Смерть Ангела
Аргентинский музыкант и композитор. Мар-дель-Плата — аргентинский городок, куда его родителями эмигрировали из Италии. После переезда семьи в Нью-Йорк, Астор с семилетнего возраста учился игре на аккордеоне. Позже здесь же брал уроки сначала у Белы Вильда, венгерского пианиста, а затем и у самого Сергея Рахманинова, чьим учеником и был Вильда. Мечтой молодого музыканта была аранжировка произведений для фортепиано в переложении на ноты классической музыки к аккордеону. Пьяццолле удалось превратить аккордеон, ранее используемый для сопровождения танцев, в настоящий инструмент исполнения классики. Он пробует себя на поприще композитора. Пишет для аккордеона классическую музыку. В 1950 году его «Портовая рапсодия» получает награду в США. Сочинения композитора, сочетающие классическую музыку и джаз, вдохнули новую жизнь в танго. Нуэво танго — стиль созданный Пьяццоллой. По его глубокому убеждению танго — это музыка для слушания, а не только танцевальный ритм. Свой первый оркестр композитор создает в 1946 году. Пьяццолла пишет «симфониету», работает над созданием нового стиля, вдохновленный Надей Буланже. В 1952 году композитор получает премию композиторов Франции, где проходит обучение. По окончании, создает два ансамбля. Струнный оркестр и Октет Буэнос-Айреса. Эти ансамбли, вызвав восторг у слушателей, тем не менее, критикуются и бойкотируются музыкальными фирмами. Два года Пьяццолла работает аранжировщиком в Нью-Йорке, а вернувшись в Буэнос-Айрос, создает квинтет. В 1963 году пишет «Три симфонических движения», которое исполняется оркестром. У дирижерского пульта — Поль Клецки. Сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом и пишет музыку к стихотворениям этого автора. В 1967 году выходит «Мария из Буэнос-Айроса» в сотрудничестве с Орасио Феррером. Пьяццолла сочиняет пьесу «Тонгасо», пишет «Танго Шесть» и «Милонга ет Рэ», которую исполняет Сальваторе Аккардо. В 1969 году написана «Баллада для безумца», которая приносит композитору широкую популярность. Мстислав Растропович в Новом Орлеане исполнил музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго».
На родине его именуют «Великим Астором». Композитор пишет музыку к балетам и к театральным спектаклям. Стоит отметить, что Пьяццолла пробовал свои силы в кино не только как композитор, написав музыку к фильмам «Предпоследний», «Пираньи», «Джин и Поль», «Генрих IV», «Армагедон», «Свет», но и как актер, сыграв в фильме «День, когда ты меня полюбишь». Известен он и своей великолепной игрой на бандонеоне. 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам написаны им в последнее десятилетие жизни. Он один из редких композиторов, на чью долю выпало счастье исполнить на концертах и записать практически все свои творения.
Смотрите также ноты произведений композитора Астор Пьяццолла:
Источник
«Астор Пьяццолла — создатель нового стиля танго»
Данная методическая работа была сделана совместно с Бегутовой Ириной Николаевной, проведен концерт, где иллюстратором выступала ученица-выпускница Ирины Николаевны Веденина Ольга. Данная работа является Дипломантом I степени Московского областного открытого фестиваля-конкурса педагогического мастерства «Музыка — универсальный язык человечества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astor_pyatstsolla.doc | 716.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Жуковская детская школа искусств № 2
Методическая разработка на тему:
«Астор Пьяццолла – создатель нового стиля танго»
преподаватель струнного отдела
г. Жуковский, 2015 г.
- Введение.
- Понятие – танго.
- Творчество и жизнь А. Пьяццолла.
- Заключение.
- Список литературы.
Цель и специфика обучения детей в школе искусств предполагает воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей и музыкально-художественного вкуса.
«Зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателя.
Знакомство с творчеством композитора А. Пьяццолла дает возможность учащимся услышать новые гармонии, новые ритмы, новые формы, которые тесно переплетаются с уже известными им законами музыкальной грамоты, полифонией.
Творчество А. Пьяццолла расширяет не только музыкальный кругозор, но и позволяет познакомиться с историческими особенностями жизни Латинской Америки, что дает предпосылки для дальнейшего знакомства с музыкальной культурой данной страны.
