодий и фортепианных произведений в Вигмор-холле и Национальной галерее и записывал их для BBC. Бернак был ошеломлен реакцией публики; когда он и Пуленк вышли на сцену Вигмор-холла, «публика поднялась, и мои эмоции были такими, что вместо того, чтобы начать петь, я начал плакать». После двухнедельного пребывания они вернулись домой на первом с мая 1940 года пароходе, который отправился из Лондона в Париж.

В Париже Пуленк завершил партитуры для «Истории Бабара», «Маленького слона» и своей первой оперы «Мамель де Тирезиас» («Грудь Тирезиаса» ), короткой оперы продолжительностью около часа. Работа представляет собой декорацию к одноименной пьесе Аполлинера, поставленной в 1917 году. Самс описывает оперу как «воодушевленную топчанку», скрывающую «более глубокую и печальную тему — необходимость возродить и заново открыть для себя Францию, разоренную войной». . Премьера спектакля состоялась в июне 1947 года в Комической опере и имела успех у критиков, но не пользовалась популярностью у публики. В главной женской роли выступила Дениз Дюваль , ставшая любимым сопрано композитора , частой партнершей по сольным концертам и посвященной некоторым его произведениям. Он назвал ее соловьем, заставившим его плакать ( «Mon rossignol à larmes» ).

Вскоре после войны у Пуленка был короткий роман с женщиной, Фредерик («Фредди») Лебедефф, от которой в 1946 году у него родилась дочь Мари-Анж. Ребенок воспитывался, не зная, кем был ее отец (Пуленк был ее отцом). якобы ее «крестным отцом»), но он щедро позаботился о ней, и она была основным бенефициаром его воли.

В послевоенный период Пуленк скрестил шпаги с композиторами молодого поколения, которые отвергли недавние работы Стравинского и настаивали на том, что действительны только предписания Второй венской школы . Пуленк защищал Стравинского и выразил недоверие к тому, что «в 1945 году мы говорим так, как будто эстетика двенадцати тонов — единственное возможное спасение для современной музыки». Его мнение о том, что Берг развил сериализм настолько далеко, насколько это возможно, и что музыка Шенберга теперь превратилась в «пустыню, каменный суп, эрзац-музыку или поэтические витамины», вызвала к нему неприязнь таких композиторов, как Пьер Булез . Несогласные с Пуленком пытались изобразить его как пережиток довоенной эпохи, легкомысленный и непрогрессивный. Это заставило его сосредоточиться на своих более серьезных работах и ​​попытаться убедить французскую публику прислушаться к ним. В США и Великобритании, с их сильными хоровыми традициями, его религиозная музыка часто исполнялась, но выступления во Франции были гораздо реже, так что публика и критики часто не знали о его серьезных сочинениях.

В 1948 году Пуленк совершил свой первый визит в США в двухмесячном концертном туре с Бернаком. Он часто возвращался туда до 1961 года, давая сольные концерты с Бернаком или Дювалем и в качестве солиста на мировой премьере его фортепианного концерта (1949) по заказу Бостонского симфонического оркестра .

1950–63: кармелиты и последние годы

Пуленк начал 1950-е с новым партнером в личной жизни Люсьеном Рубером, коммивояжером. В профессиональном плане Пуленк был продуктивным, написав цикл из семи песен, устанавливающий стихотворения Элюара, La Fraîcheur et le feu (1950) и Stabat Mater , посвященный памяти художника Кристиана Берара , сочиненный в 1950 году и премьера которого состоялась в следующем году.

В 1953 году Ла Скала и миланское издательство Casa Ricordi предложили Пуленку заказ на постановку балета. Он считал историю святой Маргариты Кортонской, но счел танцевальную версию ее жизни невыполнимой. Он предпочитал писать оперу на религиозную тему; Рикорди предложил « Диалоги Кармелитов» , не снятый сценарий Жоржа Бернаноса . Текст, основанный на рассказе Гертруды фон Ле Форт , изображает Компьенских мучеников , монахинь, гильотинированных во время Французской революции за свои религиозные убеждения. Пуленк нашел это «трогательное и благородное произведение», идеально подходящим для своего либретто, и начал сочинять в августе 1953 года.

