Пью за здравие мэри ноты для хора

Мери. Варламов. Пушкин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова А. Пушкина Музыка А. Варламова

Пью за здравие Мери,
Милой Мери моей!
Тихо запер я двери
И один без гостей,
Пью за здравие Мери.
Милой Мери моей!
И один без гостей,
Пью за здравие Мери,
Пью за здравие Мери,
Милой Мери моей!

Можно краше быть Мери,
Краше Мери моей,
Этой маленькой пери;
Но нельзя быть милей
Резвой, ласковой Мери,
Милой Мери моей!
Но нельзя быть милей
Резвой, ласковой Мери,
Резвой, ласковой Мери,
Милой Мери моей!

Будь же счастлива, Мери,
Солнце жизни моей!
Ни тоски, ни потери,
Ни ненастливых дней
Пусть не ведает Мери.
Милая Мери моя!
Ни ненастливых дней
Пусть не ведает Мери,
Пусть не ведает Мери,
Милая Мери моя!

Источник

Петербургские серенады для вок. анс. или хора без сопровожд.

О произведении

Содержание

Рубрики

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Петербургские серенады для вок. анс. или хора без сопровожд.», автора Даргомыжский А.С. Ноты были изданы в 1983 году. Содержит 31 с. Язык: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Аннотация на хоровую миниатюру А. С. Даргомыжского «Что смолкнул веселия глас. »

Данная работа была представлена на экзамен по дирижированию на III курсе ДХО . Она представляет собой всесторонний анализ хоровой партитуры a cappella, в котором отображены технические, стилистические, вокально-хоровые особенности произведения, определены трудности, возникающие в процессе его разучивания и исполнения.

Скачать:

Вложение Размер
Аннотация на хоровую миниатюру А. С. Даргомыжского «Что смолкнул веселия глас. » 514.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования УР
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Аннотация
на хоровую миниатюру
А. С. Даргомыжского «Что смолкнул веселия глас. »

студентки III курса ДХО
Малининой Валерии
класс преподавателя
Никулиной С. В.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869) является первым русским композитором, оценившим величие творческого подвига Глинки. Как и Глинка, он был воодушевлён идеей национальной музыки. И его историческое значение заключено в том, что он обогащает творческие традиции Глинки новым содержанием своего времени, подводя путь русской музыки к её новому гигантскому подъёму в творчестве Мусоргского и Чайковского.
Творчество Даргомыжского вошло в историю как явление критического реализма в искусстве. Обнажение противоречий в обществе, критика социальных отношений, бичевание едкой сатирой – суть творчества Даргомыжского (подобно Гоголю в литературе и Федотову в живописи).

Родился А. С. Даргомыжский 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Провел всю жизнь в Петербурге (с четырех лет). Сравнивая начальный этап жизни – детство и юношеские годы с биографиями других композиторов, нельзя сказать о чём-то особом. В семье любили искусство, с 6 лет начались первые уроки по фортепиано, позднее скрипки. Рано обнаружилась тяга к сочинению.

Первой знаменательной датой в творческом пути явился 1834г. – год встречи с Глинкой. Именно отсюда начинает отсчёт сознательная творческая деятельность. Серьёзно изучает теорию музыки (курс контрапункта и инструментовки).
По примеру Глинки задумывает сочинение большой оперы. Первой оперой Даргомыжского явилась «Эсмеральда» — на сюжет романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Основной областью творчества после «Эсмеральды» становится на ближайшие годы вокальная камерная лирика. Музицирование в дружеском кругу было для Даргомыжского не только художественной потребностью, но и необходимой творческой лабораторией, в которой формировались основы русской реалистической школы пения. В это время написаны романсы на стихи Пушкина «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева» и другие. С именем Пушкина связано и одно из крупных произведений того периода – кантата «Торжество Вакха» (позднее была превращена в оперу-балет).

