Работа над гаммой по классу гитары

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_gammy.docx 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДМШ г. Зеленодольска РТ»

для работы с учениками старших классов ДМШ

по специальности «Классическая гитара».

Тема : «Развитие технических навыков

в работе над гаммами

в старших классах

специальности «Гитара» в ДМШ».

Автор : Королькова Евгения Владимировна ,

педагог ДМШ высшей категории

по специальности «Гитара»

Цель урока : освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.

  1. Вызвать интерес к занятиям по специальности.
  2. Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
  3. Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
  4. Повышение техничности исполнения у учащегося.
  5. Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
  6. Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.

Продолжительность урока : 45 минут.

Материально-техническая база : две гитары (для ученика, у педагога – для показа), подставки для ноги, пульт.

Подробный план урока :

  1. Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».

Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.

Гамма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.

Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.

  1. Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
  1. Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).

Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:

Двухпальцевая техника : доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.

Трёхпальцевая техника : широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.

Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.

  1. Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
  1. Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:

— позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,

— техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» — при движении вниз, при переходе на разных струнах,

— ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,

— проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,

— проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,

— проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,

— проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.

  1. Работа над исполнением гаммы правой рукой:

— определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,

— исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,

— ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,

— передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз). Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,

— сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),

— проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,

— проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,

— применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,

— проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,

— проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,

— проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,

— тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.

  1. Работа над координацией рук при исполнении гамм:

— отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,

— работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.

  1. Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.

— выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),

— выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,

— сочетание игры с метрономом и без него.

  1. Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.

— выявление пассажей в Этюде,

— определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,

— отработка разными упражнениями тяжелых мест,

— работа над темпом, упражнения,

— выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,

— полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.

Урок должен пройти результативно.

Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока.

Ученик в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе.

Источник

Работа над гаммами на начальном этапе обучения ( 2 класс) гитара.

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комсомольская детская школа искусств»

Конспект открытого урока

Работа над гаммами на начальном этапе обучения» (гитара)

Субботина Наталья Георгиевна

Тема: «Работа над гаммами на начальном этапе обучения» ( гитара)

Дата проведения: 01.12 2017г.

Цель: анализ уровня формирования первичных знаний, умений и навыков технического развития на начальном этапе обучения.

1.Уточнить основные понятия темы, термины;

2.Показать основные приёмы и методы работы над гаммами;

3.Развивать технические умения:

— умение выполнять точную аппликатуру пальцев обеих рук;

— исполнить заданный ритмический рисунок;

— применить приёмы звукоизвлечения.

4.Продолжить работу над формированием интереса к обучению.

Тип урока: практический, индивидуальный.

Форма урока: индивидуальный.

Участники: Зарипова Юля, 2 класс.

— карточки с обозначением аппликатуры обеих рук;

— карточки с ритмическими рисунками;

— карточки с названиями приёмов звукоизвлечения;

— примеры гаммообразных пассажей в произведениях.

— подставка для ног;

— подставка для нот;

— подготовка наглядности к уроку;

— выбор гамм из репертуара 2 года обучения;

— выбор музыкальных примеров;

— выбор домашнего задания.

— проверка готовности класса к уроку;

— объявление цели и задач урока (см. выше).

Гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение её захватывает энергией движения.

Что может дать работа над гаммами? Как нужно над ними работать? Гаммы – это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, а своей простотой и универсальностью. Выучить гамму просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться многому. Можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одной задачи на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого — создание музыкального образа.

Из всего сказанного ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть её. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм.

Каждое занятие следует начинать с проигрывания гамм и работы над ними.

2.Практическая часть урока.

Проверка теоретических знаний.

Что означает слово « Гамма»?

Гамма-это последовательность музыкальных звуков в восходящем и нисходящем движении или точнее звукоряд от определённого звука.

— Что означает слово « Аппликатура»?

Аппликатура – обозначение пальцев рук.

Правила аппликатуры левой руки:

1палец -1лад, 2 -2, 3 — 3, 4 – 4.

Правила аппликатуры правой руки:

I -1, m -2, a -3, e -4.

— Какие бывают приёмы извлечения звука?

Тирандо– щипок без опоры.

Апояндо – щипок с опорой.

Предложена схема : Гамма – ключевые знаки – аппликатура — ритмические фигурации – приём игры ( карточки).

Подготовка к исполнению гамм.

1.При нисходящемдвижении звуков, извлекаемых на одной струне и в той же позиции, пальцы ставятся на соответствующие лады заранее – одновременно с пальцем, участвующем в извлечении 1 звука.

2. При восходящемдвижении звуков, исполняемых на одной струне и в той же позиции, пальцы не снимаются со струны до тех пор, пока этого не потребует исполнение следующих звуков.

3. Движение пальцев начинается с небольшого расстояния от струны или непосредственно от неё без замаха и удара.

Работа над гаммой До мажор.

1.Проверка посадки и постановки рук и ног;

2.Уточнение аппликатуры пальцев обеих рук;

3. Игра различными ритмическими фигурациями;

4.Игра различными способами извлечения звука.

Ученице предложено обратить внимание на левую руку — не поднимать пальцы сразу после извлечения звука; обязательно считать вслух, а затем выучивать ритмические фигурации соответствующими попевками: четвертные – « Мы шагали», восьмые – « А потом мы побежали», шестнадцатые – « А теперь мы все поедем быстро на велосипеде». Сочетание четвертная две восьмых – « бабушка — дедушка», две восьмые четвертная – « паровоз» и т.д. Исполнять гамму разными приёмами звукоизвлечения и отрабатывать их.

Предложено упражнение для закрепления аппликатуры в гамме До мажор: М. Каркасси « Школа игры на шестиструнной гитаре», стр.19.

— выполнять рекомендации по подготовке к исполнению гамм;

— уделять внимание ритмичности исполнения;

— уделять внимание точности соблюдения аппликатуры;

— проучить рекомендованное упражнение.

Работа над хроматической гаммой До мажор.

Что такое – «Хроматическая гамма»

Хроматическая гамма – это последовательность звуков по полутонам.

1.Кисть занимает правильное положение: пальцы раздвинутые и согнутые, должны быть готовы прижать струну у порожка соседнего лада экономным движением.

2.При восходящем движении пальцы после того, как прижали струну на соответствующем ладу , остаются на месте; при нисходящем движении пальцы последовательно приподнимаются, но не удаляясь далеко от струны.

3.На 1 и 2 струнах увеличивайте закругление пальцев, чтобы они могли опускаться на струны, как « молоточки».

Знакомство с аппликатурой гаммы, т. к. ученица её ещё не учила. Исполнение приёмом тирандо и апояндо четвертными и восьмыми длительностями.

— выполнять рекомендации по подготовке к исполнению хроматической гаммы;

— выучить уверенно аппликатуру гаммы.

3.Примеры применения гаммообразных пассажей.

Й. Йирмал Этюд До мажор.

Н Потоловский « Охотник»

4.Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы с тобой познакомились над правилами работы над гаммами. Ещё надо очень много потрудиться, чтобы добиться качественного исполнения этих гамм. Но их ещё много, и над каждой надо много работать. Поэтому вывод такой: работа над гаммами – это кропотливый труд. Надо набраться терпения и знать, что это принесёт только пользу, ведь всё, над чем ты работаешь в гаммах, будет применяться в работе над музыкальными произведениями.

Источник

Оцените статью