Во время сочинения оперы Пуленк получил два удара. Он узнал о споре между имением Бернаноса и писателем Эмметом Лавери , которому принадлежали права на театральные адаптации романа Ле Фора; это заставило Пуленка прекратить работу над своей оперой. Примерно в то же время тяжело заболел Рубер. Сильное беспокойство довело Пуленка до нервного срыва, и в ноябре 1954 года он находился в клинике в Л’Аль-ле-Роз , недалеко от Парижа, под сильным успокоительным. Когда он выздоровел и споры о литературных правах и выплатах гонорара с Лавери были урегулированы, он возобновил работу над « Диалогами Кармелитов» в перерывах между длительными гастролями с Бернаком в Англии. Поскольку его личное состояние с 1920-х годов уменьшилось, он нуждался в значительном доходе, полученном от его сольных концертов.

Во время работы над оперой Пуленк почти ничего не сочинял; Исключением были две мелодии и короткое оркестровое движение «Bucolique» в коллективном произведении « Variations sur le nom de Marguerite Long» (1954), в создании которого также участвовали его старые друзья из Les Six Auric и Milhaud. Когда Пуленк писал последние страницы своей оперы в октябре 1955 года, Рубер умер в возрасте сорока семи лет. Композитор написал другу: «Люсьен был избавлен от мученической смерти десять дней назад, и последний экземпляр Les Carmélites был завершен (обратите внимание) в тот самый момент, когда мой дорогой испустил последний вздох».

Впервые опера была показана в январе 1957 года в театре Ла Скала в итальянском переводе. Между тем и французской премьерой Пуленк представил одно из своих самых популярных своих поздних произведений, Сонату для флейты , которую он и Жан-Пьер Рампаль исполнили в июне на Страсбургском музыкальном фестивале . Три дня спустя, 21 июня, в Опере состоялась парижская премьера оперы « Диалоги кармелитов» . К огромному облегчению композитора, это был грандиозный успех. Примерно в это же время Пуленк завязал свои последние романтические отношения с Луи Готье, бывшим солдатом; они оставались партнерами до конца жизни Пуленка.

Пуленк в письме 1959 г.

В 1958 году Пуленк начал сотрудничество со своим старым другом Кокто в оперной версии его монодрамы 1930 года La Voix humaine . Работа была произведена в феврале 1959 года в Опере-Комик под руководством Кокто, где Дюваль в роли трагической брошенной женщины разговаривает со своим бывшим возлюбленным по телефону. В мае 60-летие Пуленка было отмечено с опозданием на несколько месяцев его последним концертом с Бернаком перед уходом последнего из публичных выступлений.

Пуленк посетил США в 1960 и 1961 годах. Среди его работ, представленных во время этих поездок, была американская премьера « Человеческого голоса» в Карнеги-холле в Нью-Йорке с Дювалем и мировая премьера его крупномасштабного сочинения для сопрано « Глория». четырехголосный смешанный хор и оркестр, дирижирует Чарльзом Мунком в Бостоне . В 1961 году Пуленк опубликовал книгу о Шабрие, 187-страничное исследование которой рецензент написал в 1980-х: «он пишет с любовью и проницательностью композитора, чьи взгляды он разделял по таким вопросам, как примат мелодии и существенная серьезность юмора. . » Произведения последних двенадцати месяцев Пуленка включали Sept répons des ténèbres для голосов и оркестра, Сонату для кларнета и Сонату для гобоя .

30 января 1963 года в своей квартире напротив Люксембургского сада Пуленк перенес сердечный приступ со смертельным исходом. Его похороны проходили в соседней церкви Сен-Сюльпис . По его желанию, ни одна его музыка не исполнялась; Марсель Дюпре играл произведения Баха на большом церковном органе. Пуленк был похоронен на кладбище Пер-Лашез вместе со своей семьей.

Музыка

Музыка Пуленка по сути диатоническая . По мнению Анри Ада , это связано с тем, что главная черта музыкального искусства Пуленка — его мелодический дар. По словам Роджера Николса из словаря Grove , «для [Пуленка] самым важным элементом из всех была мелодия, и он нашел свой путь к огромной сокровищнице неоткрытых мелодий в пределах области, которая, по мнению самых современных — датированы музыкальными картами, исследованы, проработаны и исчерпаны ». Комментатор Джордж Кек пишет: «Его мелодии просты, приятны, легко запоминаются и чаще всего эмоционально выразительны».