Корни музыкальной культуры Латинской Америки тесно связаны с важными историческими фактами, произошедшими в этой стране. Музыка А. Пьяццолла пробуждает у учащихся интерес к познанию исторических событий, происходивших в этой стране.
Таким образом, музыка является важнейшим источником культурного, литературного, исторического развития и воспитания подрастающего поколения.
Этимология слова: «tango» имеет африканское происхождение и означает « место встречи ». Существует и другое мнение, что танго происходит от латинского слова и означает « касание ». Эти оба значения являются на наш взгляд очень близкими и оба подходят для определения танго.
Танго – танец страсти, неприкрытых эмоций, сочетания плавных движений с резкими. Танго акцентирует внимание на красоте, силе человеческого тела, его пластичности, гибкости. Энергетический потенциал оказывает внутреннее эмоциональное напряжение на человека, которое выплескивается в движения. «Танец – поэма, в ней каждое движение – слово» (Мата Хари). Многие художники посвятили свои картины этому танцу (художник Хэмиш Блекли), поэты свои стихи.
Поздним вечером звезды ярче
В лунном свете ты так прекрасна!
Поцелуи, объятья жарче,
Мы сливаемся в танце страстном.
Как шампанское, ночь искрится,
В нас вселенной любви дыхание,
Этот миг, пусть как вечность длится,
Утоляя к тебе желание.
Звезды утром уйдут со сцены-
Бал закончен, погасли свечи,
Мир вокруг, как пустые стены,
Без тебя, лишь до новой встречи.
Изначально танец был мужским, женщины в нем не участвовали, поэтому не было никакой любовной подоплеки. Просто «мачо» демонстрировали друг другу свою стать на углах улиц под музыку, чтобы произвести впечатление. Участников могло быть несколько, поэтому всегда присутствовал элемент соревнования и окружающие определяли, кто из участников самый гибкий, самый сильный и самый ловкий. И только много лет спустя в танец стали привлекать женщин, при этом к костюму женщин предъявлялись определенные требования: узкое облегающее платье с умопомрачительным разрезом, глубокое декольте и туфли на высокой шпильке. Эти требования сохранились и по сей день. Мужчины всегда одеты строго – как правило, костюм, галстук-бабочка и белая рубашка.
Творчество и жизнь А. Пьяццолла
Астор Пьяццолла – выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины XX века, родоначальник стиля, получившего название «nuevo tango». Его сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем в себя элементы джаза и классической музыки. Композитор, который стойко переносил ярость многих своих сограждан за то, что интерпретировал их национальный танец в свои собственные музыкальные фантазии. Он один из немногих композиторов, кто смог записать и исполнить на концертах все свои произведения. Пьяццолла сочинил более 300 танго, музыку к кинофильмам (лучшие фильмы: «Пираньи», «Свет», «Армагеддон», «Юг», «Ссылка Гарделя»), музыку к спектаклям и балетам.
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в городе Мар-дель-Плата в семье эмигрантов из Италии. Его детство прошло в Нью-Йорке, где постоянно на улицах, площадях, в маленьких кафе звучал джаз, и мальчик навсегда стал почитателем джазовой музыки. В возрасте 8 лет отец подарил ему бандонеон, купленный в ломбарде, и любовь к этому инструменту он пронес через всю свою жизнь.
Обучение Астор проходит у преподавателя Andrea D’Aguila и уже в 12 лет выступает со своей первой записью на радио в Нью-Йорке (studia Nuevo-York). В это же время он берет уроки у венгерского пианиста Bela Wilda (ученика С. Рахманинова). Уроки проходят очень интенсивно и заслуга преподавателя заключалась не только в том, что он давал хорошие уроки и научил играть на фортепиано, но и привил ему огромную любовь к творчеству И. С. Баха. В результате чего Астор Пьяццолла начинает усиленно изучать строение и законы полифонии. В то же самое время он берет уроки аранжировки, так как мечтает услышать и исполнить фортепианные произведения на своем любимом инструменте – бандонеон. Тем самым он хочет вывести его из аккомпанирующего инструмента в солирующий.
