Пуленк концерт для фортепиано с оркестром до диез минор анализ

Концерт для фортепиано с оркестром (Пуленк) — Piano Concerto (Poulenc)

Концерт для фортепиано с оркестром
по Франсиса Пуленка
Ключ До-диез минор
Каталог FP 146
Составлен 1949 г. ( 1949 )
Движения 3
Премьера
Дата 6 января 1950 г.
Расположение Бостон
Дирижер Чарльз Мунк
Исполнители Бостонский симфонический оркестр

Концерт для фортепиано в C-диез минор , FP 146, от Франсиса Пуленка является последним из пяти концертов. Написанный в 1949 году по заказу Бостонского симфонического оркестра , он состоит из трех частей и длительностью около 20 минут.

Содержание

Задний план

Мелодичный, энергичный концерт был заказан Бостонским симфоническим оркестром для восстановления отношений между Парижем, родным городом Пуленка, и Соединенными Штатами после Второй мировой войны . Премьера состоялась 6 января 1950 года на BSO под дирижером Чарльза Мунка и композитором за фортепиано, но не получила особого одобрения. Было отмечено, что было «больше сочувствия, чем настоящего энтузиазма», что композитор объяснил представлением о том, что публика слишком много слушала Сибелиуса . Один критик написал в «Фигаро» : «Конечно, это вовсе не концерт, а маленькая картина манер, нарисованная второстепенным мастером». Но Пуленк писал: «Я веду строгий образ жизни в этом самом пуританском городке».

Структура

Каждая из трех частей концерта короче предыдущей:

  1. Аллегретто — первая тема до-диез минор раскрывается солистом, вокруг которой собираются другие мелодические мотивы в лирическом и чувственном духе. Перед возобновлением исходной темы следует среднее количество мистического вдохновения. Среднее время выступления: 10 минут.
  2. Andante con moto — Сначала деревенская и меланхолическая тема ми-бемоль мажор, затем следует отрывок с пометкой gracieux перед возобновлением начальной темы и кодой, где ми-бемоль мажор чередуется с ми-бемоль минор. Среднее время выступления: 5 минут.
  3. Rondeau à la française — Финал, вдохновленный негритянским духом, почерпнутым из песни моряка, ритмом бразильского matchiche и французского канкана в очень повседневном и популярном тоне. Среднее время выступления: 4,5 минуты.
Читайте также:  Press start ноты для фортепиано

Первый, напоминающий различные темы Рахманинова , извивается то тут, то там, так и не решаясь; есть приглушенные намеки на приближающуюся оперу Пуленка « Диалоги кармелитов» . Кон мото Andante приобретает определенный воздушный покой после его нежного и печального начала. Последнее движение включает в себя старое море скандирование А — ля Claire Fontaine , который начинается то же самое , и, таким образом , ошибочно принимают за Стивен Фостер «s Swanee реки ; Пуленк включает в себя различные ритмы бразильского максикс .

Источник

Пуленк концерт для фортепиано с оркестром до диез минор анализ

ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899–1963) родился в обеспеченной семье и получил прекрасное домашнее музыкальное образование. В 1916 г. был мобилизован. Служил в противовоздушном соединении, затем в Министерстве авиации. Свободное время он отдавал музыке. После демобилизации в 1921 году Пуленк, которому было уже поздно поступать в консерваторию, начал заниматься контрапунктом у профессора Шарля Кёклена. Настроенный вполне антиромантически, попал под влияние Э. Сати и в 1920-е годы был членом знаменитой французской «Шестерки». Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая, отвергая излишества вагнеровско-штраусовской эры, культивировала простоту, безыскусственность, использовала «мюзикхолльные» мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии. Музыка Пуленка отличается оптимистическим настроением, галльским юмором, богатством и красотой мелодий, за что он и снискал славу «французского Шуберта».

Остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром написан в 1932 году.

