Пулевой аккорд не такое

GuitarLine.Ru

Если не получается взять аккорд

Опубликовано: 08.10.2010, автор: Anton Kosh

Часто так бывает, и не только у новичков, что не получается взять какой-либо аккорд. То есть, обычно, нужные пальцы в нужное место поставить получается (иногда с помощью правой руки 🙂 ), а вот чтобы это сделать в процессе исполнения, т.е. в связке с другими аккордами — никак. То не получается поставить их быстро в нужное место, то какой-нибудь палец попадает мимо. И что с этим делать не ясно. Вот два упражнения, которым меня научил мой самый первый преподаватель и которые меня спасают в таких случаях.

Обычно причина вашей неудачи кроется либо в недостаточной развитости руки (не хватает либо силы, либо гибкости или растяжки) — тогда сложно даже просто поставить аккорд, либо в неразвитости «мышечной памяти» — т.е. рука еще не запомнила новое для неё движение. И то и другое поправимо.

1. Первое упражнение помогает руке «запомнить» местоположение пальцев. Если просто поставить пальцы на гриф, зажав аккорд, и держать их таким образом, то ничего путного не выйдет – рука не запомнит позицию, только лишнее напряжение для пальцев. Мышечная память лучше запоминает движение, а не статичную позу. Да и динамические нагрузки лучше развивают мышцы и связки. Поэтому надо заставить пальцы двигаться.

Вот что надо сделать — вы ставите пальцы в нужное место, проверяете — все ли нужные струны звучат, а ненужные молчат, затем по очереди каждый палец левой руки немного приподнимаете над струной, а затем снова прижимаете. При этом остальные пальцы должны оставаться на своих местах, продолжая зажимать аккорд. И так пару-тройку раз — отпустили, прижали, опустили, прижали. Это нужно сделать каждым пальцем.

Читайте также:  Gipsy kings bamboleo гитара

Можно сделать несколько повторений подряд. Следите за остальными пальцами, чтобы они не «убегали» со своего поста. Периодически проверяйте правильно ли звучит аккорд. Старайтесь максимально расслабить руку — тогда она будет меньше уставать. Как только чувствуете усталость — лучше прекратить занятия.

Такое упражнение помогает пальцам «нащупать» более удобную позицию, поэтому не стремитесь возвращать палец в исходную позицию, его можно чуть-чуть смещать, но так чтобы это не влияло на качество аккорда. Можно менять амплитуду движения пальца вверх-вниз и частоту его движения — это улучшает ваш контроль над пальцами и их независимость. Наблюдайте за рукой и старайтесь фиксировать в сознании, положения пальцев наиболее удобные для руки.

Когда ваши руки запомнили аккорд, переходите к следующему упражнению. Выяснить это тоже просто — поставьте аккорд, затем снимите все пальцы сразу, оторвав их от струн, и снова поставьте на исходное место — если пальцы встали как надо — все отлично и можно переходить к следующему упражнению. Если что-то где-то не так, то надо еще поупражняться.

2. Как правило, умение поставить аккорд недостаточно, важно уметь взять этот аккорд в контексте всего произведения. Это тоже может вызывать сложности. Второе упражнение позволит отработать связку двух аккордов.

Для этого нужно взять два аккорда — тот который у нас не получается и предыдущий ему, и начинаете их играть по кругу. Сначала извлекаете первый аккорд, затем второй, снова первый и снова второй и так далее. Старайтесь это делать ритмично, под счет, чтобы рука привыкала не просто так ставить аккорд, а ставить его в определенный момент. Если не получается быстро — замедляете счет. Извлекать аккорд можно просто одним ударом правой руки или щипком, чтобы обозначить звучание струн, можно и так, как это требует изучаемое произведение.

Иногда произведение позволяет ставить аккорд не сразу весь, а по частям. Тогда ставьте пальцы в этом порядке — это должно упростить вам жизнь.

Еще можно сначала научиться ставить «якорь» — палец, который ставится первым, на который потом ориентируются остальные пальцы. Тогда нужно играть по кругу предыдущий аккорд, а потом только «якорь». Потом к якорю добавляются остальные пальцы.

Обычно после этих двух упражнений сложные аккорды для меня становятся простыми и все проблемы решаются.

Источник

Обращения аккордов и гармонизация

Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.

Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?

Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.

Не совсем понятно.

Аккорд — это три конкретных ноты.

Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.

Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.

И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.

У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.

Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.

В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.

Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.

Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.

Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.

Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.

Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:

Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.

Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).

Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:

Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.

Что теперь нам с этим делать?

Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.

Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!

Порядковый номер обращения:

“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).

Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.

G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):

Первое обращение — C+октава — E G C:

Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.

Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).

И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.

При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.

Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.

Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.

В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:

E — G — 3 полутона — малая терция.

E — C — 8 полутонов — секста.

Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.

Во втором обращении у нас аккорд G C E:

G — C — 5 полутонов — кварта.

G — E — 8 полутонов — секста.

Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.

Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.

Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.

Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:

«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7

Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65

Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43

Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2

Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.

Как тебе такое, парень?

А если закрытый аккорд:

Подведём полу-итоги перед следующим актом:

Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:

C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.

**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂

Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.

И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.

И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!

Зачем же нам в нашей музыке обращения?

**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.

А вот в обращениях много полезного!

Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.

Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:

Так у нас сменились вообще все клавиши.

А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:

Звучит это божественно и намного более “целостно”.

Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.

**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«

Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.

Все клавиши сменились.

Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.

**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.

В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.

И, наконец, субъективные оценки:

Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.

Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.

Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.

В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!

Все ошибки можно списать на внезапный джаз.

А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!

В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.

Источник

Оцените статью