- Список основных произведений Пуленка
- Глава №91 книги «История зарубежной музыки — 6»
- Оперы
- Балеты
- Симфонические произведения
- Кантатно-ораториальные произведения
- Инструментальные ансамбли
- Фортепианные произведения
- Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella
- Произведения для голоса и камерного ансамбля
- Произведения для голоса и фортепиано
- Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам
- Литературные произведения
- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Список произведений Фрэнсиса Пуленка — List of compositions by Francis Poulenc
- СОДЕРЖАНИЕ
- Обзор
- Список работ по номеру FP
- Пуленк сочинения для фортепиано
Список основных произведений Пуленка
Глава №91 книги «История зарубежной музыки — 6»
Оперы
«Груди Тирезия», опера-буфф по фарсу Г. Аполлинера (1944)
«Диалоги кармелиток», по драме Ж. Бернаноса (1956)
«Человеческий голос», музыкальная трагедия по монодраме Ж. Кокто (1958)
«Дама из Монте-Карло», монолог для сопрано с оркестром, слова Ж. Кокто (1961)
Балеты
«Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Д. Мийо и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
«Лани», балет с пением (1923)
«Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929)
«Примерные животные», по Ж. Лафонтену (1941)
Симфонические произведения
Сельский концерт для клавесина (или фортепиано) с оркестром (1927)
Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932)
Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938)
Симфониетта (1947)
Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
Кантатно-ораториальные произведения
«Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932)
Литании к Черной Рокамадурской Богоматери для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936)
«Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937)
«Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950)
«Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959)
«Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961)
Инструментальные ансамбли
Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926)
Струнный квартет (1946)
Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1940)
Французская сюита для девяти духовых инструментов, барабана, клавесина и арфы (или фортепиано) на темы К. Жервеза (1935; есть версия для фортепиано)
Сонаты для двух кларнетов (1918), кларнета и фагота (1922), валторны, трубы и тромбона (1923), скрипки и фортепиано (1943), флейты и фортепиано (1957), виолончели и фортепиано (1958), гобоя и фортепиано (1962), кларнета и фортепиано (1962)
Пьесы для различных инструментов с фортепиано
Фортепианные произведения
«Вечные движения» (1918)
Пять экспромтов (1921)
«Прогулки» (1921)
«Памяти Альбера Русселя» (1929)
Восемь ноктюрнов (1929-1938)
Шестнадцать импровизаций (1932-1960)
2 сонаты для двух фортепиано (1918, 1953)
Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella
Застольные песни для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922)
Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936)
Mecca G-dur для смешанного хора (1937)
«Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943)
«В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)
Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945)
Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952)
Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959)
Произведения для голоса и камерного ансамбля
Негритянская рапсодия на слова из «Поэм Макоко-Кенгуру» (1917)
«Бестиарий, или Кортеж Орфея», шесть песен на слова Г. Аполлинера (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
«Кокарды», три песни на слова Ж. Кокто (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
Сельские песни на слова М. Фомбсра (1942; есть версия для голоса и фортепиано)
Произведения для голоса и фортепиано
Озорные песни на анонимные тексты XVIII века (1926)
«Тот день, та ночь», цикл песен на слова П. Элюара (1937)
«Банальности», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1940)
«Каллиграммы», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1948)
«Лед и пламень», цикл песен на слова П. Элюара (1950)
Циклы и отдельные произведения на слова Л. Арагона, Р. Десноса, М. Жакоба, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Мореаса, Ж. Расина, П. Ронсара, Шарля Орлеанского, П. Элюара и других поэтов
Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам
Литературные произведения
«Беседы с Клодом Ростаном» (1954)
«Эмануэль Шабрие» (1961)
«Я и мои друзья» (1964)
«Дневник моих песен» (1964)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964.
Медведева И. Франсис Пуленк. М., 1969.
Пуленк Ф. Письма. Л.; М„ 1970.
Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977.
Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.
Источник
Список произведений Фрэнсиса Пуленка — List of compositions by Francis Poulenc
- фортепианная музыка
- камерная музыка
- песни
- концертная и оркестровая музыка
- хоровая музыка
- сценические работы
Это список произведений французского композитора Франсиса Пуленка (1899–1963).
Как пианист Пуленк сочинил много пьес для своего инструмента в фортепианной и камерной музыке . Он написал произведения для оркестра, в том числе несколько концертов , а также три оперы , два балета , музыку к пьесам и музыку к фильмам . Он сочинял песни ( мелодии ), часто на тексты современных авторов. Его религиозная музыка включает в себя мессу соль мажор, Stabat Mater и Gloria .
