Пятиструнная бас гитара что лучше

BassLife Podcast №18 — Пятиструнный бас

Растекстовка подкаста

Пятиструнный бас

Многие себе задают вопросы: «Какая бас гитара лучше – четырех или пятиструнная?», «По каким критериям сравнивать эти гитары?», «Нужно ли переходить с одной на другую?» . Сразу же хочу развенчать миф, который довольно глубоко укоренился в умах некоторых музыкантов, что степень крутости бас гитариста пропорционален количеству струн, которыми он владеет. Это все чушь, не имеющая под собой никакого логического основания. Достаточно, просто посмотреть на «великих» музыкантов, то на чем они играют и станет очевидным, то, что крутость музыканта совсем не связана с количеством струн.

Говоря, о пяти струнной бас гитаре, да и вообще, о бас гитарахс количеством струн больше четырех, очень легко сказать, когда не стоит ее выбирать, когда не нужно покупать такую бас гитару.

Пятиструнную бас гитару не стоит покупать, еслиВы располагаете суммой меньшей, чем 15 – 20 тысяч рублей. В противном случае, Вы рискуете приобрести просто инструмент, на котором не возможно будет играть.

Если, Вы решили приобрести более дорогую гитару, или взять инструмент, который был в пользовании, то здесь, нужно подходить к вопросу более серьезно.

Преимущества и недостатки пятиструнных бас гитар

Начну с преимущества пятиструнной бас гитарынад четырехструнной. Пятиструнка более сложный инструмент, у нее больший диапазон, больше возможности для исполнения. Если Вы собираетесь играть какие-то более сложные партии, если Вы собираетесь активно использовать тепинг в своей игре, если Вы часто скачите с одной струны на другую в своей игре, то конечно имеет смысл посмотреть в сторону пятиструнного баса.

Еще одним преимуществом кроме широкого диапазона и более широких исполнительных возможностей, которые перед Вами открывает этот инструмент – это возможность получить более низкое звучание. Хотя, это преимущество с другой стороны оборачивается и недостатком. Поскольку чем ниже звучание, тем более качественное оборудование Вам понадобится для того, что его нормально обработать и нормально подать зрителю или слушателю.

Еще одним недостатком пятиструнной бас гитары является то, что Вам приходится переплачивать. Вы будете переплачивать за инструмент, не только на момент его покупки, но и вообще по жизни. Поскольку комплекты струн для бас гитары, стоят довольно не дешево, а менять их при активной игре, приходится довольно часто, то Вам все время придется тратить больше денег, чем, если бы Вы владели четырехструнной гитарой.

Таким образом, при выборе инструмента, нужно ориентироваться на свои потребности, – какую музыку Вы играть. Будет ли это скоростная музыка с большим количеством скачков между струнами или это будет довольно медленная или не требующая каких-то очень сложных рифов партия. И вот уже в зависимости от этого стоит ориентироваться либо на четырех, либо на пятиструнный бас.

Лично я, пятиструнную гитару никогда в руках не держал и дело тут не в том, что у не было возможности или не хватало средств ее купить. Нет, как раз и денег, и возможностей было предостаточно, просто особо никогда не возникала потребность в пятиструнном басе. Музыканты, на которых я ориентировался, пользуются четырехструнными гитарами, потому у меня просто не возникало потребности приобретать пятиструнный бас.

Так же часто встает вопрос стилей. Для какого стиля, какая гитара подойдет. Некоторые утверждают, что в джазе пять струн абсолютно не нужны — это скорее для какого-то более тяжелого метала. Хотя существует и противоположное мнение. Я считаю, что к стилю, число струн, никакого отношения не имеет. Вы легко можете использовать четырех струнную бас гитару. Если же Вам очень требуется низкое звучание, Вы можете ее перестроить на тон-полтора ниже, и в итоге Вы получите такой же звук, как если бы у Вас было пятиструнная бас гитара. С другой стороны существует огромное количество бас гитаристов практически в любом стиле, которые используют именно пятиструнный бас.

При выборе гитары, следует ориентироваться на свои потребности, на то, что Вы будете играть.

Процессоры или примочки?

Что же лучше процессоры или примочки? Какие преимущества и недостатки? С одной стороны у меня нет никаких предрассудков к цифровому звуку. На современном этапе развития электроники можно получить цифровое звучание практически неотличимое от аналогового. С другой стороны – сравнивать какие-то гипотетические примочки с гипотетическими процессорами, не говоря о конкретных моделях просто глупо. Это все равно, что сравнивать сферических коней в вакууме, то есть, говорить просто не о чем.

Имеет смысл говорить, о конкретных моделях, о конкретных эффектах. И тут, когда разговор переходит в плоскость сравнения какой-то педальки с эффектом какого-то процессора, нужно понимать, что чудес не бывает и, что цена, она как правило, пропорциональна качеству. Получается, если мы сравниваем какую-нибудь педальку, от фирмы Boss за 4 – 5 тысяч рублей и аналогичный эффект кого-то процессора, который столько же тысяч рублей, то здесь он заведомо проиграет. Поскольку в эту его цену вошли еще и многие другие эффекты, и дополнительные средства. А примочка она полностью заточена, под один эффект. Потому, если Вы точно решили, что хотите использовать эффект и Вы его выбрали, то лучше конечно вложиться и пойти купить примочку. Если у Вас есть много денег, то имеет смысл пойти и купить нормальный качественный процессор. Тем более, Вы будете лишены проблем с подключением на сцене, подключились и играете, а когда используете примочки, то здесь Вам потребуется некоторое время для того, чтобы все обустроить и включить.

Как выделиться в группе бас гитаристу

Как выделиться бас гитаристу в группе? Как играть не просто одну ноту по десять раз, а делать что-то более интересное? Здесь, снова-таки несколько аспектов, если идет речь именно о музыке, о звуке, то рекомендация будет такова: нужно поискать в Вашей композиции такие участки, которые не перегружены солирующими инструментами. То есть такие, где у гитары или у клавишных довольно ровные партии, где нет никаких соло и рифов, и вот в такие моменты Вы можете развернуться, вставить какой-то свой риф, придумать что-то интересное. С другой стороны, если у Вас довольно быстрая музыка и гитаристы постоянно используют те или иные рифы, Вы можете подстроится под какой-нибудь риф и играть, что-то свое в соответствующем темпе.

Еще один способ “подстроиться” к группе в плане музыки — это сыграть на бас гитаре какое-нибудь интро или придумать какую-то партию в концовке.

Если речь идет о концертной деятельности в плане того, как Вы смотритесь на сцене, то тут все еще проще. Вы играете простые партии – у вас преимущество. Мозг не перегружен и Вы можете колбаситься на сцене: можете бегать, можете прыгать, можете поднимать и трясти гитару. При этом Вы будете играть ровно и не сбиваться.

У гитаристов, как правило, встречаются какие-то сложные перегруженные рифы, соло, при этом если гитарист не высококлассный профессионал, он будет сосредоточен, стоять играть вдумчиво или может со страдальческим видом. Вы же со своей простой партией можете легко взаимодействовать с залом, здесь у Вас просто огромный простор для творчества и в плане артистизма. Другой вопрос, дадут ли Вам так вот развернуться Ваши собратья по группе. Так как не всем может понравится, что Вы будете «перетягивать одеяло на себя» , особенно страдают по этому поводу гитаристы, которые привыкли, что все внимание уделяется им. Но в этой ситуации все зависит от группы, нацелены ли люди, на какой-то общий классный результат, или это индивидуалисты, которым плевать на все, лишь бы самим как-то преподнести себя. Если у Вас нормальная группа, если у Вас нормальные единомышленники, то Вы вот таким своим поведением не только сделаете выступление более зрелищным, но и заставите их тоже работать и тоже подтягиваться вслед за Вами. Выдумывать, что-то такое, как-то взаимодействовать с залом.

Концертные бас гитарные фишки

Первая фишка, о которой хотелось бы рассказать – это искусственный флажалет. Это не обычный флажалет, который Вы, наверное, знаете, как делать: пальчиком левой руки чуть-чуть касаетесь струны на двенадцатом ладу, дергаете струну правой рукой, и у Вас получается легкое звучание. Этот флажалет, в принципе, известнее всем и все им пользуются. Но, к сожалению, или счастью, не все знают, что можно извлекать фалажлеты и правой рукой. Вы можете прижать тот же двенадцатый лад, но уже не просто касанием, а хорошо, сильно прижать струну к двенадцатому ладу, на глаз определить середину свободного участка струны, большим пальцем правой руки чуть-чуть коснуться этого места и средним или указательным пальцем поддеть струну. При этом у Вас тоже получится флажалет и будет он еще более прозрачный, еще более легкий.

Интересно смотрится, если Вы играете вот такими флажалетами какую-то мелодию. Левой рукой, Вы зажимаете соответствующие верхние лады на грифе, а правой рукой касаетесь большим пальцем середины свободной струны и поддеваете ее. Получается интересное звучание и со стороны смотреться хорошо.

Еще одну фишку, я подсмотрел у Дмитрия Потапова, он продемонстрировал довольно интересный эффект. Слушал я презентацию его сольного альбома «Эклептика» и заинтересовал меня звук. Сначала я подумал, что он пользуется электронным смычком, но оказалось, что такого звука можно добиться с помощью выкручивания ручки громкости. Он сильно ударяет по струне и потом быстро прибавляет громкость до упора и убавляет ее. В результате получается звук, похожий на звучание смычкового инструмента, на звук виолончели, или на звук электронного смычка. Советую Вам попробовать, звук получается очень интересный.

Следующая фишка, была подсмотрена у гитаристов группы Iron Maiden, условно назовем ее «подтяжка на голове». Если у Вас нет топлока на гитаре, а на бас гитарахих как правило не делают, то Вы можете сыграть открытую струну и пока она звучит, Вы левой рукой сильно нажимаете на струну на голове, то есть где-то между колком и нулевым порожком. Струна в результате натянется и получится такая, довольно интересная подтяжка. При этом Вы можете в это время отвлекать внимание зрителей от своей левой руки, выводить интересные жесты правой рукой. Типа, смотрите какое чудо, я ничего не делаю, а звук меняется!

Следующая фишка была подсмотрена, у самарского гитариста Александра Зубченко, в те времена, когда он играл в группе Rest in Peace. На сцене он вытворял такие вещи: он снимал гитару, располагал ее вертикально, брал ее правой рукой за гриф, подбрасывал и резко хватал, сильно ударяя пальцами по ладам, то есть он играл тепингом, но при этом гитара не висела на ремне, а была в его правой руке. И вот он подкидывает гитару, хватает ее ударяя при этом пальцами по ладам, гитара начинает звучать. Получается, он подкидывает-ловит гитару, она ходит вверх-вниз и довольно интересно все это выглядит.

Следующий трюк, был подсмотрен у Алика Грановского, на одной из концертных записей, и касается эта фишка – слайда. Гитара располагается вертикально и делается слайд, при этом, слайд делается не как обычно. Вы не водите левой рукой по грифу. Левая рука остается неподвижной, а правой рукой, Вы беретесь за низ гитары и поднимает или опускаете ее, в зависимости от того, какой слайд Вам нужен. Смотреться это тоже очень оригинально.

Еще одна фишка, но это уже по следам посещения концерта группы «Мастер» — это выбегание музыкантов в зал (если Вам позволяет сцена и позволяет публика). При этом на бас гитаре должна быть установлена радиосистема. Музыкант продолжая играть выбегает в зал, начинает зажигать вместе с публикой: веселиться, танцевать. Люди такому очень радуются, и все проходит на позитиве.

Хранение бас гитары

Многих интересует вопрос, о том, как хранить дома бас гитару. Нужно ли ее подвешивать или можно просто ложить горизонтально. Существует мнение, что от неправильного хранения у бас гитары может повести гриф. Я не буду вдаваться в подробности – просто поделюсь опытом. За 5 лет игры как я только хранил свою гитару. Лежала она у меня где придется и как придется, и ничего. Все хорошо. Если у Вас гитара из нормального дерева – ничего с ней не случиться, а если дерево дрянь – вешай не вешай – все равно поведет.

Интересную идею подсмотрел в интернете. Продаются плакаты, на которых нарисована абстракция, он клеится или вешается на стену, сверху на него прикрепляется вертикальный держатель для гитары и подвешивается гитара. В результате, у Вас на стене получается как-будто такая композиция, картина – гитара, а вокруг нее интересный фон. Смотреться очень красиво.

Источник

Выбираем бас-гитару

Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.

Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.

От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:

  • несколько большие габариты;
  • увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
  • струны большей толщины;
  • как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).

История создания и развития

В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.

Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.

За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).

Виды бас-гитар

Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.

Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).

Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.

На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.

На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.

Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.

Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.

Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.

Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.

Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.

Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.

Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?

Звукосниматели

Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.

Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:

  • Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
  • Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
  • Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.

Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.

Электроника

Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.

Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.

Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.

Гриф и способы его крепления

Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.

Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.

Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.

Мензура

Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.

Фурнитура бас-гитары

К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.

От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.

Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.

Лады

Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.

Древесина

Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.

Как играть на бас-гитаре?

Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.

Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.

Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.

Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.

Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.

Как настраивать бас-гитару?

Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.

Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.

Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.

Подведем итоги – как же выбрать бас?

Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.

  • Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
  • Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
  • Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.

Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.

Источник

Оцените статью