Push the sky away ноты

Новый альбом Ника Кейва как оформление легенды

Сегодня выходит в свет пятнадцатый альбом Ника Кейва и его группы The Bad Seeds «Push the Sky Away» — лучшая запись музыканта за последние 10 лет. «Афиша» объясняет, что в ней хорошего, важного и эпохального.

Ник Кейв постарел. И то сказать — пора бы уже. Последние десять лет дерзновенного крунера бросало из жара в еще больший жар: он хорохорился, отращивал потешные усы, заводил себе запасную группу, озвучивал своим благородным ревом либидинальный горячечный рок, выкапывал Лазаря из могилы, физиологизировал миф об Орфее и Эвридике и исправно выпускал веселые и лихие альбомы, на которых крутобоко вытанцовывал самого себя. В общем, хорошо делал свою работу — горел, пламенел, был диким сердцем и сексом. «Ты становишься старше, становишься холоднее», — благородно сипит Кейв во второй песне «Push the Sky Away»: теперь ему 55, и он наконец решил оглянуться назад.

Перед записью этого альбома от Кейва ушел последний исконный соратник Мик Харви — шедевра, то есть, ничто не предвещало. И все-таки он случился: это безусловно лучшая запись Кейва со времен «No More Shall We Part» с его трагически-божественной красотой; в некотором смысле — запись окончательная. Предпочитавший в последнее время сухопарый жестяной драйв, Кейв тут притушил фитилек и наладил себе не слыханный дотоле звук: заправский постановщик и театрал, тут он переносит свое представление на малую сцену. Даже неистовый бородач Уоррен Эллис тут не рвет жилы смычка, а тянет низкую скрипичную ноту. Вместо контрастов — полутона; музыка течет сплошным гулким потоком: симптоматично, что и всегдашнее пианино здесь зачастую подменено аналоговым органным гулом. Местами это почти что дроун на живых инструментах, местами — блюзовая архаика, которой как будто добавили объема изнутри. Функцию мелодий здесь выполняют фразы; «Push the Sky Away» вообще весь устроен по законам стиха: тут есть и внутренние рифмы (неожиданным лейтмотивом становятся колеса любви — почти по Кормильцеву), и даже песня, в первой строке которой Кейв сообщает, что, мол, закончил он одну вещь, лег спать — ну и вот что было дальше. Притом что здесь в достатке рассыпаны фирменные макабрические образы — Майли Сайрус плавает в озере из «Сайлент-Хилла»; в строку уложено даже точное расстояние от Земли до Сириуса — Кейв тут отказывается от прямого нарратива в пользу комьев воспоминаний; в каком-то смысле это пластинка о том, что от каждого человека нам остается часть речи. Женщины, дети, русалки, криминальные любови, Роберт Джонсон со своим дьяволом — в «Push the Sky Away» Кейв обнаруживает себя в вечности, и оказывается, что там тесно, смутно и накурено (лучшее здешнее сочинение, восьмиминутный монолог «Higgs Boson Blues», об этом, кажется, впрямую).

Читайте также:  33 псалом ноты мироносицкого

На YouTube можно найти вполне официальные ролики ко всем песням «Push the Sky Away», в которых можно следить за текстом каждой вещи, — что в случае «Higgs Boson Blues» особенно полезно

В общем, он постарел — и, черт возьми, как же ему это идет. С другой стороны, удивляться не приходится: в конце концов, еще в самые лютые героиновые времена музыканты The Bad Seeds с подачи своего лидера слушали в гримерке Кэша и Коэна, а вовсе не каких-нибудь Butthole Surfers. Равно как не приходится удивляться и тому, что после этого альбома фамилия Кейва уже без всяких оговорок может писаться через запятую с вышеупомянутыми двумя. Если коротко, «Push the Sky Away» есть прощание с матерым — и встреча с великим.