Этот юношеский период знаменателен тем, что Астор Пьяццолла знакомится с известным композитором Carlos Gardel (композитор традиционного аргентинского танго) и они становятся друзьями на всю жизнь. C. Gardel приглашает А. Пьяццолла участвовать в фильме «El dia cuando me quieras», где он сыграл роль мальчика – разносчика газет. Это небольшой фильм, ценность которого заключается в том, что в нем показана история танго. Фильм зажег в Асторе любовь к танго и он решает посвятить свое творчество этому удивительному и темпераментному танцу.
В 1936 году он возвращается в Аргентину, где начинает свою деятельность в ансамбле как исполнитель игры на бандонеоне. Работая в ночных клубах и ресторанах он начинает писать пока еще традиционное танго, имитируя и подражая композиторам — тангистам того времени.
Исполняется танго «RIO CENA»
Это произведение, написанное в традиционном стиле, имеет созерцательный характер, но мелодия претерпевает изменения. Это уже не такая простая мелодия, которую может спеть любой человек. Она более сложная интонационно, изменчива и непредсказуема.
Исполняется танго «MARRON Y AZUL»
В переводе означает «каштановое» и «голубое». А. Пьяццолла показывает тему земли с ее переживаниями, радостями, горестями и тему возвышенную, небесную, олицетворяющую духовное начало. И эти две темы никогда не пересекаются, следуя параллельно друг другу. Именно здесь композитор вводит начальные элементы контрапункта.
В 1938 году А. Пьяццолла переезжает с семьей в Буэнос-Айрес, где больше возможности слышать, исполнять и сочинять свою музыку. В это время была написана музыка к известному фильму «Изгнание Гарделя». Астор , чувствуя недостаточность музыкальных знаний, берет уроки у известного аргентинского композитора Альберто Хинастера. В это же время у него появляется задумка вывести танго из ночных клубов на большую сцену. Для этого необходимо было обогатить простую мелодию танго и усложнить гармонический и ритмический аккомпанемент. В то же самое время он работает с оркестром «Triolo», выступает с певцом Francisco Fiorentino, пишет «Портовую рапсодию», которая была награждена особой премией. В этот период начинает проявляться творческое вдохновение, необычный заряд в сочинениях и оркестровках. Появляется свое понимание гармонии, ритма и динамики. Благодаря этому появляется новое танго – танго молодого человека, смелого, современного, танго – модерн.
Исполняется танго « PLUS ULTRA»
А. Пьяццолла не останавливается на достигнутом. И для того, чтобы превратить танго в большое концертное произведение, он продолжает учиться, беря уроки у Белы Бартока, И. Стравинского и изучает законы джазовой музыки.
На него обращают внимание, люди с удовольствием слушают новое танго современного композитора. И в 1951 году он участвует в одном из конкурсов, где французское жюри присуждает ему I премию за смелость, необычность и за поразительное творчество в создании инструментальных произведений. Французское правительство предоставляет А. Пьяццолла стипендию для обучения в Парижской консерватории. Он берет уроки у Нади Буланже, которая и вдохновляет Астора на создание стиля нового танго.
Этот период жизни композитора является самым плодотворным. Он много учится, сочиняет музыку, занимается аранжировкой и выступает как солирующий музыкант на бандонеоне. И именно здесь он пишет новое танго, в котором присутствуют элементы джазовой гармонии, своеобразный ритм и полифония. В этот же период он создает два ансамбля: октет «Буэнос-Айрес» и струнный оркестр, с которыми исполняет свои собственные сочинения.
Исполняется танго «LA CALLE»
Это произведение в корне меняет представление о традиционном танго. В аккомпанементе – жесткое бугги. В то же самое время аккомпанемент может существовать, как самостоятельное произведение. Партия скрипки имеет самостоятельную тему, не перекликающуюся с аккомпанементом. И это сочетание разных мотивов создает сложную полифонию.
Французская публика с интересом слушает произведения Астора Пьяццолла, но придерживается мнения, что это не танго, а джаз-рок. Хотя сам композитор заявлял: «Я никогда не писал джаз-рок!».
В это время во Франции существовало множество клубов, где собирались любители танго и композиторы — тангисты. Французы считали, что цвет танго – оранжевый, поэтому посетителей обязывали иметь данный цвет в одежде. В этих клубах исполнялись исключительно традиционное танго с простым ритмом, с простыми гармониями и незатейливой мелодией, которую мог исполнить любой человек, не имеющий музыкального образования. Новое танго Астора Пьяццолла совершает настоящую революцию, против которой выступают все композиторы традиционного танго. Это влияние было настолько сильным, что музыкальные фирмы бойкотируют и отказываются издавать ноты А. Пьяццолла., который вынужден был уехать в Нью-Йорк. Перед отъездом он пишет прощальное танго «Chau Paris» в традиционной манере, тем самым показывая композиторскому клану свое умение писать традиционное танго.
Исполняется танго « CHAU PARIS»
В Нью-Йорке он работает в качестве аранжировщика в оркестре, а так же выступает как солист игры на бандонеоне. Но душа его стремится в Буэнос-Айрес, где его музыку понимают и принимают. Все больше он убеждается в том, что танго является музыкой не только для танцев, но и для прослушивания. Все накопленные знания и умения Астор направляет на обогащение танго, чтобы вывести этот жанр на большую сцену. Он создает необычное танго, которое посвящает своему любимому инструменту – бандонеону. В этом танго присутствуют элементы джаза, свинг и полифония.
Исполняется танго «BANDO»
В 1959 году Астор Пьяццолла теряет горячо любимого отца и на смерть отца он пишет танго «Adios Nonino», которое написано в двухчастной форме, где первая часть — это боль и горечь утраты, крик души, скупая мужская слеза. И вторая часть – светлая, написанная в тональности любви Fdur, показывающая ту недосказанную при жизни любовь и нежность.
Исполняется танго «ADIOS NONINO»
В 60 – е годы Астор Пьяццолла создает свой ансамбль «Quinteto», который воплотил все его идеи. Ансамбль был признан лучшим. В его состав входили: скрипка, контрабас, бас-гитара, фортепиано и, конечно же, солирующий инструмент — бандонеон. В это же время он сотрудничает с прекрасной аргентинской певицей Amelita Baltar. Для неё было написано множество песен , в том числе самая известная «Las Ciudades» , «Los Paraquas de Buenos Aires» и танго-оперу «Maria de Buenos Aires». В этой опере соединилось пение, танец, миманс и даже кукольное действо. Созданная Пьяццоллой в сотрудничестве с поэтом Jorazzio Ferrero оперита положила начало новому направлению – песни в стиле «tango Nuevo».
С 1963 по 1970 годы много пишет, расширяется круг почитателей, имеет большой успех в странах Латинской Америки. Так почему же в странах Латинской Америки так хорошо понимают и принимают музыку Астора Пьяццолла? Обратимся к историческим фактам.
В Латинской Америке происходило смешение культур разных народов. Это музыка индейцев: племени инки, майа, ацтеки. Каждое племя имело свою музыкальную культуру, отличавшуюся от других. Свои инструменты и свои ритмические особенности. С давних времен были ввезены рабы из Африки, которые во время работы пели заунывные мелодии с тоской о родине, из которых потом и родился негритянский блюз. Вечерами они создавали свои маленькие ансамбли, где исполнялась африканская музыка с её неповторимым колоритом. Испанские конкистадоры, завоевавшие Латинскую Америку, так же внесли туда свою музыкальную культуру — фламенко. В свою очередь арабы оказали большое влияние на испанскую культуру, потому что долгое время Испания находилась под их властью . И вот это смешение музыкальных культур можно было услышать на каждом празднике, происходящем на улицах Аргентины. А праздников в течении года происходило великое множество, и поэтому ухо аргентинцев, привыкшее к сложным ритмам, джазовым гармониям, к необычной мелодии, легко воспринимало новшества, которые Астор Пьяццолла вводил в свои произведения. Турне, совершенное по Аргентине, Бразилии, США приносят огромный успех и славу композитору Астору Пьяццолла.
Через всю свою жизнь он проносит любовь к своей жене. Результатом этого сильного, нежного чувства явилась музыкальная трилогия: «Milonga del angel», «La muerte del angel», «Ressureccion del angel» («танец ангела», «смерть ангела», «воскрешение ангела»). В этой трилогии нет религиозной подоплеки. Под ангелом автор подразумевает красивую молодую девушку, чистую, как ангел, которая пробуждает в молодом человеке чувства любви. Она помогает ему пронести и сохранить это чувство на протяжении всей жизни. На музыку «Milonga del angel» аргентинцы поставили танец. Это мужской танец. Молодой юноша, охваченный сильным чувством, ранее неизведанным, пытается найти источник возникновения этого чувства. Его движения напоминают поиски и в результате вдалеке появляется образ юной чистой девушки. Он то приближается, то отдаляется и, в зависимости от этого, чувства юноши меняются – то страстные, то нежные, то задумчивые. Эти чувственные переливы очень ярко передает Астор Пьяццолла в произведении «Milonga del angel».
Исполняется «MILONGA DEL ANGEL»
В 1971 году он пишет ряд программ для телевидения Италии и в 1972 г. получает предложение знаменитого итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи о написании музыки к кинофильмам «Последнее танго», «Джин и Поль», «Предпоследний». Его активная творческая деятельность проходит в трех странах – Аргентина, Франция и Италия.
В своем творчестве Астор Пьяццолла много экспериментирует и в результате этих экспериментов появились произведения, в которых параллельно сочетались далекие неродственные тональности, например: фортепиано – правая рука в одной тональности, левая – в другой. Или скрипка в одной тональности, а фортепиано в другой.
Исполняется пьеса «LAS FURIAS»
В этом произведении партия скрипки написана в тональности c moll,
а партия фортепиано – в a moll. Но тем не менее, мы не слышим явных диссонансов. Композитор умело лавирует, сочетая эти разные тональности. Благодаря такому синтезу создается мистический образ фурий. Здесь показаны не злобные существа, как их привыкли считать, а нежные, необычные, передающие красивый женский облик, летящий по небу. Во вступлении композитор передает чувство настороженности, некоторой боязни при виде этого явления, и потом восхищение и любование этими сказочными существами. В этом и заключается талант композитора — совместить несовместимое, с помощью чего и был создан тот неповторимый мистический образ.
В течении 10 лет Астор Пьяццолла концертирует по миру: в Европе, Японии, Южной и Северной Америке. Его выступления имеют огромный успех. И музыканты всего мира хотят работать с ним и исполнять его музыку. Большая заслуга Астора Пьяццолла в том, что он сумел большинство своих произведений напечатать, выписав сложные ритмические рисунки, для того, чтобы музыканты – исполнители смогли осуществить его композиторский замысел.
Несмотря на то, что в свое время французские издательства бойкотировали музыку А. Пьяццолла, французское правительство приглашает его работать в государственном оркестре в качестве дирижера, аранжировщика и исполнителя игры на бандонеоне. Он встречается и сотрудничает со многими известными музыкантами, среди которых был и известный русский виолончелист Мстислав Ростропович. Астор Пьяццолла, пораженный талантом этого исполнителя, посвящает ему свое танго под названием «Le gran tango». Но одним из лучших по всему миру было признано «Libertango», за которое он получил всеобщее признание и премию.
Жизнь, насыщенная творчеством, работой, многочисленными выступлениями, не могла не сказаться на здоровье Астора Пьяццолла. . Он переносит инфаркт, и после продолжительного лечения с энтузиазмом вновь принимается за работу, активно участвует в творческой жизни, выступает как солист игры на бандонеоне, руководит Парижским оркестром. Но годы дают о себе знать и в 90- х годах врачи ставят ему неутешительный диагноз – тромбоз сосудов головного мозга. Астор Пьяццолла возвращается в Буенос-Айрес, где и проводит свои последние два года жизни в отрешении от творчества.
В 1993 году эта композиция завоевала премию «Грэмми» как лучшее инструментальное произведение.
Аргентинцы были настолько благодарны Астору Пяццолла за то, что он вывел их национальный танец на мировую сцену, преобразовав и обогатив его, что воздвигли памятник самому композитору и аргентинскому национальному танцу — Танго. Множество скульпторов предлагало свои эскизы, но только ЭстелаТрембино смогла воплотить мечту и желание аргентинцев. Памятник танго исполнен в виде абстрактной фигуры развернутых мехов бандонеона – души танго, ведь само танго обязано своим появлением на свет именно этому «инструменту дьявола».
Монумент представляет собой гигантский бандонеон, изготовленный из нержавеющей стали, высотой в 3,5 метра весом в две тонны, стоимостью в 11 000 долларов. Средства на создание памятника были собраны почитателями танго и частными компаниями.
Источник