Пунктуационные знаки как ноты

Пунктуационные знаки в русском языке (ОГЭ по русскому)

Современный учёный С. И. Львова сказала: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”». Я полностью согласна с данным высказыванием. Пунктуационные знаки играют важную роль в русском языке. Действительно с их помощью мы более чётко понимаем, что имел в виду автор, какие эмоции он переживал.

В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам из текста И. С. Шмелёва. В предложениях двенадцать и четырнадцать в прямой речи старичка автор использует один восклицательный знак. Это сделано для того, чтобы выразить его эмоции: недовольство, раздражение.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Здесь пунктуационный знак, как нота, вносит свой звук, оттенок.

В качестве ещё одного примера приведу предложения тридцать четыре и тридцать восемь. Здесь тоже используется восклицательный знак. Но он не один — их несколько. Из-за этого становятся более выраженными эмоции, интонации, которые в этих предложениях уже совершенно другие, чем в предыдущем примере. Пассажиры корабля волнуются, боятся, что собака утонет. Они надеются на её спасение. И нет никаких плохих «нот» в виде раздражения и недовольства.

Читайте также:  Аркадий резник гитара биография

Ещё можно рассмотреть предложения шестьдесят шесть и семь. В них после однородных членов ставится запятая. Можно подумать, что автор писал эти строки «взахлёб». Его переполняли эмоции, а именно удивление. Он даже рад, что люди не стали игнорировать тонущую собаку, которая изо всех сил пыталась спастись от всё больше прибывающих волн, а наоборот проявили внимание, думали, как ей помочь. Это автор и отобразил в поведении главного героя. Из-за этого появились однородные члены предложения и, конечно же, запятые.

Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что пунктуационные знаки играют важную роль в нашем зыке. Без них литературные произведения были бы пресными. Ведь даже один восклицательный знак может играть разные роли. С их помощью мы лучше понимаем мысли и эмоции автора.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id85122

Источник

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»”

Ученый и педагог С.И. Львова писала: «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Я солгасна с утверждением С.и. Львовой и тоже считаю, что у каждого пунктуационного знака есть свое определенное назначение в нашей речи. Если бы не было знаком препинания, то наша речь была бы непонятой и несвязной.

Это высказывание можно подтвердить примерами из текста В.П. Крапивина. В предложении № 2, запятая, которую поставил автор, объединяет однородные члены предложения. А в предложении № 11 В.П. Крапивин использовал для завершения предложения восклицательный знак. Это помогло писателю выразить недовольство и осуждение мамы к мальчику.

Итак, педагог и ученый С.И, Львова была права, когда писала, что каждый пунктуационный знак имеет свое место в нашей письменной речи, имеет свой «характер» и помогает человеку выразить свое мнение по отношению к другим людям.

Источник

Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе Знаки препинания – ноты при чтении.

Знаки препинания – это как нотные знаки, Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К. Д. Паустовский.

Цель проекта: — развитие культуры письма, — совершенствование правописной грамотности обучающихся.

Задачи проекта: Изучить литературу по теме. Создать условия, способствующие повышению культуры письменного общения с опорой на расширение знаний учащихся о пунктуации как системе правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений. Развивать языковое чутьё, лингвистическую интуицию. Совершенствование навыков речевого самоконтроля на основе работы со справочной литературой. Обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом предложении по основным темам раздела « Пунктуация»

Методы и приёмы: Объяснительно – наглядный метод (слово учителя, чтение учебника, таблицы, схемы, телевизионные передачи, фронтальный опрос, Интернет; Проблемный метод ( наблюдение, работа с книгой); Частично – поисковый метод ( самостоятельная работа учащихся, беседа, составление плана разрешения проблемы); Исследовательский метод ( изучение справочной литературы, разработка плана исследования, оценивание полученных результатов, рефлексия);

План проведения проекта « Летописцы русской пунктуации» « Литературная компания знаков препинания» «Дозорные пунктуации» « Головоломки знаков препинания»

