«Техническое развитие учащихся в классе аккордеона»
В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
Просмотр содержимого документа
««Техническое развитие учащихся в классе аккордеона»»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Унечская детская школа искусств»
Тема: «Техническое развитие учащихся
Разработала: преподаватель первой категории
«Техника – это ещё не искусство.
Она всего лишь средство достижения искусства,
мост на пути к нему»
В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
В широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и быстроту пальцевых движений.
Вся техника аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной — октавы, аккорды, скачки, тремоло, кистевая техника.
Целью сегодняшнего методического занятия является – определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащегося. Рассмотрение главных технических элементов. Отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех частей рук, координация движений, приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.
Техника – предельная точность и быстрота пальцевых движений. Это важное средство передачи художественного содержания произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить о главных технических элементах, к которым относятся: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движений правой и левой руки, темп, штрихи.
Правильная посадка, постановка инструмента и рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев. Инструмент должен стоять устойчиво, мех располагается на левом бедре, гриф упирается в правое бедро и при игре на сжим аккордеон приобретает необходимую устойчивость. Наиболее приемлемая подгонка плечевых ремней такая, при которой между корпусом инструмента и исполнителем можно свободно провести ладонью. Рабочий ремень левой руки также подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры.
Положение кисти и пальцев во время игры обусловливается самой физиологической природой человеческого организма. Оно должно быть свободным и естественным, как, например, в состоянии покоя, когда руки максимально расслаблены. Кисть и пальцы в этот момент имеют округленную форму, служащую прообразом их необходимого положения в процессе исполнения. О постановке рук написано очень много. Этот процесс должен проходить в работе по усвоению всего комплекса музыкально-исполнительских навыков: над гаммами, арпеджио, а также этюдами, пьесами и т.д.
Наиболее типичные ошибки:
заваливание корпуса назад (в данном случае должно быть три точки опоры а) на стул, б) на ноги, в) в пояснице (при этом корпус следует распрямить, грудь подать вперёд);
несобранность пальцев – следствием чего является скованность мышц, зажатость рук;
«провал», прогибание вовнутрь первой фаланги пальца, в результате он становится менее устойчивым и сильным.
Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала.
Высказывание знаменитого французского композитора и ученого-музыковеда XVIII века Ж.Р.Рамо:
«Конечно, не у всех способности одинаковы. Однако, если только нет никакого особого недостатка, мешающего нормальным движениям пальцев, возможность развития их до той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих… усидчивая и направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы, даже наименее одаренные…»
Для успешного технического развития важна планомерная работа над гаммами, этюдами, специально подобранными упражнениями.
Дети далеко не всегда проявляют интерес к этой работе, нередко выполняют её вяло, что снижает её эффективность. Эту работу следует сделать возможно более привлекательней для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл, стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Работу над упражнениями следует вести систематично, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенно наращивания темпа и ясности артикуляции.
(Пример: Р. Бажилин 16 ежедневных упражнений) – эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте.)
Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности. Затем постепенно ускорять темп с изменением динамики.
Репетиция – быстрое, многократное извлечение одного и того же звука чередующимися пальцами. Репетиция выполняется обычно двумя сильными пальцами. Необходимо также играть и другими пальцами, что способствует достижению чёткости в звучании и более свободному исполнению. Репетиция исполняется при помощи лёгких кистевых движений на первую ноту. (Пример: С. Павин Этюд d – moll)
Развитию пальцевой техники способствуют не только быстрые упражнения, этюды и пьесы. Медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами легато приносят не меньшую пользу. Можно поиграть упражнение на двухголосие. (Пример: упражнение на двухголосие. В. Лушников). При исполнении следить за ровным спокойным исполнением. Верхний и нижний голос должны исполняться обязательно на легато.
Особое внимание нужно уделить упражнениям левой руки, необходимо равномерно развивать все четыре играющих пальца.
(Пример: 6 упражнений для левой руки. В. Лушников)
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом — необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:
позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
способствует координации движений обеих рук;
плавности ведения меха и смены направления его движения;
помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма.
Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм.
Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1-го пальца полезно «беззвучное упражнение»: (Пример: для этого нужно закрыть застёжку, поставить 2-ой палец на «до#» и 3-ий на «ре#», 4-ый на «фа#», 5-ый на «соль#». Нажать и держать все эти чёрные клавиши, не отпуская клавиши, нажать 1-ым пальцем до, ре, ми, потом до, ре, ми, фа.) К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание. (Пример: До, ре, ми, фа, соль; Фа, соль, ля, си, до.) Так же отрабатывается и перекладывание 3 и 4 пальцев в обратном движении)
Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму «кусочками» по 2, 3 звука. (Пример: С- dur левой рукой)
Хорошо развиваются пальцы левой руки в минорных гаммах т.к. при игре участвует 4-ый и 5-ый палец. (Пример: a — moll левой рукой)
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают разучивать гамму каждой рукой отдельно в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.