Финальную и титульную песни альбома можно счесть еще и своеобразным диалогом со старым номером Бориса Гребенщикова: что делать, если небо становится так близко, что уже невмоготу

Альбом «Push the Sky Away» вышел сегодня на лейбле Bad Seed Ltd. Послушать его целиком легально и бесплатно можно здесь — в форме плейлиста на YouTube

Источник

Nick Cave & the Bad Seeds «Push the Sky Away» (2013) & «Skeleton Tree» (2016)

Три года назад Ник Кейв (и The Bad Seeds, конечно же) выпустил в свет свой лучший альбом, “Push the Sky Away”. Не все, конечно, согласятся с подобным утверждением, более того – не все даже согласятся, что это был хотя бы просто хороший альбом. Но одно можно утверждать с уверенностью – редко когда человек делающий музыку уже более 35-ти лет находит в себе силы настолько мощно и уверенно изменить свой творческий курс и свои музыкальные ориентиры.

Black road long and I drove and drove

And came upon a crossroad

The night was hot and black

I see Robert Johnson with a 10-dollar guitar

Strapped to his back looking for a tomb

Well here comes Lucifer with his canon law

And a hundred black babies running from his genocidal jaw

He got the real killer groove

Robert Johnson and the devil, man

Don’t know who is gonna rip off who

Driving my car, flame trees on fire

Sitting and singing the Higgs Boson Blues

При создании Push the Sky Away Кейв окончательно отказался как от мелодично-фортепианного звучания (которое он продвигал на протяжении четырех альбомов), так и от своего краткого “гаражного” этапа. Перемена должна была быть серьезной и заставляющей удивленно вскинуть брови каждого слушателя знакомого с предыдущим творчеством группы. И это, несомненно, удалось.

Драйв? А на кой он нужен — как бы восклицают Кейв с Эллисом. Напитаем альбом постоянным нагнетанием атмосферы, ощущением какого-то разворачивающегося триллера – и нормально выйдет. И ведь и правда – так только лучше.

Хуки? Ну нет уж. Придется вам цепляться за то малое, что соизволим оставить – продолжают издеваться творцы. За скрипичные и гитарные и синтовые лупы Эллиса, которые добавляют альбому призрачное качество, по словам самого Кейва. И ведь цепляемся! И так цепляемся, что через какое-то время после начала прослушивания начинаешь и задумываться – а так ли уж мелодии вообще нужны были Кейву все это время?

And all the ones who come

And all the ones who go

Down to the water

And all the ones who come

And all the ones who go

Down to the sea

Мрачняка вам в текстах? Ну ладно, тут уж Ник пожалел фэнов, решил не изменять себе окончательно. Есть вам мрачняк, есть. Но как-то не так, как прежде. То ли соответствуя общей концепции, то ли действуя по чистому наитию – но Кейв и лирику сделал такой себе прекрасно-призрачной – при этом в нужной мере добавил туда традиционных своих мест и персонажей (вроде Джубили Стрит и девушки по имени Би), ну чтоб поддержать этот самый триллер. Но глядя на ситуацию в целом – он, наверное, со времен “The Good Son” не был настолько светел в своей традиционной меланхолии. А вещи вроде “Mermaids” или титульной песни, в сочетании с их мягким и задумчивым музыкальным исполнением – вообще представляют собой чуть ли не воплощение чистой красоты в музыке.

Вообще-то, обычно я предпочитаю прям уж чересчур про отдельные песни не расписывать, но в данной ситуации, я нахожу необходимым сказать кое-что конкретное по двум идущим подряд трекам. Сначала про самый, эээ, энергичный трек альбома. “Higgs Boson Blues” собой не то чтоб представляет какой-нить панковый взрыв динамики – это все же было бы абсолютно неуместно в этой общей картине. Но в контексте альбома он выглядит поистине грандиозно-неумеренным опытом, подводящим все темы к эмоциональному концу, под аккомпанемент упорного и настойчивого spiritual groove-а (с).