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор
В 1921 году композитор написал каталог своих произведений, который воспроизведен в книге Шмидта. Согласно этому списку, первая отмеченная пьеса была в 1914 году « Процессия создания мандарина» для фортепиано, ныне утерянная или уничтоженная. Пуленк завершил свою последнюю работу, свою сонату для гобоя , в 1962 году.
Фортепиано, камерная музыка и песни
Как профессиональный пианист Пуленк написал много пьес для собственного инструмента. Он был плодовитым автором произведений камерной музыки , часто с фортепиано, и некоторых сочинений для двух фортепиано. Пуленк сочинил много песен ( мелодий ), большинство из которых сопровождалось фортепиано, но некоторые также были в версиях с небольшими инструментальными ансамблями, например его Rapsodie nègre для баритона, флейты, кларнета, струнного квартета и фортепиано. Он легко сочинял для деревянных духовых инструментов, например, для фортепианного трио с гобоем и фаготом вместо традиционной скрипки и виолончели. Пуленк был менее знаком со струнными инструментами. Виолончелист Пьер Фурнье помог ему написать сонату для виолончели , которую он исполнил с композитором в качестве пианиста. Пуленк уничтожил все эскизы для струнных квартетов и три для скрипичных сонат, в то время как только четвертый сохранился, но был воспринят критически.
Оркестр и сцена
Среди его работ с оркестром — три оперы , два балета , музыкальные произведения для пьес, музыка из фильмов и концерты, некоторые с необычными сольными инструментами, такими как клавесин и орган . Клавесинистка Ванда Ландовска вдохновила на создание Concert champêtre .
Сотрудничество в группе Les Six
Пуленк был членом группы композиторов Les Six с Жоржем Ориком , Луи Дюре , Артуром Онеггером , Дариусом Мийо и Жермен Тайферре , а также участвовал в их коллективных постановках, в том числе в другом балете.
Духовная музыка и хоровая музыка
Пуленк начал писать также религиозную музыку в 1930-х годах, сочинив мессу соль мажор для хора а капелла . Он написал Stabat Mater в 1950 году в память о художнике Кристиане Бераре в 1950 году. Поздняя Глория для сопрано, хора и оркестра стала одной из его самых известных работ. Он черпал вдохновение для своих сакральных сочинений в основном из литургических текстов.
В своих песнях и песенных циклах он часто сотрудничал с современными поэтами, создавая стихи таких писателей, как Гийом Аполлинер , Луи Арагон , Поль Элюар , Макс Жакоб , Федерико Гарсиа Лорка и Луиза де Вильморен , которых он упоминал в названиях. Он также написал стихи Теодора де Банвиля , Мориса Карима , Колетт , Роберта Десноса , Мориса Фомбера , Мари Лорансен , Мадлен Лей , Франсуа де Мальерб , Ронсара , Жана Мореаса , Жана Ноэна и Поля Валери и других. В 1943 году, во время оккупации Франции, была создана кантата « Рисунок человека» на стихи Элюара, прославляющие Либерте .
Список работ по номеру FP
Музыка Фрэнсиса Пуленка (1899–1963): Каталог , сокращенно FP , представляет собой хронологический каталог произведений Фрэнсиса Пуленка , который был опубликован Карлом Б. Шмидтом в 1995 году. Шмидт обеспечивает каждую известную композицию, которая включает незаконченные, неопубликованные и утерянные произведения, подробная история композиции и исполнения, а также списки рукописей и публикаций.
В таблице работы изначально перечислены по номеру FP. Другая предоставляемая информация — это французское название, перевод, если он обычно используется, ключ , оценка, если не ясно из названия, год (ы) сочинения, жанр, текстовая информация, примечания и бесплатная оценка, если таковая имеется, и номер страницы в каталоге. Используемые сокращения — «rev». для «исправленный», «орх». для «оркестровка», аранж. для «аранжировки» и «sc». для «оценки».
В жанре инструментальные произведения различаются как оркестровая и камерная , особенно для фортепиано. В ансамбле сценических произведений представлены оперы, балеты и музыкальное сопровождение, партитуры к фильмам отмечены отдельно. Духовная и светская музыка для голоса делится на хоровую , для кантат и мотетов и вокальную , содержащую песни и песенные циклы.
Источник
Пуленк сочинения для фортепиано
Моя музыка — это мой портрет.
Ф. Пуленк
Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыки», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».
Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.
Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора. Этот балет написан в виде танцевальной сюиты. с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка. Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».
В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность. и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».
В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения — очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох — от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.
Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.
«Диалоги кармелиток» (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос» (по драме Ж. Кокто, 1958) — лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос — голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.
Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты — Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
Источник