Пярт tabula rasa ноты

Арво Пярт — Tabula Rasa

Хочу вам представить очень интересного, самобытного и оригинального современного эстонского композитора Арво Пярта. Музыка Пярта условно принадлежит минимализму. Но это особый минимализм. Классический минимализм не особо заботится о благозвучии, эстетике и т.д. Он представляет из себя доведение музыки до предельных простейших элементов и манипулирование ими. Музыка Пярта значительно отличается от механического варьирования паттернов (название звуковысотных и ритмических ячеек в минимализме), она эстетична, даже мистична.

Изначально Пярт экспериментировал в различных направлениях. Писал в стиле обычного минимализма, серийности, изоритмии и т.д., пока не нашел ,начиная с 1976 года, свой оригинальный стиль, именуемый «tintinnabuli», что в буквальном переводе означает колокольчики. Музыку Партя часто относят к стилевому направлению «Новая простота». Также называют «сакральным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». К подобному стилю Пярт был вдохновлен средневековой музыкой, в частности григорианским пением. Вот как сам композитор характеризует свой стиль: «Каждая фраза дышит самостоятельно. Ее внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание [В паузах нужно] научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через свое «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным.»

Одним из его самых популярных произведении является «Tabula Rasa» для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного (препарированного) фортепиано. Произведение двухчастна. Первая называется Ludus -Игра, вторая — Silentium — тишина.
Tabula Rasa (лат. Чистая доска) философское понятие, означающее, что человек рождается чистым, без врожденного умственного содержания, и что его знания полностью строятся на опыте и чувственном восприятии внешнего мира. Наибольшую популярность этому термину принес философ Джон Локк, критикуя теорию о врожденных идеях.
У Пярта, мне кажется, это произведение символизирует глобализацию, падение индивидуальности, погружение индивида в массу. Первая часть представляет характеристику главных действующих сил — индивидуальность, представленная солирующей скрипкой, оркестровое tutti, представляющее бездушную массу и препарированное фортепиано, изображающее злой рак, фатум. В конце первой части видим драматическую кульминацию, индивид погружается в массу, теряет свободу и индивидуальность, можно даже увидеть, как музыкально изображается порхание, метание индивида как пойманной птицы. Передано это гениально. Вторая часть лебединая песня, «тишина», смерть индивида, затухание, гибель . У Пярта все это представлено настолько живо, непосредственно, как будто трагическая картина встает перед глазами.

Представлю вам это произведение в гениальном (наверное в самом лучшем) исполнении — Гидон Кремер, Татьяна Гринденко и на препарированном фортепиано — сам Альфред Шнитке.

Источник

Пярт tabula rasa ноты

Gidon Kremer Violin
Keith Jarrett Piano

2. Cantus in memory of Benjamin Britten 5:00

Staatsorchester Stuttgart
Dennis Russell Davies

4. Tabula rasa 26:26

Gidon Kremer Violin
Tatjana Grindenko Violin
Alfred Schnittke Prepared Piano

BB (для форума) Комментарии

Всего комментариев: 22

Там вторая часть — смерть струнникам. Восемнадцать минут на piano тянется одна нота. И ни-ни, чтобы колыхнуть вибрато или при смене смычка сделать crescendo! На десятой минуте я сворачиваю оркестр и говорю, что всё это мы замечательно сыграем на концерте. 🙂 Я же бывший скрипач и понимаю, какая это нагрузка на плечи, руки и мозги. А когда мы впервые готовили это произведение в Германию, Гидон Кремер (талантливая голова!) пытался эти восемнадцать минут срежиссировать: «тут — нагнетание, здесь затухание и т.д. » Арво — милейший, скромнейший человек — нарезая круги по зрительному залу полрепетиции, вдруг начал топтаться возле сцены. И мы еле услышали его : «Милые мои, не надо спасать мою музыку. Пожалуйста, просто сделайте то, что написано в нотах. «

— Сила тишины. Здесь просто нужна тишина. А иногда бывали моменты, когда оркестр мучился, считал, не попадал в долю. Тогда Арво в перерыве выходил на сцену , собирал партии с пультов: «Нет, музыка плохая. Извините, я доработаю материал».(Саулюс Сондецкис)

Если Вы ещё не слышали «Алина», то очень рекомендую:

1.сергей сергеев (seriho) (Вчера 19:34)
Роман, огромное спасибо Вам! Слушал только в мр3 и вот теперь здесь появилась возможность услышать без потерь.
Давно ищу уже диск и хотел купить эту великолепную запись 1984 года, которая почему-то исчезла пока с прилавков магазинов, в том числе и интернет-магазинов. В этом смысле — сегодня довольно редкая вещь! Можно горячо рекомендовать всем любителям музыки Пярта и вообще классической музыки второй половины ХХ века.

2. Maxim (Radix_peregrum) (Вчера 20:26)
Вот это да! Неужели на «Погружении» до сих пор не было «Табулы расы»?! Позор на наши седые головы! Спасибо, Роман, что так замечательно пополнили коллекцию! Очень хороший диск.

3. (climber) (Вчера 21:02)
Спасибо.

4.Виктор Кантакузин (victorious) (Вчера 22:09)
Давно люблю творчество А.Пярта, ещё с услышанной давно одной из первых симфоний (там среди хаоса пробивается «Сладкая грёза» Чайковского). Поиски и воплощения композитора мне близки.
Спасибо!

5. Maxim (Radix_peregrum) (Вчера 22:41)
Вот-вот, мне тоже казалось, что дубль. Поиском я не смог найти, потому что в одном случае название записано было как Tabula rasa, а в другом — как «Табула раса». Пора вводить правила по единообразному написанию названий музыкальных произведений и дисков.

6.сергей сергеев (seriho) (Вчера 23:04)
Может быть, и слава Богу, что был дубль, потому что никак не мог найти эту запись
P.S. Кроме того, благодаря очередному посту и здешним комментариям музыка Пярта по-прежнему с нами и снова промелькнула в стремительном потоке информационного мейнстрима.

7.Aleksej Rozanov (RozzarioAgro) (Вчера 23:59)
Спасибо.

Источник

Пярт tabula rasa ноты

Mein Weg hat Gipfel und Wellentäler. Для органа.1989.

Pari intervallo. Для четырёх блок-флейт.

Tabula rasa.Концерт для двух скрипок,струнного оркестра и препарированного фортепиано.Партитура.

Ноты.Три файла в формате pdf.

Материал удалён с файлообменника. Нуждается в восстановлении.

Добавила новые партитуры:

  1. Es sang vor langen Jahren для голоса, скрипки и альта — 1984.pdf
  2. La sindone для оркестра 2005.pdf
  3. Miserere для солистов, хора, ансамбля и органа 1992.pdf
  4. Mozart-adagio для скрипки, виолончели и фортепиано 1992.pdf
  5. Psalom для струнного оркестра.pdf
  6. Te Deum.pdf
  7. Tractus для хора и органа.pdf
  8. fratres для стр.оркестра и ударных.pdf
  9. fratres 1980 для скрипки и фортепиано.pdf
  10. Вариации для Аринушки для фортепиано.pdf
  11. Гимн Великому городу для двух фортепиано.pdf
  12. Для Анны Марии для фортепиано 2006.pdf
  13. Кантус памяти Бриттена.pdf
  14. Пассакалия для скрипки и фортепиано 2003.pdf
  15. Симфония 4, Лос-Анжелес (партитура)2008.pdf
  16. сонатина для клавира.pdf


И добавляю буклет о Пярте с биографией и каталогом всех произведений с любезной подачи
ancient

Источник

Чистая музыка Arvo Pärt (Арво Пярта)

. … не надо спасать мою музыку . просто сделайте то, что написано в нотах.

Арво Пярт

Однажды, во время интервью журналисту Алексу Россу композитор достал из кармана ручку и положил её перед корреспондентом:

Перо Шуберта состояло на пятьдесят процентов из чернил и на пятьдесят процентов из слёз.

Музыка Пярта полностью состоит слёз: пятьдесят процентов это слёзы неизбывной тоски, другие пятьдесят процентов — слёзы восхищения.

Арво Пярт сейчас входит в число самых влиятельных и знаковых мировых композиторов. Эстонский творец предложил новое видение музыки, обратился к технике минимализма. Произведения мастера полны философской глубины и вместе с тем сдержаны. Неслучайно композитора часто называют пишущим музыку монахом.

Пярт родился 11 сентября 1935 года в эстонском городе Пайде. С ранних лет мальчика увлекало музыкальное искусство — Арво придумывал завораживающие и тонкие мелодии.

Будучи подростком, юный композитор создал дебютное произведение — кантату «Наш сад» для детского хора и оркестра. Пярт занимался в музыкальном училище Таллина, а после стал выпускником консерватории по классу композиции. Педагогом музыканта выступил скрипач Хейно Эллер.

В музыке композитор выступил новатором, органично объединив традиции классики и современности.

В музыке Пярта парадоксально сочетаются предельная простота и захватывающая глубина звучания. Его музыкальный язык, лишь на первый взгляд кажущийся элементарным, состоит из традиционных гаммообразных пассажей и трёхзвучных фигураций. Другое дело как композитор их организовывает, расставляет по своим местам, связывает в единый звучащий организм, подчиняющий своей логике волю и внимание слушателя.

Нельзя не признать гипнотическое воздействие музыки Пярта. Это наваждение какое-то.

Несмотря на внешнюю простоту, сочинения композитора трудноисполнимы. Даже участие музыкантов самого высокого класса не является гарантом адекватного исполнения его музыки.

Пьесы в стилистике tintinnabuli не терпят слишком активной интерпретации. При знакомстве с ними исполнитель сразу испытывает некий стилевой шок: по сути музыкант оказывается обнажённым, ему некуда «спрятаться» в простых и чистых линиях этой музыки, чуждой пафоса и виртуозного блеска. Внимание исполнителя должно быть обращено к мельчайшим деталям партитуры, к точности каждой интонации – только тогда музыка обретает естественность мелодического развертывания, а tintinnabuli-трезвучия раскрываются в пространстве зала, создавая неповторимую обертоновую ауру звучания.

