Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_gammy.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ДМШ г. Зеленодольска РТ»
для работы с учениками старших классов ДМШ
по специальности «Классическая гитара».
Тема : «Развитие технических навыков
в работе над гаммами
в старших классах
специальности «Гитара» в ДМШ».
Автор : Королькова Евгения Владимировна ,
педагог ДМШ высшей категории
по специальности «Гитара»
Цель урока : освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.
- Вызвать интерес к занятиям по специальности.
- Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
- Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
- Повышение техничности исполнения у учащегося.
- Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
- Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.
Продолжительность урока : 45 минут.
Материально-техническая база : две гитары (для ученика, у педагога – для показа), подставки для ноги, пульт.
Подробный план урока :
- Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».
Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
Гамма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.
Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.
- Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
- Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).
Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:
Двухпальцевая техника : доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.
Трёхпальцевая техника : широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.
Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.
- Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
- Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:
— позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,
— техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» — при движении вниз, при переходе на разных струнах,
— ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,
— проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,
— проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,
— проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,
— проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.
- Работа над исполнением гаммы правой рукой:
— определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,
— исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,
— ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,
— передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз). Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,
— сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),
— проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,
— проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,
— применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,
— проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,
— проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,
— проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,
— тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.
- Работа над координацией рук при исполнении гамм:
— отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,
— работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.
- Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.
— выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),
— выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,
— сочетание игры с метрономом и без него.
- Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.
— выявление пассажей в Этюде,
— определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,
— отработка разными упражнениями тяжелых мест,
— работа над темпом, упражнения,
— выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,
— полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.
Урок должен пройти результативно.
Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока.
Ученик в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе.
Источник
Работа над гаммами на начальном этапе обучения ( 2 класс) гитара.
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
«Комсомольская детская школа искусств»
Конспект открытого урока
Работа над гаммами на начальном этапе обучения» (гитара)
Субботина Наталья Георгиевна
Тема: «Работа над гаммами на начальном этапе обучения» ( гитара)
Дата проведения: 01.12 2017г.
Цель: анализ уровня формирования первичных знаний, умений и навыков технического развития на начальном этапе обучения.
1.Уточнить основные понятия темы, термины;
2.Показать основные приёмы и методы работы над гаммами;
3.Развивать технические умения:
— умение выполнять точную аппликатуру пальцев обеих рук;
— исполнить заданный ритмический рисунок;
— применить приёмы звукоизвлечения.
4.Продолжить работу над формированием интереса к обучению.
Тип урока: практический, индивидуальный.
Форма урока: индивидуальный.
Участники: Зарипова Юля, 2 класс.
— карточки с обозначением аппликатуры обеих рук;
— карточки с ритмическими рисунками;
— карточки с названиями приёмов звукоизвлечения;
— примеры гаммообразных пассажей в произведениях.
— подставка для ног;
— подставка для нот;
— подготовка наглядности к уроку;
— выбор гамм из репертуара 2 года обучения;
— выбор музыкальных примеров;
— выбор домашнего задания.
— проверка готовности класса к уроку;
— объявление цели и задач урока (см. выше).
Гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение её захватывает энергией движения.
Что может дать работа над гаммами? Как нужно над ними работать? Гаммы – это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, а своей простотой и универсальностью. Выучить гамму просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться многому. Можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одной задачи на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого — создание музыкального образа.
Из всего сказанного ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть её. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм.
Каждое занятие следует начинать с проигрывания гамм и работы над ними.
2.Практическая часть урока.
Проверка теоретических знаний.
Что означает слово « Гамма»?
Гамма-это последовательность музыкальных звуков в восходящем и нисходящем движении или точнее звукоряд от определённого звука.
— Что означает слово « Аппликатура»?
Аппликатура – обозначение пальцев рук.
Правила аппликатуры левой руки:
1палец -1лад, 2 -2, 3 — 3, 4 – 4.
Правила аппликатуры правой руки:
I -1, m -2, a -3, e -4.
— Какие бывают приёмы извлечения звука?
Тирандо– щипок без опоры.
Апояндо – щипок с опорой.
Предложена схема : Гамма – ключевые знаки – аппликатура — ритмические фигурации – приём игры ( карточки).
Подготовка к исполнению гамм.
1.При нисходящемдвижении звуков, извлекаемых на одной струне и в той же позиции, пальцы ставятся на соответствующие лады заранее – одновременно с пальцем, участвующем в извлечении 1 звука.
2. При восходящемдвижении звуков, исполняемых на одной струне и в той же позиции, пальцы не снимаются со струны до тех пор, пока этого не потребует исполнение следующих звуков.
3. Движение пальцев начинается с небольшого расстояния от струны или непосредственно от неё без замаха и удара.
Работа над гаммой До мажор.
1.Проверка посадки и постановки рук и ног;
2.Уточнение аппликатуры пальцев обеих рук;
3. Игра различными ритмическими фигурациями;
4.Игра различными способами извлечения звука.
Ученице предложено обратить внимание на левую руку — не поднимать пальцы сразу после извлечения звука; обязательно считать вслух, а затем выучивать ритмические фигурации соответствующими попевками: четвертные – « Мы шагали», восьмые – « А потом мы побежали», шестнадцатые – « А теперь мы все поедем быстро на велосипеде». Сочетание четвертная две восьмых – « бабушка — дедушка», две восьмые четвертная – « паровоз» и т.д. Исполнять гамму разными приёмами звукоизвлечения и отрабатывать их.
Предложено упражнение для закрепления аппликатуры в гамме До мажор: М. Каркасси « Школа игры на шестиструнной гитаре», стр.19.
— выполнять рекомендации по подготовке к исполнению гамм;
— уделять внимание ритмичности исполнения;
— уделять внимание точности соблюдения аппликатуры;
— проучить рекомендованное упражнение.
Работа над хроматической гаммой До мажор.
Что такое – «Хроматическая гамма»
Хроматическая гамма – это последовательность звуков по полутонам.
1.Кисть занимает правильное положение: пальцы раздвинутые и согнутые, должны быть готовы прижать струну у порожка соседнего лада экономным движением.
2.При восходящем движении пальцы после того, как прижали струну на соответствующем ладу , остаются на месте; при нисходящем движении пальцы последовательно приподнимаются, но не удаляясь далеко от струны.
3.На 1 и 2 струнах увеличивайте закругление пальцев, чтобы они могли опускаться на струны, как « молоточки».
Знакомство с аппликатурой гаммы, т. к. ученица её ещё не учила. Исполнение приёмом тирандо и апояндо четвертными и восьмыми длительностями.
— выполнять рекомендации по подготовке к исполнению хроматической гаммы;
— выучить уверенно аппликатуру гаммы.
3.Примеры применения гаммообразных пассажей.
Й. Йирмал Этюд До мажор.
Н Потоловский « Охотник»
4.Подведение итога урока.
Сегодня на уроке мы с тобой познакомились над правилами работы над гаммами. Ещё надо очень много потрудиться, чтобы добиться качественного исполнения этих гамм. Но их ещё много, и над каждой надо много работать. Поэтому вывод такой: работа над гаммами – это кропотливый труд. Надо набраться терпения и знать, что это принесёт только пользу, ведь всё, над чем ты работаешь в гаммах, будет применяться в работе над музыкальными произведениями.
Источник