Условия для дифференцированного обучения Работа позволила учащимся выбрать роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешными и внести свой вклад в итоговую работу: Анализ источников; Поиск и обработка информации по теме проекта; Подготовка к представлению отчетного материала; Обработка результатов; Представление проектного продукта; Работа с художественной литературой по отбору загадок, стихов о знаках препинания, составление лингвистических сказок, кроссвордов;

Формы продуктов проектной деятельности Буклет « Сведения из истории русской пунктуации»; Книжка « Парад знаков препинания»; Тренинги по теме « Пунктуация» и сочинение о роли знаков препинания; Конструкторы « Головоломки»

Этапы работы над проектом: Актуализировать знания учащихся о знаках препинания. Сообщить тему, цель и задачи проекта. Проинформировать родителей об участии пятиклассников в данном проекте. Определить источники информации. Инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

«Летописцы» собрали материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Вопрос – ответ 1. Всегда ли существовали знаки препинания? Всем хорошо известно, что в Древней Руси обходились без знаков препинания. 2. Какой знак препинания является древнейшим? Древнейшим знаком является точка. 3. Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль? Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) — значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». 4. Какой знак препинания считается самым распространённым? Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. 5. Имеет ли запятая смысл? Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

«Литературная компания» собрала материал, состоящий из стихов и загадок «Парад знаков препинания». У последней точки. На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: — Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке. Прискакало двоеточие, прикатило многоточие. И прочие, и прочие, и прочие. Заявили запятые: — Мы — особы занятые. Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над нами точки, запятая — знак пустой! — Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой. Двоеточие, мигая, закричало: — Нет, постой! Я важней, чем запятая или точка с запятой, — Потому что я в два раза больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу. — Нет. — сказало многоточие, еле глазками ворочая,- Если вам угодно знать, я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят многоточие. Вопросительный знак удивился: — То есть как? Восклицательный знак возмутился: — То есть как! — Так,- сказала точка, точка-одиночка.- Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас. Самуил Маршак

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ТОЧКА . Точка ставится в конце. Правда же, подружки? Если точки на лице, Их зовут веснушки. ЗАПЯТАЯ , Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня! ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ; Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко! ДВОЕТОЧИЕ : Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни — я двухэтажный!

ТИРЕ — Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня «тире» зовут, Нужно — буду тут как тут. СКОБКИ ( ) Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы — Неразлучно. КАВЫЧКИ » » Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь. Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось: Вместе мы гуляем, Праздники встречаем, Очень крепко дружим, В «Синтаксисе» служим. МНОГОТОЧИЕ . . . Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано. Ирина Токмакова

Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берет из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточия. Ванда Хотомская

«Собрание знаков препинания» Важное собрание знаков препинания. Председателем избран Восклицательный знак. – Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание! Слушайте! Меня! Сегодня! У нас! На повестке! Дня. – Мне кажется. Между прочим. – перебило его Многоточие. – При всем моем уважении. вы злоупотребляете. высоким. своим положением. дорогой. Восклицательный знак. – Регламент! Короче! Уважаемое Многоточие! Меня критикуете! А сами вы-то! . . . . Собрание знаков препинания считаю открытым! Прошу высказываться, товарищи знаки, о вашем месте в словесном строю!

Загадки о знаках препинания Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. Выйдет на дорожку — всем подставит ножку. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. Ляжет палочкой на строчку — проходите по мосточку.

На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья. Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу — за то, что много знать хочу. Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут? Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, Остановила вас — закончила рассказ.

«Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания. Тренинг «Определите функции знаков препинания». Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Ты, конечно, спору нет. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Ядра — чистый изумруд… (А.С. Пушкин)

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок. Сказка о Знаках препинания. Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. Точка сказала: — Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак. — Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак. — Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: — Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сказка о знаках препинания Восклицательный и вопросительный знаки шли по дороге и решали примеры. Вопросительный знак всё время задавал вопросы, а восклицательный отвечал на них. В это время по другой дороге шли точка и запятая, и составляли предложения, в которых бы они чаще встречались. И вот, на одном перекрёстке все четыре знака препинания встретились. И решили дружить.

Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст». …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят.

Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения? Запятая ставится для разделения однородных членов предложения а) если они не соединены союзами; б) если они связаны противительными союзами; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами; г) если они соединены двойными союзами. Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания». И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищёлкивать перстами. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит. На него старуха не взглянула Лишь с очей прогнать его велела. Воеводы не дремали Но никак не успевали…

Выделяется ли обращение знаками препинания? Какую функцию эти знаки будут выполнять? Тренинг «Расставьте знаки препинания». Ты царица всех милее Всех румяней и белее Чего тебе надобно старче Бог с тобою золотая рыбка Дурачина ты простофиля Не умел ты взять выкупа с рыбки Чем вы гости торг ведёте И куда теперь плывёте Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)

Какова пунктуационная особенность вводных слов? Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова». Что ты это выдумал право? Сын подумал: добрый ужин Был бы нам однако нужен. Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут бывало с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать! Чай теперь твоя душенька довольна. Пёс ей под ноги — и лает, И к старухе не пускает; Лишь пойдёт старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. Что за чудо? «Видно выспался он худо»… Только полно правда ль это? (А. С. Пушкин)

Какова смысловая роль знаков препинания? Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов. Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, — знаком восклицательным (!). Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!». Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»: А вчера прислал по почте Два загадочных письма: В каждой строчке — только точки, Догадайся, мол, сама.

Можно ли на письме обойтись без знаков препинания? На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Назначение их — указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

«Головоломки» знаков препинания «Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами. Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нём чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной – запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных — …, Чёрточки, точки, « » и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берёт из коробки, Иное словечко поставит он в ( ), Так же частенько и этак, и так Использует он ! . Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится ? . В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит – , Порою « » , порой : И не жалел для конца … .

Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой? А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие? «Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания». «Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

Вывод: Все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

Рефлексия. Ответы на вопросы: Что делали? Как делали? Почему делали? Выполнили поставленные задачи? Достигли цели проекта?

Над проектом работали: Учащиеся 5 класса: Бочаров Николай Ефременко Максим Соскамов Владимир Сурин Родион Теплянский Михаил Рудакова Виктория Усок Альбина Юдина Александра Ярков Андрей Учитель русского языка и литературы Гринкевич Галина Григорьевна

Список литературы для учителя Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989. Земский А. М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1996. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. — М.: Просвещение,1985. Розенталь. Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Эксмо, 2011. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1982. Соловьева. Н. Н. Трудные случаи синтаксиса и пунктуации: Особая постановка знаков препинания / Н. Н. Соловьева. — М.: Оникс, 2011.

А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987. А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987. Волина В. В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995. Волина В. В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994. Список литературы для учащихся

Использованные Интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/612457/ http://origin.iknowit.ru/paper1234.html http://startem.edurm.ru/tch/eld/docs/rus.doc http://svitmam.ua/community/obshie-uvlecheniya/posts/44795 http://wiki.nios.ru/index.php/ http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl25.htm http://www.gramota.ru/spravka/ http://www.openclass.ru/lessons/80703 http://www.razumniki.ru/iz_istorii_znakov_prepinaniya.html http://www.svetozar.ru/index/id/50296 http://www.znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html

Данный проект предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.

Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

Развитие культуры письма, совершенствование правописной (пунктуационной) грамотности обучающихся.

· Изучить литературу по теме.

· Создать условия, способствующие повышению культуры письменного общения.

· Раскрыть перед учениками пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений.

· Развить языковое чутьё, лингвистическую интуицию.

· Продолжить совершенствование навыков речевого самоконтроля на основе работы со справочной литературой.

· Создать условия для развития аналитических умений обучающихся извлекать информацию на основе работы с таблицами и схемами.

· Обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом предложении по основным темам раздела «Пунктуация».

Номер материала: 189233

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью