GuitarLine.Ru
Если не получается взять аккорд
Опубликовано: 08.10.2010, автор: Anton Kosh
Часто так бывает, и не только у новичков, что не получается взять какой-либо аккорд. То есть, обычно, нужные пальцы в нужное место поставить получается (иногда с помощью правой руки 🙂 ), а вот чтобы это сделать в процессе исполнения, т.е. в связке с другими аккордами — никак. То не получается поставить их быстро в нужное место, то какой-нибудь палец попадает мимо. И что с этим делать не ясно. Вот два упражнения, которым меня научил мой самый первый преподаватель и которые меня спасают в таких случаях.
Обычно причина вашей неудачи кроется либо в недостаточной развитости руки (не хватает либо силы, либо гибкости или растяжки) — тогда сложно даже просто поставить аккорд, либо в неразвитости «мышечной памяти» — т.е. рука еще не запомнила новое для неё движение. И то и другое поправимо.
1. Первое упражнение помогает руке «запомнить» местоположение пальцев. Если просто поставить пальцы на гриф, зажав аккорд, и держать их таким образом, то ничего путного не выйдет – рука не запомнит позицию, только лишнее напряжение для пальцев. Мышечная память лучше запоминает движение, а не статичную позу. Да и динамические нагрузки лучше развивают мышцы и связки. Поэтому надо заставить пальцы двигаться.
Вот что надо сделать — вы ставите пальцы в нужное место, проверяете — все ли нужные струны звучат, а ненужные молчат, затем по очереди каждый палец левой руки немного приподнимаете над струной, а затем снова прижимаете. При этом остальные пальцы должны оставаться на своих местах, продолжая зажимать аккорд. И так пару-тройку раз — отпустили, прижали, опустили, прижали. Это нужно сделать каждым пальцем.
Можно сделать несколько повторений подряд. Следите за остальными пальцами, чтобы они не «убегали» со своего поста. Периодически проверяйте правильно ли звучит аккорд. Старайтесь максимально расслабить руку — тогда она будет меньше уставать. Как только чувствуете усталость — лучше прекратить занятия.
Такое упражнение помогает пальцам «нащупать» более удобную позицию, поэтому не стремитесь возвращать палец в исходную позицию, его можно чуть-чуть смещать, но так чтобы это не влияло на качество аккорда. Можно менять амплитуду движения пальца вверх-вниз и частоту его движения — это улучшает ваш контроль над пальцами и их независимость. Наблюдайте за рукой и старайтесь фиксировать в сознании, положения пальцев наиболее удобные для руки.
Когда ваши руки запомнили аккорд, переходите к следующему упражнению. Выяснить это тоже просто — поставьте аккорд, затем снимите все пальцы сразу, оторвав их от струн, и снова поставьте на исходное место — если пальцы встали как надо — все отлично и можно переходить к следующему упражнению. Если что-то где-то не так, то надо еще поупражняться.
2. Как правило, умение поставить аккорд недостаточно, важно уметь взять этот аккорд в контексте всего произведения. Это тоже может вызывать сложности. Второе упражнение позволит отработать связку двух аккордов.
Для этого нужно взять два аккорда — тот который у нас не получается и предыдущий ему, и начинаете их играть по кругу. Сначала извлекаете первый аккорд, затем второй, снова первый и снова второй и так далее. Старайтесь это делать ритмично, под счет, чтобы рука привыкала не просто так ставить аккорд, а ставить его в определенный момент. Если не получается быстро — замедляете счет. Извлекать аккорд можно просто одним ударом правой руки или щипком, чтобы обозначить звучание струн, можно и так, как это требует изучаемое произведение.
Иногда произведение позволяет ставить аккорд не сразу весь, а по частям. Тогда ставьте пальцы в этом порядке — это должно упростить вам жизнь.
Еще можно сначала научиться ставить «якорь» — палец, который ставится первым, на который потом ориентируются остальные пальцы. Тогда нужно играть по кругу предыдущий аккорд, а потом только «якорь». Потом к якорю добавляются остальные пальцы.
Обычно после этих двух упражнений сложные аккорды для меня становятся простыми и все проблемы решаются.
Источник
Обращения аккордов и гармонизация
Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.
Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?
Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.
Не совсем понятно.
Аккорд — это три конкретных ноты.
Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.
Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.
И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.
У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.
Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.
В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.
Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.
Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.
Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.
Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.
Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:
Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.
Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).
Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:
Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.
Что теперь нам с этим делать?
Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.
Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!
Порядковый номер обращения:
“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).
Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.
G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):
Первое обращение — C+октава — E G C:
Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.
Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).
И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.
При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.
Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.
Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.
В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:
E — G — 3 полутона — малая терция.
E — C — 8 полутонов — секста.
Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.
Во втором обращении у нас аккорд G C E:
G — C — 5 полутонов — кварта.
G — E — 8 полутонов — секста.
Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.
Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.
Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.
Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:
«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7
Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65
Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43
Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2
Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.
Как тебе такое, парень?
А если закрытый аккорд:
Подведём полу-итоги перед следующим актом:
Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:
C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.
**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂
Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.
И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.
И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!
Зачем же нам в нашей музыке обращения?
**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.
А вот в обращениях много полезного!
Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.
Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:
Так у нас сменились вообще все клавиши.
А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:
Звучит это божественно и намного более “целостно”.
Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.
**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«
Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.
Все клавиши сменились.
Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.
**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.
В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.
И, наконец, субъективные оценки:
Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.
Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.
Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.
В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!
Все ошибки можно списать на внезапный джаз.
А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!
В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.
Источник