Пуленк концерт для двух фортепиано с оркестром

Концерт для двух фортепиано с оркестром (Пуленк) — Concerto for Two Pianos and Orchestra (Poulenc)

Концерт для двух фортепиано
по Франсиса Пуленка
Ключ Ре минор
Каталог FP 61
Сочиненный 1932 г. ( 1932 )
Преданность Принцесса Эдмон де Полиньяк

Франсис Пуленк «s Концерт влить де фортепиано ( Концерт для двух фортепиано с оркестром ) в ре — минор , FP 61, был составлен за период трех месяцев летом 1932 г. Он часто описывается как кульминация раннего периода Пуленка. Композитор писал бельгийскому музыковеду Полю Коллаеру: «Вы сами убедитесь, насколько это огромный шаг вперед по сравнению с моими предыдущими работами, и что я действительно вступаю в свой великий период». Концерт был заказан и посвящен принцессе Эдмон де Полиньяк , меценату американского происхождения, которой посвящены многие шедевры начала 20 века, в том числе « Ренар» Стравинского , « Равель». «ы Павана налить ипе инфант défunte , Курт Вайль » s Вторая симфония и Сати «s Socrate . Ее парижский салон был местом сбора музыкального авангарда.

СОДЕРЖАНИЕ

Премьера

Премьера состоялась 5 сентября 1932 года в Венецианском Международном обществе современной музыки . Пуленк и его друг детства Жак Феврие были солистами концерта с оркестром Ла Скала под управлением Дезире Дефау (позже дирижер Чикагского симфонического оркестра ). Пуленк был удовлетворен теплой оценкой его работы, и позже он исполнил концерт с Бенджамином Бриттеном в Англии в 1945 году.

Читайте также:  Сергей васильевич рахманинов произведения для фортепиано

Вдохновения

Повторяющиеся moto perpetuo, модально изменяемые фигурации концерта явно вдохновлены встречей Пуленка с балийским гамеланом на Парижской выставке 1931 года. Кроме того, инструменты и «джазовые» эффекты в произведении напоминают Концерт соль мажор Равеля , премьера которого состоялась в Париже в январе 1932 года. Неизбежно проводились сравнения с Концертом Моцарта ми-бемоль для двух фортепиано, K. 365 , но с Изящная, классически простая мелодия и нежный регулярный аккомпанемент Ларгетто напоминают романс из фортепианного концерта ре минор Моцарта, К. 466 . Композитор признал, что он выбрал в качестве вступительной темы Моцарта, потому что «я преклоняюсь перед мелодической линией и предпочитаю Моцарта всем другим композиторам». Пуленк написал в письме Игорю Маркевичу : «Хотите знать, что у меня было на моем пианино в течение двух месяцев до начала Концерта? Концерты Моцарта, Концерта Листа, Концерта Равеля и вашей Партиты».

Приборы

Концерт рассчитан для двух фортепиано и оркестра из флейты , пикколо , двух гобоев (второй сдвоенный английский рожок ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , двух тромбонов , тубы , малого барабана , малого малого барабана, большого барабана. , кастаньеты , треугольник , военный барабан, подвесная тарелка и струны .

Стиль и форма

Концерт содержит простую форму ABA в первой и второй частях, но предлагает более сложную форму рондо с промежуточными эпизодами в финале. Концерт состоит из трех частей:

  1. Allegro ma non troppo — ре минор. Пуленк предпочитает обходить условности сонатного аллегро во вступительной части в пользу троичной формы с более медленной средней частью. Если эта первая часть предназначена для пробуждения Моцарта , то это беспечный композитор восхитительных Дивертименти и Серенад. Общий эффект — «веселый и прямой», слова Пуленк часто использовал для описания своей собственной музыки.
  2. Ларгетто — си-бемоль мажор. В нежно раскачивающемся, сознательно наивном Ларгетто Пуленк вызывает в памяти знаменитого Анданте из Концерта ре минор Моцарта, К. 466. Все более звучная, стабильно выстраивающаяся средняя часть перекликается с духом Камиля Сен-Санса , который, хотя и неутомимо француз, мог в своем серьезные моменты быть среди самых моцартовских композиторов 19 века. Пуленк прокомментировал: «В Larghetto этого концерта я позволил себе, по первой теме, чтобы вернуться к Моцарту, потому что у меня пристрастие к мелодической линии , и я предпочитаю Моцарт для всех остальных музыкантов. Если движение начинается алл Моцарта, он у входа во второе пианино быстро расходится в сторону стиля, который был мне знаком в то время ».
  3. Allegro molto — ре минор. Финал Пуленка — синкретическое Рондо , в котором беззаботность парижского мюзик-холла сочетается с завораживающей звучностью оркестра гамелан. Его искрящаяся скороговорка и энергичные ритмы производят бодрый, искрящийся эффект. Как и его кумир Моцарт, Пуленк благоволит нам расточительным мелодическим изобретением, показывая новую тему почти для каждого последующего раздела. Его биограф Анри Ад заметил: «Финал заигрывает с одной из тех намеренно вульгарных тем, которые никогда не уходили от сердца композитора».
Читайте также:  Аккорд с баррэ аппликатура

Как бы блестяще это ни звучало, Концерт Пуленка для двух фортепиано требует от солистов-пианистов больше навыков ансамбля, чем техники. Хотя пианино перемежает разговорные интермедии, традиционные каденции отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный, но очаровательный диалог между двумя клавишными и ансамблем второго оркестра. Как ни странно, его оркестровка ставит на передний план деревянные духовые, медные и ударные, отводя струнным на незнакомую второстепенную роль.

Кавычки

В целом легкий стиль Пуленка отмечен рядом черт: простые, мелодичные мелодические идеи узкого диапазона и короткой продолжительности; живое ритмичное содержание, часто использующее остинато и плавность смены метра; четкие, прозрачные текстуры с небольшим контрапунктом; диатонический тональный язык, приправленный некоторым диссонансом; и четкие формы, иногда с циклическим повторением тематического материала.

В открытии есть сонатная экспозиция и перепросмотр, а также фрагменты некогда популярных шансонов (например, гренки в салате), которые дополняют веселые первые и вторые сюжеты композитора. Медленная, вздыхающая центральная секция заменяет группу разработчиков, прежде чем Пуленк вернется на бульвары и бойцы.

Ларгетто отдает дань уважения Моцарту . в какой-то момент Фортепиано I фактически ведет мюзет, как на игрушечном пианино. Средняя часть становится более страстной, приближаясь к звучной кульминации, прежде чем восстанавливается спокойствие.

Возвращаясь к настроению первой части, финал начинается с ударных завихрений, прежде чем он взлетит, как Альфа-Ромео на Гран-при, через проспекты и аллеи дневного и ночного Парижа, мимо марширующих оркестров и концертных залов. Однако есть интерлюдия lyrique et romantique, когда Alfa останавливается для свидания в спальне, где духи и пот смешиваются с дымом от Gauloises, после чего гонка возобновляется, еще более азартно.

Источник

Концерт для двух фортепиано с оркестром (Пуленк) — Concerto for Two Pianos and Orchestra (Poulenc)

Концерт для двух фортепиано
по Франсиса Пуленка
Ключ Ре минор
Каталог FP 61
Сочиненный 1932 г. ( 1932 )
Преданность Принцесса Эдмон де Полиньяк

Франсис Пуленк «s Концерт влить де фортепиано ( Концерт для двух фортепиано с оркестром ) в ре — минор , FP 61, был составлен за период трех месяцев летом 1932 г. Он часто описывается как кульминация раннего периода Пуленка. Композитор писал бельгийскому музыковеду Полю Коллаеру: «Вы сами убедитесь, насколько это огромный шаг вперед по сравнению с моими предыдущими работами, и что я действительно вступаю в свой великий период». Концерт был заказан и посвящен принцессе Эдмон де Полиньяк , меценату американского происхождения, которой посвящены многие шедевры начала 20 века, в том числе « Ренар» Стравинского , « Равель». «ы Павана налить ипе инфант défunte , Курт Вайль » s Вторая симфония и Сати «s Socrate . Ее парижский салон был местом сбора музыкального авангарда.

СОДЕРЖАНИЕ

Премьера

Премьера состоялась 5 сентября 1932 года в Венецианском Международном обществе современной музыки . Пуленк и его друг детства Жак Феврие были солистами концерта с оркестром Ла Скала под управлением Дезире Дефау (позже дирижер Чикагского симфонического оркестра ). Пуленк был удовлетворен теплой оценкой его работы, и позже он исполнил концерт с Бенджамином Бриттеном в Англии в 1945 году.

Вдохновения

Повторяющиеся moto perpetuo, модально изменяемые фигурации концерта явно вдохновлены встречей Пуленка с балийским гамеланом на Парижской выставке 1931 года. Кроме того, инструменты и «джазовые» эффекты в произведении напоминают Концерт соль мажор Равеля , премьера которого состоялась в Париже в январе 1932 года. Неизбежно проводились сравнения с Концертом Моцарта ми-бемоль для двух фортепиано, K. 365 , но с Изящная, классически простая мелодия и нежный регулярный аккомпанемент Ларгетто напоминают романс из фортепианного концерта ре минор Моцарта, К. 466 . Композитор признал, что он выбрал в качестве вступительной темы Моцарта, потому что «я преклоняюсь перед мелодической линией и предпочитаю Моцарта всем другим композиторам». Пуленк написал в письме Игорю Маркевичу : «Хотите знать, что у меня было на моем пианино в течение двух месяцев до начала Концерта? Концерты Моцарта, Концерта Листа, Концерта Равеля и вашей Партиты».

Приборы

Концерт рассчитан для двух фортепиано и оркестра из флейты , пикколо , двух гобоев (второй сдвоенный английский рожок ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , двух тромбонов , тубы , малого барабана , малого малого барабана, большого барабана. , кастаньеты , треугольник , военный барабан, подвесная тарелка и струны .

Стиль и форма

Концерт содержит простую форму ABA в первой и второй частях, но предлагает более сложную форму рондо с промежуточными эпизодами в финале. Концерт состоит из трех частей:

  1. Allegro ma non troppo — ре минор. Пуленк предпочитает обходить условности сонатного аллегро во вступительной части в пользу троичной формы с более медленной средней частью. Если эта первая часть предназначена для пробуждения Моцарта , то это беспечный композитор восхитительных Дивертименти и Серенад. Общий эффект — «веселый и прямой», слова Пуленк часто использовал для описания своей собственной музыки.
  2. Ларгетто — си-бемоль мажор. В нежно раскачивающемся, сознательно наивном Ларгетто Пуленк вызывает в памяти знаменитого Анданте из Концерта ре минор Моцарта, К. 466. Все более звучная, стабильно выстраивающаяся средняя часть перекликается с духом Камиля Сен-Санса , который, хотя и неутомимо француз, мог в своем серьезные моменты быть среди самых моцартовских композиторов 19 века. Пуленк прокомментировал: «В Larghetto этого концерта я позволил себе, по первой теме, чтобы вернуться к Моцарту, потому что у меня пристрастие к мелодической линии , и я предпочитаю Моцарт для всех остальных музыкантов. Если движение начинается алл Моцарта, он у входа во второе пианино быстро расходится в сторону стиля, который был мне знаком в то время ».
  3. Allegro molto — ре минор. Финал Пуленка — синкретическое Рондо , в котором беззаботность парижского мюзик-холла сочетается с завораживающей звучностью оркестра гамелан. Его искрящаяся скороговорка и энергичные ритмы производят бодрый, искрящийся эффект. Как и его кумир Моцарт, Пуленк благоволит нам расточительным мелодическим изобретением, показывая новую тему почти для каждого последующего раздела. Его биограф Анри Ад заметил: «Финал заигрывает с одной из тех намеренно вульгарных тем, которые никогда не уходили от сердца композитора».

Как бы блестяще это ни звучало, Концерт Пуленка для двух фортепиано требует от солистов-пианистов больше навыков ансамбля, чем техники. Хотя пианино перемежает разговорные интермедии, традиционные каденции отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный, но очаровательный диалог между двумя клавишными и ансамблем второго оркестра. Как ни странно, его оркестровка ставит на передний план деревянные духовые, медные и ударные, отводя струнным на незнакомую второстепенную роль.

Кавычки

В целом легкий стиль Пуленка отмечен рядом черт: простые, мелодичные мелодические идеи узкого диапазона и короткой продолжительности; живое ритмичное содержание, часто использующее остинато и плавность смены метра; четкие, прозрачные текстуры с небольшим контрапунктом; диатонический тональный язык, приправленный некоторым диссонансом; и четкие формы, иногда с циклическим повторением тематического материала.

В открытии есть сонатная экспозиция и перепросмотр, а также фрагменты некогда популярных шансонов (например, гренки в салате), которые дополняют веселые первые и вторые сюжеты композитора. Медленная, вздыхающая центральная секция заменяет группу разработчиков, прежде чем Пуленк вернется на бульвары и бойцы.

Ларгетто отдает дань уважения Моцарту . в какой-то момент Фортепиано I фактически ведет мюзет, как на игрушечном пианино. Средняя часть становится более страстной, приближаясь к звучной кульминации, прежде чем восстанавливается спокойствие.

Возвращаясь к настроению первой части, финал начинается с ударных завихрений, прежде чем он взлетит, как Альфа-Ромео на Гран-при, через проспекты и аллеи дневного и ночного Парижа, мимо марширующих оркестров и концертных залов. Однако есть интерлюдия lyrique et romantique, когда Alfa останавливается для свидания в спальне, где духи и пот смешиваются с дымом от Gauloises, после чего гонка возобновляется, еще более азартно.

Источник

Франсис Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром

Успех балета «Лани», созданного в 1924 г., сделал Франсиса Пуленка известным композитором. Он становится вхожим в различные музыкальные кружки французской столицы, включая кружок Эдмонды де Полиньяк. Эта покровительница искусств оказывала поддержку многим талантливым композиторам своего времени, ей посвящали свои произведения Эрик Сати, Курт Вайль, Игорь Федорович Стравинский, Морис Равель. Для Пуленка общение с музыкантами, собиравшимися в салоне Полиньяк, оказалось творчески плодотворным: именно здесь он встретился с Вандой Ландовской, для которой написал в 1926 г «Сельский концерт» для клавесина, а в 1932 г. по заказу самой княгини Полиньяк он создал Концерт для двух фортепиано с оркестром.
Это было не первое сочинение Пуленка, в котором задействованы два пианиста – уже существовала Соната для фортепиано в четыре руки, написанная в 1918 г., но в данном случае речь шла о произведении с участием оркестра. Работа над ним увлекла композитора до такой степени, что на создание Концерта ему потребовалось менее трех месяцев. Пуленк был доволен работой: «Я действительно вступаю в период своего величия», – писал он бельгийскому дирижеру Полю Коллару вскоре после завершения произведения.
Чем вдохновлялся Пуленк, работая над Концертом? Не вызывает сомнений влияние соль-мажорного Концерта Мориса Равеля, впервые исполненного в январе 1931 г. Отдельные моменты напоминают о гамелане – традиционном индонезийском оркестре, который композитор в том же году слышал на выставке «Coloniale de Paris». В то же время сочинение перекликается с Концертом для двух фортепиано ми-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта – сходство с творениями венского классика становится особенно очевидным во второй части, которую Пуленк называл «поэтическим портретом Моцарта». От исполнителей это произведение требует не столько виртуозной техники, сколько идеальных навыков ансамблевой игры. Дуэт роялей звучит практически непрерывно на протяжении всего Концерта, в некоторых эпизодах – без участия оркестра, однако сольные каденции отсутствуют. Весьма интересна инструментовка фортепианного Концерта Пуленка: на первый план выступают духовые и ударные, а струнные оказываются «на вторых ролях». Особой глубиной мысли это сочинение Пуленка не отличается, но создается впечатление, что композитор к этому и не стремился, представляя иронический взгляд на жанр инструментального концерта.
Концерт для двух фортепиано представляет собою трехчастный цикл, и наиболее интересной можно назвать первую часть – Allegro. В отношении формы композитор здесь отступает от традиций, отдавая предпочтение не сонатной форме с двойной экспозицией, а сложной трехчастной, имеющей сокращенную репризу и коду. Такой выбор обусловлен образным строем первой части: здесь нет конфликтности или яркой контрастности, которая могла бы составить основу разработочного развития. Основная тональность Allegro – ре мажор, но господствующее положение она сохраняет за собою только во вступлении – импульсивном, построенном на стремительных пассажах и кратких мотивах, ритмические особенности которых заставляют вспомнить о творениях Стравинского. В дальнейшем ведущее положение занимают доминантовые тональности. Первая тема поражает очаровательной простотой, придающей ей сходство с детской песней. Вторая тема не контрастирует ей. Ее стремительное движение сменяется лирическим эпизодом, мелодия которого кажется трепетной и хрупкой. О начале репризы возвещает резкий удар тарелок. Музыка репризы исполнена радости, а темы, и в первом разделе не контрастировавшие друг другу, здесь еще в большей степени сближаются и даже объединяются в одновременном проведении. Лирическое настроение среднего раздела возвращается в коде: мелодия звучит на зыбком фоне, в гармоническом отношении повторяющем вступление. Завершается первая часть изящным форшлагом.
Часть вторая – Larghetto – по-моцартовски изысканная, открывается спокойной темой (известно, что Пуленк признавался: «Я предпочитаю Моцарта всем другим музыкантам»). В среднем разделе возникает возвышенная мелодия в романтическом духе с вальсовым оттенком. В репризе первая тема воспроизводится без значительных изменений.
Финал – Allegro molto – имеет форму рондо. В ней объединяются тематические элементы двух предыдущих частей – Allegro и Larghetto.
Премьера Концерта для двух фортепиано с оркестром состоялась в сентябре 1932 г в Венеции, в рамках международного музыкального фестиваля. Первыми исполнителями произведения стали сам автор и пианист Жак Феврие, с которым Франсис Пуленк был дружен с детских лет (именно ему композитор посвятил Концерт, а его исполнение признал безупречным), дирижировал Дезире Дефо.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Подобные посты

Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»

“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]

Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»

Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]

Риккардо Дриго. Балет «Талисман»

Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]

Источник

Оцените статью