Пунктирный ритм с нотами

Дамира Шайхутдинова

проблемно-модульная технология обучения сольфеджио

Работа над пунктирным ритмом

Комплексная дидактическая цель: усвоение пунктирных ритмов: четверть с точкой и восьмая с точкой.
Частные дидактические цели: проработка ритмических упражнений, являющихся непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма
Учебные элементы:
— прохлопывание ритмических фигур на фоне метрической пульсации;
— прохлопывание ритмических упражнений из раздела «Пунктирный ритм» по учебнику сольфеджио.

Во время освоения пунктирных ритмов важно прочувствовать и осознать значение точки, — момент удлинения длительности вполовину ее звучания.
Здесь не следует прибегать к использованию счета, как это принято на уроках по специальности. На сольфеджио этот способ неприменим, осмысление пунктирных ритмов строго сообразуется с метрической пульсацией долей и дирижерскими жестами.
С целью развития ритмической реакции учитель проводит своеобразную ритмическую разминку. На доске записываются четыре условные доли: I I I I
При каждом повторении учащиеся хлопком отмечают только одну из них (учитель считает вслух: раз, два, три, четыре):
1) I I I I
хл.

2) I I I I
хл.
3) I I I I
хл.

4) I I I I
хл.

5) I I I I
хл. хл.

Этой разминке уделяется две-три минуты урока, постепенно ученики привыкают к ней, справляются уверенно и легко, вступая в нужном месте и в точном соответствии с пульсом.

Другое упражнение является и ритмической разминкой, и непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма. На доске записывается ритмическая фигура , которая прохлопывается несколько раз с метрической пульсацией. Далее работа строится так:
1) класс делится на две группы; одна прохлопывает ритм первой доли, другая – второй доли, затем меняются (учитель беспрерывно отбивает метрический пульс);
2) класс делится на три группы, каждая из которых отмечает хлопком свою ноту:

каждый вариант прохлопывается без остановки много раз, до полного автоматизма;

3) дети хлопают вторую ноту, учитель – первую и третью:

4) теперь учитель хлопает вторую ноту, дети – первую и третью:

5) дети продолжают хлопать так же, учитель же не хлопает, а в момент хлопка молча показывает свою ноту на доске – то есть она звучит в уме. По существу дети уже хлопают пунктирный ритм, однако, этот пока еще хрупкий навык лучше закрепить еще раз на следующем уроке и только после этого дать графические выражения отработанной ритмической фигуры:

Для дальнейшей проработки используются ритмические упражнения из раздела «Пунктирный ритм» учебника сольфеджио, с. 22 — а), б), в), г).

Через некоторое время аналогично четверти с точкой осваивается восьмая с точкой, при этом двухдольный метр представлен размером , а базовой ритмической фигурой является Эта ритмическая фигура закрепляется на основе упражнений д), е) из раздела «Пунктирный ритм», которые предварительно прохлопываются с учащенной метрической пульсацией в размере после чего частота пульса сбавляется в два раза, и учащиеся прохлопывают тот же ритм в размере

Образцы ритмических упражнений

Источник

Пунктирный ритм с нотами

Вы наверное обратили внимание, что по звучанию, все эти примеры никак не отличаются друг от друга. Все дело в том, что ритмические рисунки были сыграны неверно.

В этих примерах не возможно определить музыкальный размер на слух. Для того, чтобы определить музыкальный рисунок, в начале каждого такта необходимо выделить первую долю. Прослушайте примеры с выделением первой доли:

Обратите внимание, что вместе с выделением первой доли меняется и характер музыки. 3/4становится более похожим на вальс, а 2/4 на марш. 4/4 стал удобным для восприятия и в таком ритмическом рисунке удобно петь и танцевать. Теперь это правильно сыгранный ритмический рисунок.

Рассмотрим основные разновидности ритмического рисунка:

Движение ровными долями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем, чаще всего, это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует.

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира». В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.

Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Например, саундтреки к популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:

Пунктирный ритм

Пунктирный ритм (от латинского punctus — точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой). Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто, после ноты с точкой следует другая, короткая нота. За сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.

Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.

Пример №5 «Мягкий пунктир».

Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.

Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня».

Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.

. Синкопа .

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую.

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д.

А теперь три последних абзаца!!

Синкопа может быть как внутри одного такта, так и между тактами. Оба вида синкоп встречаются довольно часто. Их называют «основными» синкопами:

  • междутактовые синкопы;
  • внутритактовые синкопы.

Внутритаковая синкопа представлена в примере #9.

Межтактовая синкопа- нота берётся в конце одного такта, а её звучание продолжается в следующем такте.

В примере вы видите начало куплета из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Красным цветом выделена синкопа. Обратите внимание: нота берётся на слабой доле первого такта, а продолжается весь второй такт. Акцент сильной доли второго такта смещается на слабую долю первого такта. Послушайте звуковой пример.

Проверка:

  1. Отличаются ли в записи синкопированные рисунки, касающиеся шестнадцатых и восьмых, если да то как?
    Ответ:

Отличаются тем, что бывают варианты, когда записываются с флажками
и бывают соединяются ребрами, со стороны шестнадцатых вторые ребра, не касающиеся восьмой длительности:

Какие синкопы существуют?
Ответ:

Источник

Пунктирный ритм с нотами

от лат. punctum — точка

Чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется. Изредка применяется и П. р. с 3 точками. Иногда точка заменяется равной ей по протяжённости паузой; характер П. р. от этого не утрачивается. Встречается П. р., в к-ром слабое время дробится на несколько более коротких нот.п. р. применяется в музыке разл. жанров, преим. торжественного, танцевального и др. подвижного характера.

До сер. 18 в. в нотной записи фиксировалось только однократное пунктирование, однако пунктированные фигуры исполнялись свободно — в соответствии с характером муз. пьесы, выраженным в ней аффектом (см. Аффектов теория).

Л. Бетховен. Соната для фп. No 5, 1-я часть.

Й. Гайдн. 2-я «Лондонская» симфония, вступление.

Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1.

Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура при исполнении превращалась в или и др. Об условности записи в прошлом фигур П. р. свидетельствуют многочисл. случаи, когда их фактически совпадающие короткие звуки записывались в разл. голосах стоящими друг над другом нотами разных длительностей. Но и в случаях, когда такие ноты записывались не друг под другом, по свидетельству виднейших музыкантов прошлого, предусматривалось их одноврем. исполнение (с укорочением более протяжённого короткого звука). Напр., согласно Д. Г. Тюрку, фраза должна была исполняться так:


В быстрых полифонич. пьесах пунктирование, напротив, зачастую смягчалось, так что фигура фактически превращалась в . В старинной музыке встречаются случаи, когда последний звук триоли в одном голосе совпадает с последним звуком пунктированной фигуры в другом.

Ф. Шопен. Прелюдия для фп. ор. 28 No 9.

В последующее время, в частности в эпоху романтизма, «подгонка» друг к другу одноврем. звучащих пунктированных фигур утратила прежнее значение; действительное несовпадение таких фигур зачастую составляет важный выразит. эффект, предусмотренный композитором. См. также Ритм.

Литература: Turk D. G., Klavierschule, Lpz.-Halle, 1789, 1802, переизд. Э. Р. Якоби, в кн.: Documenta musicologica, Bd 1, TI 23, Kassel (u. a.), 1962; Ваbitz S., A problem of rhythm in Baroque music, «MQ», 1952, vol. 38, No 4; Harisch-Schneider E., Ьber die Angleichung nachschlagender Sechzentel an Triolen, «Mf», 1959, Jahrg. 12, H. 1; Jaсkоbi E. E., Neues zur Frage «Punktierte Rhythmen gegen Triolen. «, в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 49, 1962; Neumann Fr., La note pointйe et la soi-disant «Maniиre franзaise», «RM», 1965, vol. 51; Collins M., The perfomance of triplets in the 17th and 18th century, «JAMS», 1966, v. 19.

Источник

Оцените статью