Пуленк сказал, что он не проявил изобретательности в своем гармоническом языке. Композитор Леннокс Беркли писал о нем: «Всю свою жизнь он довольствовался использованием традиционной гармонии, но его использование было настолько индивидуальным, так сразу узнаваемым как его собственная, что это придавало его музыке свежесть и значимость». Кек считает гармонический язык Пуленка «таким же красивым, интересным и личным, как его мелодическое письмо . ясные, простые гармонии, движущиеся в явно определенных тональных областях с хроматизмом, который редко бывает более чем мимолетным». Пуленку не было времени на музыкальные теории; в одном из своих многочисленных радиоинтервью он призвал к «перемирию в сочинении на основе теории, доктрины и правил!» Он пренебрежительно относился к тому, что считал догматизмом современных приверженцев додекафонии во главе с Рене Лейбовицем , и очень сожалел, что принятие теоретического подхода повлияло на музыку Оливье Мессиана , на которого он ранее возлагал большие надежды. К черту, почти вся музыка Пуленка «прямо или косвенно вдохновлена ​​чисто мелодическими ассоциациями человеческого голоса». Пуленк был кропотливым мастером, хотя зародился миф — la légende de fastende, — что его музыка дается ему легко; он прокомментировал: «Миф простительно, поскольку я делаю все, чтобы скрыть свои усилия».

Пианист Паскаль Роже в 1999 году заметил, что обе стороны музыкальной натуры Пуленка одинаково важны: «Вы должны принять его как единое целое. Если вы уберете какую- либо часть, серьезную или несерьезную, вы уничтожите его. вы получите лишь бледную фотокопию того, кем он является на самом деле «. Пуленк осознавал эту дихотомию, но во всех своих произведениях он хотел, чтобы музыка была «здоровой, ясной и крепкой — музыка, откровенно французская, как музыка Стравинского — славянская».

Оркестровый и концертный

Основные произведения Пуленка для большого оркестра — это два балета, симфониетта и четыре клавишных концерта. Первый из балетов, Les biches , был впервые поставлен в 1924 году и остается одним из самых известных его произведений. Николс пишет в Grove, что ясная и мелодичная партитура не имеет глубокого или даже поверхностного символизма, факт, «подчеркнутый крошечным отрывком из псевдо- вагнеровской меди с эмоциональными минорными девятками ». Первые два из четырех концертов написаны в беззаботном ключе Пуленка. Чемпионский концерт для клавесина с оркестром (1927–28) напоминает сельскую местность с парижской точки зрения: Николс отмечает, что фанфары в последней части напоминают рожки в казармах Венсена в пригороде Парижа. Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932) является так же работа предназначена исключительно для развлечения. Он основан на различных стилистических источниках: первая часть заканчивается в манере, напоминающей балийский гамелан , а медленная часть начинается в моцартовском стиле, который Пуленк постепенно дополняет своими характерными личными штрихами. Органный концерт (1938) находится в гораздо более серьезном ключе. Пуленк сказал, что это было «на окраине» его религиозной музыки, и есть отрывки, основанные на церковной музыке Баха , хотя есть и интермедии в легком популярном стиле. Вторая балетная партитура, Les Animaux modèles (1941), никогда не могла сравниться по популярности с Les biches , хотя и Аурик, и Онеггер высоко оценили гармоничное чутье и находчивую оркестровку композитора. Онеггер писал: «Влияния, оказавшие на него, Шабрие, Сати, Стравинского, теперь полностью ассимилировались. Слушая его музыку, вы думаете — это Пуленк». «Симфониетта» (1947) — это возврат к довоенному легкомыслию Пуленка. Он пришел к выводу: «Я оделся слишком молодо для своего возраста . [это] новая версия Les biches, но молодые девушки [ biches ], которым сорок восемь лет — это ужасно!» Концерт для фортепиано с оркестром (1949) , первоначально вызвал некоторое разочарование: многие считали , что это не было шагом вперед по довоенной музыке Пуленки, вид он пришел к акции. В последние годы произведение было переоценено, и в 1996 году писательница Клэр Деламарш назвала его лучшим концертным произведением композитора.

Пианино

Пуленк, высококлассный пианист, обычно сочинял музыку для фортепиано и написал много пьес для этого инструмента на протяжении всей своей карьеры. По мнению Анри Хелла, фортепианное письмо Пуленка можно разделить на ударный и более мягкий стиль, напоминающий клавесин. Ад считает, что лучшая музыка Пуленка для фортепиано — в аккомпанементах к песням, и эту точку зрения разделяет и сам Пуленк. Подавляющее большинство фортепианных произведений, по мнению писателя Кейта У. Дэниэла, «можно назвать миниатюрами». Оглядываясь назад на свою фортепианную музыку 1950-х годов, композитор оценил ее критически: «Я терплю Mouvements perpétuels , мою старую Suite en ut [in C] и пьесы Trois . Мне очень нравятся мои два сборника импровизаций, интермеццо. in A flat и некоторые Ноктюрны . Я без промедления осуждаю Неаполь и Soirées de Nazelles «.

Пятнадцать импровизаций, процитированных с одобрением Пуленка, были сочинены с интервалом между 1932 и 1959 годами. Все они краткие: самая длинная длится немногим более трех минут. Они варьируются от стремительного балетного до нежного лиризма, старинного марша , вечного двигателя , вальса и пронзительного музыкального портрета певицы Эдит Пиаф . Любимое интермеццо Пуленка было последним из трех. Номер один и два были составлены в августе 1934 года; В марте 1943 года последовала квартира А. Комментаторы Марина и Виктор Ледин описывают произведение как «воплощение слова« очаровательный ». Музыка словно просто скатывается со страниц, каждый звук следует за другим таким честным и естественным образом, с красноречием и безошибочной Френчностью «. Восемь ноктюрнов были написаны почти за десятилетие (1929–38). Независимо от того, задумывал ли Пуленк их изначально как целостный набор, он дал восьмому названию «Служить кодами цикла» ( Pour servir de Coda au Cycle ). Хотя они имеют общее название с ноктюрнами Филда , Шопена и Форе, Пуленка не похожи на произведения более ранних композиторов, поскольку представляют собой «ночные сцены и звуковые образы общественных и частных событий», а не романтические стихотворения .

Пьесы, которые Пуленк нашел просто терпимыми, были ранними произведениями: Trois mouvements perpétuels датируется 1919 годом, Suite in C 1920 года и Trois pièces 1928 года. Все они состоят из коротких частей, самой длинной из которых является «Hymne», вторая из трех 1928 пьес, что длится около четырех минут. Из этих двух работ их композитор выделил для порицания, Неаполь (1925) представляет собой три-движение портрет Италии и Les вечера де Nazelles описываются композитор Джеффри Буша как «французский эквивалент Элгар «s Enigma Variations »- миниатюра зарисовки персонажей его друзей. Несмотря на презрение Пуленка к работе, Буш считает ее остроумной и остроумной. Среди фортепианной музыки, которую Пуленк не упомянул, благосклонно или резко, самые известные пьесы включают две новеллеты (1927–28), набор из шести миниатюр для детей, Villageoises (1933), фортепианную версию семичастной сюиты. française (1935) и L’embarquement pour Cythère для двух фортепиано (1953).

Камера

В « Гроуве» Николс делит камерные произведения на три четко дифференцированных периода. Первые четыре сонаты принадлежат ранней группе, все они были написаны до того, как Пуленку исполнилось двадцать два года. Они предназначены для двух кларнетов (1918 г.), фортепианного дуэта (1918 г.), кларнета и фагота (1922 г.) и валторны, трубы и тромбона (1922 г.). Они являются ранними примерами многочисленных и разнообразных влияний Пуленка, с отголосками дивертисментов рококо наряду с нетрадиционными гармониями, на некоторые из которых оказал влияние джаз. Все четверо характеризуются краткостью — менее десяти минут каждый, озорством и остроумием, которые Николс описывает как кислоту. Другие камерные произведения этого периода — « Черная рапсодия» , FP 3, 1917 года (в основном инструментальная, с короткими вокальными эпизодами) и Трио для гобоя, фагота и фортепиано (1926).