Но заканчивать все так, вопреки остальному материалу – было бы неправильно, конечно же, поэтому заканчивается все на минорной ноте, которая дает больше оптимизма и уверенности в себе, чем какие-нить ноты мажорные – речь о самой “Push the Sky Away”. Эта вещь заставляет бороться и “отталкивать небо” (смерть, то есть) и идти по своему пути до конца, не взирая ни на что – ни на друзей, ни на врагов, ни на судьбу, ни на самого себя.

And if you feel you got everything you came for

If you got everything and you don’t want no more

You’ve got it, just keep on pushing and, keep on pushing and

Push the sky away

К сожалению, судьба иногда заставляет обратить на нее внимание очень жестокими способами. Поговорим теперь о свежем альбоме The Bad Seeds – “Skeleton Tree”.

Сперва придется оговорить контекст создания и значения этого альбома. Избежать этого не удастся, хоть задача и абсолютно безрадостная.

В июле 2015-го года погиб (упал с обрыва) 15-тилетний сын Ника Кейва, Артур. Работа над следующим альбомом Bad Seeds к тому времени уже велась и даже некоторые песни уже были готовы. Но это трагическое событие изменило все. Каким бы вышел “Skeleton Tree” иначе? Об этом трудно и бесполезно рассуждать, ибо понятно, что любые сходства между гипотетической и финальной версиями имеют не столь много значения, как различия между ними.

The phone, the phone, the phone it rings, it rings, it rings no more

The song, the song, the song it spins since nineteen eighty-four

The phone, the phone, the phone, it rings, the phone, it rings no more

The song, the song it’s been spinning now since nineteen

And if you want to bleed, just bleed

And if you want to bleed, just bleed

And if you want to bleed, don’t breathe a word

Just step away and let the world spin

Ник Кейв, как известно, всегда создавала образ мрачного человека – и его музыка, и его тексты всегда этому образу отвечали. Можно сомневаться в стопроцентной правдивости подобного самопредставления (и вряд ли эти сомнения будут полностью неоправданны), но творческий человек, человек искусства, артист, музыкант – он же и должен заставить нас поверить в происходящее, в открытость его эмоций, в их искренность – и Кейву это тоже всегда удавалось (что как бы и говорит, что и фальшивкой он никогда не был).

Но никогда еще Кейв не представал столь открытым, откровенным, и незащищенным на записи. Он выплескивает свою безграничную скорбь на слушателя. Он действительно выкладывает всю свою душу на обозрение – пытаясь, наверное, хотя бы и таким образом немного ее исцелить. Если вы думаете, что при этом тяжело присутствовать – вы абсолютно правы. Если вы думаете, что это нечестно и несправедливо по отношению к слушателям – задумайтесь, кто сейчас может говорить что-то о справедливости скорбящему отцу. Если вы думаете, что от “Skeleton Tree” можно просто так оторваться и не принимать участия в настолько личном и горьком моменте – подумайте еще раз.

Cause nothing really matters

On the night we wrecked like a train

Purring cars and pouring rain

Never felt right about, never again

Cause nothing really matters

Nothing really matters anymore, not even today

No matter how hard I try

When you’re standing in the aisle, and no, baby

Nothing, nothing, nothing

I need, I need, I need you

Музыкально, если попробовать отстраниться от всепроникающего чувства того, что все не так и никогда уже не будет, так как должно быть, мы имеем во многом логическое продолжение “Push the Sky Away” – но логичное, опять же, только учитывая трагедию. Тут есть и хоры, и приглашенная вокалистка, и куча скрипичных партий – но, естественно, не стоит и надеяться, что хоть что-то из этого здесь использовано в ключе оптимистичном или хоть сколько-нибудь светлом (как это бывало на Push the Sky Away”).

Нет, на этот раз Кейв уже окончательно отказался даже от создания подобий мелодий и прочей шелухи – так же как и практически полностью отказался от пения, в большинстве песен просто интонируя текст. В некоторых моментах прямо слышно, как он заставляет себя запеть (в “I Need You”, например) – и эти моменты разбивают сердце, даже если оно до этого умудрилось уцелеть.

Разные инструментальные лупы Эллиса – это то, что больше всего связывает новый альбом с предыдущим, но в этот раз они не являются призрачным сердцем альбома – нет, тут нет места для подобной романтики. Это жилы, которые хоть как-то сдерживают вместе эмбиентально-дроновые зарисовки, производящие впечатления прямо-таки кусков плоти, которые были беспощадно вырваны из больных мест и были принуждены к какому-то последующему существованию.

Here they come now, here they come

Are pulling you away

There are powers at play more forceful than we

Come over here and sit down and say a short prayer

A prayer to the air, the air that we breathe

And the astonishing rise of the Anthrocene

Come on now, come on now

Hold your breath while you’re safe

It’s a long way back and I’m begging you please

To come home now, come home now

Сложно, на самом деле, подходить к этой работе критически – даже если вы не являетесь поклонником творчества Кейва в целом. Тут другой совершенно уровень открытости, другой уровень эмоциональности, другой уровень самой музыки, которая как бы и не требует вообще существования слушателя (подозреваю, что и самому Кейву по большей части абсолютно все равно, как альбом будет воспринят – не для того он делался).

Не буду прикидываться кем-то, кем я не являюсь – я тоже неспособен оказался, по большей части, подойти к “Skeleton Tree” с должным критическим взором. Может и стоило бы сказать, что даже тот же “Blackstar” (тоже история одной трагедии) относился к слушателю с большей снисходительностью. Может и стоило бы сказать, что, скорее всего, я полюбил бы все эти песни и не зная ничего о причинах их существования в нынешней форме – но все же, идеальными их не назвать. Может и стоило бы покритиковать тот факт, что Кейв не поет.

Но кем бы я после этого был? Вот уж не знаю. И не думаю, что это имеет особое значение, когда ты сталкиваешься лицом к лицу с настолько глубокой скорбью облаченной в музыкальную форму.

Хотим мы того или нет, хочет Кейв того или нет, хотят ли его коллеги по группе того или нет – но “Skeleton Tree” – это музыкальное событие. Искреннее, сумрачное, эмоциональное до предела, за которым эмоций нет вообще – только пустота.

Но, боже мой, я бы променял это все на десяток Grinderman-ов, лишь бы Нику Кейву не приходилось переносить эту невозможную боль, свидетелями которой мы все стали.

Источник

Push the sky away ноты

Австрало-британо-американская-и теперь уже ни разу не немецкая группа «Nick Cave and the Bad Seeds» выпустили в сеть, а 18 февраля запустят и в продажу пятнадцатый альбом «Push The Sky Away». И альбом этот знаменует, хоть и не очень торжественно, выход Ника Кейва из кризиса среднего возраста.

Кризис среднего возраста как у Кейва, так и у его группы, от которой он в музыкальном плане все-таки неотделим, выглядел следующим образом: Кейв осознает, что в составе «Bad Seeds» он не в силах вырваться из потока печальных баллад под фортепиано и из половины своей группы-любимицы создает шумовую и брутальную альтер-эго группу «Grinderman», призванную показать, что на каждого меланхолика Брюса Беннара найдется свой Халк. К тому же, отпускает дурацкие усы. Проект этот ввиду его очевидной искусственности был скоро свернут, усы сбриты, но под звучание «Grinderman» Кейв попытался стилизовать свой предыдущий альбом «Dig Lasarus Dig». Чтобы нагнать побольше ужаса, он даже начал играть на гитаре сам)))
Теперь кризис разрешился: когда Кейв осознал, что никому ничего доказывать он не должен и отказался от гриндермановской шумочепухи, как-то само собой исчезли и штампы, которые он вынужден был повторять после гениального, на мой взгляд, диска 2007 1997 года «The Boatman Call». То есть, никаких больше баллад под рояль.

Источник

Оцените статью