Сестры Лабек, Катя и Мариэль , родились во Франции. Их мать, профессиональная пианистка, начала заниматься музыкой с дочерьми, когда им было 3 и 5 лет. Впоследствии сестры окончили парижскую консерваторию с отличием. Первый диск дуэта с «Голубой рапсодией» Гершвина сразу стал «золотым». Репертуарные амбиции сестер велики. Кроме классики они играют авангард и джаз. Две красотки с четырьмя руками, двумя сердцами и единым порывом способны вызвать даже у искушенного музыковеда положительное напряжение. Говорят, игра Кати более неистова и напориста, манера Мариэль по контрасту элегантна и женственна.

Братья Виктор и Луис Дель Валье не так давно были учениками Дмитрия Башкирова в Мадридской Высшей музыкальной школе им. Королевы Софии. После ряда побед на конкурсах, дуэт завоевал большую популярность, особенно в Испании и Латинской Америке.

Источник

Творчество Франсиса Пуленка

Творческую жизнь Франсиса Пуленка, которая длилась почти полвека, по сравнению с другими композиторами, можно назвать счастливой. Он не испытывал горестных разочарований из-за отказа издателей напечатать его произведения, а его сочинения долго не залеживались и почти сразу с успехом исполнялись. Пуленк оставил потомкам большое наследие, которое включает в себя более ста сорока произведений, написанных в разных жанрах. Это оперы, балеты, кантаты, вокальные циклы, концерты, фортепианные и камерно — вокальные сочинения. Его творчество очень многогранно и иногда представляется даже весьма противоречивым. Например, сравнивая оперы композитора: комедию-буффа «Груди Тирезия», трагическую поэму-мистерию « Диалоги кармелиток » и лирическую трагедию « Человеческий голос », нелегко поверить, что эти три популярных произведения написаны одним и тем же автором.

Всемирно-известными вокальными шедеврами композитора являются кантаты: «Лик человеческий», «Засуха» и «Бал-маскарад», а из духовной музыки: «Stabat Mater», мотеты и мессы. Помимо вокально-хоровой музыки, в которой Пуленк наиболее ярко выразил свой мелодический дар, композитор довольно много произведений сочинял для фортепиано – от маленьких пьесок до крупных концертов, а также в дуэте с такими инструментами, как виолончель , флейта , кларнет , валторна и фагот .

Музыка Пуленка в кино

Музыку Франсиса Пуленка часто можно услышать в кино. К некоторым фильмам, таким как:

«Миарка, девочка с медведем» (1937), «Поездка в Америку» (1951), «Симфония в белом» (1942), «Герцогиня Ланже» (1942) , композитор написал музыку специально. Кроме того, многие режиссёры используют отрывки произведений композитора, включая их в саундтреки к фильмам, например:

Фильм

Произведение

«Путешествие времени», 2016

«Великая красота», 2013

«Три вечных движения»

«Город финального назначения», 2009

соната для скрипки и ф-но

«Голова в облаках», 2004

«Литания к черной Рокамадурской богоматери»

«Человеческий голос», 1990

«Рождённый огнём», 1987

соната для флейты

«Радостный шум», 1961

Анализируя творчество Франсиса Пуленка, можно с уверенностью подтвердить, что он занял значимое место не только в истории французской, но и мировой музыки. В нынешнее время интерес к произведениям композитора постоянно возрастает не только со стороны профессионалов, но простых слушателей, которых до глубины души трогает эмоциональная, темпераментная, мелодичная музыка, колоритно отражающая национальную культуру Франции.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Франсис Пуленк

Источник

Пуленк концерт для фортепиано с оркестром до диез минор анализ

Моя музыка — это мой портрет.
Ф. Пуленк

Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыки», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора. Этот балет написан в виде танцевальной сюиты. с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка. Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность. и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения — очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох — от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

«Диалоги кармелиток» (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос» (по драме Ж. Кокто, 1958) — лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос — голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты — Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Источник

Оцените статью