В камерных произведений среднего периода Пуленка были написаны в 1930 — х и 1940 — х годов. Наиболее известен секстет для фортепиано и духовых инструментов (1932), исполненный беззаботной жилкой Пуленка, состоящий из двух живых внешних движений и центрального дивертисмента ; это было одно из нескольких камерных произведений, которыми композитор остался недоволен и которые сильно переработали через несколько лет после их первого исполнения (в данном случае в 1939–1940 годах). Сонаты в этой группе — для скрипки и фортепиано (1942–43) и для виолончели и фортепиано (1948). Писать для струнных далось Пуленку нелегко; эти сонаты были закончены после двух неудачных предыдущих попыток, а в 1947 году он уничтожил проект струнного квартета. Обе сонаты носят преимущественно серьезный характер; Книга для скрипки посвящена памяти Федерико Гарсиа Лорки . Комментаторы, в том числе Ад, Шмидт и сам Пуленк, считали ее и до некоторой степени сонату для виолончели менее эффективной, чем сонаты для ветра. Aubade , «Концерт choréographique» для фортепиано и 18 инструментов (1930) достигает почти оркестровый эффект, несмотря на свои скромные количества игроков. Другие камерные произведения этого периода — это аранжировки для небольших ансамблей из двух произведений в самой легкой вене Пуленка: Французской сюиты (1935) и Trois mouvements perpétuels (1946).

Последние три сонаты для деревянных духовых инструментов и фортепиано: для флейты (1956–57), кларнета (1962) и гобоя (1962). По словам Гроува , они стали неотъемлемой частью их репертуара из-за «их технических знаний и глубокой красоты». Элегия для валторны и фортепиано (1957) была написана в память о трубача Денниса мозга . Он содержит одну из редких экскурсий Пуленка в додекафонию с кратким использованием двенадцатитонного тонового ряда .

Песни

Пуленк сочинял песни на протяжении всей своей карьеры, и его достижения в этом жанре обширны. По мнению Джонсона, большинство лучших из них были написаны в 1930-х и 1940-х годах. Хотя в песнях много разных характеров, в них преобладает предпочтение Пуленка определенным поэтам. С самого начала своей карьеры он отдавал предпочтение стихам Гийома Аполлинера, а с середины 1930-х писателем, чьи произведения он ставил чаще всего, был Поль Элюар. Среди других поэтов, чьи произведения он часто ставил, были Жан Кокто, Макс Жакоб и Луиза де Вильморен . По мнению музыкального критика Эндрю Клементса, песни Элюара включают многие из величайших декораций Пуленка; Джонсон называет цикл Tel Jour, Telle Nuit (1937) «переломным произведением» композитора, а Николс считает его «шедевром, достойным быть рядом с» La bonne chanson » Форе . Клементс находит в настройках Элюара глубину «миров, далеких от хрупких, шутливых поверхностей ранней оркестровой и инструментальной музыки Пуленка». Первая из двух поэм Луи Арагона (1943), названная просто «C», описывается Джонсоном как «шедевр, известный во всем мире; это самая необычная и, возможно, самая трогательная песня о разрушительных последствиях войны. когда-либо сочиненный «.

В обзоре песен 1973 года музыкальный ученый Ивонн Гуверне сказала: «В Пуленке мелодическая линия настолько хорошо сочетается с текстом, что кажется, что она каким-то образом завершает его, благодаря дару музыки проникать в самую суть. суть данного стихотворения; никто не создал фразу лучше, чем Пуленк, подчеркнув цвет слов «. Среди легких произведений одна из самых популярных песен композитора — это парижский вальс из « Les Chemins de l’amour» по пьесе Жана Ануйя 1940 года; Напротив, его «монолог» «Дама Монте-Карло» (1961), изображающий пожилую женщину, пристрастившуюся к азартным играм, показывает болезненное понимание композитором ужасов депрессии.

Хоровой

Помимо одного раннего произведения для хора без аккомпанемента («Chanson à boire», 1922), Пуленк начал писать хоровую музыку в 1936 году. В том же году он написал три произведения для хора: Sept chansons (постановка стихов Элюара и других), Petites voix (для детских голосов) и его религиозное произведение Litanies à la Vierge Noire , для женских или детских голосов и органа. Месса соль мажор (1937) для хора без аккомпанемента описывается Гуверне как нечто напоминающее стиль барокко , с «жизненной силой и радостным криком, на котором основана его вера». Новообретенная религиозная тема Пуленка была продолжена в Quatre motets pour un temps de pénitence (1938–39), но среди его наиболее важных хоровых произведений — светская кантата Figure humaine (1943). Как и месса, она не сопровождается аккомпанементом, и для успеха в ее исполнении требуются певцы высочайшего качества. Среди других произведений а капеллаQuatre motets pour le temps de Noël (1952), которые предъявляют строгие требования к ритмической точности и интонации хоров.

Основные произведения Пуленка для хора и оркестра — Stabat Mater (1950), Gloria (1959–60) и Sept répons des ténèbres (Семь респонсорий для Тенебры , 1961–62). Все эти произведения основаны на литургических текстах, изначально построенных на григорианском пении . В « Глории » вера Пуленка выражается ярким, радостным образом, с интервалами молитвенного покоя и мистического чувства и завершением безмятежного спокойствия. Пуленк писал Бернаку в 1962 году: «Я закончил Les Ténèbres. Я считаю, что это прекрасно. С Gloria и Stabat Mater, я думаю, у меня есть три хороших религиозных произведения. Пусть они пощадят меня несколькими днями в Чистилище , если я узко. избегай попадания в ад «. Sept répons des ténèbres , который Пуленк не дожил до исполнения, использует большой оркестр, но, с точки зрения Николса, отображает новую концентрацию мысли. Для критика Ральфа Тибодо это произведение можно рассматривать как реквием Пуленка, и это «самое авангардное из его священных сочинений, наиболее эмоционально требовательное и самое интересное в музыкальном плане, сравнимое только с его magnum opus sacrum , оперой. Dialogues des Carmélites ».

Опера

Пуленк обратился к опере только во второй половине своей карьеры. Достигнув известности к двадцати годам, ему было за сорок, прежде чем он попробовал свою первую оперу. Он объяснил это потребностью в зрелости, прежде чем приступить к темам, которые он выбрал. В 1958 году он сказал интервьюеру: «Когда мне было 24 года, я смог написать Les biches [но] очевидно, что если композитор 30 лет не обладает гением Моцарта или не по годам развитым Шубертом, он не может написать Кармелитов — проблемы слишком глубоки «. По мнению Самса, все три оперы Пуленка демонстрируют глубину чувств, далеких от «циничного стилиста 1920-х»: «Мамель де Тирезиас» (1947), несмотря на буйный сюжет, полна ностальгии и чувства потери. В двух откровенно серьезных операх, « Диалогах о Кармелитах» (1957) и «Голос человека» (1959), в которых Пуленк изображает глубокие человеческие страдания, Самс видит отражение собственной борьбы композитора с депрессией.

С точки зрения музыкальной техники оперы показывают, как далеко Пуленк ушел от своего наивного и небезопасного начала. Николс комментирует в Grove, что Les mamelles de Tirésias использует «лирические соло, паттерные дуэты, хоралы, фальцетные линии для теноровых и басовых младенцев и . преуспевает в том, чтобы быть одновременно забавными и красивыми». Во всех трех операх Пуленк опирался на более ранних композиторов, в то же время безошибочно сочетая их влияние с музыкой. В печатной партитуре « Диалогов Кармелитов» он признал свой долг перед Мусоргским , Монтеверди , Дебюсси и Верди . Критик Рено Мачар пишет, что « Диалоги кармелитов» с « Питером Граймсом» Бриттена — одна из чрезвычайно редких опер, написанных со времен Второй мировой войны и появившихся в оперных программах по всему миру.

Даже когда он писал для большого оркестра, Пуленк экономно использовал все силы в своих операх, часто озвучивая только деревянные духовые, медные или струнные. С бесценным вкладом Бернака он проявил большое мастерство в написании для человеческого голоса, подгоняя музыку к тесситуре каждого персонажа. К моменту выхода последней оперы, La Voix humaine , Пуленк почувствовал, что способен создавать сопрано в музыке без оркестрового сопровождения вообще, хотя, когда играет оркестр, Пуленк призывает музыку «купаться в чувственности».

Записи

Пуленк был среди композиторов, осознавших в 1920-х годах важную роль граммофона в популяризации музыки. Первая запись его музыки была сделана в 1928 году с меццо-сопрано Клэр Кройза в сопровождении композитора за фортепиано в полном цикле песен La bestiaire для Французской Колумбии . Он сделал множество записей, в основном для французского подразделения EMI . Вместе с Бернаком и Дювалем он записал многие свои песни, а также песни других композиторов, включая Шабрие, Дебюсси, Гуно и Равеля. Он играл партию фортепьяно в записях своего Слона Бабара с Пьером Френэ и Ноэлем Кауардом в качестве рассказчиков. В 2005 году EMI выпустила DVD «Francis Poulenc & Friends», на котором были сняты видеосъемки музыки Пуленка в исполнении композитора с Дювалем, Жан-Пьером Рампалем , Жаком Феврие и Жоржем Претром .

Дискография 1984 Пуленка включает записи более 1300 дирижеров, солистов и ансамблей, включая дирижеров Леонарда Бернстайна , Шарля Дютуа , Мийо, Шарля Мунка , Юджина Орманди , Претра, Андре Превена и Леопольда Стокски . Среди певцов, помимо Бернака и Дюваля, в список вошли Режин Креспин , Дитрих Фишер-Дискау , Николай Гедда , Питер Пирс , Ивонн Принтемпс и Жерар Соузе . Среди инструментальных солистов — Бриттен, Жак Феврие , Пьер Фурнье , Эмиль Гилельс , Иегуди Менухин и Артур Рубинштейн .

Полные наборы сольной фортепианной музыки Пуленка были записаны Габриэлем Таккино , который был единственным учеником Пуленка (выпущен на лейбле EMI), Паскалем Роже ( Decca ), Полом Кроссли ( CBS ), Эриком Паркином ( Chandos ). Эрик Ле Саж ( RCA ) и Оливье Казаль ( Наксос ). Неотъемлемые наборы камерной музыки были записаны Ансамблем Нэша ( Гиперион ), Эриком Ле Сажем, различными французскими солистами ( RCA ) и множеством молодых французских музыкантов (Наксос).

Мировая премьера Dialogues des Carmélites (по-итальянски Dialoghi delle Carmelitane ) была записана и выпущена на компакт-диске. Первая студийная запись была сделана вскоре после французской премьеры, и с тех пор было выпущено как минимум десять концертных или студийных записей на CD или DVD, большинство из них на французском языке, одна на немецком и одна на английском.

Репутация

Две стороны музыкальной натуры Пуленка вызвали непонимание в течение его жизни и продолжают это делать. Композитор Нед Рорем заметил: «Он был глубоко набожным и бесконтрольно чувственным»; это все еще заставляет некоторых критиков недооценивать его серьезность. Его бескомпромиссная приверженность мелодии, как в его легких, так и в серьезных работах, аналогичным образом заставляет некоторых считать его непрогрессивным. Хотя на него не сильно повлияли новые достижения в музыке, Пуленк всегда живо интересовался творчеством молодых поколений композиторов. Леннокс Беркли вспоминал: «В отличие от некоторых артистов, он искренне интересовался творчеством других людей и на удивление ценил музыку, очень далекую от его. Я помню, как он играл мне записи« Марто без мэтра » Булеза, с которыми он уже был знаком, когда это произошло. работа была гораздо менее известна, чем сегодня ». Булез не придерживался противоположной точки зрения, отмечая в 2010 году: «Всегда найдутся люди, которые пойдут на легкий интеллектуальный путь. Пуленк придет после Sacre [du Printemps] . Это не было прогрессом». Другие композиторы нашли больше достоинств в творчестве Пуленка; Стравинский писал ему в 1931 году: «Вы действительно хороши, и это то, что я снова и снова нахожу в вашей музыке».

В свои последние годы Пуленк заметил: «Если люди и через 50 лет все еще будут интересоваться моей музыкой, то это будет моя Stabat Mater, а не Mouvements perpétuels ». В посвящении столетию в The Times Джеральд Ларнер отметил, что предсказание Пуленка было неверным и что в 1999 году композитор широко прославился за обе стороны своего музыкального характера: «и пылкий католик, и непослушный мальчик, как для Глории, так и для Ле Биш. , как Les Dialogues des Carmélites, так и Les Mamelles de Tirésias «. Примерно в то же время писательница Джессика Дюшен описала Пуленка как «бурлящую, пузырящуюся массу галльской энергии, которая за секунды может вызвать смех и слезы. Его язык ясно, прямо и гуманно говорит с каждым поколением».

Источник

Оцените статью