В дальнейшем перед учеником ставится задача постепенного увеличения темпа. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за чёткостью и ровностью звучания. Так полезно использовать различные ритмические группировки. (Пример: С – dur ритмическими рисунками) При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.
Полезно играть гамму терциями. Нижний звук гаммы начинается с тоники, а верхний с терции тонического трезвучия, т.е. с III ступени гаммы. Связное исполнение терций в гаммообразном движении представляет определённые трудности. Довольно легко, при уже достаточно развитой технике правой руки, сыграть подряд три терции, но если приходится играть более трёх терций в одном направлении, связность требует большого навыка, необычного чередования пальцев и местами осуществляется лишь частично, в одном голосе. В последованиях пальцев (2,4 – 1,3 и 3,5 – 1, 3) связность достигается за счёт большого пальца. Начинать разучивать следует в медленном темпе, следить за ровностью и одновременностью удара пальцев. (Пример: C – dur терциями)
Игра гамм необходима для:
развития беглости пальцев;
формирования аппликатурных принципов;
работа над независимостью пальцев, подкладыванием и перекладыванием;
работа над штрихами;
развитие метроритма, интонации.
Арпеджио — разложенные аккорды. Работу над арпеджио можно начинать со второй половины первого года обучения. Кисть руки делает минимальное движение от первого к пятому пальцу. Первый палец после снятия с клавиши плавно подтягивается к остальным. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация. Опорные звуки нужно выделить в арпеджио более сильным акцентом и активным движением пальца. В начале осваиваются арпеджио короткие и ломаные, позже — длинные. (Пример: короткие и длинные арпеджио в До мажоре)
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе.
При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
сделать соответствующее перемещение кисти;
путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).
Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. (Пример: аккорды в До мажоре)
Конечным результатом изучения гамм и арпеджио должно быть умение исполнять их совершенно свободно и легко в любых темпах, в различных метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками одновременно). Гаммы, арпеджио и аккорды стараться играть, не глядя на клавиатуру, единой цепочкой (без остановок на тонике), чтобы не терялась ровность звучания, темп. (Пример: H – dur ритмическими рисунками, арпеджио и аккорды)
Работа над этюдами – это средство для овладения различными исполнительскими навыками игры на аккордеоне, применение этих навыков в пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.
Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда – не цель, а средство для достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать художественный смысл.
Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:
1. Изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы. Детально разобрать текст, установить аппликатуру;
2. Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места.
3. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;
4. Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха;
5. Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;
6. Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
Технические трудности тоже нуждаются во внимании, поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить технические трудности, определить пути их преодоления. Исключается бессмысленное проигрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, чёткая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком – необходимые условия для продуктивных занятий. Существуют различные способы технической тренировки: многократное его повторение, перемена штрихов, разные темпы. Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть её различными фигурами, в том числе пунктирными. При такой игре каждый палец поочерёдно как бы фиксируется на нужной клавише. (Пример: Ф. Бургмюллер Этюд e – moll)
Для освоения трудных мест ученику необходимо давать специальные упражнения, связанные с музыкально-исполнительскими задачами, возникающими при разучивании произведения. В этом случае у упражнения есть конкретная, связанная с музыкой, цель, направленная не только на физическую сторону движения. Упражнения, построенные на элементах технически трудных мест разучиваемого произведения, являются хорошим средством преодоления технических трудностей в произведении. Упражнения могут состоять из наиболее сложного оборота, пассажа, двух-трех элементов следующих в произведении друг за другом. Домашнюю работу следует начинать именно с упражнений и гамм. Начиная с пьес, в целях “экономии” нескольких минут, ученик теряет часы, т. к. мышцы не “разогреты”, пальцы малоподвижны, и чтобы добиться нужного результата, требуется много времени. ( Пример: фрагменты из пьес Е. Дербенко «Старый трамвай», Л.О. Анцати «Вальс – мюзетт»)
Художественноеое развитие невозможно без технического. Развитие техники – одна из целей процесса обучения. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника – это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счёте, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания, целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату – публичному выступлению.
Фридрих Липс «Искусство игры на баяне». Издательство «Музыка» Москва 1985г.
А.Судариков. «Исполнительская техника баяниста». Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1986г.
Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1970г. Статьи: П.А.Гвоздев «Работа баяниста над развитием техники» и В.Г.Горохов, С.М.Колобков «Гаммы и арпеджио на баяне»
Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Издательство Владимира Катанского 2008г.
Завьялов В. «Баян и вопросы педагогики». «Искусство» 1992г.
Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой». М. 1971г.
Демченко А. «Технические упражнения для баяна». М. 1967г.
Источник