В 1844-45гг. совершает своё первое заграничное путешествие (второе было в 1865г.). Возвращение на родину открывает зрелый период творчества. К этому времени усложняющаяся социальная жизнь России непосредственно отражается на развитии искусства. В передовой литературе возникает стремление правдиво и критически освещать теневые стороны дореформенного строя. Развивается так называемая «натуральная школа», гоголевское направление.

В 1856г. Даргомыжский заканчивает оперу «Русалка». Значение этой оперы в истории развития русской музыки велико. Новаторство проявляется как в решении сценической драматургии, так и в музыкальной. Опера служит переходным этапом к драматическому оперному стилю Чайковского. Однако, в то время, из-за плохого качества постановки, она была вскоре снята с репертуара. Период конца 50-х годов и начала 60-х наблюдается высший подъём общественного демократического движения. В эти годы Даргомыжский больше сближается с передовой литературно-художественной средой, сотрудничает в прогрессивных сатирических журналах «Искра», «Будильник».

После отмены крепостного права увеличивается разночинский строй. Появляются новые темы в искусстве, новые идеи, новый слушатель, читатель. Именно в эти годы творчество Даргомыжского становится актуальным, а он сам обретает известность. Теперь «Русалка» имеет успех, а вокруг Даргомыжского сплачивается молодёжь – «Могучая кучка». Его новая идея – работа над оперой «Каменный гость». Эту оперу назвал своей лебединой песней. Писал её уже тяжелобольным, но так и не успел завершить…

На протяжении всей своей жизни Даргомыжский обращался к камерному вокальному жанру. До нас дошло свыше 100 романсов и песен, а также большое количество вокальных ансамблей. Среди ансамблей особый интерес представляют вокальные трио a capрella для разных голосов, названные автором «Петербургские серенады». Первые сочинения возникли ещё в конце 40-х годов. Композитор увлекается тогда со своими друзьями музицированием на открытом воздухе, на воде. В 1850 году им впервые были опубликованы девять «серенад», а спустя год-два вышло новое издание, включающее 12 пьес этого цикла, несомненно, они предназначались уже для домашнего музицирования.

В жанровом отношении хоры весьма разнообразны, но преобладает лирическое начало. Состав голосов разный: альт, тенор и бас; сопрано, тенор, бас. В фактурном отношении хоры достаточно разнообразны. Наряду с несложным аккордовым складом, есть произведения, связанные с полифоническими приёмами, то есть с использованием подголосочного склада.
«Петербургские серенады» не представляют собой законченный цикл, а являются сборником миниатюр на стихи поэтов того времени: Дельвига, Лермонтова, Кольцова, Пушкина.

Имя Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) представлять не приходится. Его по праву называют величайшим русским поэтом, родоначальником русской классической литературы, началом всех её начал. Не удивительно, что стихи Пушкина привлекают к себе внимание музыкантов всех последующих поколений: именно в них полностью раскрывается музыкальное начало русской речи, её напевность, ритмическое богатство. Более 1000 композиторов, включая современников поэта, неоднократно обращались к его творчеству.

Даргомыжским написано 33 произведения на сочинения Пушкина. Среди них хоры «Восстань, боязливый» («Подражание корану»), «Вянет, вянет лето красно» («К Наташе»), «Пью за здравие Мери», «Что смолкнул веселия глас» («Вакхическая песня»). Последние три входят в сборник «Петербургских серенад». В цикле можно наблюдать два пласта: трио, созданные в манере более широкой, крупным штрихом и трио, более тонко детализированные по своей выразительности. Первые исключительно куплетного строения, вторые, как правило, индивидуальные по форме. Большие «серенады» — «Что смолкнул веселия глас» и «Буря мглою небо кроет», написанные на текст Пушкина, особенно ярко подчёркивают основную творческую тенденцию, которая характеризует весь цикл: композитор стремился превратить жанр бытовой застольной музыки в высокий род художественного камерного творчества, отмеченный значительным и разнохарактерным содержанием.

По собственному признанию Даргомыжского, Пушкин был одним из его самых любимых поэтов, без которого, как он выражался, он не мог ступить и шагу. Из четырех написанных им опер – три на сюжеты Пушкина!

«Вакхическая песня» была написана Пушкиным в 1825г. в Михайлове. Михайловский период (1824-26гг.), как известно, составил одну из самых блистательных страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за это время поэтом, по качеству, разнообразию, художественной полноценности превосходит решительно все предыдущие периоды его творчества. Михайловская лирика воспевает и нерушимый союз дружбы («19 октября»), и ярко вспыхнувший пламень любви («Я помню чудное мгновенье»).
«Вакхическая песня» передаёт чувства страстной веры в неизбежную победу солнца над тьмой, разума над предрассудками – светлых начал над гнетущими.

В стихотворении поэтом заложена определённая интонационная система. Композитор прежде всего отражает в музыке метрический акцент, диктуемый метрической сеткой стиха:

Метрический акцент (а стихотворение написано 3х и 4х-стопным анапестом) падает на крайние звуки диапазона мелодии, тем самым ярче проявляясь в музыке. Можно было бы решить мелодию другим путём, если исходить от синтаксического ударения (смыслового). Для этого следует убрать вершину мелодии на слове «смолкнул» и перенести на наиболее яркое по смыслу слово «веселия». Так примерно это делает Чайковский в своём хоре на этот же текст:

Но Даргомыжский не делает этого, вероятно, по той причине, что видел влияние на эмоционально-художественную сторону воздействия ритмико-фигурной структуры текста. 3х-стопность стиха предполагает подвижный темп. В сочетании этих элементов происходит эффект динамичности и сдержанности одновременно. При этом эмоциональная сфера сохранена.

Это образец полного воплощения стихового ритма, что довольно характерно для камерных вокальных сочинений Даргомыжского. Глубокое проникновение в композицию стиха, соответствие идеи поэтического источника и музыкального решения. Именно от Глинки и Даргомыжского происходят эти традиции.

Форму хора композитор также связывает со строением стиха: часть соответствует одной строфе. В целом форма произведения 3х-частная репризная.
I часть представляет собой период неквадратного строение, состоящий из двух предложений (11 тактов и 9 тактов – увеличение за счёт повторений последних фраз). Для первого предложения характерно слитное ровное движение восьмыми всех голосов. Мелодическая линия у тенора подвижная, гибкая, с чередованием восходящих и нисходящих скачков на терцию, сексту, септиму, октаву и движением по звукам трезвучий T, S, D:

В гармонии полные обороты, в шестом такте происходит отклонение в F-dur (субдоминанта). Во втором предложении начало имитационное, мелодию начинают баритоны, затем уже остальные голоса. Появляется новый ритм , подготавливающий незаметно ко II части, где он будет основным. В гармоническом плане заметны отклонения в VI и II ступень, но они очень небольшие. Заканчивается I часть основной тональностью – C-dur.

II часть – середина (вторая строфа) – несколько отличается по характеру от крайних разделов. Её открывает предложение из 4х тактов, которое звучит как призыв, заключая в сущности смысл песни:
« Да здравствуют музы, Да здравствует разум ».

Далее, в двух предложениях проводится тема более мягкого лирического склада. Лирика заключена в самом тексте. В музыке же пунктирный ритм и размер 4/4 (маршевость) не дают почувствовать её в полной мере. С начала этого раздела модуляция в VI – As-dur и его сферу (отклонение в Es-dur, B-dur, g-moll). Во втором предложении, которое построено только на повторении предыдущих строк, происходит возвращение в основную тональность – C-dur.

В завершении II части снова звучит 4х-тактное предложение-восклицание, но ещё более динамичное и значимое. Это кульминация всего произведения, в которой буквально скандируются слова, полные надежд и стремлений:

« Да здравствует солнце, да скроется тьма »

Вслед за этими строчками начинается реприза, которая полностью повторяет I часть.

Это произведение a capella, написано для мужского трио (ансамбль или камерный хор). Диапазон голосов: партия тенора составляет интервал большая нона (соль малой октавы — ля первой октавы). Партия баритонов содержит интервал малая нона (ми малой октавы — фа первой), и партия басов включает в себя ундециму (соль большой октавы — до первой).

Каждая партия имеет свои определённые трудности:

  • в теноре часто используется высокая тесситура, они ведут мелодию очень гибкую в интонационном отклонении и подвижную ритмически;
  • для партии баритона характерен более узкий диапазон, здесь нет сложных широких скачков. Их мелодическая линия не является самостоятельной, она служит гармонической поддержкой основной мелодии. В средней части строится буквально в пределе терции:

или остаётся звучать на одной ноте целый такт:

В данном случае нужно сохранять чувство движения вперёд, учитывая выразительность текста и точную интонационную высоту в аккордовом звучании (имеется ввиду степень интонирования си-бемоль как терция минорного трезвучия и си-бемоль как септима в доминантсептаккорде).

  • партия басов служит гармонической опорой. И в этом плане выглядит больше инструментальной, нежели хоровой. Скачки на октаву, квинту и кварту для неё обычное явление. Пожалуй, из всех трёх партий, партия басов ставит принципиально больше требований и задач к исполнителям, к их вокально-техническому мастерству. Без подвижного и хорошо интонируемого баса здесь не обойтись:

Фактура этого произведения мелодико-гармоническая, голоса ведутся слитно, движение аккордовое. В имитационном начале второго предложения I части (соответственно III части) следует обратить внимание на поочерёдное мелодическое проведение (баритон, затем тенор и бас). Но этот момент кратковременен и не доставит особых трудностей. В целом, важно сохранять одновременное движение голосов – ансамбль ритмический, дикционный, тембровый. Для начинающих певцов предстоит работа как над горизонтальным строем (мелодическое имитирование), так и над вертикальным (чистота и стройность аккордового звучания).

Основное звуковедение – legato. В качестве выразительности его нужно изменять: от чёткого, слегка подчёркнутого к более лёгкому, мягкому. Характер звука – собранный, волевой, внутренне динамичный. Дыхание соответствует голосоведению: в коротких ритмичных фразах подача его активизируется, при больших и более распевных – глубокое, экономное (характерно для II части).

Работу над дикцией можно считать обычной: быстрое, чёткое произношение согласных; певучесть и определённость гласных звуков.
Донесение выразительности текста – одна из главных задач этого произведения. Нельзя сказать, что в этом хоре композитор использует какие-то особые приёмы для достижения музыкальной выразительности. Следует напомнить, что предназначалось оно для обыкновенного домашнего музицирования.

Следовательно, больших изменений в плане динамики и агогики нет. Композитор указывает только два ньюанса – f и ff в кульминации. Для показа нового характера средней части отличает: mezza voce (вполголоса).

Обычно разделы и даже некоторые фразы завершаются ферматами. Дирижёру нужно точно определить их время и значение: как завершение, «округление» фразы или подготовка к новой части, новому разделу.
Следует заранее установить логические ударения и кульминационные точки внутри предложений, определить степень развития, чтобы суметь их объединить в одну целую форму и подвести к главной кульминации произведения (в конце II части):

Для профессиональных певцов это не доставит трудностей, ведь произведение достаточно простое в исполнительском отношении. А если это только начинающий коллектив, то хор поможет им овладеть некоторыми вокальными и, прежде всего, ансамблевыми навыками.

С творчеством А.С. Даргомыжского в русскую музыку вошли новые художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление критического реализма. Основным средством выразительности для Даргомыжского стал речитатив — близкий к живой разговорной речи. Такая новизна музыкального языка не совсем была понятна его современникам. И, выдерживая яростные нападки противников, композитор сохранил свои творческие устремления. Через всю жизнь он пронёс эту творческую установку. И когда на склоне лет встретился с новым поколением русских музыкантов, то стал для них «великим учителем русской музыкальной правды».

Хоровая миниатюра «Что смолкнул веселия глас. » из вокального цикла «Петербургские серенады» представляет собой своеобразный гимн, воспевающий такие человеческие ценности как дружба, любовь и творчество.

Источник

Читайте также:  Аккорда гни свою линию
Оцените статью