В музыке Пярта важно ощутить, по словам автора, что «каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание».

С 1957 года в течение 10 лет Арво трудился в качестве звукорежиссера на эстонском радио. Параллельно с этим в начале 60-х автор создает саундтреки к кинофильмам и анимационным лентам. Оригинальная форма сочинений, придуманных эстонцем, художественные приемы, опережающие время, вызывали полярные оценки у музыкальных критиков. Одни видели в минимализме, «молчаливости» работ высокое мастерство и профессионализм. Другие считали музыку затянутой, бессодержательной и безыдейной.

Нередкими в творческой биографии сочинителя были скандалы, связанные с непониманием публикой новаторства автора или другими причинами. Так, общественный резонанс в культурной среде вызвал «Некролог для оркестра», созданный Пяртом в 1960 году. За это творение Тихон Хренников обвинил композитора в подверженности иностранным влияниям. Тем не менее позднее скандальное сочинение Арво заняло 1-е место на конкурсе Всесоюзного общества композиторов. За победу боролись 1200 произведений, и «Некролог» оказался лучшим.

С середины 60-х годов в творчестве композитора появляются творения, созданные в технике коллажа. В основе техники — объединение приемов авангардной музыки и цитирование из произведений европейской классики. Экспериментальные подходы Пярта не оцениваются по достоинству — Союз композиторов требует согласования с ним работ автора, предназначенных для исполнения на сцене.

В 70-е творец увлекается изучением средневековых музыкальных техник, музыки Ренессанса. В работах эстонца появляются характерные отсылки к этим направлениям. При любви к экспериментам Арво не принимает философию авангардных музыкальных школ. С середины 70-х годов у композитора формируется узнаваемый, неповторимый стиль, который получает название «колокольчики» — от небольших церковных колоколов, звучащих в особой тональности.

В течение творчества сочинитель неоднократно редактировал собственные сочинения, делал переложения для других инструментов, менял аранжировки. Излюбленным инструментом Пярта стал орган — величественное органное звучание вдохновляло мастера, давало нужный заряд энергии. Приняв в зрелом возрасте православие, композитор регулярно общался и продолжает общаться с отцами церкви, в частности с архимандритом Софронием.

Творчество эстонца включает работы, написанные как отклики на важные общественные события. Также у него есть посвящения журналистке Анне Политковской, убитой в 2006 году, и симфония 2008-го, адресованная Михаилу Ходорковскому.

Дирижёр Саулюс Сондецкис рассказывает:

Вы играли «Tabula Rasa» Арво Пярта? Нет? Рассказываю. Там вторая часть — смерть струнникам. Восемнадцать минут на piano тянется одна нота. И ни-ни, чтобы колыхнуть вибрато или при смене смычка сделать crescendo!

Tabula Rasa – концерт для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного (препарированного) фортепиано. Tabula Rasa (с латинского «чистая доска») философское понятие, которое используется для обозначения гносеологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым.

Произведение двухчастно. Первая называется Ludus (Игра), вторая – Silentium (Тишина).

Первая часть даёт характеристику главных действующих сил – индивидуальность, представленная двумя солирующими скрипками, оркестровое tutti, олицетворяющее бездушную массу и препарированное фортепиано, изображающее злой рок, фатум. В финале части мы наблюдаем драматическую кульминацию, индивид погружается в массу, теряет свободу, обезличивается. Он мечется, страдает, бьётся о стенки клетки и, в конце концов, затихает, пойманная в ловушку.

Вторая часть – лебединая песня, истаивание жизни, затухание сознания, смерть в «прямом эфире». Эта музыка оказывает очень сильное воздействие на слушателя, в том числе неискушенного в классической музыке. По некоторым свидетельствам, именно Silentium умирающие в хосписах от рака и СПИДа называют «ангельской музыкой» и просят чтобы она звучала в последние минуты их жизни.

Инструменты умолкают один за другим, контрабас доигрывает свою партию пульсации сердечного ритма, последние четыре такта — молчание.

Первое исполнение Tabula Rasa в Таллине в 1977 году прошло с большим успехом. По свидетельству эстонского композитора Эркки-Свена Тюра , тогда ещё подростка:

Я был унесён куда-то ввысь. У меня было ощущение, что вечность касалась меня через эту музыку … никто не хотел начинать хлопать.

В 2019 году произведения эстонского композитора продолжают звучать в концертных залах разных стран. Особенно поклонникам композитора нравятся сочинения мастера в органном исполнении. Не менее выразительными кажутся симфонии для фортепиано и для скрипки. Концерты часто проходят в католических соборах России и за рубежом. Пярт имеет множество наград, фото с церемоний награждений выложены в Сети.

Личная жизнь Арво сложилась удачно. Музыкант женат на Норе Пярт. У супругов двое детей. В начале 80-х годов композитор не мог жить и работать в СССР, вместе с женой и двумя сыновьями переехал в Вену по израильской визе супруги. Через несколько лет семья творца перебралась в Западный Берлин, а в 2010 году сочинитель вернулся в Эстонию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью